Разработка урока по теме "Имя прилагательное"Урок-обобщение.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

В данной разработке по русскому языку даётся повторение темы "Прилагательное " с использованием разных приёмов и методов в соответствии с ФГОС,чтобы обучающиеся могли систематизировать свои знания и навыки по морфологии прилагательного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд№1)

Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное»

Урок-презентация в 6 классе.

Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУН.

Вид: урок-практикум.

(Слайд№2)

Цель. Образовательная: - обобщить и систематизировать знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания, умения, навыки по данной теме; развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач.

Развивающая: - развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную сферу, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.

Воспитательная: - воспитание бережного отношения к языку и окружающей природе. (Слайд №2)

Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран, раздаточный материал.

(Слайд№3)

Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание прилагательных в тексте;
  • построение речевых высказываний с употреблением имён прилагательных.

Личностные УУД:

  • испытать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке , в творчестве;
  • осознать роль прилагательных в устной и письменной речи;

эмоционально «проживать» текст ,выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с тестом, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа, сравнения и обобщения.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

(Слайд№4)

Ход урока

#1054;ргмомент.

–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Ребята, посмотрите какой сегодня тёплый солнечный день.Хочется всем улыбнуться и пожелать хорошего настроения. Я вас попрошу на время погрузиться в прекрасный мир поэзии.

Обратимся к стихам А.А.Фета:Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь,движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Ребята ,попробуем определить тему данного стихотворения .О чём писал поэт?

(О природе, о том ,что приближается дождь, и какие изменения происходят вокруг. Как воробей купается в песке, радуясь этому событию. Автор запечатлел в своих стихах этот прекрасный миг ожидания.)

(Слайд№5)

(2. Закрепление изученного материала

- Сегодня мы проведем урок-практикум по теме «Имя прилагательное»

Откройте тетради и запишем число и тему.

- Как можно сформулировать цель урока?

- Ообобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

-Итак, цель урока мы вместе определили.

- А теперь, чтобы проверить свои силы и способности в достижении поставленной цели, необходимо разделиться на две команды. На ваших карточках половина пословицы. Вторую часть вы должны найти и составить пословицу.

-Назовите пословицы.

  • Дружба не гриб-в лесу не найдёшь.
  • Век живи-век учись.
  • Нет друга-ищи,а найдёшь-береги.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Друга иметь-себя не жалеть.
  • Без муки нет и науки.

.

Итак, в первой команде те, у кого пословицы на тему «дружба», во второй – на тему «знание». Придумайте себе название и выберите капитанов. Наши команды - «Эрудиты» и »Верные друзья» От того, как вы правильно, быстро, четко будете отвечать, зависит ваш успех.

(Слайд№6)

А) Разминка:

- Вы уже знаете, что имя прилагательное по количеству употребляемых слов занимает третье место после существительного и глагола. Так что же такое Имя Прилагательное? Давайте перейдём к научному языку Начнём с разминки.

Команды задают друг другу вопросы и отвечают

  • Какую часть речи называют прилагательным?
  • На какие вопросы отвечают прилагательные и каким членом предложения являются?
  • Какие степени сравнения может иметь прилагательное?
  • Как мы узнаем качественные прилагательные?
  • Какие прилагательные имеют степени сравнения? Полную и краткую форму?

Как изменяются прилагательные? (по родам, числам и падежам)

  • От чего зависит род, падеж, число прилагательных? (они полностью зависят от существительных)

- Какие прилагательные называются относительные? Притяжательные?

- Морфологический разбор имён прилагательных:золотой и душистым из стихотворения А.Фета.

(Слайл№7)

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),
- сравнительной или превосходной степени (только у качественных),
- числе (нет в простой сравнительной форме),
- роде (нет во множественном числе и у простой сравнительной форме),
- падеже (нет в краткой форме у качественных, в простой сравнительной форме).

3. Синтаксическая роль прилагательного

-Чудесно, молодцы, ребята.

(Слайд№8)

Б) Анализ текста

- К какому типу речи относится этот текст? (Это описание, так как автор дает характеристику предмету путем перечисления его признаков).Ребята, дополните предложения прилагательными.

#1054;днажды зимой мы отправились в лес. В (…) бору было тихо .Все покрыто (…) снегом. В (…) воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…) инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).

#1042;еликолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом.(…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать., и меркнет яркость (…) неба.

(Слайд№9)

Физкультминутка

. Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Текст на экране.

(Слайд№10)

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладоши,

И потопаем немножко.

А теперь представим ,детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели,

И на доску посмотрели.

(Слайд№11)

В) Задание

Запишите прилагательные в составе словосочетаний , правильно распределив их по разрядам: качественные , относительные , притяжательные.

Холодный ветер, северное течение, оленья тропа, соленый океан, девичья коса, железный характер, лисий хвост , осенний наряд, папино желание, розовый закат, мудрый человек.

- Найдите в тексте краткие прилагательные, объясните их синтаксическую роль..

((…) воздух тонок и жгуч.)

3. Задание: согласование прилагательных с существительными.

- Как согласуются прилагательные с существительными

(в роде числе и падеже)

Преобразовать сочетания слов в словосочетание «прилаг.+сущ.».

Пух лебедя-

Шкаф для книг-

Сок лимона-

Трава около дороги-

Ложка из дерева-

Дом из камня-

Носки из шерсти-

Перчатки из кожи-

Очень тонкая талия-

Выделить суффиксы в именах прилагательных.

(Слайд№12)

Согласовать прилагательные с существительными:

#1048;скусный (ювелир,шёлк,руки,гончар,камень).

#1048;скусственный (ювелир, шёлк,руки.гончар.камень)

Паронимы-слова ,одинаковые по звучанию,различаюшиеся своим написанием и лексическим значением.(дружеская (улыбка) и дружественная(остановка),хозяйский (двор) и хозяйственный (магазин) ).

Тест

В какой строке все слова пишутся с –нн- ?

Весе…ий, серебря…ый, огне…ый, соломе…ый;

авиацио…ый, мороз…ый, торфя…ой,сезо…ый;

пчел…ый, тума…ый, бараба…ый, почве…ый;

деревя…ый, карма…ый, коре…ой, фирме…ый.

В каких предложениях частица не пишется со словами раздельно?

  1. Мне хочется (не)дорогой подарок,а от души.
  2. (Не)обычный вид ваш всех удивил.
  3. А кругом на полях (не)пробудная тишь.
  4. В стороне стоял этот( не)уклюжий мальчик..

(Слайд№13)

Тест

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (журнально)газетный, (ярко)красный, (алма)атинский
  2. (пяти)этажный, (юго)западный, (двадцати)миллионный
  3. (нефте)наливной, (широко)плечий, (бледно)зеленый

2. В каком ряду все слова пишутся слитно?

  1. (научно)фантастический, (вагоно)ремонтный, (русско)японский
  2. (черно)бровый, (древне)русский, (средне)вековый
  3. (трудо)любивый, (девяти)этажный, (шахматно)шашечный.

#1054;т существительных образуйте прилагательные с суффиксами К и СК.

Француз- кучер-

Ткач- июнь-

Низ- богатырь-

Скользить- матрос-

Повар-

4. В каком ряду допущены речевые ошибки

  1. Более сильнейший.
  2. Более легче.
  3. Более слабый
  4. Сильнее всех
  5. Самый белый
  6. Очень умный
  7. Самый умнейший.

5. В каких предложениях есть прилагательные, употребленные в значении существительного?

1) Детская комната была оклеена веселыми обоями?

2)Из ванной доносился всплеск воды.

3)Столовая вмиг опустела.

4) Все расступились, освобождая дорогу пожарному со спасенным малышом в руках.

(Слайд№14)

Творческая работа

- Составьте связный текст из 3-4 предложений на тему «Зимний пейзаж», используя средства художественной выразительности.

Воспитательная минутка. Ребята, мы с вами сегодня очень много говорили о природе и об особенностях русского языка. Что же мы должны делать, чтобы сохранить окружающую красоту и богатое наследие русского языка? (беречь язык и природу, не засорять их ненужным хламом, словами-паразитами).

14. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке? (узнали, что такое паронимы)

– Чем был полезен для вас урок? (повторили и обобщили имена прилагательные)

– Понравился ли вам сегодняшний урок?

А теперь свои впечатления об уроке выразите в синквейне.

(Слайд№15)

Домашнее задание: Упр343

Слово учителя: – Молодцы, ребята. Все работали активно и слаженно. Спасибо за урок. Поставьте в дневники такие оценки: за активность и правильные ответы получают «5»:

за участие на уроке получают «4»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе. "Урок обобщения.Имя прилагательное. "

Урок представлен в яркой и незатейливой форме путешествия по острову Имя прилагательное. Разнообразие заданий активизируют мышление ученика в течение всего урока....

Имя прилагательное. Урок обобщения в 6 классе

Подборка материала обеспечивает полное повторение и обобщение пройденного о прилагательном в 6 классе...

урок-обобщение "Имя прилагательное".

ТЕМА: ,,Имя прилагательное как часть речи.  Обобщение изученного.,,     Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи: Обучающ...

Презентация к уроку-обобщению."Имя прилагательное. 5 класс.

Материалы презентации к уроку-обобщению о теме "Имя прилагательное". 5 класс....

"Имя прилагательное". Урок - обобщение для 5 - 6 классов.

Повторяя материал о прилагательных, дети узнают много интересного об этой части речи. Есть и тест для проверки усвоенности материала. Много дополнительных сведений о прилагательных....