Разработка урока по теме "Имя прилагательное"Урок-обобщение.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
В данной разработке по русскому языку даётся повторение темы "Прилагательное " с использованием разных приёмов и методов в соответствии с ФГОС,чтобы обучающиеся могли систематизировать свои знания и навыки по морфологии прилагательного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока по теме "Имя прилагательное." | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд№1)
Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное»
Урок-презентация в 6 классе.
Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУН.
Вид: урок-практикум.
(Слайд№2)
Цель. Образовательная: - обобщить и систематизировать знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания, умения, навыки по данной теме; развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач.
Развивающая: - развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную сферу, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.
Воспитательная: - воспитание бережного отношения к языку и окружающей природе. (Слайд №2)
Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран, раздаточный материал.
(Слайд№3)
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- распознавание прилагательных в тексте;
- построение речевых высказываний с употреблением имён прилагательных.
Личностные УУД:
- испытать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- уметь видеть прекрасное в природе, языке , в творчестве;
- осознать роль прилагательных в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст ,выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать с тестом, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа, сравнения и обобщения.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- учиться работать в паре, группе;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
(Слайд№4)
Ход урока
#1054;ргмомент.
–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Ребята, посмотрите какой сегодня тёплый солнечный день.Хочется всем улыбнуться и пожелать хорошего настроения. Я вас попрошу на время погрузиться в прекрасный мир поэзии.
Обратимся к стихам А.А.Фета:Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь,движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Ребята ,попробуем определить тему данного стихотворения .О чём писал поэт?
(О природе, о том ,что приближается дождь, и какие изменения происходят вокруг. Как воробей купается в песке, радуясь этому событию. Автор запечатлел в своих стихах этот прекрасный миг ожидания.)
(Слайд№5)
(2. Закрепление изученного материала
- Сегодня мы проведем урок-практикум по теме «Имя прилагательное»
Откройте тетради и запишем число и тему.
- Как можно сформулировать цель урока?
- Ообобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», Уметь применять полученные знания в практической деятельности.
-Итак, цель урока мы вместе определили.
- А теперь, чтобы проверить свои силы и способности в достижении поставленной цели, необходимо разделиться на две команды. На ваших карточках половина пословицы. Вторую часть вы должны найти и составить пословицу.
-Назовите пословицы.
- Дружба не гриб-в лесу не найдёшь.
- Век живи-век учись.
- Нет друга-ищи,а найдёшь-береги.
- Без терпенья нет ученья.
- Старый друг лучше новых двух.
- Друга иметь-себя не жалеть.
- Без муки нет и науки.
.
Итак, в первой команде те, у кого пословицы на тему «дружба», во второй – на тему «знание». Придумайте себе название и выберите капитанов. Наши команды - «Эрудиты» и »Верные друзья» От того, как вы правильно, быстро, четко будете отвечать, зависит ваш успех.
(Слайд№6)
А) Разминка:
- Вы уже знаете, что имя прилагательное по количеству употребляемых слов занимает третье место после существительного и глагола. Так что же такое Имя Прилагательное? Давайте перейдём к научному языку Начнём с разминки.
Команды задают друг другу вопросы и отвечают
- Какую часть речи называют прилагательным?
- На какие вопросы отвечают прилагательные и каким членом предложения являются?
- Какие степени сравнения может иметь прилагательное?
- Как мы узнаем качественные прилагательные?
- Какие прилагательные имеют степени сравнения? Полную и краткую форму?
Как изменяются прилагательные? (по родам, числам и падежам)
- От чего зависит род, падеж, число прилагательных? (они полностью зависят от существительных)
- Какие прилагательные называются относительные? Притяжательные?
- Морфологический разбор имён прилагательных:золотой и душистым из стихотворения А.Фета.
(Слайл№7)
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),
- сравнительной или превосходной степени (только у качественных),
- числе (нет в простой сравнительной форме),
- роде (нет во множественном числе и у простой сравнительной форме),
- падеже (нет в краткой форме у качественных, в простой сравнительной форме).
3. Синтаксическая роль прилагательного
-Чудесно, молодцы, ребята.
(Слайд№8)
Б) Анализ текста
- К какому типу речи относится этот текст? (Это описание, так как автор дает характеристику предмету путем перечисления его признаков).Ребята, дополните предложения прилагательными.
#1054;днажды зимой мы отправились в лес. В (…) бору было тихо .Все покрыто (…) снегом. В (…) воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…) инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).
#1042;еликолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом.(…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать., и меркнет яркость (…) неба.
(Слайд№9)
Физкультминутка
. Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Текст на экране.
(Слайд№10)
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладоши,
И потопаем немножко.
А теперь представим ,детки,
Будто руки наши ветки,
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
И на доску посмотрели.
(Слайд№11)
В) Задание
Запишите прилагательные в составе словосочетаний , правильно распределив их по разрядам: качественные , относительные , притяжательные.
Холодный ветер, северное течение, оленья тропа, соленый океан, девичья коса, железный характер, лисий хвост , осенний наряд, папино желание, розовый закат, мудрый человек.
- Найдите в тексте краткие прилагательные, объясните их синтаксическую роль..
((…) воздух тонок и жгуч.)
3. Задание: согласование прилагательных с существительными.
- Как согласуются прилагательные с существительными
(в роде числе и падеже)
Преобразовать сочетания слов в словосочетание «прилаг.+сущ.».
Пух лебедя-
Шкаф для книг-
Сок лимона-
Трава около дороги-
Ложка из дерева-
Дом из камня-
Носки из шерсти-
Перчатки из кожи-
Очень тонкая талия-
Выделить суффиксы в именах прилагательных.
(Слайд№12)
Согласовать прилагательные с существительными:
#1048;скусный (ювелир,шёлк,руки,гончар,камень).
#1048;скусственный (ювелир, шёлк,руки.гончар.камень)
Паронимы-слова ,одинаковые по звучанию,различаюшиеся своим написанием и лексическим значением.(дружеская (улыбка) и дружественная(остановка),хозяйский (двор) и хозяйственный (магазин) ).
Тест
В какой строке все слова пишутся с –нн- ?
Весе…ий, серебря…ый, огне…ый, соломе…ый;
авиацио…ый, мороз…ый, торфя…ой,сезо…ый;
пчел…ый, тума…ый, бараба…ый, почве…ый;
деревя…ый, карма…ый, коре…ой, фирме…ый.
В каких предложениях частица не пишется со словами раздельно?
- Мне хочется (не)дорогой подарок,а от души.
- (Не)обычный вид ваш всех удивил.
- А кругом на полях (не)пробудная тишь.
- В стороне стоял этот( не)уклюжий мальчик..
(Слайд№13)
Тест
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
- (журнально)газетный, (ярко)красный, (алма)атинский
- (пяти)этажный, (юго)западный, (двадцати)миллионный
- (нефте)наливной, (широко)плечий, (бледно)зеленый
2. В каком ряду все слова пишутся слитно?
- (научно)фантастический, (вагоно)ремонтный, (русско)японский
- (черно)бровый, (древне)русский, (средне)вековый
- (трудо)любивый, (девяти)этажный, (шахматно)шашечный.
#1054;т существительных образуйте прилагательные с суффиксами К и СК.
Француз- кучер-
Ткач- июнь-
Низ- богатырь-
Скользить- матрос-
Повар-
4. В каком ряду допущены речевые ошибки
- Более сильнейший.
- Более легче.
- Более слабый
- Сильнее всех
- Самый белый
- Очень умный
- Самый умнейший.
5. В каких предложениях есть прилагательные, употребленные в значении существительного?
1) Детская комната была оклеена веселыми обоями?
2)Из ванной доносился всплеск воды.
3)Столовая вмиг опустела.
4) Все расступились, освобождая дорогу пожарному со спасенным малышом в руках.
(Слайд№14)
Творческая работа
- Составьте связный текст из 3-4 предложений на тему «Зимний пейзаж», используя средства художественной выразительности.
Воспитательная минутка. Ребята, мы с вами сегодня очень много говорили о природе и об особенностях русского языка. Что же мы должны делать, чтобы сохранить окружающую красоту и богатое наследие русского языка? (беречь язык и природу, не засорять их ненужным хламом, словами-паразитами).
14. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке? (узнали, что такое паронимы)
– Чем был полезен для вас урок? (повторили и обобщили имена прилагательные)
– Понравился ли вам сегодняшний урок?
А теперь свои впечатления об уроке выразите в синквейне.
(Слайд№15)
Домашнее задание: Упр343
Слово учителя: – Молодцы, ребята. Все работали активно и слаженно. Спасибо за урок. Поставьте в дневники такие оценки: за активность и правильные ответы получают «5»:
за участие на уроке получают «4»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 6 классе. "Урок обобщения.Имя прилагательное. "
Урок представлен в яркой и незатейливой форме путешествия по острову Имя прилагательное. Разнообразие заданий активизируют мышление ученика в течение всего урока....
Урок-обобщение.Имя прилагательное. 5 класс
Презентация к уроку...
Имя прилагательное. Урок обобщения в 6 классе
Подборка материала обеспечивает полное повторение и обобщение пройденного о прилагательном в 6 классе...
урок-обобщение "Имя прилагательное".
ТЕМА: ,,Имя прилагательное как часть речи. Обобщение изученного.,, Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи: Обучающ...
Презентация к уроку-обобщению."Имя прилагательное. 5 класс.
Материалы презентации к уроку-обобщению о теме "Имя прилагательное". 5 класс....
Рабочие материалы к уроку-обобщению "Имя прилагательное". 5 класс
Содержит рабочие материалы, тест...
"Имя прилагательное". Урок - обобщение для 5 - 6 классов.
Повторяя материал о прилагательных, дети узнают много интересного об этой части речи. Есть и тест для проверки усвоенности материала. Много дополнительных сведений о прилагательных....