Имя прилагательное. Урок обобщения в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Вебер Галина Алексеевна

Подборка материала обеспечивает полное повторение и обобщение пройденного о прилагательном в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Имя прилагательное»

(Обобщение по теме 6 класс)

   Цель:  Дополнить сведения об имени прилагательном; повторить теоретический материал, изученный в 6 классе; закрепить основные правила правописания имён прилагательных; развивать навык морфологического разбора имён прилагательных; способствовать воспитанию интереса к этой части речи.

   Ход урока.

  1. Сообщение темы, цели урока.
  2. Прослушайте внимательно отрывок из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика» 1755 г.

«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:

  1. Имя – для названия вещей; 2) местоимение – для сокращения именований; 3) глагол – для названия деяний; 4) причастие – для сокращения соединения имени и глагола в одно решение; 5) наречие – для краткого изображения обстоятельств;  6) предлог – для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз – для изображения взаимности наших понятий; 8) междометия – для краткого изъявления  движений духа.»

А) – Всегда ли в русском языке выделяли 10 частей речи?

Б) – Было ли среди них прилагательное?

Позднее слова, которые обозначают то, какими являются люди, животные, растения, предметы и явления действительности, называть стали именем прилагательным.

В) – Дайте научное определение имени прилагательного.

Г) – Имя прилагательное прилагается к чему? Почему?

Р, Ч, П. (Прилагаются к существительному, подражая им в роде, числе, падеже)

  1. На доске.

На солнце тёмный(и.п., м.р., ед.ч.) лес зардел,

В долине пар белеет тонкий(и.п., м.р., ед.ч),

И песню раннюю(В.п., ед.ч., ж.р.) запел

В лазури жаворонок звонкий(И.п., м.р., ед.ч.).

- Объясните окончание прилагательных.

- Определите род, число, падеж.

  4. Имена прилагательные помогают нам сравнивать друг с другом людей, животных, растения, предметы, явления действительности, т.е. они имеют степени сравнения.

 А) - Какие степени сравнения вы знаете?

Б)  -  Образуйте простую сравнительную и превосходную степень от прилагательных.

1 вариант – высокий           2  вариант - большой

В) – Какие ещё используются суффиксы для образования простой и сравнительной степени и превосходной?

 - Устно образуйте составную сравнительную и превосходную степень.

   5. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени, подчеркните их как член предложения.

Но скажи как можно ей

Быть во всём меня …?

Признавайся: всех я…,

Обойди всё царство наше.

6. Прилагательные относятся к одному из трёх разрядов: качественные, относительные, притяжательные.

- По каким признакам их будете определять, заполняя таблицу?

качественные

относительные

притяжательные

белый

зимний

барсучий

внимательный

немецкий

орлиный

чуткий

каменный

птичий

волчий (аппетит)

волчья(губа)

волчий(хвост)

медвежья (услуга)

медвежья (берлога)

7.В сочетании с разными существительными одно т то же прилагательное может приобретать различные значения.

Замени в сочетаниях прилагательное синонимом.

Свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежий хлеб (мягкий).

Обозначьте главное слово. Почему существительное является главным словом? (Потому что прилагательное всегда прилагается к существительному).

    8.Запишите предложения, вставляя орфограммы.

Он с детства не слышал ни птичьего пенья, ни гордого гула лесов, ни доброго звона капели весенней, ни добрых людских голосов.

- Выполнить морфологический разбор прилагательных. 1 вариант – птичьего, 2 вариант – весеннего.

   9.Умеете ли вы писать прилагательные?

Объясни подчёркнутые орфограммы.

Ежовый, лицевой, сельский, масляное пятно, песчаный берег, деревянный стол, узкий, целинный, нелепый случай. Неудачный ответ, ни добрый, а злой, журнально – газетный, северо - западный, ярко- красный, трёхметровый.

  10.Аукцион.

Побеждает тот, кто последний назовёт прилагательное обозначающее:

Вкус-

Температуру-

Размер-

Качество характера-

Итог: Мы обобщили изученное о прилагательном в 6 классе.

Д\з: готовиться к диктанту. Выписать все словарные слова, изученные в теме «Имя прилагательное». Нарисуйте каким вы представляете имя прилагательное. Например: существительное – это старичок в колпачке, наречие – мальчик прыгает.



Предварительный просмотр:

Тема: «Имя прилагательное»

(Обобщение по теме 6 класс)

   Цель:  Дополнить сведения об имени прилагательном; повторить теоретический материал, изученный в 6 классе; закрепить основные правила правописания имён прилагательных; развивать навык морфологического разбора имён прилагательных; способствовать воспитанию интереса к этой части речи.

   Ход урока.

  1. Сообщение темы, цели урока.
  2. Прослушайте внимательно отрывок из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика» 1755 г.

«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:

  1. Имя – для названия вещей; 2) местоимение – для сокращения именований; 3) глагол – для названия деяний; 4) причастие – для сокращения соединения имени и глагола в одно решение; 5) наречие – для краткого изображения обстоятельств;  6) предлог – для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз – для изображения взаимности наших понятий; 8) междометия – для краткого изъявления  движений духа.»

А) – Всегда ли в русском языке выделяли 10 частей речи?

Б) – Было ли среди них прилагательное?

Позднее слова, которые обозначают то, какими являются люди, животные, растения, предметы и явления действительности, называть стали именем прилагательным.

В) – Дайте научное определение имени прилагательного.

Г) – Имя прилагательное прилагается к чему? Почему?

Р, Ч, П. (Прилагаются к существительному, подражая им в роде, числе, падеже)

  1. На доске.

На солнце тёмный(и.п., м.р., ед.ч.) лес зардел,

В долине пар белеет тонкий(и.п., м.р., ед.ч),

И песню раннюю(В.п., ед.ч., ж.р.) запел

В лазури жаворонок звонкий(И.п., м.р., ед.ч.).

- Объясните окончание прилагательных.

- Определите род, число, падеж.

  4. Имена прилагательные помогают нам сравнивать друг с другом людей, животных, растения, предметы, явления действительности, т.е. они имеют степени сравнения.

 А) - Какие степени сравнения вы знаете?

Б)  -  Образуйте простую сравнительную и превосходную степень от прилагательных.

1 вариант – высокий           2  вариант - большой

В) – Какие ещё используются суффиксы для образования простой и сравнительной степени и превосходной?

 - Устно образуйте составную сравнительную и превосходную степень.

   5. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени, подчеркните их как член предложения.

Но скажи как можно ей

Быть во всём меня …?

Признавайся: всех я…,

Обойди всё царство наше.

6. Прилагательные относятся к одному из трёх разрядов: качественные, относительные, притяжательные.

- По каким признакам их будете определять, заполняя таблицу?

качественные

относительные

притяжательные

белый

зимний

барсучий

внимательный

немецкий

орлиный

чуткий

каменный

птичий

волчий (аппетит)

волчья(губа)

волчий(хвост)

медвежья (услуга)

медвежья (берлога)

7.В сочетании с разными существительными одно т то же прилагательное может приобретать различные значения.

Замени в сочетаниях прилагательное синонимом.

Свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежий хлеб (мягкий).

Обозначьте главное слово. Почему существительное является главным словом? (Потому что прилагательное всегда прилагается к существительному).

    8.Запишите предложения, вставляя орфограммы.

Он с детства не слышал ни птичьего пенья, ни гордого гула лесов, ни доброго звона капели весенней, ни добрых людских голосов.

- Выполнить морфологический разбор прилагательных. 1 вариант – птичьего, 2 вариант – весеннего.

   9.Умеете ли вы писать прилагательные?

Объясни подчёркнутые орфограммы.

Ежовый, лицевой, сельский, масляное пятно, песчаный берег, деревянный стол, узкий, целинный, нелепый случай. Неудачный ответ, ни добрый, а злой, журнально – газетный, северо - западный, ярко- красный, трёхметровый.

  10.Аукцион.

Побеждает тот, кто последний назовёт прилагательное обозначающее:

Вкус-

Температуру-

Размер-

Качество характера-

Итог: Мы обобщили изученное о прилагательном в 6 классе.

Д\з: готовиться к диктанту. Выписать все словарные слова, изученные в теме «Имя прилагательное». Нарисуйте каким вы представляете имя прилагательное. Например: существительное – это старичок в колпачке, наречие – мальчик прыгает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....

Урок-обобщение 8 класс по теме"Классы неорганических соединений"

Данную разработку урока можно использовать при закреплении материала по теме "Классы нерганических соединений" 8 класс...

"Имя прилагательное". Урок - обобщение для 5 - 6 классов.

Повторяя материал о прилагательных, дети узнают много интересного об этой части речи. Есть и тест для проверки усвоенности материала. Много дополнительных сведений о прилагательных....

Урок по теме "Магнитные явления.Урок обобщение" 8 класс

Урок закрепления знанаий  по теме "Магнитные явления"...

Степени сравнения прилагательных. Урок-практикум. 6 класс

Урок русского языка по теме "Степени сравнения прилагательных" в 6 классе по учебнику Т.А. Ладыженской...

Разработка урока по теме "Имя прилагательное"Урок-обобщение.

В данной разработке по русскому языку даётся повторение темы "Прилагательное " с использованием разных приёмов и методов в соответствии с ФГОС,чтобы обучающиеся могли систематизировать свои ...