Имя прилагательное. Урок обобщения в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Подборка материала обеспечивает полное повторение и обобщение пройденного о прилагательном в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe_urok_obobshcheniya_v_6_klasse.docx | 15.73 КБ |
imya_prilagatelnoe_urok_obobshcheniya_v_6_klasse.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя прилагательное»
(Обобщение по теме 6 класс)
Цель: Дополнить сведения об имени прилагательном; повторить теоретический материал, изученный в 6 классе; закрепить основные правила правописания имён прилагательных; развивать навык морфологического разбора имён прилагательных; способствовать воспитанию интереса к этой части речи.
Ход урока.
- Сообщение темы, цели урока.
- Прослушайте внимательно отрывок из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика» 1755 г.
«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:
- Имя – для названия вещей; 2) местоимение – для сокращения именований; 3) глагол – для названия деяний; 4) причастие – для сокращения соединения имени и глагола в одно решение; 5) наречие – для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог – для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз – для изображения взаимности наших понятий; 8) междометия – для краткого изъявления движений духа.»
А) – Всегда ли в русском языке выделяли 10 частей речи?
Б) – Было ли среди них прилагательное?
Позднее слова, которые обозначают то, какими являются люди, животные, растения, предметы и явления действительности, называть стали именем прилагательным.
В) – Дайте научное определение имени прилагательного.
Г) – Имя прилагательное прилагается к чему? Почему?
Р, Ч, П. (Прилагаются к существительному, подражая им в роде, числе, падеже)
- На доске.
На солнце тёмный(и.п., м.р., ед.ч.) лес зардел,
В долине пар белеет тонкий(и.п., м.р., ед.ч),
И песню раннюю(В.п., ед.ч., ж.р.) запел
В лазури жаворонок звонкий(И.п., м.р., ед.ч.).
- Объясните окончание прилагательных.
- Определите род, число, падеж.
4. Имена прилагательные помогают нам сравнивать друг с другом людей, животных, растения, предметы, явления действительности, т.е. они имеют степени сравнения.
А) - Какие степени сравнения вы знаете?
Б) - Образуйте простую сравнительную и превосходную степень от прилагательных.
1 вариант – высокий 2 вариант - большой
В) – Какие ещё используются суффиксы для образования простой и сравнительной степени и превосходной?
- Устно образуйте составную сравнительную и превосходную степень.
5. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени, подчеркните их как член предложения.
Но скажи как можно ей
Быть во всём меня …?
Признавайся: всех я…,
Обойди всё царство наше.
6. Прилагательные относятся к одному из трёх разрядов: качественные, относительные, притяжательные.
- По каким признакам их будете определять, заполняя таблицу?
качественные | относительные | притяжательные |
белый | зимний | барсучий |
внимательный | немецкий | орлиный |
чуткий | каменный | птичий |
волчий (аппетит) | волчья(губа) | волчий(хвост) |
медвежья (услуга) | медвежья (берлога) |
7.В сочетании с разными существительными одно т то же прилагательное может приобретать различные значения.
Замени в сочетаниях прилагательное синонимом.
Свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежий хлеб (мягкий).
Обозначьте главное слово. Почему существительное является главным словом? (Потому что прилагательное всегда прилагается к существительному).
8.Запишите предложения, вставляя орфограммы.
Он с детства не слышал ни птичьего пенья, ни гордого гула лесов, ни доброго звона капели весенней, ни добрых людских голосов.
- Выполнить морфологический разбор прилагательных. 1 вариант – птичьего, 2 вариант – весеннего.
9.Умеете ли вы писать прилагательные?
Объясни подчёркнутые орфограммы.
Ежовый, лицевой, сельский, масляное пятно, песчаный берег, деревянный стол, узкий, целинный, нелепый случай. Неудачный ответ, ни добрый, а злой, журнально – газетный, северо - западный, ярко- красный, трёхметровый.
10.Аукцион.
Побеждает тот, кто последний назовёт прилагательное обозначающее:
Вкус-
Температуру-
Размер-
Качество характера-
Итог: Мы обобщили изученное о прилагательном в 6 классе.
Д\з: готовиться к диктанту. Выписать все словарные слова, изученные в теме «Имя прилагательное». Нарисуйте каким вы представляете имя прилагательное. Например: существительное – это старичок в колпачке, наречие – мальчик прыгает.
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя прилагательное»
(Обобщение по теме 6 класс)
Цель: Дополнить сведения об имени прилагательном; повторить теоретический материал, изученный в 6 классе; закрепить основные правила правописания имён прилагательных; развивать навык морфологического разбора имён прилагательных; способствовать воспитанию интереса к этой части речи.
Ход урока.
- Сообщение темы, цели урока.
- Прослушайте внимательно отрывок из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика» 1755 г.
«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:
- Имя – для названия вещей; 2) местоимение – для сокращения именований; 3) глагол – для названия деяний; 4) причастие – для сокращения соединения имени и глагола в одно решение; 5) наречие – для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог – для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз – для изображения взаимности наших понятий; 8) междометия – для краткого изъявления движений духа.»
А) – Всегда ли в русском языке выделяли 10 частей речи?
Б) – Было ли среди них прилагательное?
Позднее слова, которые обозначают то, какими являются люди, животные, растения, предметы и явления действительности, называть стали именем прилагательным.
В) – Дайте научное определение имени прилагательного.
Г) – Имя прилагательное прилагается к чему? Почему?
Р, Ч, П. (Прилагаются к существительному, подражая им в роде, числе, падеже)
- На доске.
На солнце тёмный(и.п., м.р., ед.ч.) лес зардел,
В долине пар белеет тонкий(и.п., м.р., ед.ч),
И песню раннюю(В.п., ед.ч., ж.р.) запел
В лазури жаворонок звонкий(И.п., м.р., ед.ч.).
- Объясните окончание прилагательных.
- Определите род, число, падеж.
4. Имена прилагательные помогают нам сравнивать друг с другом людей, животных, растения, предметы, явления действительности, т.е. они имеют степени сравнения.
А) - Какие степени сравнения вы знаете?
Б) - Образуйте простую сравнительную и превосходную степень от прилагательных.
1 вариант – высокий 2 вариант - большой
В) – Какие ещё используются суффиксы для образования простой и сравнительной степени и превосходной?
- Устно образуйте составную сравнительную и превосходную степень.
5. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени, подчеркните их как член предложения.
Но скажи как можно ей
Быть во всём меня …?
Признавайся: всех я…,
Обойди всё царство наше.
6. Прилагательные относятся к одному из трёх разрядов: качественные, относительные, притяжательные.
- По каким признакам их будете определять, заполняя таблицу?
качественные | относительные | притяжательные |
белый | зимний | барсучий |
внимательный | немецкий | орлиный |
чуткий | каменный | птичий |
волчий (аппетит) | волчья(губа) | волчий(хвост) |
медвежья (услуга) | медвежья (берлога) |
7.В сочетании с разными существительными одно т то же прилагательное может приобретать различные значения.
Замени в сочетаниях прилагательное синонимом.
Свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежий хлеб (мягкий).
Обозначьте главное слово. Почему существительное является главным словом? (Потому что прилагательное всегда прилагается к существительному).
8.Запишите предложения, вставляя орфограммы.
Он с детства не слышал ни птичьего пенья, ни гордого гула лесов, ни доброго звона капели весенней, ни добрых людских голосов.
- Выполнить морфологический разбор прилагательных. 1 вариант – птичьего, 2 вариант – весеннего.
9.Умеете ли вы писать прилагательные?
Объясни подчёркнутые орфограммы.
Ежовый, лицевой, сельский, масляное пятно, песчаный берег, деревянный стол, узкий, целинный, нелепый случай. Неудачный ответ, ни добрый, а злой, журнально – газетный, северо - западный, ярко- красный, трёхметровый.
10.Аукцион.
Побеждает тот, кто последний назовёт прилагательное обозначающее:
Вкус-
Температуру-
Размер-
Качество характера-
Итог: Мы обобщили изученное о прилагательном в 6 классе.
Д\з: готовиться к диктанту. Выписать все словарные слова, изученные в теме «Имя прилагательное». Нарисуйте каким вы представляете имя прилагательное. Например: существительное – это старичок в колпачке, наречие – мальчик прыгает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....
Урок-обобщение 8 класс по теме"Классы неорганических соединений"
Данную разработку урока можно использовать при закреплении материала по теме "Классы нерганических соединений" 8 класс...
"Имя прилагательное". Урок - обобщение для 5 - 6 классов.
Повторяя материал о прилагательных, дети узнают много интересного об этой части речи. Есть и тест для проверки усвоенности материала. Много дополнительных сведений о прилагательных....
Урок по теме "Магнитные явления.Урок обобщение" 8 класс
Урок закрепления знанаий по теме "Магнитные явления"...
Степени сравнения прилагательных. Урок-практикум. 6 класс
Урок русского языка по теме "Степени сравнения прилагательных" в 6 классе по учебнику Т.А. Ладыженской...
Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных. Урок в 7 классе
Урок-обобщение темы...
Разработка урока по теме "Имя прилагательное"Урок-обобщение.
В данной разработке по русскому языку даётся повторение темы "Прилагательное " с использованием разных приёмов и методов в соответствии с ФГОС,чтобы обучающиеся могли систематизировать свои ...