Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение Королевская
средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО Протокол педагогического совета от 27.08. 2013 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Королевской сош _________ Ю. А. Ладыгин 28.08. 2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык, 5 класс, основное общее , базовый уровень
на 2013—2014 учебный год
Составитель: Стрелкова Любовь Александровна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
пос. Королевский 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку. 5-9 классы (Авторы программы М.М. Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов).М.: Дрофа, 2010
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения
• Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция - знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа предполагает 204 часа на изучение русского языка в 5 классе, а базисный учебный план отводит на изучение 210 часов, поэтому в рабочую программу добавлено 6 часов на повторение пройденного материала.
Поурочно — тематическое планирование
№ П/п | Тема раздела, урока | Всего часов | Примечания |
I | О языке и речи | 3 | |
1.1-2 | Зачем человеку нужен язык. | 2 | |
1.3 | Что мы знаем о русском языке. | 1 | |
2 | Речь | 49 | |
2.1-2.2 | Р/р. Что такое речь. | 2 | |
2.3 | Р/р. Речь монологическая и диалогическая. Устная и письменная речь. | 1 | |
3 | Закрепление и углубление изученного в начальных классах | 34 | |
Фонетика. Графика. | 3 | ||
3.1 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | |
3.2 | Что обозначают буквы е, ё, ю,я | 1 | |
3.3 | Фонетический разбор слова | 1 | |
2 | Текст | 5 | |
2.4 | Р/р.Что такое текст(повтор) | 1 | презентация |
2.5 | Р/р.Тема текста | 1 | |
2.6 | Р/р. Основная мысль текста | 1 | |
2.7 | Р/р. Речь монологическая и диалогическая. Устная и письменная речь. | 1 | |
2.8-2.9 | Р/р.Сочинение «Памятный день летних каникул»(контрольная работа №1) | 2 | |
3 | Письмо. Орфография | 10 | |
3.4 | Зачем людям письмо. Что изучает орфография. Понятие орфограммы | 1 | |
3.5 | Орфограммы гласных корня. Орфограммы согласных корня | 1 | |
3.6 | Орфограммы гласных корня. Орфограммы согласных корня | 1 | |
3.7 | Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ | 1 | |
3.8 | Ь после шипящих на конце имён существительных и глаголов. | 1 | |
3.9 | Разделительные Ь и Ъ | 1 | |
3.10 | НЕ с глаголами. | 1 | |
3.11 | Написание –тся и –ться в глаголах. | 1 | |
3.12 | Контрольная работа № 2. Диктант и задания к нему | 1 | |
3.13 | Повторение темы «Письмо. Орфография» | 1 | |
Слово и его значение. Лексика | 3 | ||
3.14 | Что изучает лексика. Слово и его лексическое значение | 1 | |
3.15 | Основные способы толкования лексического значения слова | 1 | |
3.16 | Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем | 1 | презентация |
Слово и его строение, морфемика | 4 | ||
3.17-18 | Почему корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. | 2 | |
3.19-20 | Как образуются формы слова с помощью окончания | 2 | |
Слово как часть речи | 5 | ||
3.21-22 | Самостоятельные части речи. | 2 | |
3.23 | Как изменяются имена существительные, прилагательные, глаголы. | 1 | |
3.24-25 | Служебные части речи. | 2 | |
Текст | 6 | ||
2.10-2.11 | Р/р.От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | 2 | презентация |
2.12-2.13 | Р/р.Абзац как часть текста | 2 | |
2.13 | Р/р.План текста | 1 | |
2.14 | Р/р.Сжатие и развертывание текста | 1 | |
Фонетика. Орфоэпия | 7 +3(начало года) | ||
3.26 | Что изучает фонетика | 1 | презентация |
3.27 | Звуки гласные и согласные | 1 | |
3.28 | Слог, ударение | 1 | |
3.29-30 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных звуков | 2 | |
3.31-32 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | 2 | |
3.33- | Контрольная работа № 3 по фонетике и орфоэпии | 1 | |
4 | Лексика. Словообразование. Правописание | 35 | |
4.1-4.2 | Лексика. Как определить лексическое значение слова. | 2 | презентация |
4.3-4.4 | Сколько лексических значений имеет слово. | 2 | презентация |
4.5-4.7. | Когда слово употребляется в переносном значении. | 3 | |
4.8-4.9 | Как пополняется словарный состав русского языка. | 2 | |
4.10-4.12 | Как образуются слова в русском языке. | 3 | презентация |
4.13-4.14 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. | 2 | |
4.15-4.17 | Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- / -лож-, -раст-(-ращ-)/-рос-. | 3 | презентация |
4.18-4.19 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | 2 | Интерактивный тренажер |
4.20-4.21 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. | 2 | презентация |
2.15 | Р/р. Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Русская зима» | 1 | |
4.22-4.23 | Что такое фразеологизмы | 2 | |
4.24 | Что такое профессиональные и диалектные слова. | 1 | |
4.25-4.26 | О чём рассказывают устаревшие слова. | 2 | |
4.27-4.28 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. | 2 | |
4.29-4.30 | Правописание приставок. | 2 | |
4.31 | Правописание корней слов (слова из ЗСП) | 1 | |
4.32-4.33 | Буквы и-ы после ц. | 2 | презентация |
4.34 | Значение, строение и правописание слова | 1 | |
4.35 | Контрольная работа №4 Диктант по теме «Лексика. Словообразование. Орфография» | 1 | |
Стили речи | 8 | ||
2.16 | Р/р.Что изучает стилистика | 1 | |
2.17-2.18 | Р/р.Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля речи | 1 | |
2.19 | Р/р.Культура речевого поведения | 1 | |
2.20 | Р/р.Художественная речь | 2 | |
2.21 | Р/р.Научно-деловая речь | 1 | |
2.22-2.23 | Р/р.Контрольная работа №5. Изложение «Барсучонок» | 2 | |
5 | Синтаксис и пунктуация | 39 | |
5.1 | Что изучают синтаксис и пунктуация. | 1 | презентация |
5.2-5..4 | Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании | 3 | |
5.5 | Предложение. Интонация предложения. | 1 | |
5.6 | Виды предложений по цели высказывания. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных, побудительных предложений | 1 | презентация |
5.7 | Восклицательные предложения. | 1 | |
5.8-5.9 | Главные члены предложения. | 2 | презентация |
5.10-5.11 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | |
5.12 | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | |
5.13 | Дополнение | 1 | |
5.14 | Определение. | 1 | |
5.15 | Обстоятельство. | 1 | |
5.16-5.17 | Однородные члены предложения. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами. | 2 | презентация |
5.18-5.20 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова | 3 | презентация |
2.24-2.25 | Р/р.Контрольная работа №6 Анализ текста: определение стиля речи, его характеристика | 2 | |
5.21-5.22 | Обращение. Знаки препинания при обращении | 2 | презентация |
5.23-5.24 | Синтаксический разбор простого предложения. | 2 | |
5.25 | Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью | 1 | |
5.26 | Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении | 1 | |
5.27-5.28 | Запятая между частями сложного предложения. Соблюдение интонации в сложных предложениях | 2 | |
5.29 | Прямая речь | 1 | |
5.30-5.31 | Знаки препинания при прямой речи | 2 | презентация |
5.32-5.33 | Диалог. Тире при диалоге | 2 | |
5.34 | Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций | 1 | |
5.35-5.36 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация». | 2 | |
5.37-5.39 | Контрольная работа №7. Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 2 | |
Типы речи | 4 | ||
2.26 | Р/р.Что такое типы речи | 1 | презентация |
2.27-2.28 | Р/р.Описание, повествование, рассуждение | 2 | |
2.29 | Р/р.Сочинение-описание фотографии | 1 | презентация |
2.30 | Р/р.Оценка действительности | 1 | |
Строение текста | 5 | ||
2.31-2.32 | Р/р.Строение текста типа рассуждения-доказательства | 2 | |
2.33 | Р/р.Контрольная работа № 8. Анализ текста: определение типа речи | 1 | |
2.34-2.35 | Р/р.Соединение типов речи в одном тексте. Контрольная работа №9 Изложение «Джек здоровается» | 2 | |
6 | Морфология. Орфография. | 49 | |
6.1 | Классификация частей речи русского языка | 1 | |
6 | Глагол | 22 | |
6.2 | Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в прендложении | 1 | презентация |
6.3 | Правописание не с глаголами (закрепление). | 1 | |
6.4 | Как образуются глаголы. | 1 | презентация |
6.5 | Вид глагола. | 1 | |
6.6-6.7 | Корни с чередованием букв е-и. | 2 | |
6.8 | Начальная форма. (Инфинитив) | 1 | |
6.9-6.10 | Правописание -тся и –ться в глаголах (закрепление) .Возвратные глаголы | 2 | |
6.11 | Наклонение глагола. | 1 | |
6.12-6.13 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глаголов. | 2 | |
6.14-6.15 | Как образуется повелительное наклонение глагола. | 2 | |
6.16-6.17 | Времена глагола. | 2 | |
6.18-6.19 | Спряжение глагола. Лицо и число. | 2 | |
6.20-6.21 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. | 2 | |
6.22-6.23 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | 2 | |
2 | Строение текста | 4 | |
2.36-2.37 | Р/р.Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях | 2 | |
2.38-2.39 | Р/р.Строение текста типа повествование | 2 | |
6 | Имя существительное | 15 | |
6.24 | Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. | 1 | |
6.25 | Как образуются имена существительные. | 1 | |
6.26-6.27 | Употребление суффиксов существительных –чик-/-щик-;–ек-, -ик-. | 2 | |
6.28 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | 1 | презентация |
6.29 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | |
6.30 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правила употребления прописной буквы при написании имен существительных. | 1 | |
6.31 | Род имён существительных. Почему в русском языке три рода. | 1 | |
6.32 | Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных. | 1 | |
6.33 | Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного числа | 1 | |
6.34 | Падеж и склонение имён существительных. | 1 | |
6.35 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | |
6.36 | Употребление имён существительных в речи. | 1 | |
6.37 | Контрольная работа № 10 по теме «Имя существительное» | 1 | |
2 | Строение текста | 4 | |
2.40 | Р/р.Строение текста типа описание предмета | 1 | |
2.41 | Р/р.Редактирование текста типа описание предмета | 1 | |
2.42 | Р/р.Создание текстов типа описание предмета художественного и делового стилей | 1 | |
2.43 | Р/р.Контрольная работа №11 Сочинение на тему «Знакомьтесь, мой друг…» | 1 | |
2 | Соединение типов речи в тексте | 5 | |
2.44 | Р/р.Типы речи в тексте | 1 | |
2.45 | Р/р.Сочинение «Что я люблю делать и почему» | 1 | |
2.46 | Р/р.Анализ и редактирование текста | 1 | |
2.47 | Р/р.Соединение типов речи в тексте. | 1 | |
2.48-2.49 | Р/р.Контрольная работа №12 Изложение «Друг детства» | 2 | |
Имя прилагательное | 12 + 6 | ||
6.38 | Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. | 1 | презентация |
6.39 | Прилагательные качественные. | 1 | |
6.40 | Прилагательные относительные. | 1 | |
6.41 | Прилагательные притяжательные. | 1 | |
6.42-6.43 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 2 | |
6.44 | Образование имён прилагательных. | 1 | |
6.45-6.46 | Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий | 2 | |
6.47 | Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных. | 1 | |
6.48 | Правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степени | 1 | |
6.49 | Контрольная работа № 13. Итоговый диктант | 1 | |
6.50 | Обобщающее повторение по теме «Фонетика» | 1 | |
6.51 | Обобщающее повторение по теме «Лексика» | 1 | |
6.52 | Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |
6.53 | Обобщающее повторение по теме «Глагол» | 1 | |
6.54 | Обобщающее повторение по теме «Имя существительное» | 1 | |
6.55 | Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
Итого | 210 | ||
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по этой программе
Учащиеся должны знать:
• основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста;
• основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 классе; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
• различать разговорную речь и язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить
различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать текст заданного стиля и типа речи;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2009.
Для учителя
- Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с.
- Кудинова А.В. Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений» /А.В.Кудинова. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 158 с.
- Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы/ Авт.-сост. Н.О.Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2003. – 92 с.
- Е.П.Петрухина, М.В.Петрухина. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М.Разумовской, С.И.Львова, В.И.Капинос «Русский язык: 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- М.М.Разумовская и др. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс». – М.:Дрофа, 2011 год.
- Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы / Сост. О.В.Ельцова. – М.: ВАКО, 2011. – 320 с.
- Страхова Л.Л. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2012. – 160 с.
- Сычугова Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка: 5 класс. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 — 336 с.
- Текучева И.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 кл.: к учебнику М.М.Разумовской и др. - М.: Экзамен, 2008. - 158 с.
- Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 5 класс» / И.П.Васильевых: под ред. С.И.Львовой. - 2-е изд. Стер. - М.: Мнемозина. 2010. - 365 с.
- Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 208 с.
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. Москва. «Просвещение» - 1994 . – 240 с.
Лист внесения изменений
Авторская программа предполагает 204 часа на изучение русского языка в 5 классе, а базисный учебный план отводит на изучение 210 часов, поэтому в рабочую программу добавлено 6 часов на повторение пройденного материала по следующим темам:
- Обобщающее повторение по теме «Фонетика»
- Обобщающее повторение по теме «Лексика»
- Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»
- Обобщающее повторение по теме «Глагол»
- Обобщающее повторение по теме «Имя существительное»
- Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....