Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
методическая разработка (5 класс)
Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_fevralskaya_lazur.docx | 28.3 КБ |
fevralskaya_lazur_5_klass.pptx | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", формирование умения описывать картину (пейзаж),.
Задачи:
Обучающая: учить описывать изображённый на картине пейзаж; развивать художественную речь; формировать умение отбирать языковой материал для описания картины.
Развивающая: формировать умение строить текст в соответствии с композицией сочинения-описания; расширить кругозор учащихся (познакомить с творчеством И.Э.Грабаря);
Воспитывающая: воспитывать чувство любви к природе, учить эстетическому восприятию произведения искусства.
Планируемые результаты:
- Предметные. Научить создавать текст-описание, составлять план сочинения, видеть красоту изображённого на картине и передавать с помощью словесных образов.
- Метапредметные. Овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; уметь создавать письменный текст с учётом замысла; стараться свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Личностные. Формировать интерес к творческой деятельности на основе составления плана, отбора словесного материала для описания пейзажа, изображённого на картине.
Оборудование урока: презентация.
1. Орг.момент.
2. Целеполагание. Актуализация опорных знаний.
-Начать урок я хотела бы со стихотворения И.Бунина (Оно есть у вас на партах). Постарайтесь не просто прослушать, а представить, увидеть то, о чем пишет поэт, почувствовать его настроение.
Ещё и холоден, и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия
Она повсюду разлита-
В лазури неба, в птичьем пеньи,
В снегах и внешнем дуновеньи,-
Она везде, где красота.
-Понравилось? Что вы увидели? Что услышали? Какое настроение и какие мысли передаёт поэт?
-Обратите внимание на слова и выражения, которые использованы в переносном значении? Как называются такие средства выразительности? Приведите примеры из стихотворения.
-Я всегда призываю вас быть очень чуткими к слову, не оставлять без внимания то, что непонятно. Как вы понимаете выражение "сквозят деревья в лоне небосклона"?
Выберите то значение, в котором использовал автор слово "сквозят". Значение 2.
лоно- в поэтических образах в знач. поверхность; то, на чем можно возлежать, к чему можно прини-кнуть ит.п. (редк.). «На красных лапках гусь тяжелый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лед.» Пушкин.
СКВОЗИ́ТЬ, сквожу, сквозишь, несовер.
1. безл. О сквозном ветре. Закройте дверь, сквозит. В окно начинает сквозить.
2. Будучи редким, неплотным, пропускать свет (разг.). Материя сквозит.
3. О свете: просвечивать, проникать. Через щели ставен сквозил свет.
|| Виднеться сквозь что-нибудь. «Сквозь ветви темные сквозит лазурь небес и вод.» Некрасов.
4. перен. Замечаться, слегка обнаруживаться, проскальзывать. В ее словах сквозило неудовольствие.
-Неслучайно мне захотелось начать урок с поэзии, ведь поэзия и живопись так близки друг другу, только поэты пользуются словами, а художники красками. Посмотрите на доску. Вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке?
-Я уверена: многие знают, что это за картина и кто её автор? Где можно увидеть оригинал картины?
-Почему я начала урок со стихотворения Бунина? Что общего между стихотворением и картиной?
-Какое настроение она передаёт?
-Кто-нибудь знает историю создания этой картины? Тогда я вам расскажу. Это очень интересно.
И.Э.Грабарь гостил у своего друга в Подмосковье. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал художник.
-Как вы думаете, что придумал художник, чтобы передать именно вот этот мимолётный взгляд, неожиданный взгляд снизу? Как писалась картина?
Чтобы сохранить впечатление от взгляда снизу, Грабарь вырыл глубокую траншею и писал картину, стоя в этой траншее, глядя на берёзу снизу. Тот, кто хоть немного интересуется живописью, сразу обратит внимание на необыкновенно низкий горизонт в этой картине.
-Нам с вами предстоит написать сочинение-описание по картине "Февральская лазурь"
Каким типом речи мы будем пользоваться?
3. Проблемные задания.
-Представьте себя в роли учителя. Перед вами такая работа (в раздаточном материале) Оцените её и объясните свою оценку.
Описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
На уроке нам показали картину "Февральская лазурь". Её нарисовал И.Э.Грабарь.
На переднем плане растёт берёза. Берёза была большая. У берёзы ствол белый, но немного разноцветный. Снег тоже разноцветный. Небо на картине лазурное.
Мне понравилась картина. Она очень красивая.
-Мы можем назвать эту работу текстом? (Да. Тема общая, мысль общая, логическая связь не нарушена, стиль единый.)
-А что же не так? (Ответы учеников.)
-------------------------------------
-Я уверена, что ваши работы будут яркими и выразительными. Но для этого нам нужно поработать.
4. Поиск необходимой информации. Активное пополнение словарного запаса.
-Перед вами цитаты из воспоминаний И.Э.Грабаря о том, как он работал над картиной. Выпишите из этих цитат в столбик слова, которые обозначают цвет. В начальной форме. Подберите к ним синонимы, толкования. Можете работать в парах. Если какое-то слово вызывает затруднение, воспользуйтесь толковым словарём.
«Казалось, что она [природа] праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу».
"Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба".
*Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.
-Какие средства выразительности использует автор?
5. Задание творческой направленности.
Попробуем и мы свои силы.
Я предлагаю вам подобрать к словам БЕРЁЗА, НЕБО, ВЕТКИ сначала прилагательные (можно эпитеты), а потом глагольные выражения (метафоры) , которые помогут создать красивое описание.
Вот мой пример:
Листочки
Оранжевые, рыжие, маленькие, прошлогодние.
Словно вспыхивают на фоне ярко-голубого неба.
-------------------------------
Давайте немного отдохнём и послушаем пьесу П.И.Чайковского, которая называется "Февраль" и входит во всем известный цикл произведений "Времена года".
----------------------------------
6. Задание на умение анализировать ошибки и продумывать способ их устранения.
-Ребята, прослушайте фрагмент еще одной работы и скажите, а что в ней не так, что нарушил автор.
"Перед нами картина И.Э.Грабаря "Февральская лазурь". Небо ясное, ни одна тучка его не омрачает. На заднем плане мы видим темнеющую рощу. Там царство холода, а здесь - царство света и солнца. Художник неслучайно изобразил именно берёзу, ведь это дерево - символ России, которую он так любил".
Нарушена логическая последовательность.
Чтобы предотвратить эту ошибку, что нужно сделать заранее? (составить план)
1.Введение. Кратко о художнике и его картине.
2. Описание картины
а) Берёза на переднем плане
б) Другие берёзы
в) Небо
г) Снег
д) Задний план - роща.
3.Заключение
Какое настроение создает эта картина? Каков был замысел художника, идея?
6. Итоги. Попробуйте сформулировать рекомендации, которые помогут вашим одноклассникам написать хорошее сочинение. Что нужно делать, а чего следует избегать?
Я желаю всем плодотворной работы и жду ваши сочинения. Уверена, они меня порадуют.
7.Рефлексия (Дети ставят на листочках оценку за урок)
Приложение к уроку
1.Ещё и холоден, и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия
Она повсюду разлита-
В лазури неба, в птичьем пеньи,
В снегах и внешнем дуновеньи,-
Она везде, где красота.
И.Бунин.
-----------------------------------------------------------------------------------------
2. СКВОЗИ́ТЬ, сквожу, сквозишь, несовер.
1. безл. О сквозном ветре. Закройте дверь, сквозит. В окно начинает сквозить.
2. Будучи редким, неплотным, пропускать свет (разг.). Материя сквозит.
3. О свете: просвечивать, проникать. Через щели ставен сквозил свет.
|| Виднеться сквозь что-нибудь. «Сквозь ветви темные сквозит лазурь небес и вод.» Некрасов.
4. перен. Замечаться, слегка обнаруживаться, проскальзывать. В ее словах сквозило неудовольствие.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
На уроке нам показали картину "Февральская лазурь". Её нарисовал И.Э.Грабарь.
На переднем плане растёт берёза. Берёза была большая. У берёзы ствол белый, но немного разноцветный. Снег тоже разноцветный. Небо на картине лазурное.
Мне понравилась картина. Она очень красивая.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Казалось, что она [природа] праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу».
"Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба".
*Эмаль - тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ещё и холоден, и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет божий мир. Прозрачно-бледный, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи Ложится отблеск голубой . Не налюбуюсь, как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят .
Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. Она повсюду разлита- В лазури неба, в птичьем пеньи , В снегах и внешнем дуновеньи ,- Она везде, где красота . И.Бунин
« сквозят деревья в лоне небосклона» «Сквозить» 1. безл. О сквозном ветре. Закройте дверь, сквозит . В окно начинает сквозить. 2. Будучи редким, неплотным, пропускать свет ( разг. ). Материя сквозит. 3. О свете: просвечивать, проникать. Через щели ставен сквозил свет. || Виднеться сквозь что-нибудь. «Сквозь ветви темные сквозит лазурь небес и вод.» Некрасов . 4. перен. Замечаться, слегка обнаруживаться, проскальзывать . В ее словах сквозило неудовольствие .
И.Э.Грабарь (1871-1960) — знаменитый советский художник, живописец, искусствовед, профессор, педагог, реставратор. «Февральская лазурь» (1904)
Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" На уроке нам показали картину "Февральская лазурь". Её нарисовал И.Э.Грабарь. На переднем плане растёт берёза. Берёза была большая. У берёзы ствол белый, но немного разноцветный. Снег тоже разноцветный. Небо на картине лазурное. Мне понравилась картина. Она очень красивая.
Лазоревый- Жемчужный- Коралловый- Сапфировый – Сиреневый –
Лазоревый - лазурный, синий, небесно-синий, ярко-синий, нежно-синий.
Жемчужный - Напоминающий жемчуг своим блеском, чистотой, прозрачностью ( поэт . ), белый.
Кора лл овый - розово-оранжевый , ассоциирующийся с кораллами.
Сапфировый - синий, васильковый, индиговый, тёмно-синий.
Сиреневый – имеющий цвет сирени, светло-фиолетовый, лиловый.
Листочки Прошлогодние, оранжевые, р ыжие, м аленькие. Словно вспыхивают на фоне ярко-голубого неба.
Берёза Ветки Небо Снег
Перед нами картина И.Э.Грабаря "Февральская лазурь". Небо ясное, ни одна тучка его не омрачает. На заднем плане мы видим темнеющую рощу. Там царство холода, а здесь - царство света и солнца. Художник неслучайно изобразил именно берёзу, ведь это дерево - символ России, которую он так любил.
План 1. Введение . (Кратко о художнике и его картине). 2. Описание картины а) Берёза на переднем плане б) Другие берёзы в) Небо г) Снег д ) Задний план - роща. 3. Заключение ( Какое настроение создает эта картина? Каков был замысел художника, идея?)
Оцени урок! 5. Урок мне понравился. Чувствую, что я смогу написать хорошую работу. 4. Кое-что осталось мне непонятно. На уроке мне было не всегда интересно. 3. Урок не понравился. Было скучно. Вряд ли мне пригодится то, что я узнал на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"
Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...
Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.
Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...
Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"...
Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.
Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...
Урок развития речи в 5 классе. Описание картины "Февральская лазурь" И.Э.Грабаря.
В связи с тем, что презентация достаточно громоздкая, ее пришлось разбить на несколько архивов. Поэтому перед использованием скачайте её в одну папку.- В центре урока репродукция картины Грабаря «Февр...
Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине Сальвадора Дали "Время " 10 «А» классе по теме “Man the Creator” учебник O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva Учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна, соавтор ученица 10 «А» класса
Цели:воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыкеОбразовательные:формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;Развивающие:развивать письменную и устную речь учащихся ...
Презентация к уроку развития речи (Сочинение - описание природы по картине)
Презентация знакомит с несколькими картинами известного пейзажиста Н.М.Крымова. Может быть использована науроках русского языка, искусства и внеклассной работе....