Урок развития речи в 5 классе. Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
презентация к уроку (5 класс) по теме

Ибрагимова Нурия Шамильевна

Презентация о творчестве Игоря Эммануиловича Грабаря

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И. Э. ГРАБАРЯ ТВОРЧЕСТВО Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег .

Слайд 2

Игорь Грабарь никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, не всякому живописцу дано увидеть и показать необычное в обычном . По словам самого Грабаря, он всегда стремился к "объективной правде в живописи"; ставил перед собой задачу "передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью".

Слайд 3

Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им была написана "Крыша со снегом". Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря - тему русской зимы и русских снегов. И. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы (хотя он писал и весну, и осень). Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него, и картины природы успешно заменял собою - натюрморт.

Слайд 4

В 1905-1908 годах - ведущим ее мотивом стало изображение инея. По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта - именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве. ИНЕЙ

Слайд 5

Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни - «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея».

Слайд 6

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - " плакучую " ее разновидность.

Слайд 7

И. Грабаря называли последним из пленэристов России. Это художник, который владеет живописной техникой изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Игорь Грабарь нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении И. Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе

Тема: Р.Р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря  «Февральская лазурь».

                                Учитель русского языка и литературы

Ибрагимова Н.Ш.

Тема: Р.Р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря  «Февральская лазурь».

Цельурока: обучение написанию сочинения по картине.

Задачи:

        -обучающие

        познакомить с жизнью и творчеством художника, совершенствовать умение собирать и систематизировать лексический материал;

 -развивающие

        формировать умение “читать” картину, понимать идейный замысел художника,  составлять монологический ответ, формировать навык работы в группе, умение вести диалог, развивать творческое воображение, образное мышление и литературную речь учащихся;

-воспитательные

        воспитывать любовь к природе, к окружающему, развивать умение видеть прекрасное в обыденном.

Тип  урока:  развитие  связной  речи.

 План   урока

1) Организационный момент  (приглашение  волшебной  кисточки).

2) Подготовка  к  восприятию  (зимняя  сказка).

3) Введение  новой  темы  (путешествие  во  времени)

4) Показ  и  рассматривание   картины  «Февральская  лазурь»

5) Беседа по содержанию

7) Изобразительные  средства  картины

8) Речевая подготовка  (волшебный  сундучок)

9) Составление  плана  и озвучивание  предполагаемого  сочинения

10) Написание  сочинения (сбор  мозаики)

11) Самопроверка  и самоконтроль (секреты  мастерства)

12) Домашнее  задание

Оборудование:  Учебник «Русский язык» 5 класс. Под ред. Т. А. Ладыженская,

стенд с репродукциями картин И. Э. Грабаря (зимняя тематика),   мультимедийный  проектор,  слайды  с  изображением  художника  И. Грабаря  и  его  картин,  анимация  картины “Февральская лазурь”, музыка  Грига, Вивальди и  П.И.Чайковского “Времена  года” (“Февраль”);  стихи  и  сообщения  уч-ся;   на партах  - карточки  со  словами,  карточки -«помощники», «корреспондентские блокноты»;                                                                                                                                                            на  доске - портрет  Грабаря,  иллюстрация  картины  И. Э. Грабаря  «Февральская  лазурь»;  этимологическая  страничка – словарик  и  высказывания:

                                                                       

                                                     Ход  урока: 

I. Организационный  момент.  Подготовка  к  новой  теме.

 Актуализация  мыслительной  деятельности.  

- Здравствуйте, ребята. Сегодня  у  нас  в  гостях  волшебная  кисточка,  золотое  перо  и  волшебный  сундучок,  которые  приглашают  нас в  великолепную  зимнюю  сказку,  сказку  инея   и  снега. (На  фоне  музыки  А.В. Вивальди  «Зима»  из  цикла  «Времена  года» звучит текст).                                                                                                                                              

- Хороша  матушка-зима!!!  Выйдешь  утром  из дома  на  свежий  воздух,  перехватит  на  миг  дыхание,  а  потом  уж  полной  грудью  вбираешь  эту  живительную  свежесть…  И  готов  горы  свернуть,  так  легко  и  радостно  шагается  по  хрусткому  снежному  простору.  А  кругом  всё  белым-бело!  И  такой  чистотой  веет  от  природы,  что  и  самому  хочется  стряхнуть  с  себя  последние  пылинки  осенней  грусти  и  весело  затянуть  во  весь  голос  какую-нибудь  задорную  зимнюю  песню. Падая  с  высоты,  снежинки  ложатся  на  землю  тёплой-тёплой  шубой  и  согревают  её.  Сладко  дремлет  земля,  и  снится  ей  трепетная  весна,  добротное  лето  и  щедрая  осень... Славное  время – зима...  

II. Сообщение  темы,  цели  и  задач  урока  (или  их  формулировка  самими  уч-ся).

- Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения по картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”

-  Мы  с  вами  побывали  в  зимней  сказке  инея  и  снега  писателей  А.Бочинина  и  Ю.Кривоносова,  композитора  Вивальди.  Сегодня у нас урок развития речи. Каковы задачи уроков развития речи?

- Ответы учеников (учиться правильно говорить и писать)

- Сегодня у нас в гостях зима. В каждом времени года есть свое очарование. Художники-искатели красоты, конечно, заметили, как удивительно это время года! Зиме посвящено много картин. Посмотрите на нашу зимнюю картинную галерею. Правда красиво! Каждая картина хороша по-своему. Наверняка вы заметили автора этой красоты. Это великий русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Кто из вас слышал о таком художнике? Где родился? Чем занимался?

Знакомство с И. Э. Грабарем одна из задач нашего урока.

С  биографией И. Э. Грабаря нас познакомит Дмитриев Никита.

    1-ый  ученик - экскурсовод.  «Художник  и  его  биография».  

(Дмитриев Никита показывает презентацию автопортрет художника).

- Спасибо.Работу выполнил на «отлично».

Грабарь-тонкий живописец, мастер пейзажа, портрета и натюрморта. Он открыл новый русский пейзаж.  Не  всякому живописцу  дано  такое  счастье  увидеть  по-новому  прежнее,  показать  необычное  в  обычном. Природа  России  приобрела  в  его  пейзажах  совершенно  новый  облик,  заискрилась  радужными  красками,  наполнилась  ощущением  простора  и  света.

 Какие  шедевры  создала  его  волшебная  кисточка?

2-ой  ученик - экскурсовод.  « Мастер  пейзажей,  натюрмортов  и  портретов»

(Милославский Егор показывает проект« Мастер  пейзажей,  натюрмортов  и  портретов»).

           - Спасибо.Работу выполнил на «отлично». Егор познакомил нас с ШЕДЕВРАМИ МАСТЕРА. Грабарь очень любил рисовать зиму с ее бодрящим морозцем, лазурным  небом,  радостным  морозным  солнцем,  играющим  золотыми  бликами  на  пушистом  сверкающем  снегу  и  на  белых  стволах  берёз,  со сказочными  переливами  инея  и  его  прихотливыми  узорами.

 -А сейчас хочется обратиться к вам с вопросом строчкой из стихотворения Натальи Бромлей: «Скажите, какого цвета зима?» ответьте мне на этот вопрос словами великих  поэтов.(Ответы учащихся.)

- При написании сочинения нам понадобятся определенные слова, фразы. Сейчас мы вспомним некоторые из них, а для этого я предлагаю поиграть с вами игру.  

- Ответьте на вопрос что такое

- Картина? И как мы иначе можем назвать? (полотно, репродукция, рисунок)

(Произведение живописи в красках)

- Пейзаж? (Общий вид местности, картина природы или картина, изображающая природу)

- Репродукция? (напечатаный рис. или картина)

- Пейзажист? (Художник, пишущий пейзаж)

- А теперь поговорим о цвете.

- Лазурный (оттенок голубого цвета, светло-синий)

- Коралловый (ярко красный)

- Сапфировый (синий или зеленый)

(По мере того как учащиеся отвечают на вопрос открывается картина И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».)

III. Первичное восприятие картины.

Рассматривание картины происходит под музыку П. И. Чайковского

«Времена года».

- Одно  из  лучших  полотен  Грабаря  "Февральская  лазурь"  поражает  силой  и  чистотой  цвета,  ослепляет  чистотой  и  яркостью  колорита…  

Н. Рыленков  в  одном  из  своих  стихотворений  написал:                                                                                    

Здесь  мало  увидеть,
Здесь  нужно  всмотреться,
Чтоб  ясной  любовью
Наполнилось  сердце….

Грабарю  удалось  всмотреться  в  природу  и  передать  её  красоту  и  величие.

Чтение стихотворение С. Есенина. Поэт и художник видели одни и те же картины природы и выразили увиденное разными средствами. Есенин - словами, а Грабарь – красками.

- Послушайте как Грабарь вспоминает историю написания картины.

История  создания  картины  +  воспоминания  Грабаря  (голос)

IV. Беседа по содержанию картины.

-Как думаете, почему художник именно так назвал свою картину?

(Отвечают  2-3 ученика)
-Когда смотришь на эту картину, в душе возникает праздник цвета, ощущаешь радость и восторг, как от красочного салюта. Ведь такую лазурь неба не часто увидишь зимой, и эту редкую красоту удалось передать художнику
-Какие же цвета преобладают на картине? (Голубые, синие, белые, серебристые.)
Учитель обобщает:
-Художник вспоминал о поразивших его красках – я увидел перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба.
-
Какое утро изображено на картине? (Солнечное, ясное, погожее, морозное.)
-
Что изобразил художник? (Снег, берёзы, небо, тени.)

- Скажите, а вам нравится эта картина? (Ответы учащихся)

-Верно, когда хочешь показать всем то, что тебе очень нравится и делаешь это взволнованно и талантливо, то и другим это нравится.

-  Любимый  мотив  Игоря  Грабаря — берёза.  Мастер  пейзажа  не  переставал  восторгаться  этим  дивом:  «Что  может  быть  прекраснее  берёзы,  единственного  в  природе  дерева,  ствол  которого  ослепительно  бел,  тогда  как  все остальные  деревья  на  свете  имеют  тёмные  стволы.  Фантастическое,  сверхъестественное  дерево,  дерево-сказка.  Я  страстно  полюбил  русскую  берёзу  и  долго  почти  одну  только  её  и  писал».

Если  вы  посмотрите  на  картины  художника,  где  изображены  берёзы,  то  сразу  поймёте,  что  он  хотел  сказать  (не  словами,  а  красками!).  

V.  Работа  по  картине.                                                                                                                                                         Рассмотреть  картину. Чем  понравилась?  Ваше  первое  впечатление.

– Какое  впечатление  производит  на  вас  эта  картина? (Приятное,  радостное,  хочется  долго  смотреть  на  эту картину,  потому  что  она красочная  и  понятная.)  
Составление  и  запись  плана  описания  картины.

 - Запишем  план   и  расскажем  по  нему  содержание  предполагаемого  сочинения.

 - Как  построим  своё  сочинение? Сколько частей  должно  быть  в  сочинении?  (вступительная, основная, заключительная)

- Перед вами карточка – помощница,  т.е. опорные слова, передающие цвета и линии картины.

  План  

1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.
2. Описание картины.

А) Красавица-берёза.

Б) Февральский день.                                                                                                                                                                                              В) Небо.                                                                                                                                                                                                                В) Снег.

Г) Кустарник на горизонте.

 Д) Цвет  и  настроение  картины.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
3. Впечатление, произведённое картиной.  

VI. Обсуждение каждой части.
-О чём надо написать во вступлении? Можно ли упомянуть о воспоминаниях самого художника?(Отвечают 2 -3 ученика.)
   (Это было  зимой, в феврале. Волшебница-зима  украсила  природу. А  художник  Грабарь  на  картине  «Февральская  лазурь»  изобразил  на  фоне  голубого  неба  белоствольную  берёзу)

- Какой день изобразил художник?  Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? Какими  бы  тонами изобразил художник стужу? (белыми, серыми, синими тонами.Такие тона называют  холодными,  а  на  картине преобладают  тёплые  тона – солнечные).  Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? Какие   слова  помогают  увидеть  февральский  день? Объясните  значение  слова  лазурь. (Это  светло-синий  цвет,  голубая  или  светло-зелёная  краска  с  сиренева-тым  оттенком).– Рассмотрите  небо:  есть ли  на  нём облака,  какого оно  цвета  вверху  и  на горизонте? Посмотрите  внимательно  на  небо  на  картине  Грабаря.  Когда  такое  небо бывает  в  природе??                                                                                                                                          - Рассмотрите  снег: много ли его, какого он  цвета  на  солнце  и  в  тени?                                                                                                                             - Рассмотрите  берёзы. Как  они  расположены?  Какова  берёза  на  переднем  плане картины: что  можно сказать  о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?- Что можно сказать о других березках? А на заднем плане, какие берёзы?  А  почему  именно  берёзу  выбрал  художник?                                                                                                                          

- Что виднеется на горизонте?                                                                                                                                                                           - Какова  основная  мысль  этого  пейзажа? (упр.342 – прочитать)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      -Удалось  ли  художнику  передать  красоту,  которую  он  увидел  в  природе?  Что помогло  художнику  передать  необыкновенную  красоту  природы? (Мастерство  художника  заключается  в  том,  что  он  сумел  в обыкновенном  русском  пейзаже  увидеть  самое  замечательное,  красивое).                                                                                                                                                                                            - Какое  настроение  вызывает эта  картина? Что вы чувствуете,  о чём  думаете,  глядя на неё? Какие   строки  из  стихотворения  вам  вспоминаются?                                                                                                                                                                                                 (1. А.Пушкина: Под  голубыми  небесами  великолепными  коврами,  блестя  на солнце  снег  лежит. 2. стихотворение  С.Есенина “Белая берёза под моим окном...”  С. Есенин  увиденное  описал  словами,  а  И. Грабарь  – красками.)                                                                                                                                                                                                   - И.Э. Грабарь  вот  такими  словами  описывал своё любимое  время  года: “Настали  чудесные  солнечные  февральские  дни. В природе  творилось  нечто  необычное. Казалось,  что  она  праздновала  какой-то  небывалый праздник  лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых  веток и  сапфировых  теней  на  сиреневом снегу”. Изображено  ли  всё  это  на  картине?

Учитель обобщает:
-Утро. Восходящее яркое солнце освещает берёзовую рощу, погода стоит чудесная. Будто зима праздновала какой-то небывалый праздник.
Подберите слова, чтобы описать «гимн берёзам»  (Отвечают 2 – 3 человека)
Учитель обобщает:
-Жемчужные берёзы на картине устремляются ввысь, к небу, солнцу. Их коралловые веточки переплелись в лазоревом небе в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветки.
А каков же снег на картине? ( Отвечают 2-3 человека)
Учитель обобщает:
-Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу.
Работа над заключительной частью.
-Какие могут быть варианты заключительной части? ( Надо рассказать, нравится картина или нет, объяснить: почему)
Учитель обобщает:
-Ребята, скажите, хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо  февральскую лазурь?
-Можно ли об этом написать в заключении? (получится интересно)

VII. Запись сочинения.
-«Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И. Грабарь картину, изобразив просвечивающее сквозь ветви серебристых от инея любимых берёз восходящее солнце.
-Попробуйте и вы нарисовать словами «свою зимнюю сказку».
VIII. Итог.

- Ребята, справились сегодня мы с поставленной задачей?
-Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?
-Какие знания и умения вам понадобились, чтобы справиться с этой работой?
-На уроке редактирования мы прочтём наши работы, поможем друг другу улучшить свои сочинения.

YII.Рассказ – описание  картины  уч-ся  по  плану.  Словарно-орфографическая работа.

Передо  мной  прекрасная  репродукция  картины. Всё  в  ней  просто и  бесподобно. Изображён,  изумительный  день,  благодатная  погода.  На  небе  ни  облачка. Лазоревое,  голубизной,  светло-голубое,  бесконечность. Сиреневый,  искрится, сверкает.  Ветвистая  берёза-красавица,  жемчужная  белизна,  прошлогодняя  листва, на  верхушке  красно-коричневого  цвета.  Обыкновенные,  менее  величественные. По линии  горизонта  виднеется  тянущийся  сплошной  стеной  кустарник.  Красоту природы,  поражает  сияние. Фантастическую  красоту,  основной  цвет.  Радостное  и праздничное  настроение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.

Урок  развития речи для 6 класса. Групповая работа....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс

Урок развития речи помогает подготовить учащихся  к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...

Мультимедийная презентация к уроку развития речи на тему "Сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

Мультимедийная презентация  пригодится в подготовке к написанию сочинения-описания по картине Исаака Ильича Левитана  «Золотая осень»...