Конспект урока по русскому языку 5-м классе по теме "Правописание букв ы-и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Халилова Эльмира Рафаиловна

 

Тема : Правописание букв ы-и после ц.

 

Образовательные задачи:   

·         Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме;

·         Обеспечить формирование умения обосновывать  выбор гласных после ц;

·         Сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений ;

Развивающие:

·         Развитие внимание, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные:

·         Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Место данного урока в теме: первый урок по теме.

Технологии :

·         Поэтапное формирование умственных действий;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку 5-м классе по

теме  "Правописание букв ы-и после  ц"

учителя русского языка и литературы Халиловой Эльмиры Рафаиловны

               

Тема : Правописание букв ы-и после ц.

Образовательные задачи:  

  • Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме;
  • Обеспечить формирование умения обосновывать  выбор гласных после ц;
  • Сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений ;

Развивающие:

  • Развитие внимание, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные:

  • Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Место данного урока в теме: первый урок по теме.

Технологии :

  • Поэтапное формирование умственных действий;

                                                      Ход урока

I.  Организационный момент. Целевая установка.

  • Проверка готовности учащихся к уроку (портфолио, раздаточный материал, закладки в книгах, рабочие тетради).
  • Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

II. Лексическая тренировка.

    - Ребята, замените развернутые определения синонимом, состоящим из одного слова.

Молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (отрасль) ; частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли); тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шепот); число, которое складывается с другим числом с помощью сложения (слагаемое).

III. Проверка домашнего задания. (  параграф 86, упр. 444)

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. (Название темы записывается на доске и в рабочих тетрадях.)

- Вы видите на доске три столбика слов.

1 столбик                                               2 столбик                                                        3 столбик

цирк                                                        пальцы                                                            акация    

цинк                                                      огурцы                                                            экспозиция

цифра                                                     синицын                                                                лекция

 - Прочитайте внимательно слова 1 столбика. Обратите внимание на то, в какой части слова  находится орфограмма? (в корне)

_ Прочитайте теперь слова 2 столбика.  Обратите внимание  на то, в какой части слова находится буква  и после ц. (суффикс, окончание)

- И в 3 столбике. (слова на -ция).

- Какой вывод можно сделать?

Учащиеся пытаются сами сформулировать правило самостоятельно.

-Ребята, в русском языке есть слова, в которых вопреки правилу после буквы ц в корне пишется ы . Таких слов 5. Но для легкого запоминания запишем в тетрадь следующее предложение.

Доска: «Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «Цыц!»

Чтение правила в учебнике.

 V. Физкультминутка.

- Ребята, давайте сделаем  гимнастику для глаз «Далеко-близко».

VI. Закрепление изученного. 

1  Учитель объясняет задание.

-У каждого из вас на столе карточки с заданиями. Необходимо вставить пропущенные буквы в данных в словах. (фронтальный опрос)

Конституция, циркуль, коллекция, циклон, цифра, цыган,  лисицын, цинга, птенцы, акация. 

2 – Запишите предложение, выделите орфограммы, объясните их написание. Выполните полный синтаксический разбор. (один ученик у доски – другие в тетрадях)

Из кустов вышла тетерка, а за ней шесть цыплят.

Учащиеся более слабые выполняют индивидуальное задание на карточках.

После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполненные работы. (взаимопроверка)  

Шкала оценивания. 0 ошибок – «5»

                                  1 ошибка  -  «4»

                                  2 ошибки -   «3»

                                  3 ошибки  и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в            учебнике.

3-  Слабые учащиеся выполняют индивидуальные задания по карточкам.        

Перепишите слова ,выделите морфемы в следующих словах.

Цифра, циклон, циклоп, пальцы, ножницы, концы, циферблат, панцирь.

На доске отображается выполненные задания (2,3). Учащиеся осуществляют самопроверку.

4 Те, учащиеся, которые  закончили раньше всех, выполняют дополнительное задание .

Придумайте 2 предложения со словами : циркуль, акация.

VII.  Комментирование домашнего задания.  (параграф 87, упр. 447 )

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, какую тему мы сегодня изучали?  

- Какая буква пишется в суффиксах и окончаниях  после ц?

- Какая  буква  пишется после ц в корне?

- Какие слова являются исключениями из правил?

Выставление оценок и комментирование  достижений и затруднений учащихся.

Выставление оценок.

-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Буквы З и С на конце приставок"

Конспект урока русского языка разработан в технологии деятельностного метода, тип урока: урок открытия нового знания. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Основные цели:1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,2) научить умению определять напи...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Буквы А - О в корне КАС-КОС»

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Основные цели:1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне КАС- КОС,научить умению определять написан...