Конспект урока по русскому языку 5-м классе по теме "Правописание букв ы-и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Тема : Правописание букв ы-и после ц.
Образовательные задачи:
· Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме;
· Обеспечить формирование умения обосновывать выбор гласных после ц;
· Сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений ;
Развивающие:
· Развитие внимание, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные:
· Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место данного урока в теме: первый урок по теме.
Технологии :
· Поэтапное формирование умственных действий;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 5-м классе по
теме "Правописание букв ы-и после ц"
учителя русского языка и литературы Халиловой Эльмиры Рафаиловны
Тема : Правописание букв ы-и после ц.
Образовательные задачи:
- Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме;
- Обеспечить формирование умения обосновывать выбор гласных после ц;
- Сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений ;
Развивающие:
- Развитие внимание, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные:
- Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место данного урока в теме: первый урок по теме.
Технологии :
- Поэтапное формирование умственных действий;
Ход урока
I. Организационный момент. Целевая установка.
- Проверка готовности учащихся к уроку (портфолио, раздаточный материал, закладки в книгах, рабочие тетради).
- Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.
II. Лексическая тренировка.
- Ребята, замените развернутые определения синонимом, состоящим из одного слова.
Молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (отрасль) ; частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли); тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шепот); число, которое складывается с другим числом с помощью сложения (слагаемое).
III. Проверка домашнего задания. ( параграф 86, упр. 444)
IV. Изучение нового материала.
- Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. (Название темы записывается на доске и в рабочих тетрадях.)
- Вы видите на доске три столбика слов.
1 столбик 2 столбик 3 столбик
цирк пальцы акация
цинк огурцы экспозиция
цифра синицын лекция
- Прочитайте внимательно слова 1 столбика. Обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (в корне)
_ Прочитайте теперь слова 2 столбика. Обратите внимание на то, в какой части слова находится буква и после ц. (суффикс, окончание)
- И в 3 столбике. (слова на -ция).
- Какой вывод можно сделать?
Учащиеся пытаются сами сформулировать правило самостоятельно.
-Ребята, в русском языке есть слова, в которых вопреки правилу после буквы ц в корне пишется ы . Таких слов 5. Но для легкого запоминания запишем в тетрадь следующее предложение.
Доска: «Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «Цыц!»
Чтение правила в учебнике.
V. Физкультминутка.
- Ребята, давайте сделаем гимнастику для глаз «Далеко-близко».
VI. Закрепление изученного.
1 Учитель объясняет задание.
-У каждого из вас на столе карточки с заданиями. Необходимо вставить пропущенные буквы в данных в словах. (фронтальный опрос)
Конституция, циркуль, коллекция, циклон, цифра, цыган, лисицын, цинга, птенцы, акация.
2 – Запишите предложение, выделите орфограммы, объясните их написание. Выполните полный синтаксический разбор. (один ученик у доски – другие в тетрадях)
Из кустов вышла тетерка, а за ней шесть цыплят.
Учащиеся более слабые выполняют индивидуальное задание на карточках.
После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполненные работы. (взаимопроверка)
Шкала оценивания. 0 ошибок – «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
3 ошибки и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.
3- Слабые учащиеся выполняют индивидуальные задания по карточкам.
Перепишите слова ,выделите морфемы в следующих словах.
Цифра, циклон, циклоп, пальцы, ножницы, концы, циферблат, панцирь.
На доске отображается выполненные задания (2,3). Учащиеся осуществляют самопроверку.
4 Те, учащиеся, которые закончили раньше всех, выполняют дополнительное задание .
Придумайте 2 предложения со словами : циркуль, акация.
VII. Комментирование домашнего задания. (параграф 87, упр. 447 )
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, какую тему мы сегодня изучали?
- Какая буква пишется в суффиксах и окончаниях после ц?
- Какая буква пишется после ц в корне?
- Какие слова являются исключениями из правил?
Выставление оценок и комментирование достижений и затруднений учащихся.
Выставление оценок.
-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"
Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Урок рассчитан на 2 часа...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Буквы З и С на конце приставок"
Конспект урока русского языка разработан в технологии деятельностного метода, тип урока: урок открытия нового знания. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Основные цели:1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,2) научить умению определять напи...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Буквы А - О в корне КАС-КОС»
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Основные цели:1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне КАС- КОС,научить умению определять написан...