урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 749.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе.
Тема урока: Изобразительно-выразительные средства русского языка
Цели урока: образовательные: повторить термины, развивать умение различать тропы и стилистические фигуры, определять их роль в тексте;
развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, развивать образное мышление и коммуникативные навыки;
воспитательные:формировать систему ценностных отношений к родному языку, воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову.
Оборудование: компьютер,мультимедийная презентация «Средства выразительности языка», раздаточный дидактический материал, карточки на доске, учебник под редакцией Н.Г. Гольцовой, лингвистические словари
Ход урока
Оргмомент. Приветствие. Мотивационный этап.
Учитель: У нас сегодня необычный урок-урок- исследование. Предмет нашего исследования-слово. Какое слово, вы узнаете, решив лингвистическую задачу.
Слайд №1
? | ? | сияет |
воды | радостно | блещут |
небо | трепещут |
Учитель: В какой группе самые простые для написания слова?
Ученики: В первом, так как в словах нет орфограмм.
Учитель: Какие трудности в написании слова второй группы?
Ученики: В нем есть орфограмма - непроизносимая согласная в корне слова.
Учитель: Что объединяет слова третьей группы?
Ученики: Это глаголы 1 спряжения, поэтому в них окончания -ет, -ут.
Учитель: Какие известные строки стихотворения Ф.И.Тютчева приходят на память?
Слайд №2
Сияет солнце, воды блещут
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом
Ф.И. Тютчев
Учитель: Какое же слово зашифровано в задаче?
Ученики: Слово «солнце»
Слайд №3
солнце | солнце | сияет |
воды | радостно | блещут |
небо | трепещут |
Учитель: Удивительно тонко видят мир большие писатели, как чутко воспринимают они все, что нас окружает.
Ты не притча и не причуда,
Не прибежище и не профессия,
Ты всегда ожидание чуда,
Потому-то ты и поэзия
Н.И.Рыленков
Учитель: Согласны ли вы с тем, что поэзия (и шире - художественное произведение) «всегда ожидание чуда»? О каком чуде говорит поэт?
Ученики: Соприкосновение с искусством, с прекрасным.
Слайд № 4
Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Лев Успенский
Учитель: Все начинается со слова, прекрасного слова. В лингвистике мы называем это слово тропом или средствами художественной выразительности.
Тема урока:
Слайд № 5
Средства выразительности языка.
Рассмотрите схемы ( на доске карточки «Тропы» и «Фигуры речи»; на отдельных карточках - термины). Объясните их. Сформулируйте цель урока.
Цель урока
Слайд№ 6
Повторить... ( средства выразительности языка)
Отличать... (тропы и стилистические фигуры)
Исследовать... (слово «солнце» с точки зрения разных разделов лингвистики).
Актуализация знаний
Экспресс-опрос «Повторим термины» (на карточках)
1.Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых строится высказывание»: 1.антитеза. 2. анафора 3. эпифора 4. лексический повтор 2.Перенос значений по смежности явлений называется: 1.олицетворение 2.бессоюзие 3.метонимия 4.литота 3.Художественное образное определение – это 1.эпитет 2.метафора 3.анафора 4.олицетворение 4.Оборот речи, заменяюший слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета: 1.гипербола 2.перифраз 3.синекдоха 4.метафора 5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи: 1.метафора, риторический вопрос, 2. эпитет, сравнение, 3.инверсия, литота, 4. риторическое обращение, градация |
Слайд № 7 Ответы. Слайд №8
1. | 2 |
2. | .3 |
3. | 1 |
4. | 2 |
5. | 4 |
Исследование
Учитель: Древнегреческий философ Анаксагор писал: «Я в мир пришел, чтобы видеть солнце». Русский поэт К.Бальмонт взял эти слова эпиграфом к своему циклу стихов «Будем как солнце».
Слайд № 8
1 .Будем как солнце
2.Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Учитель: Расставьте знаки препинания. Оъясните их постановку.
Ученики: (объясняют постановку знаков препинания)
Работа по группам. Каждая группа получает задание: 1 группа. Какой корень в слове «солнце»?
Как на этот вопрос отвечает ученый -лингвист Н.М.Шанский с точки зрения этимологии слова и современного языка? Прочитать статью и сформулировать ответ.
ГДЕ КОРЕНЬ В СЛОВЕ «СОЛНЦЕ»?
На этот вопрос можно ответить (и это будет одинаково правильно!) по-разному. Все дело в том, о каком корне пойдет речь.
Если в слове солнце надо выделить корень, т. е. непроизводную основу, которая имеется в нем с точки зрения современного русского языка, то это будет солн-. Та же непроизводная основа связанного характера содержится в словах солнышко, подсолнух. Все эти существительные соответственно имеют суффиксы -ц- (ср. сердце, донце, сальце), -ъщак- (ср. перышко, зернышко, горлышко) и -ух- (ср. кожух).
В диалектах тот же корень содержат слова посолонь «по солнцу», солнопек «солнцепек», усолонъ «тень» и др. А в стихах С. Есенина мы наблюдаем эту непроизводную основу и в свободном виде (солнь).
Придется ответить на вопрос заголовка совсем по-другому, если в слове солнце надо выделить корень с этимологической точки зрения, т. е. такую часть, которая далее не членится даже при привлечении сравнительно-исторических данных. В таком случае в качестве корня в нашем слове необходимо будет выделить сол- (< съл-, ср. др.-рус. сълнъ-це). Этот корень вычленяется в нем по сопоставлению с родственными словами в других индоевропейских языках: др.-прус, saule, лат. sol, др.-сканд. sol, греч. helios, нем. Sonne — в значении «солнце», греч. selene «луна» и др.; следующая после сол- морфема -н- в этимологическом плане будет суффиксом.
Этимологический анализ обнаруживает в слове солнце тот же корень, что и, например, в словах гелий (от греч. helios) и солярий «площадка для приема солнечных ванн» (от лат. solarium — «терраса», производного от Solaris «солнечный»). Более того, в известной степени слову солнце окажутся родственными названия гелиотропа и зонтика. В слове гелиотроп слову солнце «родной» является часть гелио- (см. выше), часть -троп (ср. поэтический троп) передает греческое tropos «поворот». Цветок назван так за те же свойства, что и подсолнечник. У слова зонтик нашему существительному «родственником» приходится часть зон-; в голландском языке, откуда нами было взято это название, Zondek является сложением слов zon «солнце» и dek «покрышка». До заимствования этого слова в нашем языке для названия зонтика от солнца использовалось слово солнечник..
(Н.М.Шанский)
Задание 2 группы
Сколько слов входит в гнездо слов с корнем -солнц- в словообразовательном словаре А.Н.Тихонова?
Задание 3 группы
Как определяет лексическое значение слова «солнце» словарь Ожегова? Самостоятельно подобрать эпитеты к слову.
Самостоятельная работа групп.
Ответы. Слайд № 9
- группа СРЯ- солн-; этимолог,- сол-н
2 группаДемонстрируется слайд № 10
Солнце- солн-ышк-о солнечн-о
солнечн-ость
солнеч-н-ый бес-солнеч-н-ый около-солнеч-н-ый под-солнеч-н-ый солнц-е-пек
Зы понимаете, что значит
Просолнеченная капель?
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель
Игорь Северянин
Учитель: Почему слова «просолнеченная» нет в словаре?
Ученики: Это индивидуально-авторский неологизм.
Учитель: По какой морфемной модели создано это слово?
Ученики: Про- -енн-ая ( например, промоченная, промасленная)
Учитель: Авторские неологизмы позволяют создавать определенные художественные эффекты. Что за картина видится нам за этим словом?
Ученики: Веселая мартовская капель.
Учитель: Почему же поэты так любят слово «солнце»? (А. Пушкин «Зимнее утро». «Вакхическая песня, в «Слове»...Ярославна обращается к солнцу, М.Пришвин «Кладовая солнца», В.Маяковский «Необычайное приключение...» и др.)
Ученики: Потому что солнце- это свет, тепло, радость, источник жизни
Слайд № 11
Солнце - свет, тепло, радость, восторг,
Солнце - тьма (Антонимы) Да здравствует солнце!
Да скроется тьма! (А.С.Пушкин)
Учитель: У К. Бальмонта в стихотворении солнце - «жизни податель», «светлый создатель». Этот прием называется перифраз.
Перифраз - один из тропов, в котором название предмета, явления человек заменяет указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Учитель: Как определяет лексическое значение слова словарь Ожегова?
Ответ группы 3. Слайд№ 12
Солнце - 1)небесное светило, раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля и другие планеты, 2)свет, тепло,3)перен. то, что является источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого, 4) гимнастическое упражнение, 5)раскрой одежды.
Учитель: Подберите эпитеты к слову «солнце» (называют)
-А вот какие необыкновенные эпитеты употребляют мастера слова
Слайд № 13
Над белым Нижним Новгородом... встает русское ленивенькое солнце
Из моря всходило соленое солнце, розовое, как семга
Солнце вышло мутное, заспанное и холодное
Солнца контур старинный,
золотой,огневой,
апельсинный и винный
над червонной рекой (А. Белый)
Проверочная работа по слайду № 14
Соотнести, какие средства выразительности иллюстрируют примеры
Самопроверка и выставление оценок. Слайд № 15
Работа по текстам. Сравните два текста. Закончите рецензию на стихотворение Волошина
Сравните два текста. Что их объединяет и чем они различаются?
- Солнце — центральное тело солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная" звезда-кар лик. Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород — около 90 %, гелий — 10 %, остальные элементы — менее 0,1 % (по числу атомов). Источник солнечной энергии — ядерные превращения водорода в гелий, в центральной области Солнца, где температура превышает 10 млн К... Солнечная атмосфера очень дина мична, в ней наблюдаются хромосферные вспышки, происходит постоянное истечение вещества короны в межпланетное пространство (солнечный ветер). Земля, находящаяся на расстоянии 149 млн. км от Солнца, получает около 2х1017 Вт солнечной лучистой энергии.
Солнце — основной источник энергии для всех процессов, совершающихся на земной шаре. Вся биосфера, жизнь существуют только за счет солнечной энергии.
Энциклопедический словарь
2. Солнце! Твой родник
В недрах бьет по темным жилам...
Воззывающий свой лик
Обрати к земным могилам!
Солнце! Из земли
Руки черные простерты...
Воды снежные стекли,
Тали в поле ветром стерты.
Солнце! Прикажи
Виться лозам винограда,
Завязь почек развяжи
Властью пристального взгляда.
М. А. Волошин
Вопросы и задания
? Передает ли какие-либо чувства, настроения первый текст? А второй? Объясните почему. ? Определите стиль каждого текста.
?0 чем говорится в первом тексте? Определите его тему.
?А можно ли коротко сказать, о чем говорится во втором тексте? Объясните почему.
? Озаглавьте первый текст. А можно ли одним словом «солнце» озаглавить поэтический текст? Объясните почему.
? А какое солнце в стихотворении Волошина? Как вы думаете, почему это слово повторяется в начале каждой строфы? Какой смысл такой повтор вносит в стихотворение?
? А почему после слова солнце употребляется восклицательный знак? Какое настроение он создает в стихотворении? Какое значение этот знак препинания обретает в тексте?
? Что помогает поэту создать живой образ весны? Найдите в тексте языковые средства, которые основаны на переносном значении слов.
Тали — от талый—растаявший, оттаявший под действи-ем тепла.
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Стихотворение Волошина построено на__________: автор противопоставляет
образы солнца и еще не пробудившейся от сна земли. От строфы к строфе солнце утверждает свое присутствие на земле. Так, от черного, темного света земля окрашивается в зеленый, что выражено на лексическом уровне сменой слов с цветовой семантикой.
Автор взывает к солнцу__________, будто моля о приходе весны.
_________в начале каждой строфы усиливает эмоциональный накал стихотворения. Живой образ, утверждающий присутствие солнца и весны, помогает создать_________(«свой лик обрати»). Многоточие создает ощущение незавершенности образа спящей, опустевшей земли.
Список терминов: 1. Сравнение
2. Оксюморон
3.Риторическое обращение
4.Градация
5.Анафора
6.Эпифора
7.Антитеза
8.Олицетворение
9.Эпитет
Проверка: 7,3,5,8
Слайд № 16 Итоги урока. Рефлексия
Я запомнил…
Я научился…
Мне хочется сказать…
Вывод (слова учителя). Возвращение к эпиграфу.
Слайд № 16
Архип Иванович Куинджи, которого называли «поэтом ослепительного солнечного света», утверждал, что «даже живопись бесконечно уступает литературе».
Домашнее задание
Изучить тропы и фигуры речи, выполнить задание В 8 (сборник заданий для подготовки к ЕГЭ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268250-1371647526.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"
Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/03/picture-277782-1375474592.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 10 классе"Выразительные словообразовательные средства языка"
Презентация может быть использована на уроках русского языка в 10-11 классах при изучении темы"Выразительные средства языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291537-1378479482.jpg)
Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"
Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о средствах ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-367956-1390737056.jpg)
Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс
Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701860-1446583707.jpg)
Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)
Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/05/picture-87326-1401967914.jpg)
Урок русского языка в 10 классе "Изобразительно-художественные средства языка"
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭЦель:повторить ранее изученный материал по теме “Художественный стиль речи”;расширить и обобщить знания по теме “Изобразительно-художественные средства языка”;показат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/24/picture-359727-1387908556.jpg)
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку для 10 классов "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА"
Курс факультатива рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год...