Примерная программа по русскому языку для СПО
рабочая программа по русскому языку на тему
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
060301 Фармация
060501 Сестринское дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma_russkiy_yazyk.docx | 45.48 КБ |
Предварительный просмотр:
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
2012г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
060301 Фармация
060501 Сестринское дело
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»
Разработчики:
М.С.Осипян - преподаватель русского языка и литературы
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 13 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
060301 Фармация
060501 Сестринское дело
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении;
- языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 103 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 103 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 78 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ | 2 | |
Тема 1. Русский язык в современном мире. Стили и типы речи. Понятие о норме литературного языка. | Содержание учебного материала | 2 | |
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственый язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного русского литературного языка. Типы речи. | ** | ||
Самостоятельная работа обучающихся Язык и его функции. Русский язык в современном мире. | 1 | ||
Раздел:2 | Лексика. Фразеология. | 8 | |
Тема 1. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначные слова и их употребление. Тропы. | Содержание учебного материала | 2 | |
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | ** | ||
Самостоятельная работа обучающихся Язык и культура. | 1 | ||
Тема 2. Текст как произведение речи. | Содержание учебного материала | 2 | |
Слово как важнейшая единица языка. Лексическое значение слова. Нарушения лексических норм. Лексическая сочетаемость слов. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слова. Многозначность слова как стилистическое средство. Тропы как выразительные средства языка. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Культура речи. Нормы русского языка. | 1 | ||
Тема 3. Употребление синонимов, антонимов, омонимов. Употребление стилистически ограниченной лексики | Содержание учебного материала | 2 | |
Омонимы и их употребление. Синонемы и их употребление. Экспрессивнвя окрашенность синонимов. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | |||
Тема 4. Заимственные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов | Содержание учебного материала | 2 | |
Заимствованные слова и их употребление. Исконно русские слова. Старославянизмы. Иноязычные слова. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Происхождение слов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Стилистика и синонимические средства языка. | 1 | ||
Тема 5 Употребление фразеологизмов. Фигуры речи как выразительные средства языка. Словари русского языка. | Содержание учебного материала | 2 | |
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Происхождение фразеологических оборотов. Фразеологические нормы. Изобразительно — выразительные средства русского языка ( фигуры речи). Лексикография. | |||
Раздел 3. | Орфоэзия. | 2 | |
Тема 1. Орфоэпические нормы русского языка | Содержание учебного материала | 2 | |
Орфоэпия. Особенности системы русского языка. Основные правила произношения. | ** | ||
Самостоятельная работа обучающихся Русское письмо и его эволюция. | 1 | ||
Раздел 4. | Морфемика. Словообразование. Орфография | 14 | |
Тема 1. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление Ь на письме. | Содержание учебного материала | 2 | |
Орфография. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Принцип раздельного написания слов. Написание слов с прописной буквы. Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных, для обозначения грамматических форм. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. | 1 | ||
Тема 2. Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образования слов. Правописание гласны в корне слова. Правописание гласных после шипящих и Ц | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Морфемный разбор слова. Родственные или однокоренные слова. Употребление однокоренных слов. Тавтология. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор. Словообразовательные словари. Правописание гласных в корне слова. Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые). Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Русская пунктуация и ее назначение. | 1 | ||
Тема 3. Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные. Международные словообразовательные элементы | Содержание учебного материала | 2 | |
Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизвольных согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Международные словообразовательные элементы и их значения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. | 2 | ||
Тема 4. Правописание приставок | Содержание учебного материала | 2 | |
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Сочетание согласных на стыке приставки и корня. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. | 2 | ||
Тема 5. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок | Содержание учебного материала | 2 | |
Написание Ъ и Ь, правила написания букв Ы, И в корне после приставок. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. | 2 | ||
Тема 6. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов | Содержание учебного материала | 4 | |
Правописание букв Е и О после шипящих и Ц. Правила правописания сложных слов. Обобщающее повторение ранее изученного. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. | 1 | ||
Раздел 4. | Морфология. Самостоятельные части речи | 30 | |
Тема 1. Правописание существительных | Содержание учебного материала | 6 | |
Морфология как раздел науки о языке. Части речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода нескольких имён существительных. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Правописание фамилий в творительном падеже и названий населенных пунктов. правописание суффиксов имён существительных. Правописание сложных имён существительных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. | 1 | ||
Тема 2. Правописание прилагательных. | Содержание учебного материала | 4 | |
Имя прилагательное как часть речи . Лексико-грамматические разряды имён прилагателных.Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная (простая или составная) степени качественных прилагательных.. Ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Прилагательное относительное и притяжательные . Правописание окончаний имён прилагательных. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. | 1 | ||
Тема 3. Имя числительное. | Содержание учебного материала | 2 | |
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Склонение имён числительных . Правописание имён числительных. Употребление имён числительных вв речи. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Роль словосочетания в построении предложения. | 1 | ||
Тема 4. Местоимение. | Содержание учебного материала | 2 | |
Особенности употребления местоимения. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений | |||
Самостоятельная работа обучающихся Синонимия простых предложений. | 1 | ||
Тема 5. Глагол. | Содержание учебного материала | 2 | |
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Категория времени глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Спряжение глаголов. Правописание окончаний глаголов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Возвратные глаголы. | 1 | ||
Тема 6. Причастие и деепричастие. | Содержание учебного материала | 6 | |
Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Причастия действительные и страдательные. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Причастный оборот. Деепричастие как глагольная форма. Вид деепричастия. Образование деепричастий. Значение и употребление деепричастий. Ошибки в употреблении деепричастий. Деепричастный оборот. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом. | 1 | ||
Тема 7. Наречие. | Содержание учебного материала | 2 | |
Наречие как часть речи. Разряд наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящую. Слитное написание наречий. Обобщающее повторение правописания Н и НН в словах разных частей речи. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Правописание наречий. | 1 | ||
Тема 8. Правописание предлогов, союзов, частиц. | Содержание учебного материала | 2 | |
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Правописание частиц. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Союзы как средство связи предложений в тексте. | 1 | ||
Тема 9. Правописание НЕ со словами разных частей речи. Правописание частицы НИ. | Содержание учебного материала | 4 | |
Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | |||
Раздел 5. | Синтаксис и пунктуация. | 22 | |
Тема 1. Основные единицы синтаксиса. | Содержание учебного материала | 4 | |
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Словари русского языка и сфера их использования. | 1 | ||
Тема 2. Словосочетание. | Содержание учебного материала | 4 | |
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | |||
Тема 3. Простое предложение. | Содержание учебного материала | 4 | |
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка. | 1 | ||
Тема 4. Осложненное простое предложение. | Содержание учебного материала | 4 | |
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Использование простых предложений в речи. | |||
Тема 5. Сложное предложение. | Содержание учебного материала | 6 | |
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. | |||
Всего: | 103 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.,2007.
2.Быстрова .Е.А., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка.-Л., «Просвещение» , 2005.
3.Введенская Л.А. Культура речи.-Ростов-на-Дону,2008
4.Введенская Л.А., Черкасова М.Н . Русский язык и культура речи.-Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008
5.Герасименко Н.А . Русский язык.- М.,2007
6.Головин Б.Н. Основы культуры речи. М,2005
7.Грицевская И.М. Русский язык для медиков.-2006
Дополнительные источники:
- Максимова В.И .Русский язык и культура речи. М.,2007
- Проскурякова ИГ. Практикум по русскому языку и культуре речи.-М.,2006
- Розенталь Д.Э .Практическая стилистика .- Сп. по русскому языку, М.,2007
- Сергеев Ф.П .О культуре русской речи .-Волгоград,2005
- И.Столярова Е.А . Современный русский язык и культура речи(конспект лекций).-М.,2006
- Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А .Русский язык- М.,2007.
Интернет ресурсы:
http://www.gramota.ru/- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех
http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm
http://metodsovet.su/forum/3-16-1
http://pyataeva-maximova.narod.ru/gia_po_russkomu_yaziku/ -ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЯТАЕВОЙ НАТАЛИИ ЮРЬЕВНЫ
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь:
| Тестирование Собеседование Практическая работа Экзамен |
Знать:
| Тестирование Собеседование Практическая работа Экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
примерные программы по русскому языку и литературе
пояснительная записка к программам, КТП...
примерные программы по русскому языку и литературе
примерные программы, КТП, пояснительная записка...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Примерные рабочие программы по русскому языку и литературе 7 класс
Примерные рабочие программы к учебнику русского языка под редакцией Л.М.Рыбченковой и О.М.Александровой и литературы под редакцией В.Ф.Чертова...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Русский язык» 10-11 класс ФГОС СОО (базовый уровень) УМК Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г. Нарушевича и др.
Настоящая примерная программа учебного предмета «Русский язык» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего...
Сборник примерных рабочих программ по русскому языку по предметным линиям Ладыженской ,Бархударова, Рыбченковой 2021 года
Обновлённая Примерная рабочая программа по русскому языку по предметным линиям Т.Ладыженской, С.Бархударова, Л. Рыбченковой М. Просвещение 2021г....