ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Русский язык» 10-11 класс ФГОС СОО (базовый уровень) УМК Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г. Нарушевича и др.
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Настоящая примерная программа учебного предмета «Русский язык» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом содержания примерной основной образовательной программы среднего общего образования и рабочей программы по русскому языку к УМК Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г. Нарушевича и др. «Русский язык» -10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др – М.: «Просвещение», 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10-11klass_2020-2021.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИНЯТО решением методического объединения МКОУ Березовской СОШ Протокол№ ___от _____________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Кондаурова С.И. «___» ______________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Русский язык»
10-11 класс ФГОС СОО (базовый уровень)
УМК Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г. Нарушевича и др.
Составитель:
Муравьева Елена Геннадьевна,
учитель русского языка
и литературы
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы учебного предмета «Русский язык» для 10-11 классов :
1) Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция 2018 года);
2) Приказ МО РФ № 413 от 2.05. 2012 г. «Об утверждении ФГОС СОО» (редакция 2017 года)
3) СанПин 2.4.2821-10 (редакция 2019 г.)
4) Учебный план МКОУ Березовской СОШ на 2020-2021 учебный год;
Настоящая примерная программа учебного предмета «Русский язык» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом содержания примерной основной образовательной программы среднего общего образования и рабочей программы по русскому языку к УМК Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г. Нарушевича и др. «Русский язык» -10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др – М.: «Просвещение», 2019 г.
Цель реализации программы:
-достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
– способствовать формированию российской гражданской идентичности обучающихся;
– обеспечить достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования;
- создать условия для формирования представлений обучающихся о предметной области «Русский язык»;
Место рабочей программы в ООП:
Согласно учебному плану МКОУ Березовской СОШ на 2020-2021 учебный год на изучение русского языка на уровне среднего общего образования (базовый уровень) отводится в 10 классе -1 час в неделю, 36 часов в год; в 11 классе- 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классах
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка.Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА
РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 И 11 КЛАССЕ (базовый уровень)
Курс русского языка в 10 классе предусматривает изучение следующих
разделов:
• Язык как знаковая система и общественное явление.
• Язык и общество.
• Язык и речь. Культура речи.
• Речь. Речевое общение.
• Текст. Виды его преобразования.
• Повторение.
Курс русского языка в 11 классе предусматривает изучение следующих
разделов:
• Язык как знаковая система и общественное явление.
• Язык и речь. Культура речи.
• Функциональная стилистика и культура речи.
• Повторение.
Тематическое планирование, 10класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (9 ЧАСОВ)
1 | Язык как знаковая система. Основные функции языка | 1 |
2 | Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения | 1 |
3-4 | Язык и культура | 2 |
5 | Русский язык в Российской Федерации | 1 |
6 | Формы существования русского национального языка | 1 |
7 | Словари русского языка | 1 |
8 | Входная контрольная работа | 1 |
9 | Анализ контрольной работы | 1 |
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 часов)
10 | Единицы языка. Уровни языковой системы | 1 |
11 | Фонетика. Орфоэпические нормы | 1 |
12-13 | Лексикология и фразеология. Лексические нормы | 2 |
14 | Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы. | 1 |
15-16 | Морфология. Морфологические нормы. | 2 |
17 | Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. | 1 |
18 | Правописание гласных в корне. | 1 |
19 | Правописание приставок. Буквы И иЫ после приставок | 1 |
20 | Правописание н и нн в словах различных частей речи | 1 |
21 | Правописание не и ни, правописание предлогов, союзов, частиц. | 1 |
22 | Контрольная работа по теме «Единицы языка» | 1 |
23 | Анализ контрольной работы | 1 |
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 часа)
24 | Язык и речь. Речевое общение. | 1 |
25 | Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. | 1 |
ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (6 ЧАСОВ)
26 | Признаки текста | 1 |
27 | Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект. | 1 |
28 | Реферат. Аннотация | 1 |
29 | Оценка текста. Рецензия | 1 |
30 | Сочинение-рассуждение | 1 |
31 | Сочинение-рассуждение | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)
32 | Повторение изученного в 10 классе | 1 |
33 | Годовая контрольная работа | 1 |
34 | Анализ контрольной работы | 1 |
35 | Резервный урок | 1 |
36 | Резервный урок | 1 |
Общее количество часов: 36.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , 11 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (5 часов)
1 | Повторение изученного в 10 классе | 1 |
2-3 | Русский язык в современном мире. Экология языка. | 2 |
4 | Входная контрольная работа | 1 |
5 | Анализ контрольной работы | 1 |
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 часов)
6 | Синтаксис. Синтаксические нормы | 1 |
7 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания и их функции в письменной речи. | 1 |
8 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
9 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | 1 |
10 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями | 1 |
11 | Знаки препинания в сложносочинённомпредложениях | 1 |
12 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 |
13 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 |
14 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 1 |
15 | Контрольная работа по синтаксису и пунктуации | 1 |
16 | Анализ контрольной работы | 1 |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 часов)
17-18 | Понятие о функциональной стилистике и стилистической норме русского языка | 2 |
19 | Разговорная речь | 1 |
20 | Научный стиль | 1 |
21 | Официально-деловой стиль | 1 |
22 | Публицистический стиль. Жанры публицистики. | 1 |
23 | Интервью | 1 |
24 | Очерк | 1 |
25 | Язык рекламы | 1 |
26 | Культура публичной речи | 1 |
27-28 | Язык художественной литературы | 2 |
29 | Итоговая контрольная работа | 1 |
30 | Анализ контрольной работы | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)
31-32 | Повторение изученного в 10-11 классах. | 2 |
33 | Резервный урок | 1 |
34 | Резервный урок | 1 |
Общее количество часов: 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА (по учебн.А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой) 70 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма адресована учащимся 10 класса МБОУ СОШ № 68 им.Родионова Е.Н. г.ЧелябинскаРабочая программа по русскому языку в 10 классе (70ч).на 2013-20...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА (по учебн.А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой) 70 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма адресована учащимся 10 класса МБОУ СОШ № 68.Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (70ч).на 2013-2014 учебный год....
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой
Содержание I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1. Адресность: тип и вид ОУ, определение класса обучающихся________________________________________...
Рабочая программа курса Английский язык для 6 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) УМК: Биболетова М.З.
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской...
Рабочая программа курса Английский язык для 7 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) УМК: Биболетова М.З.
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской...
Рабочая программа курса Английский язык для 7 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) УМК: Биболетова М.З.
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской...
Оценка содержания примерной рабочей программы по русскому языку в 5 классе в рамках обновленного ФГОС ООО
Выступление на педсовете...