конспект урока русского языка в 5 классе обобщение изученного материала по теме: "синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г.Ейска
МО Ейский район
Урок русского языка в 5 классе
Обобщение изученного материала по теме:
«Синтаксис и пунктуация»
Учитель русского языка и литературы
Зазимко Т.Н.
Задачи: 1) повторение и обобщение изученного материала по данному разделу;
2) развитие умений учащихся производить разборы, составлять схемы, логического мышления;
3) привитие любви к родному слову, языку; умение внимательно слушать товарища.
Ход урока.
- Организационный момент. Объявление темы урока.
Учитель:
- Ребята, говорят, наша школа похожа на корабль, бегущий вдаль. Каждый год в большое плаванье (11 лет) отправляются новые и новые ученики. А выпускники, сходящие с трапа корабля, уходят в большую жизнь. Это гордость каждой школы.
И вы, ребята, вот уже пятый год путешествуете по неизвестным странам, приобретая все новые и новые знания. Сегодня мы тоже отправимся в путешествие к стране «Морфологии» по материку «Русский язык», но для того, чтобы получить в нее пропуск, вы должны показать всем нам свои знания, полученные в стране «Синтаксис и пунктуация».
Но вначале мы выберем капитанов кораблей, которые в путешествии будут руководить своей командой.
(ученики выбирают капитанов)
Но главное условие вы должны быть внимательны, ведь домашним заданием будет составление творческого отчета о путешествии.
2. Повторение изученного материала.
- Итак, готовы? Тогда вперед. Давайте вспомним, что мы называем синтаксисом и пунктуацией?
- Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.
- Пунктуация – правила употребления знаков препинания.
Теперь проверьте ваши знания.
3. Наши корабли входят в гавань «Словосочетание». Необходимо выполнить задание, чтобы дальше продолжить путь.
Остановка «Словосочетание»
- Задание № 1: из предложений выпишите словосочетания с именной и глагольной связью
- Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне.
.. Седой туман клубится тяжко над рекой.
- Именные словосочетания
полночная вьюга (прилаг.+сущ., именная)
в лесной стороне (прилаг.+ сущ., именная)
седой туман (прилаг. + сущ., именная)
- Глагольные словосочетания
шумела в стороне (глаг.+ сущ., глагольная)
клубится над рекой (глаг.+ сущ., глагольная)
клубится тяжко (глаг.+нареч., глагольная)
(жетоны)
4. Дальше наши корабли делают остановку в местечке «Простое предложение». Что вы знаете о простом предложении?
Характеристика простого предложения:
- по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные;
- по интонации: восклицательные и невосклицательные;
- по наличию главных членов: односоставные и двусоставные;
- по наличию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные;
- осложнены: обращением, однородными членами.
Задание №2
А) Произведите синтаксический разбор предложения:
Л..тят журавли под куполом светлых н..бес.
(Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнено)
Б) Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений:
- Мы читали разные книги сказки повести рассказы.
- Синтаксис раздел языкознания.
Задание №3. КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Составьте схемы:
- 1. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку.
- 2. Пашня всюду заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками.
- 3. Ребята не купались, а загорали.
(получают жетоны)
5. С этим заданием вы справились, а теперь входим в гавань «Пунктуация».
Задание № 4. Составьте предложения по заданным схемам.
Ученики составляют схемы, получая жетоны.
6. Мне кажется, здесь справились все. Остановка «Сложное предложение».
Какие предложения мы называем сложными? Какие бывают сложные предложения?
- Сложносочиненное
- Сложноподчиненное
7. Чтобы получить жетон необходимо выполнить следующее задание.
Задание № 5
Произведите синтаксический разбор предложения, расставьте запятые, составьте схемы.
Дверь т..хонько отворилась и царевна оч..тилась в светлой горниц…
П. Я видел как распускался этот прекрасный цветок.
8. Последнее заключительное задание.
Задание № 6. Выполнение теста( сильные, карточки – слабые учащиеся выполняют)
1.Определите грамматическую основу предложения.
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
а) ласковая осень; б) прижилась осень;
в) прижилась в лесу; г) прижилась за Доном.
2. Укажите распространенные предложения.
А) Поспели яблоки, груши и сливы.
б) Полный месяц встал над лугом.
в) Светает рано.
г) Опять шумит, бушует погода.
3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, называется:
а) дополнение; б) определение;
в) обстоятельство; г) сказуемое.
4. Укажите предложения с однородными членами предложения:
а) Завтра ребята посетят музей.
б) Мы купались весь день, но почти не загорали.
в) Листья питают корни.
г) В кроссе участвовали юноши и девушки.
(Слабые карточки)
9. Итак, ребята, вы достойно справились со всеми заданиями.
Итоги путешествия.
1. Что в ходе плавания вы повторили?
2. Как вы считаете, можно отправляться за знаниями к острову «Морфология»? Почему?
Подведем итоги нашего плавания.
Подсчет жетонов и выдача пропуска: «Друзья! Вы сегодня достойно выдержали испытания в путешествии по стране «Синтаксис и пунктуация», показали хорошие знания. Еще не раз вы будете в этой удивительной стране, поэтому сохраните знания, полученные в 5 классе. Вы серьезные, думающие дети. Удачи вам!
Президент объединенной страны Синтаксиса и Пунктуации.»
10. Объявление оценок и задание на дом «Составьте творческий отчет о сегодняшнем путешествии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.
Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...
Обобщение изученного материала по теме "Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста" 5 класс
Данный урок обобщение изученного материала по теме "Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста" 5 класс предназначен для проверки усвоения материала изученного в теме "Синтакс...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...