Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности |
1. Опере-жающее домашнее задание | Развивать самостоятельное наблюдение, устную речь. |
| Составляют устный рассказ о любимом домашнем животном. | Личностные: воспитание у учащихся любви к животным. Метапредметные: развитие умений передавать впечатления от увиденного Предметные: составление словесного рисования |
2. Мотивация | Психологическая подготовка к новой теме | - Почти у каждого из вас, ваших друзей или родственников есть какое-нибудь домашнее животное. За ними очень интересно наблюдать, как они растут, играют, какие они ловкие и красивые. Всё это можно описать словами. Вы и сами подготовили небольшие рассказы. Послушаем их. | Краткие рассказы учеников о животных, рыбках, птицах. | Личностные: осознанная подготовка к уроку. Метапредметные: составление устного монологического высказывания по предложенной теме. Предметные: составление устного текста-описания |
3. Формулировка проблемы и постановка цели урока | Организовать ситуацию выявления проблемы и определения цели урока
| -Что объединяет ваши рассказы? -А во всех ли рассказах было их описание? - Какие рассказы показались вам наиболее интересными, яркими? - А что такое описание? Что можно описать?
- Достаточно ли нам знаний об этом типе речи? Что мы сегодня будем изучать на уроке? | Ответ: Мы рассказывали о животных. Ответ: Нет, не во всех.
Ответ: В которых есть описание животных. Ответ с помощью учителя: Описание – это тип речи, перечень признаков предмета или явлений. Можно описать человека, животное, явление природы, комнату, время года. Ответ: Тип речи описание. Будем учиться описывать животных. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. | Личностные: Владение навыками сотрудничества с учителем в процессе образовательной деятельности. Метапредметные: Умение определять цель обучения. Предметные: Сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания. |
4. Уточнение цели, планирование деятельности | Содействовть выявлению способов достижения цели. | - Итак, запишем тему урока. Описание как тип речи. - Чтобы научиться описывать животных, какие виды деятельности выберем?
- Каким будет наш конечный результат? | Учащиеся записывают в тетрадях тему урока. Ответ: Понаблюдаем над готовыми текстами, будем учиться подбирать «красивые» слова для описания. Ответ: Сочинение-описание. Выбирают способы достижения цели и определяют конечный результат. | Личностные: Стремление к созидательной деятельности Метапредметные: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели Предметные: Умение видеть конечный результат – текст-описание |
5. Откры-тие и осмы-сление новых речевед-ческих знаний и способов их применения. | Создать условия для открытия и осмысления новых знаний
| Детям предлагается выполнить задание в учебнике на странице 233. - В каком тексте есть описание? Выделите ту часть описания, в которой передаётся общий вид козочки. - Нравится ли она мальчикам? Как удалось автору это показать? -Животное, птицу, рыбку можно описать по-разному. Послушайте тексты: Текст 1 Дикая кошка обитает в средней Европе, особенно в Карпатах: желтовато-серого цвета с чёрными поперечными полосами; длиной 70-90-см., хвост до 32 см. Домашняя кошка, вероятно, произошла от буланой, живущей в Центральной и северо-восточной Африке и одомашнена ещё древними египтянами. Текст 2. Есть у меня кот – серый, в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые. - Что объединяет эти тексты? -На какой вопрос отвечает каждый из прослушанных вами текстов? _Чем отличается художественное описание от научного?
Прочитайте текст и определите речевые недочёты. Как их можно исправить? У меня была кошка Белка. Я её очень любила. Окраска шерсти у Белки была белая, только на спине чёрное пятно. Шерсть у кошки была мягкая, шелковистая. Голова, как у всех кошек, была небольшая, круглая. Усы были длиной 7-8 сантиметров. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо. Днём они были серые, а ночью светились, как два фонарика. - Можно ли назвать этот текст описанием? - О чём можно было бы не писать? О чём следовало бы написать подробнее? - Какие слова и выражения, на ваш взгляд, удачны? Что не понравилось в языке сочинения? - Внесите в текст исправления и запишите его.
| Учащиеся читают тексты.
Отвечают на вопросы.
Ответ: Автор использует определения при описании козочки.
Учащиеся слушают тексты, находят отличия: первый текст – научный, его цель – передача конкретной информации о предмете; второй текст – художественный, его цель – передать авторское отношение к предмету. Это текст художественного стиля.
Ответ: описание кошки. Ответ: Какая? Какой?
Ответ: В художественном описании много определений, есть эпитеты и сравнения. Работа в парах. Учащиеся выполняют работу по анализу ученического сочинения (текст размножен – по одному на парту).
Дети отмечают недочёты: - повторение слова, обозначающего предмет (кошка); - повторение слова-связки был между названием предмета и его признаками. | Личностные: Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности Метапредметные: Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания и использования языковых средств. Организация работы в паре. Предметные: Освоение понятия лингвистики – тип речи описание. |
6. Первичное закрепление способов применения новых речеведческих знаний | Создать образный, выразительный текст. | - Давайте посмотрим, как меняется описание, в которое добавляют определения. Постарайтесь создать яркий текст. Сравните авторский вариант с полученным. Какой из них вы считаете более удачным? На шее петуха_____ожерелье. Спина _____пестринках, а в ____хвосте____перья. Выступал вперёд____грудью, будто на параде, поднимал лапы с ____ шпорами.
Рассмотрите собаку, изображённую на картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Обратите внимание на её внешность, позу, взгляд. Составьте рабочие материалы для художественного описания этой детали картины. Не забывайте, что следует избегать повтора слова, обозначающего предмет.
| Работа в парах, для которых подготовлен дидактический материал. Вставляют определения на месте пропусков в тексте. Сравнивают с образцом: На шее петуха огненное ожерелье. Спина мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные сине-чёрные перья. Выступал вперёд широкой грудью, будто на параде, поднимал лапы с острыми шпорами. (По Е.Носову) Учащиеся описывают собаку. Зачитывают свои работы. Отмечают наиболее удачные. | Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка. Метапредметные: Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания и использования языковых средств. Организация работы в паре. Предметные: закрепление понятия лингвистики – тип речи описание.
|
7. Установка на творческое применение речеведческих знаний. Определение критериев оценки речевой деятельности. | Создать условия для оценивания результатов действий.
| Заполните таблицу.
Беседа по вопросам: - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Что такое текст-описание? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Заполняют таблицу «Особенности типа речи-описания» На какой вопрос отвечает? |
| Какие средства выразительности можно использовать? |
| С какой целью создаётся описание предмета? |
|
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут ли результат, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Продолжают высказывания: - Я почувствовал, что…
- Было интересно…
- Теперь я могу…
- Я попробую…
- Своей работой на уроке я …
| Личностные: Осознание результатов деятельности. Метапредметные: Оценивние результатов действий. Предметные: Понимание коммуникативно-эстетических возможностей языковых средств. |
8. Творческое применение речеведческих знаний | Практическая направленность знаний, полученных на уроке. | -Каким должно быть домашнее задание, чтобы закрепить всё изученное на уроке? Используя новые знания, напишите сочинение – миниатюру о своём любимом домашнем животном, устный рассказ о котором вы готовили к этому уроку. | Записывают домашнее задание. | Личностные: Стремление к речевому самосовершенствоанию. Метапредметные: Умение осознанно строить речевое высказывание. Предметные: Создание текста- описания. |