Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока по подготовке к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом». Поможет обучению учащихся правилам сбора и систематизации материла, редактированию текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sochinenie_po_kartine_plastova_letom.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 29-30
Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом».
Написание сочинения по картине А.А.Пластова «Летом»
Цель: 1. Знакомство с типом речи «описание». 2. Знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине. 3. Уметь устно описывать изображенное на жанровой картине 4. Обучение правилам сбора и систематизации материла, редактированию текста.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2.Рассмотрите в учебнике первую цветную иллюстрацию.
На ней репродукция картины А.А. Пластова «Летом».
- Какое впечатление производит картина?
Упр. 106.
3. Вступительное слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы. Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне («Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.(презентация)
Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» (1945) Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомленных сбором грибов и ягод. (презентация)
4. Беседа по картине «Летом».(презентация)
- Что прежде всего привлекло ваше внимание?( Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.)
- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?
- Опишите каждого более подробно, начните с описания с женщины. (На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, в фартуке. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.)
-Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, - сразу видно, что она много работает. Художник хотел показать, что эта женщина – труженица.)
- Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? (Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)
- Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови несколько подняты вверх. Тёмные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)
- Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине? (собака тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянула вперёд лапы и положила на них свою морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят как два лопуха.)
- Где расположились грибники? Почему они выбрали именно это место? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками, желтые козлобородники).
- Как художник показал, что стоит солнечный тихий день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета. Цветы, трава листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)
- Какие цвета использовал художник в своей картине? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый, желтый, белый, светло-коричневый, розовый, красный.)
5. Слово учителя о цветовой гамме картины.
С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувство грусти, печали.
- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину. Природа, которая изображена на ней, нам очень близка и понятна. На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Эти цвета вызывают у нас радостное настроение.)
6. Сбор словесного материала и его оформление в таблице по образцу. (слайд)
План описания | Рабочие материалы |
Женщина | Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон... |
Девочка | Яркий красный платок, он притягивает наш взгляд... |
Собака | Верный друг, устала бегать по лесу, в тени... |
Природа | Изумрудно-зеленая трава, стебель белой ромашки, яркий летний день, ослепительный луч солнца, солнечные зайчики... и т.д. |
7. Обсуждение возможного начала описания(презентация)
На картине А.А. Пластова изображен знойный летний полдень…
и финала описания:
Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Использует контрастные, яркие, насыщенные цвета, которые придают картине особую красоту и жизнерадостность, создают светлое настроение.
8. Работа над составлением плана
1. Вступление. Слово о художнике.
2. Описание картины «Летом»
а)внешний вид, выражение лиц, позы героев;
б) собака
в) пейзаж, поляна
3. Заключение (настроение, которое создает картина)
8. Написание чернового варианта сочинения.
9. Редактирование написанного текста.
10. Написание чистового варианта сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"
Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...
презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"
Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...
Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»
Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...
Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Летом".
Уроки развития речи (сочинения-описания по картине) - уроки творчества. Это одни из самых сложных и самых интересных уроков русского языка в моей практике. Сложных в плане подготовки, интересных...
Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег». 5 класс
Урок развития речи по картине...
Подготовка к написанию сочинения по картинам А.Пластова "Первый снег" и И.Грабаря "Февральская лазурь"
Конспект урока может быть полезен для учителей, работающих в 5 классе по УМК Ладыженской...
Подготовка к написанию сочинения-описания картины А.А. Пластова «Жатва»
Цели урока: познакомить с творчеством художника А.А.Пластова; на примере творчества А.А.Пластова раскрыть взаимосвязь человека и природы в произведениях живописи и литературы....