Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег». 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи по картине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi._sochinenie_po_kartine.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе:
«Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег»
Цели:
1) познакомить с репродукцией картины А.А.Пластова «Первый снег»;
2) развивать умение:
- (в аудировании) воспринимать на слух содержащуюся в тексте информацию;
- (в говорении) умение отвечать на вопросы по картине, вести беседу, строить самостоятельно высказывания (5-7 фраз) по рисунку;
- (в письменной речи) умение собирать материал по теме, систематизировать его, составлять план сочинения, написать сочинение по картине;
3) пробуждать интерес к живописи, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег».
ХОД УРОКА
I.Оргмомент.
II. Ребята, отгадайте загадки.
- Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт. (Снег).
2.На всех садится,
Никого не боится. ( Снег)
3.Вился, вился белый рой,
Сел на землю-стал горой. ( Снег).
Правильно, снег. Итак, сегодня на уроке мы будем работать по картине А.А.Пластова «Первый снег», результатом нашей работы станет сочинение, которое вы напишете дома.
- В какое время года бывает снег?
III.Рассматривание репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег»(1-2 мин.)
Ребята, теперь внимательно посмотрите на картину А.А.Пластова «Первый снег»,вот каким увидел его художник. Прежде чем приступить к беседе по этой картине, я хочу вам немного рассказать об этом художнике.
IV.Слово учителя о художнике.
Аркадий Александрович Пластов(р.1893 г.)- советский живописей, заслуженный деятель искусств России.
На многих полотнах Пластова запечатлены разные времена года : и яркие солнечные дни жаркого лета («Сенокос», «Жатва», «Гроза»), и светлая печаль увядания природы и наступления зимы («Овцы пасутся», «Первый снег», «Ноябрь»), и буйная радость пробуждения природы в весеннюю пору («Март», «Весна»), и суровая зима с её снежными сугробами («Зима», «Снег на озимых»).
В ряде картин художник изображает детей, например: «Деревенский март», «Костёр на снегу» и др. В этих картинах глубоко раскрывается детская психология,способность ребёнка тонко чувствовать природу. Художник открыто восхищается отзывчивостью юной души. Пластов создал целую галерею детских образов. Дети изображены на его полотнах как участники повседневных дел отцов и матерей. Его радует, что дети уже с детских лет приобщаются к труду земледельца.
V.Рассматривание (внимательное) картины (сопровождается рассказом учителя).
Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину.
На переднем плане, справа, две детские фигуры- девочки и мальчика. Это брат и сестра. Они с нетерпением ждали наступления зимы. И вот наконец выпал первый снег, одел землю белым покрывалом. Радость детей настолько велика, что они не смогли усидеть дома и, кое-как накинув на себя одежонку, выскочили на крыльцо.
Внимательно всмотритесь в выражение лиц девочки и мальчика и постарайтесь понять их эмоциональное состояние. Девочка подставила улыбающееся лицо навстречу падающим снежинкам, а мальчик внимательно, сосредоточенно наблюдает за ними. Художник глубоко раскрывает характеры деревенских детей, подчёркивает то общее, что их объединяет (близость к родной природе), и отличительное (их различное восприятие одного явления).
На втором плане наше внимание привлекает берёза с длинными тонкими ветвями, сквозь которые видны летящие в воздухе снежинки. Сорока на ветке и ворона на снегу дополняют, оживляют деревенский пейзаж. В глубине картины художник изображает лошадь, запряжённую в сани, возчика, еле заметный санный путь. Эти детали наполняют картину неторопливым движением. На заднем плане в серых сумерках видны деревенские избы.
От всей картины веет теплом и покоем, она пронизана чувством безграничной любви художника к родной земле, природе, человеку труда, создающему всё прекрасное на земле.
Картина «Первый снег» глубоко лирична, в ней раскрывается трепетный, чистый мир детских чувств и мыслей.
Создавая глубоко проникновенные полотна о детях, художник размышлял о судьбе целого поколения советских ребят. Ведь картина была написана в 1946 году, вскоре после окончания Великой Отечественной войны. И эта радость мира, радость спокойствия, эта вера в будущее наполняет картину особенно глубоким смыслом. Отсюда и само название картины-«Первый снег», которое, несомненно, имеет не только прямое, но и переносное значение.
VI.Словарный диктант.
Белые пушинки снега, девочка с младшим братом, невысокое крылечко, улыбающееся лицо девочки, запряжённая в сани лошадь, внимательно-сосредоточенное лицо мальчика, ворона ищет себе корм в снегу, сорока прилетела из леса поближе к жилью человека, мягкие, светлые тона.
VII. Беседа по картине.
Вопросы и задания.
- Какое впечатление произвела на вас картина, какие чувства в вас вызвала?
- Опишите девочку и мальчика, стоящих на крыльце.
- С каким чувством они наблюдают за падающими снежинками?
- Всмотритесь в выражение лиц детей.
- Какие приметы сельской жизни вы отметили? Как они помогают оживить картину, сделать её достоверной?
- Как изображены на картине деревенские избы на заднем плане?
- Какие краски преобладают на картине? Как они помогают автору выполнить задачу- раскрыть чувства и радостное настроение детей? (Вся картина пронизана тёплым, мягким светом. Цвета в ней неярки, неброски. Белый, серо-сумрачные тона вызывают в душе зрителя эмоциональный отклик.Художник глубоко прочувствовал изображённое на полотне, и его светлое настроение передаётся зрителю).
VIII. Составление рассказа по картине.
Ребята, давайте попробуем составить рассказ по этой картине. Детям можно дать имена.( 3 рассказа уч-ся).
Молодцы, получились хорошие рассказы. Но это рассказ вы должны написать в тетрадях для творческих работ. Давайте вместе подумаем, по какому плану будете писать сочинение по этой картине.
IX. Составление плана сочинения (записать на доске и в тетрадях).
ПЛАН.
- Вступление. А.А.Пластов- известный художник ХХ века.
- Основная часть. Картина Пластова «Первый снег».
1.Передний план картины. Описание брата и сестры.
2.Второй план картины. Описание берёзы, сороки, вороны, лошади и т.д.
3.Задний план картины (избы).
4.Краски, использованные на картине.
5. О названии картины.
III. Итоги. Моё впечатление от картины Пластова «Первый снег».
Х.Итоги урока.
- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что особенно вам запомнилось? Понравился ли он вам.
- Домашнее задание. Дома вы должны написать сочинение по картине Пластова «Первый снег».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь
урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....
УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)
Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....
Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова "Первый снег"
Презентация к уроку по теме "Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"...
Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»
Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся. ...
Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему
Урок разработан с использованием "сингапурской системы" обучения...
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Искусство и ремесло...
урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 13.3
Разработка урока, направленная на подготовку к сочинению-рассуждению ОГЭ, включающая в себя задания из тестовой части ОГэЭ по культуре речи....