Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Летом".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

 

Уроки развития речи (сочинения-описания по картине) - уроки творчества. Это одни из самых сложных и самых интересных уроков русского языка в моей практике. Сложных в плане подготовки, интересных потому, что всегда вызывают живейший отклик у учеников. Провожу их всегда с применением мультимедийных средств. Содержание и тематика уроков развития речи позволяет привлекать обширный познавательный материал. Это делает урок насыщенным, расширяет кругозор детей, обогащает словарный запас. Один из таких уроков - урок развтия речи в 5 классе, сочинение-описание картины А. А. Пластова "Летом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_a._a._plastova_letom.doc64 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt696.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».

Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;

2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;

3) пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;

4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 
  5) воспитывать любовь к родной природе.
 

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней - какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями 
Дерев, поимых родником,- 
Там, где, обвеянный их мглами, 
Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины... 

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?

(Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение?

(Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето - время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её - Аркадий Александрович Пластов.  Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).

  1. Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4). 

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.

  1. Беседа.

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович  Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.  

(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?

(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

(На руках).

-Какие они?

(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с  девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).

-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?

(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие  природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.

-Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в  траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).

-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?

(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).

  1. Составление плана сочинения (слайд №17).

Вступление.

  1. Тема и основная мысль картины  А. А. Пластова.

II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».

  1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.
  2. Пейзаж.
  3. Настроение, вызванное картиной.

III. Заключение.

Мастерство художника.

V. Работа над темой и основной мыслью картины.

-Что такое тема и основная мысль картины?

     (Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).

-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины - красота летней природы. Основная мысль - желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).

VI. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).

Примерный ответ.

Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!  О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает  с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.

Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.

Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.

В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат  и полежать в мягкой душистой траве.

VII. Самостоятельная работа учащихся

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.

VIII. Задание на дом.

Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».

Литература.

1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.

3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Сочинение по картине О.Яновской "Ждут"

Урок развития речи ставит своей целью подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. На слайдах презентации представлены сведения о художнике, словарная работа, материал для сочинения....

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

Урок развития речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Мартовское солнце"

Описываем картину К.Ф.Юона "Мартовское солнце", при этом учимся использовать безличные предложения....

Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")

Данная презентация призвана помочь учащимся 5 классов развить навыки создания текста на основе впечатлений....

Урок развития речи. Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»

Урок развития речи. Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»Цели урокаобучение написанию сочинения по картинеразвитие речи, образного и логического мышлениявоспитание художественного вкуса, ...

Урок развития речи. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь" (технологическая карта урока)

Тип урока. Урок развития речиДидактическая цель урока: создать условия для развития речи учащихся средствами личностно - деятельностно - коммуникативной технологии и ИКТ.Цели урока по содержаниюОбразо...