Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине;
активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными;
воспитывать любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastov.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»
Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине;
активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование:портрет А. А. Пластова, репродукция картин
А.А. Пластова «Летом», «Витя- подпасок», «Первый снег», «Ужин трактористов», «Колхозный ток».
Аркадий Александрович Пластов (1893- 1972) - выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий - широко известен в нашей стране и за рубежом как певец деревни и русской природы.
Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображённых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например, в картинах «Витя - подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток» и др.
Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими сочными красками, красотой изображённой вних природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда природа находится в расцвете своих сил.
В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомлённых сбором грибов и ягод.
- Беседа по картине.
- Рассмотрите репродукцию картины и ответьте на вопросы.
- Что прежде всего привлекло ваше внимание?
(«Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина»; «Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами», «Красная косынка на голове у девочки и зелёная трава».)
-Рассмотрим картину внимательнее. Кого изобразил художник?
(«На картине мы видим женщину и девочку. Женщина в синем платке, видно, очень устала, утомилась от ходьбы по лесу. Она лежит на траве, дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой».)
-Как вы думаете, почему художник так отчётливо изобразил руки женщины? Какие они?
(«Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает.Художник хотел показать, что женщина - труженица».)
Работа в группах.
Карточка 1
- Подумайте над вопросами и ответьте устно:
-Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета?
(«Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку.На девочке белое платье и красный платок».)
-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
(«Ярко-красный платок сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в её лицо. Её смуглое, румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими чёрными бровямиопущены. Темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь».)
- Кого ещё вы видите на картине?
(«Собака лежит около девочки, вытянув вперёд лапы и положив на них морду.Глаза у собаки прикрыты, уши опущены».)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Карточка 2
- Подумайте над вопросами и ответьте устно:
-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
(«Грибники расположились на тихой лесной поляне в тени под густыми ветвями берез, чтобы скрыться от жары.Поляна очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы виднеются голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками и какие-то жёлтые цветы».)
-Как художник показывает, что стоит солнечный, тихий день?
(«Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - темно-зелёного. Цветы, трава, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу безветренно».)
-Какие цвета использует художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?
(«Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный».)
-Слово учителя.
Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает своё отношение, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным,в зависимости от того, какую краску добавляет художник в зелёный: жёлтую
или синюю. Как видим, в картине «Летом» зелёный цвет ближе к жёлтому, значит, это тёплый цвет.
-Какие впечатления производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?
(« Природа, которая изображена на картине, настолько нам близка, что создаётся впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь».)
Также А. А. Пластов использовал тёплые и холодные цвета, но больше тёплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые, голубые вспышки цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.
- Словарно-стилистическая работа.
-При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зелёный,а когда мы воспользуемся словом изумрудный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
(В изумрудной траве, зелёный стебель ромашки.)
- Словарно-орфографическая работа.
-Укажите условия выбора орфограмм:
Бел..ствольн..й, ра..положились, об..рает, дремл..т, к..рзина, ярк.. сочн.. ягоды, среди изумрудн..й травы.
- Составление плана.
- Люди, собака.
- Корзина, ведро, кувшин.
- Поляна.
- Моё впечатление от картины.
- Примерное вступление.
На картине художника А. А. Пластова «Летом» изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзы расположились грибники и собака.
- Примерное заключение.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть накартину и вместе с её героями побывать на этой солнечной поляне, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов, ягод и полежать в мягкой душистой траве.
- Домашнее задание. §.20, упр. 106.
Презентация к уроку представлена в Приложении.
Дополнительный материал
Карточка 1
- Подумайте над вопросами и ответьте устно:
-Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета?
(«Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку.На девочке белое платье и красный платок».)
-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
(«Ярко-красный платок сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в её лицо. Её смуглое, румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими чёрными бровямиопущены. Темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь».)
- Кого ещё вы видите на картине?
(«Собака лежит около девочки, вытянув вперёд лапы и положив на них морду.Глаза у собаки прикрыты, уши опущены».)
Карточка 2
- Подумайте над вопросами и ответьте устно:
-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
(«Грибники расположились на тихой лесной поляне в тени под густыми ветвями берез, чтобы скрыться от жары.Поляна очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы виднеются голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками и какие-то жёлтые цветы».)
-Как художник показывает, что стоит солнечный, тихий день?
(«Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - темно-зелёного. Цветы, трава, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу безветренно».)
-Какие цвета использует художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?
(«Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом"
Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом".Презентация к уроку РР в 5 классе....
"Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом"
Урок развития речи "Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом" (5класс)...
Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом». 5 класс
Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом». 5 класс Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством русского художника А. А. Пластова; 2. Приобщить учащихся ...
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом"
Развернутый конспект урока (развитие речи) по подготовке к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом" по русскому языку (программа Ладыженской). 5 класс....
Перезентация к уроку сочинения - описания по картине А.А. Пластова "Летом"
Обучающая презентация к уроку сочинения - описания по картине для 5 класса.Создана на основе литературных источников:Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методи...
Конспект урока русского языка в 5 классе: "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"
Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"...