Подготовка к написанию сочинения по картинам А.Пластова "Первый снег" и И.Грабаря "Февральская лазурь"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока может быть полезен для учителей, работающих в 5 классе по УМК Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе
Тема: Подготовка к сочинению по картинам А.Пластова «Первый снег», И.Грабаря «Февральская лазурь»
Цели:
- подготовить к написанию сочинения;
Задачи:
- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
- учить «читать» картину, осмысливать её идейный смысл.
- овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах;
- развитие образного и логического мышления, речи, чувства языка, языковой памяти; развитие интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей;
- формирование школьника как личности, воспитание любви к родному языку, к произведениям живописи.
Оборудование:
- репродукции картин А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»; - раздаточный материал со стихотворениями русских поэтов;
- мультимедийная презентация;
-карточки с опорными словами, обозначающими цвет снег ( прикрепляются на доску по мере обсуждения признака)
- аудиозаписи П.И.Чайковский «Времена года» («Декабрь», «Январь»), Свиридов «Метель»;
-элементы декорации класса.
Ход урока.
- Оргмомент. Подготовка к восприятию темы. Создание положительной мотивации.
- Послушайте загадку. О каком времени года идёт речь? (слайд 1)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
- Зима (слайд 2)
-Давайте закроем глаза и отправимся в зимний лес. Прислушайтесь, присмотритесь к тому, что вы там увидите.
(слайд 3. Звучит произведение П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь»)
- Каким вы увидели зимний лес? Что услышали? Что почувствовали? Вам понравилось в зимнем лесу? Постарайтесь остаться в этом состоянии на протяжении всего урока.
II. Формулировка темы, целей и задач урока.
- Что сразу возникло в вашем сознании, когда вы услышали слово «зима»? Без чего не бывает зимы в России? (без снега)
- Чтение эпиграфа (слайд 4):
И стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.
И.Кравченко.
- А какого цвета снег? (белый)
- Я об этом спросила не зря. Взглянуть – не значит увидеть. А иногда и увидеть мало. Надо всмотреться. Но прежде, чем всмотреться, прислушаемся к тем, кто цвет ощущает лучше других – к художникам. Однажды к художнику Илье Ефимовичу Репину отправилась целая делегация молодых живописцев, желающих найти ответ на один-единственный вопрос: какого цвета снег. Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый», - коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты.
Немногословный, но достаточно красноречивый ответ.
- Сегодня мы тоже постараемся найти ответ на этот вопрос. Это и будет темой и проблемой нашего сегодняшнего урока (слайд5). А помогут нам в этом картины известных русских художников и стихотворения русских поэтов. Цель нашего исследования: подготовиться к написанию сочинения на тему «Какого цвета снег?», в котором вы опишите снег, изображённый на рассмотренных картинах и поразмышляете, почему он именно такой.
_Перед вами карточки с отрывками из стихотворений, которыми мы будем дополнять наши наблюдения;
Таблица, в которую мы будем записывать вспомогательные слова;
Снежинки, которые будем прикреплять на доску, после того ,как обсудим определённый цвет снега ( на них записаны прилагательные, обозначающие цвет)
И назначена группа консультантов, которые будут помогать в словарной работе.
По ходу урока будем составлять план нашего сочинения. А любая письменная работа начинается со вступления. Мы уже поговорили о вашем восприятии зимы. Как мы можем озаглавить первый пункт план, соответствующий вступлению.
- Моё восприятие зимы. (записать на доске)
Какой тип речи будем использовать? (Рассуждение)
Продолжаем работу и отправляемся у путь познания и исследования.
III.1. Знакомство с картинами, проведение словарной работы.
Перед нами репродукции картин русских художников Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» и Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». (слайд 6)
- Я упомянула слова репродукции картин. А что такое картина? (произведение живописи в красках). Подберите синонимы к этому слову. (полотно, произведение, холст, шедевр) (слайд 7)
- А почему мы употребляем слова репродукция картины? Что оно обозначает? (воспроизведение картин, рисунков путём фотографирования или типографским способом)
- Что объединяет эти картины? Что на них изображено? (природа)
- А как называется картина или рисунок, изображающая виды природы? (пейзаж)
- А художник, рисующий пейзажи? (пейзажист)
- Составьте предложение, используя фамилии художников и слово пейзажитс.( Пластов, Грабарь – художники-пейзажисты.) Объясните постановку тире в этом предложении.
Мы говорим: «Художник изображает». А как по-другому можно назвать это действие? Подберите синонимы к слову «изображать». (рисовать, писать, создавать образ, передавать красками)
III.2. Как приходит зима?
- На какой из картин изображено начало зимы? (слайд 8. Пластов «Первый снег»)
Краткая справка о художнике: Аркадий Александрович Пластов (слайд 9) родился в селе Прислониха недалеко от Симбирска. Учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества. После обучения вернулся в родное село и как самый образованный был избран председателем колхоза, который возглавлял долгие годы. После того. Как отошёл от колхозных дел посвятил себя полностью рисованию.
(Слайд 10)
-Что убеждает нас в том, что это действительно начало зимы? (автор показал снег, только что выпавший и продолжающий падать. На картине есть ещё кусочки земли. Нет сугробов)
- Снег идёт. Снег падает. А холст неподвижен. Как удалось передать движение? (ветви деревьев наклонены, словно дует ветер)
- Кого изобразил автор на переднем плане ? Опишите их (девочку и мальчика, которые выбежали из дома и смотрят на первый снег)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег (их очень заинтересовал первый снегопад, они рады ему)
- А какое стихотворение тоже описывает восторг ребёнка, увидевшего первый снег?
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
- Ну, скорей гулять!
А.А.Фет
- Каким увидел первый снег ребёнок из стихотворения А.А.Фета? (не колючий, светло-синий)
- С чем он у него ассоциируется? На что он похож? (на белую пухлую вату)
- Как называется такой изобразительно-выразительный приём? (сравнение)
- А какого цвета снег на картине? (белый, чистый. Свежий)
- Что означает прилагательное «чистый»? (неиспачканный, незагрязненный)
- Присмотритесь, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (сероватый, зеленоватый, коричневатый)
- Прикрепим необходимые карточки на доску. Запишем эти слова. Выполним морфемный разбор.
Сероватый, зеленоватый, коричневатый.
- Какое значение вносят суффиксы –оват-, -еват-? (чуть-чуть, слегка)
- Определите орфограмму в корнях этих слов. Докажите правильность их написания.
- Художник не использует ярких цветов, а снег кажется белым, чистым. Почему? (использует контрастные тона: белый снег и неприкрытая снегом земля, чёрная ворона)
-Подведём итог нашим наблюдениям. Какие цвета использует художник для изображения снега? А какие из записанных слов помогают понять замысел Пластова? (важно было показать белизну, чистоту первого снега, передать радость от увиденного первого снега, заразить этим чувством зрителя)
III.3. А теперь мы побываем в зимнем лесу Художника Игоря Эммануиловича Грабаря. (слайд 11)
Краткая справка о художнике: Увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором. В начале ХХ века был директором Третьяковской галерее в Москве, а затем Русского музея города Санкт-Петербурга.
Какой месяц описывает художник?
Именно февральские краски стали для Грабаря волнующими и привлекательными?
- Рассмотрим картину художника. (слайд 12) звучит музыка Чайковского «Времена года. «Январь»
Об истории создания полотна: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку, нагнулся, чтобы поднять её. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мною зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба! Если бы хоть десятую часть этой красоты передать, то и это будет бесподобно»,- подумал я. И это видение изобразил художник на картине «Февральская лазурь». (слайд 14)
- Какой цвет покорил художника? (голубой)
- Именно голубой цвет он и хотел подчеркнуть. Его и включил он в название картины. Давайте попробуем объяснить значение слова «лазурь». (светло-синий, синева)
- И действительно, автор использует множество его оттенков. Каким ещё красками наполнен февральский день? Каково небо?(голубой, бирюзовый, тёмно-синий, ярко-синий)
- Когда бывает такое небо? (в морозный солнечный день)
- Что помогает понять, что день солнечный, ведь солнца нет на картине? (тени от деревьев, ярко освещены стволы деревьев)
-Каким увидел снег Грабарь в февральские дни? (розоватый, лиловый, сиреневый, голубой в тени деревьев, переливающийся, солнечный)
- Что изобразил художник на переднем плане картины? (берёзу)
- И почему Грабарь изобразил именно берёзу? Найдём ответ на этот вопрос, прочитав отрывки из стихотворений.
С.Есенин
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне,
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
М.Пляцковский
Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает свет,
Лучше, лучше этой сказки нет.
Г.Шилов
В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая,
В берёзке – вся моя Россия
И песня русская моя.
- Как относятся авторы этих строк к берёзе? Совпадает ли их мнение с мнением художника? Почему вы так считаете? (любовь, уважение; берёза – символ России)
-Подведём итог нашим наблюдениям. Каким изобразил снег Грабарь? Что дорого художнику в этот февральский день (снег искрящийся, радужный, передающий солнечное настроение, снег февральского лучистого дня, показать красоту русской природы)
-Мы поговорили о том, каким видят снег русские художники. Как озаглавим следующий пункт плана? Можно ли его распространить, сделать более подробным? Какой тип речи будем использовать?
2. Снег на картинах русских художников:
А) первый снег на холсте А.А.Пластова;
Б) февральский снег на полотне И.Э.Грабаря. (описание+рассуждение)
IV. Словарь чувств (слайд 15)
Какие чувства, навеянные встречей с зимой, снегом, хотят передать нам художники? А какие испытываете вы? Выберите те слова, которые помогут вам их передать. Зачеркните лишнее.
Радость | Восторг | Страх |
Удивление | Восхищение | Тревога |
Испуг | Грусть | Интерес |
V. Работа со стихотворными отрывками. Отработка умения использовать в речи тропы.
Сегодня мы увидели, как художник с помощью красок может нарисовать великолепную картину. А с помощью чего не менее великолепный пейзаж может изобразить поэт? (слова) (слайд 16) Что помогает украсить речь? (изобразительно-выразительные средства)
- Постарайтесь найти изобразительно-выразительные средства языка, которые помогли поэтам показать образ снега, зимы. Подчеркните их . Они помогут нам сделать нашу речь яркой и выразительной.
С.Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася cосна.
Ф.И.Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
А.С.Пушкин
Пришла, рассыпалась клоками.
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
- Попробуем тоже украсить наши высказывания. Составьте предложения о снеге и зиме , используя изобразительно-выразительные средства, которые мы отметили.
- В какой части сочинения вы можете их использовать?
VI. Подведение итогов.
- Какого же цвета снег? От чего зависит цвет снега на картинах? (не только от состояния природы, но и от замысла художника, который с помощью цвета передаёт своё отношение к изображаемому) Можем ли мы сказать, что открыли секрет художника?
- О чем мы будем писать в заключении? Как его озаглавим. Определить тип речи.
3. Секрет художника (рассуждение).
Какой вид плана мы составили? Обратим внимание на знаки препинания при оформлении плана.
VII. Рефлексия (слайд 17)
Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.
Звучит вальс Свиридова «Метель».
Чтение стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»
Понравился ли урок? Что узнали нового? Что запомнилось?
VIII. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Какого цвета снег?»
IX. Оценки
Карточка ученика
Тема:
Снег на полотнах художников
Аркадий Александрович Пластов «Первый снег» | Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь» |
Белый, чистый, свежий; Неиспачканный, незагрязнённый; Сероватый, зеленоватый, коричневатый | Небо: светло-синий, лазурь, голубой, бирюзовый; День: морозный, солнечный; Снег: искрящийся, радужный, передающий солнечное настроение, снег февральского лучистого дня, розоватый, лиловый, сиреневый, голубой в тени. |
Словарь чувств
Восторг | Радость | Страх |
Удивление | Восхищение | Тревога |
Испуг | Грусть | Интерес |
План сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"
Представлена презентация и вспомогательный материал к уроку "Сочинение по картине И.И. Фирсова "Юный живописец". Презентация знакомит с биографией писателя, планом сочинения, историей напи...
Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)
Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....
презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"
Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Открытый урок по теме:«Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»...
Подготовка к написанию сочинения по картине Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация рассказывает учащимся о художнике, в ней представлена таблица, при заполнении которой учащиеся описывают фрагменты картины. Музыкальное сопровождение помогает учащимся погрузиться в мир кр...
Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег». 5 класс
Урок развития речи по картине...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Граборя "Февральская лазурь"....