Учебное занятие по русскому языку "Проказы матушки-зимы"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Нелепова Светлана Леонидовна

Проказы матушки-зимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие  «Проказы матушки - зимы»

Цели урока. 

1. Познавательная: подготовить обучающихся к составлению сочинения-миниатюры описательного характера, опираясь на художественные тексты, музыкальное сопровождение, личные наблюдения учащихся, создание мини-проекта.

2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное, существенное при работе с текстом; развитие творческих способностей обучающихся.

3. Воспитательная: воспитывать творческую личность,  «внимательное», вдумчивое  отношение к слову, эстетический вкус, а также этические нормы поведения, коммуникативные качества (при работе в группах), способность к рефлексии и социализации, воспитание любви к родной природе.

Ход урока

  1. Орг. момент. Здравствуйте ребята, вы готовы к сегодняшней встрече?
  2. Мотивация к учебной деятельности 

Слайд 1. На фоне музыки учитель читает:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла
волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с
недвижною рекою
Сравняла
пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Ребята, вы, конечно, уже догадались, о каком времени года пойдёт речь на нашем уроке.

-Может  кто-то вспомнит кто написал это стихотворение? (щелчок)

- Давайте посмотрим как автор описывает красоту зимы. Возьмите в руки любой карандаш и найдите в тексте слова, которые помогают описать зиму, ее красоту, ее действия.

(Метафора - вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии.)

- Какие цвета вы бы использовали для описания такой зимы? Почему?

Представьте, что вашему классу дано задание: оформить школьную стенгазету «Этюды о зимнем пейзаже», сопровождаемые иллюстрациями. Чтобы вы стали делать?

- Вернемся к нашему стихотворению. Подумайте и скажите какие слова или слово в этом стихотворении ключевые? (Проказы матушки-зимы)

3. Постановка целей и определение темы урока

 - Попробуем сформулировать тему урока.

Слайд 2.      Тема нашего урока: «Проказы матушки-зимы»

(Щелчок) - Сформулируем  цели нашего урока, опираясь на начальные фразы:

1. Сегодня на уроке я буду описывать…

Итак, начинаем собирать материал для стенгазеты. А это непростая задача. 

4. Включение в учебную деятельность

Многие талантливые люди описывали зиму в своих произведениях. Поэты, писатели композиторы. Одними из самых известных произведений русской классической музыки являются произведения П.И. Чайковского и Антонио Вивальди  «Времена года».

– Ребята, приготовьтесь и послушайте музыкальную зарисовку А.Вивальди “Зима”. Постарайтесь представить себе картину, созданную композитором при помощи музыкальных звуков.

Слайд 3. Звучит пьеса А.Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”. (приглушить)

Обсуждение прослушанной музыки.

– Поделитесь впечатлениями, определите настроение мелодии. (Зима идет хозяйкой по земле. Показана неистовая пляска снежинок, которые то замедлят свой танец, то опять начнут виться и кружить в воздухе. Ветер гонит, кружит снежинки.)

Послушаем стихотворение Н. Некрасова.

СНЕЖОК

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В
холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири
.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка
рыжая
Веселых белых мух.

-А теперь задание на быстроту. Чья группа быстрее найдет слова, которые передают цвет. Холодное стекло какого цвета (серовато-голубоватого). Рыжая кошка, как яркое пятно.

Подумайте каково отношение автора к зиме? (Любит зиму)

- В чем это проявляется? (снежок, лужицы, восклицание)

Слайд 4,5,6  Прошу детей встать для Физминутки.

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

Мы с  вами живем в сибирском крае, который славится красотой зимнего леса. И конечно, каждый любит свою малую родину

Слайд 7. А теперь давайте обратимся к образцам живописи.  В Иркутске есть замечательный художник  Ковалев Артем . Посмотрите на картину

Беседа по картине.

- Ваше первое впечатление от картины.

– Каково настроение картины? (Cветлое, радостное произведение художника.)

– Какие цвета выбрал художник? (яркие, много синего цвета, обратить внимание на игру цвета)

- Какое небо?

– Опишите деревья. Подберите эпитеты, сравнения

- Можем мы сказать, что зима действительно волшебница, проказница?

– Художник Артем Ковалев с помощью красок создал прекрасный образ зимы.

 Слайд 8, 9.    Продолжаем наше  зимнее путешествие. Чтобы ярче представить зиму мы прогуляемся по художественной галерее и рассмотрим картины иркутских художников, которые будут сопровождаться пьесой П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».

- Какое настроение вызвала у вас эта прогулка? (ответы учащихся).

- Одинакова ли зима на всех картинках? (Нет, она может быть праздничной, торжественной, а может и угрюмой, спокойной, тоскливой.) 

Обратимся к прозе. Послушайте зарисовку М.М. Пришвина “Деревья в лесу”.

«ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонИтся ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.

Обсуждение прочитанного отрывка.

– Как относится автор к тому, что описывает? (Восхищается увиденным, относится к деревьям как к живым, сравнивает их с людьми, подчеркивает выразительность снежных фигур.)

– М.И. Пришвин всегда призывал читателя видеть “необыкновенное в обыкновенном”. Как вы думаете, что необыкновенное описывает автор в этом тексте?

5. Создание проекта.   

Ребята, мы с вами послушали стихи, окунулись в волшебный мир музыки, увидели прекрасные картины природы. Настало время самим создать небольшой текст и выполнить иллюстрацию к нему. Я предлагаю вам подумать и написать мини- сочинение на тему «Проказы матушки-зимы». Опишите проказницу зиму. 4-5 предложений.

Помните, что вы работаете группой, а успех деятельности в коллективе напрямую зависит от такого понятия как сотрудничество. Сейчас вы должны определиться кто из вас станет художником и будет создавать иллюстрацию к своему тексту, а кто из вас будет писателями, кто будет помогать художникам в изображении. Не забывайте, что ваше время ограничено.

Каждая из групп будет описывать проказницу-зиму и создавать иллюстрацию к своему мини – сочинению 5 минут

Слайд 10,11,12,13,14 ,15,16,17.  Во время творческих работ звучит мелодия Чайковского

6. Защита проектов

 - Наша школьная стенгазета готова. Вызвать трех помощников от каждой группы, чтобы наклеить сочинения и иллюстрации

Чтение работ от каждой группы. Иллюстрации крепятся на ватман.

7. Итог урока: - Ребята, так почему же зима проказница?

- Кто любит зиму поднимите руки?

-А есть такие, кто сегодня ее полюбил или полюбил еще больше?

В качестве домашнего задания я предлагаю каждому из вас  продолжить описание зимы

Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе занятии).

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. теперь я могу…
  4. я почувствовал, что…
  5. я попробую…
  6. мне захотелось…

Если вы считаете, что вам всё удалось, то возьмите  снежинки и украсьте ими ёлочку, а если что-то не получилось, положите снежинку под ёлку.

Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".

В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...

Разработка открытого учебного занятия по русскому языку

ТЕМА ЗАНЯТИЯ   «Сложноподчиненные  предложения».Цели: I) Систематизировать и обобщить знания по CCП;развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;воспитывать нравственные нормы....

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Учебное занятие по русскому языку "Обособление второстепенных членов предложения"

Методическая цель:  повышение качества образования посредством использования современных образовательных технологий....

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...