Учебное занятие по русскому языку "Проказы матушки-зимы"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебное занятие «Проказы матушки - зимы»
Цели урока.
1. Познавательная: подготовить обучающихся к составлению сочинения-миниатюры описательного характера, опираясь на художественные тексты, музыкальное сопровождение, личные наблюдения учащихся, создание мини-проекта.
2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное, существенное при работе с текстом; развитие творческих способностей обучающихся.
3. Воспитательная: воспитывать творческую личность, «внимательное», вдумчивое отношение к слову, эстетический вкус, а также этические нормы поведения, коммуникативные качества (при работе в группах), способность к рефлексии и социализации, воспитание любви к родной природе.
Ход урока
- Орг. момент. Здравствуйте ребята, вы готовы к сегодняшней встрече?
- Мотивация к учебной деятельности
Слайд 1. На фоне музыки учитель читает:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Ребята, вы, конечно, уже догадались, о каком времени года пойдёт речь на нашем уроке.
-Может кто-то вспомнит кто написал это стихотворение? (щелчок)
- Давайте посмотрим как автор описывает красоту зимы. Возьмите в руки любой карандаш и найдите в тексте слова, которые помогают описать зиму, ее красоту, ее действия.
(Метафора - вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии.)
- Какие цвета вы бы использовали для описания такой зимы? Почему?
Представьте, что вашему классу дано задание: оформить школьную стенгазету «Этюды о зимнем пейзаже», сопровождаемые иллюстрациями. Чтобы вы стали делать?
- Вернемся к нашему стихотворению. Подумайте и скажите какие слова или слово в этом стихотворении ключевые? (Проказы матушки-зимы)
3. Постановка целей и определение темы урока
- Попробуем сформулировать тему урока.
Слайд 2. Тема нашего урока: «Проказы матушки-зимы»
(Щелчок) - Сформулируем цели нашего урока, опираясь на начальные фразы:
1. Сегодня на уроке я буду описывать…
Итак, начинаем собирать материал для стенгазеты. А это непростая задача.
4. Включение в учебную деятельность
Многие талантливые люди описывали зиму в своих произведениях. Поэты, писатели композиторы. Одними из самых известных произведений русской классической музыки являются произведения П.И. Чайковского и Антонио Вивальди «Времена года».
– Ребята, приготовьтесь и послушайте музыкальную зарисовку А.Вивальди “Зима”. Постарайтесь представить себе картину, созданную композитором при помощи музыкальных звуков.
Слайд 3. Звучит пьеса А.Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”. (приглушить)
Обсуждение прослушанной музыки.
– Поделитесь впечатлениями, определите настроение мелодии. (Зима идет хозяйкой по земле. Показана неистовая пляска снежинок, которые то замедлят свой танец, то опять начнут виться и кружить в воздухе. Ветер гонит, кружит снежинки.)
Послушаем стихотворение Н. Некрасова.
СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
-А теперь задание на быстроту. Чья группа быстрее найдет слова, которые передают цвет. Холодное стекло какого цвета (серовато-голубоватого). Рыжая кошка, как яркое пятно.
Подумайте каково отношение автора к зиме? (Любит зиму)
- В чем это проявляется? (снежок, лужицы, восклицание)
Слайд 4,5,6 Прошу детей встать для Физминутки.
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.
Мы с вами живем в сибирском крае, который славится красотой зимнего леса. И конечно, каждый любит свою малую родину
Слайд 7. – А теперь давайте обратимся к образцам живописи. В Иркутске есть замечательный художник Ковалев Артем . Посмотрите на картину
Беседа по картине.
- Ваше первое впечатление от картины.
– Каково настроение картины? (Cветлое, радостное произведение художника.)
– Какие цвета выбрал художник? (яркие, много синего цвета, обратить внимание на игру цвета)
- Какое небо?
– Опишите деревья. Подберите эпитеты, сравнения
- Можем мы сказать, что зима действительно волшебница, проказница?
– Художник Артем Ковалев с помощью красок создал прекрасный образ зимы.
Слайд 8, 9. Продолжаем наше зимнее путешествие. Чтобы ярче представить зиму мы прогуляемся по художественной галерее и рассмотрим картины иркутских художников, которые будут сопровождаться пьесой П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».
- Какое настроение вызвала у вас эта прогулка? (ответы учащихся).
- Одинакова ли зима на всех картинках? (Нет, она может быть праздничной, торжественной, а может и угрюмой, спокойной, тоскливой.)
Обратимся к прозе. Послушайте зарисовку М.М. Пришвина “Деревья в лесу”.
«ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонИтся ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
Обсуждение прочитанного отрывка.
– Как относится автор к тому, что описывает? (Восхищается увиденным, относится к деревьям как к живым, сравнивает их с людьми, подчеркивает выразительность снежных фигур.)
– М.И. Пришвин всегда призывал читателя видеть “необыкновенное в обыкновенном”. Как вы думаете, что необыкновенное описывает автор в этом тексте?
5. Создание проекта.
Ребята, мы с вами послушали стихи, окунулись в волшебный мир музыки, увидели прекрасные картины природы. Настало время самим создать небольшой текст и выполнить иллюстрацию к нему. Я предлагаю вам подумать и написать мини- сочинение на тему «Проказы матушки-зимы». Опишите проказницу зиму. 4-5 предложений.
Помните, что вы работаете группой, а успех деятельности в коллективе напрямую зависит от такого понятия как сотрудничество. Сейчас вы должны определиться кто из вас станет художником и будет создавать иллюстрацию к своему тексту, а кто из вас будет писателями, кто будет помогать художникам в изображении. Не забывайте, что ваше время ограничено.
Каждая из групп будет описывать проказницу-зиму и создавать иллюстрацию к своему мини – сочинению 5 минут
Слайд 10,11,12,13,14 ,15,16,17. Во время творческих работ звучит мелодия Чайковского
6. Защита проектов
- Наша школьная стенгазета готова. Вызвать трех помощников от каждой группы, чтобы наклеить сочинения и иллюстрации
Чтение работ от каждой группы. Иллюстрации крепятся на ватман.
7. Итог урока: - Ребята, так почему же зима проказница?
- Кто любит зиму поднимите руки?
-А есть такие, кто сегодня ее полюбил или полюбил еще больше?
В качестве домашнего задания я предлагаю каждому из вас продолжить описание зимы
Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе занятии).
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я попробую…
- мне захотелось…
Если вы считаете, что вам всё удалось, то возьмите снежинки и украсьте ими ёлочку, а если что-то не получилось, положите снежинку под ёлку.
Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".
В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...
Разработка открытого учебного занятия по русскому языку
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Сложноподчиненные предложения».Цели: I) Систематизировать и обобщить знания по CCП;развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;воспитывать нравственные нормы....
План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...
План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...
Учебное занятие по русскому языку "Обособление второстепенных членов предложения"
Методическая цель: повышение качества образования посредством использования современных образовательных технологий....
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»
Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...