Учебное занятие по русскому языку "Обособление второстепенных членов предложения"
план-конспект занятия по русскому языку по теме

Полетаева Татьяна Николаевна

 Методическая цель:  повышение качества образования посредством использования современных образовательных технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


 

Учебное занятие по русскому языку.

Тема: Обособление второстепенных членов предложения

Методическая цель:  повышение качества образования посредством использования современных образовательных технологий.

Образовательные цели:

-обобщение и углубление знаний об обособлении, условиях обособления второстепенных членов предложения;

-определение спектра значения обособленных предложений;

-совершенствование умения ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

-создание условий для успешного закрепления изученного материала.

Развивающие цели:

- развивать стремление соотносить ранее полученные знания по учебной дисциплине с новым материалом;

-развивать лингвистическое аналитическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в группе;

-развивать умение обобщать и систематизировать материал.

Воспитательные цели:        

- формировать положительную мотивацию к учебной деятельности и устойчивый интерес к изучаемой дисциплине;

- продолжить формирование речевой культуры будущего учителя;

-формировать профессиональные и общие компетенции.

Формируемые компетенции:

  1. учебно-познавательные компетенции:
  • умение логически мыслить;
  • умение планировать учебную деятельность с целью достижения прогнозируемого результата;
  • осуществление анализа собственной деятельности, способность к самооценке и рефлексии;
  • выдвижение гипотез при решении учебно-познавательных проблем;
  1. коммуникативные компетенции:
  • умение работать в группе, выполнять ролевые функции в команде;
  • умение представлять результаты  своей работы в различных формах;
  • владение различными видами речевой деятельности (монолог, диалог);
  1. информационные компетенции:
  • поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • владение современными информационными технологиями;
  • владение навыками работы с различными источниками информации.

Методы и приёмы работы: частично-поисковые, исследовательские, проблемное обучение, учебный диалог, тренинги, решение практико-ориентированных заданий,  работа со словарями, словесные, репродуктивные.

Вид занятия: практическое.

Форма организации учебной деятельности: работа в малых группах.

Дидактическое оснащение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблицы, электронная презентация, раздаточный материал,  карточки для индивидуальной работы,  оценочный лист, учебник «Русский язык» (авт. А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; под ред. В.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 2007г.).

Ход занятия

I.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1.

  • На доске 2 текста. Прочитайте и сравните. В чем их сходство и различие.

Текст 1

Вулкан пробудился. Звери и птицы пустились подальше. Земля начала медленно подрагивать. Минеральные источники забурлили. Вулкан принялся ворчать, пускать дым. И вот из жерла вулкана показалась раскаленная лава. Извержение началось.

Текст 2

Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. Почувствовав неладное, звери и птицы пустились дальше. Земля начала медленно подрагивать, словно волнуясь. Минеральные источники, разогретые внутренним жаром, забурлили. Постепенно набирая силу, вулкан принялся ворчать, пускать дым. И вот из жерла показалась раскаленная лава. Извержение началось.

-Итак, мы выяснили, что во 2 – ом тексте использованы предложения с обособленными членами, которые придают речи особую выразительность.

-Сформулируйте тему нашего занятия.

Слайд 2

Тема занятия

Обособление второстепенных членов предложения.

-Давайте определим задачи.

Слайд 3

Задачи:

1) обобщение знаний об обособлении, условиях обособления второстепенных членов предложения.

2) формирование умения  ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.


  1. Актуализация знаний.

-В каком разделе науки о языке    изучается  эта тема ?

Слайд 4

Интонация – смысл – пунктуация.

- Интонация, смысл, пунктуация – логическая цепочка, определяющая функционирование любой синтаксической структуры.

- А сейчас подберите и запишите синонимы к  термину «обособленный». (отдельный, автономный, независимый).

- Выполните морфемный состав слова обособленный.

-Дайте определение значения этого слова по словарю (индивидуальное сообщение).

- Как подбор синонимов, выполнение морфемного разбора, словарная статья помогли вам в определении понятия «Обособленные члены предложения»?  

  1. Проверка самостоятельной деятельности при подготовке к занятию

- При подготовке к занятию студенты были разделены на группы., которые выполняли определенные задания. Сейчас каждая группа  осветит вопросы, над которыми они  работали. В каждой группе назначен ответственный за работу всей группы, который координирует работу группы, заполняет оценочный лист.

Вопрос 1.

-Какие члены предложения называются обособленными?

Слайд 5.

Это члены предложения, которые  выделяются по смыслу и интонационно.

Пример. Раздалось громкое пение птиц, разбудившее тишину леса.

1 студент

- Обособленные члены предложения – это такие члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элементы добавочного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире.

2 студент

- В данном примере определение разбудившее тишину леса выражено причастным оборотом, стоящим за определяемым словом; это определение выражено интонационно. :  перед ним имеется пауза и повышение голоса, оно имеет логическое ударение на слове разбудивший.

Вопрос 2. Какие члены предложения обособляются ?

Слайд 6.

  1. Мне часто вспоминается эта темная река, затененная скалистыми горами.
  2. Мелкий дождь, предвестник осени, окропил землю.
  3. Дождь прошумел, омыв землю щедрыми струями.
  4. Весь май, за исключением нескольких солнечных дней , шли дожди.
  5. Внизу, за рекой, тянулись луга.

1 студент.

- Мы выяснили, что обособляются разные второстепенные члены  предложения: согласованные и несогласованные определения, обстоятельства, дополнения, второстепенные члены предложения, имеющие уточняющее, пояснительное и присоединительное значение.

2 студент

- Нужно запомнить, что подлежащее и сказуемое никогда не обособляются, так как являются грамматической основой, а обособленные члены предложения имеют значение добавочного сообщения, пояснения и уточнения.

Вопрос 3.

Каковы характерные признаки обособляющей интонации?

1 студент

-Обособленные члены предложения – сравнительно молодая синтаксическая структура. Их описал в начале ХХ века русский лингвист, профессор Александр Матвеевич Пешковский в своем труде «Русский синтаксис в научном освещении».  Интонацию, сопровождающую обособление, он назвал  «обособляющей».

-Я хочу задать вам вопрос: «Какие характерные признаки обособляющей интонации?»  (Паузы, логические ударения, ритм).

-Запишите в тетрадь схему.

Слайд 7.

Признаки                                обособляющей                            интонации

 

паузы                                       логическое ударение                логический ритм


IV. Обобщение знаний об условиях обособления.

- Запишите предложение под диктовку.

 А.П.Чехов говорил: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

- Переведите слова А.П.Чехова на язык науки.

(Знаки препинания – это графические(письменные ) знаки, помогающие разделить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений, их интонацию. Знаки препинания употребляются по правилам, которые нужны для того, чтобы   пишущий и читающий одинаково понимали строение и смысл текста.

- На дом было дано задание вспомнить наиболее общие условия обособления для всех видов определений, обстоятельств и дополнений.

  1. Определения.

- Запишите предложения из произведений М.Шолохова, расставьте знаки препинания, опираясь на § §   76,77.

  1. Улыбающаяся и притихшая она смотрела на мужа влюбленными глазами.
  2. Спустился Николка в вишневый сад и лег на траву заплаканную седую от росы.
  3. Истоптанный сапогами пехоты луг напоминал заплаканное измятое горем лицо девушки.
  4. Васька сын пастуха и родной кровный сын бедняцкой власти умрет от пули своего же станичника.
  5. На станции Григорию как красному командиру предоставили подводу.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Назовем универсальные условия обособления определений.

Слайд 9

Памятка  № 1.

Универсальные условия обособления определений всех видов.

  1. Постпозиция ( по отношению к определяемому слову).
  2. Связь с личным местоимением.
  3. Дополнительное обстоятельственное значение .
  4. Отношение к определяемому слову.

II. Обстоятельство.

-Расставьте знаки препинания, обращаясь к  § § 80-81.

Слайд 10.

1.Утром морозным на крыльцо вышел  Николка  хрупкую тишину леса ломая перезвоном подкованных сапог. По утрам степь как земля снегом покрывалась туманом.

2.Несмотря на нестерпимую боль Григорий улыбнулся.

3.Еще там на фронте он твердо решил заняться воспитанием своих детей.

Слайд 11.

Памятка № 2

Универсальные условия обособления обстоятельств.

  1. Способ выражения: деепричастие, деепричастный оборот, сравнительный оборот.
  2. Способ выражения: существительное с предлогами.
  3. Уточняющее обстоятельственное значение.(чаще места и времени; реже- степени, меры, образа действия ).
  4. Дополнения.

Слайд 12

  1. Весь май за исключением нескольких ясных и солнечных дней шли беспрерывные дожди.
  2. Все бойцы кроме сторожевого охранения должны были расположиться по квартирам.

- Поставьте знаки препинания и  объясните их, §  82

- Итак, общими условиями обособления дополнений являются :

Слайд 13.

Памятка  №3

Общие условия  обособления дополнений.

  1. Значение включения , исключения, замещения.
  2. Предлоги кроме, сверх, включая, исключая, помимо, наряду и др.

- Итак, мы вспомнили общие условия обособления для всех видов определений, обстоятельств, дополнений.

- Причина обособления связана с семантикой, смыслом, содержанием высказывания.

V. Применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1.Индивидуально-групповая работа с последующей проверкой.

Последовательность выполнения заданий:

а) Сначала  каждый из вас проработает свой вариант устно.

б) Затем в группе обсуждаете и проверяете правильные ответы.

в) Потом записываете ответ в тетрадь.

 

Упражнение для индивидуально – групповой работы.

Неподвижно лежал передо мной (не) большой сад весь  озаре…ый и как(бы) успокоенный серебристыми лучами луны. Разбитый (по) стари…ому он состоял из одной продолговатой поляны. Пр…мые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу густо заросшую астрами. С одной стороны сада липы смутно зеленели облитые( не)подвижным (бледно) красным светом. Все дремало. Воздух весь теплы весь пахучий, даже не колыхался он только изредка дрожал как дрожит вода возмуще…ая падением ветки.

  • Проверьте эту работу по ключу.

2 .Творческое задание.

Карточка № 2

- Перестройте данные предложения так, чтобы в них появились обособленные члены предложения.

а) Нависший над морем туман рассеялся.

б) На краю поляны рос могучий дуб. Он широко раскинул свои ветви.

в) Теплый влажный ветер  шевелил молодые листочки.

г) Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце.

- Проверяем, как выполнили это задание студенты каждой группы.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Как вы считаете, мы выполнили учебные задачи?

- Было ли вам трудно?

- Было ли интересно работать?

- Над формированием  каких общих компетенций  мы работали на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на занятии (в группах и индивидуально)?

VII. Домашнее задание.

Слайд 14.

Повторить материал по теме « Уточняющие и поясняющие конструкции»

§ 83,84 (по учебнику А.М.Земского).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения"

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения" для 8 класса...