Фрагмент урока комплексного анализа текста
план-конспект урока по русскому языку по теме

Мельникова Наталья Игоревна

Анализ текста, материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya.docx134.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

ПЛАН КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА (9—11 КЛ.)

  1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные
    подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
  2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному)
  4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
  5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
  6. Какое настроение преобладает в тексте?
  7. Определите тему текста.
  8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
  9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
  10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
  1. Как соотносятся начало и конец текста?
  2. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
  3. Понаблюдайте над лексикой текста:
  • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?
  • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  • Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
  • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  • Обратите внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, градации, оксюмороны).
  1. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков — аллитерация, повторение гласных звуков — ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?
  2. Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие существительных и прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц- ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)?
  1. Понаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста (употребление предложений определенной структуры — коротких, лаконичных или пространных, простых или сложных, назывных, безличных, обобщенно-личных,— употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточий, перечислений, прямой речи, диалога и пр.).
  2. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идея может быть не только в выражении определенной мысли (рациональная идея), но и в передаче какого-то чувства, настроения, состояния (экспрессивная идея).
  3. Каково ваше впечатление от текста?
  4. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другими, данными учителем для сравнения.

      При анализе текста нужно помнить, что рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Комплексный анализ текста" 8-9класс

Презентацию можно использовать на уроках развития речи комплексного анализа текста...

Урок. Комплексный анализ текста.

Урок комплексного анализа текста на нравственную тему, тему доброго отношения к животным....

Причастный оборот. Материалы к уроку. Комплексный анализ текста.

Материал для 6 класса по программе Разумовской и 7 класса по программе Баранова.  Предлагаю текст, в котором ученикам нужно будет расставить знаки препинания, найти причастные обороты, также учен...

Урок "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА, 9 класс)

Открытый урок по русскому языку, направленный на подготовку учащихся 9 классов к сдаче ГИА. Рассматриваются приемы сжатия текста, тестовые задания....

Конспект урока "Комплексный анализ текста". Дифференцированное обучение

Урок для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА, проводится групповая деятельность учащихся...

УРОК КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В 8 КЛАССЕ

Данный урок - один из этапов подготовки учащихся  8 класса к ОГЭ. В основе этих уроков лежит работа с текстом. Основная задача таких уроков – выработка орфографических и пунктуационных навыков, ф...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....