Урок. Комплексный анализ текста.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок комплексного анализа текста на нравственную тему, тему доброго отношения к животным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Учитель I квалификационной категории
МОУ «СОШ №1 г. Буинска РТ»
Мухаметзянова Ф.Н.
Тема урока: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. 8 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю
2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к животным
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемно-поисковый
Дидактическое сопровождение: презентации по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором.
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся
Проблемный вопрос: Почему необходимо заботиться о животных?
Мы в ответе за тех, кого приручили
Антуан де Сент- Экзюпери
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку. Откуда взяты эти строки? Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
II. Целевая установка.
Тема нашего урока « Комплексный анализ текста».
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?
(учащиеся называют цели урока)
- Запишите тему и эпиграф урока в тетрадь.
Учитель: А сейчас работа над текстом.
III. Комплексный анализ текста. (Через видеопроектор)
1. Зима. 2. Из канализационного колодца валит пар. 3. Вокруг оттаявшая земля. 4. Подхожу ближе: земля шевелится. 5. Да, это брошенные людьми собаки, и в глазах их- горе и страх. 6. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла приносить потомства, а значит дохода. 7. Что же получается: деньги вместо души? 8. Почему дефицит милосердия сегодня так велик?
9. Что стан...т с нашим разумом и нашим сер...цем? 10. Не покин...т (ли) нас доброта (на)всегда? 11. Ведь уже сегодня ее (не)достает нам всем! 13. Горе у товарища- мы (не)спешим ему на помощ... 14. Ребенок с интересом смотр...т, как голубь с отреза...ыми лапками муча...тся, не может пр...землит...ся,- мы (с)нова проходим мимо.
15. Пр...ступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу словно нет в нашей жизни жестокости! 16. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
17. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. 18. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
1. Прочитайте текст. Вставьте буквы и знаки препинания, объясните их.
2 Беседа по тексту.
-Кто автор текста?
- О чем рассуждает автор?
- Читали ли вы произведения об отношении человека к животным?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фразу «четвероногий друг»?
3. Составление кластера.
.Красота Спокойствие Гармония Праздник | четвероногий друг | Любовь |
Учитель: - Животные ассоциируются у вас только с хорошим, прекрасным. А ведь действительно, нет наверно, на земле ничего прекраснее и нежнее преданного друга.
(У каждого ученика есть 1 экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке.
5. Работа в группах.
- Задание для первой группы: определить тему, основную мысль текста, доказать, определить микротемы.
- Составить план текста. Придумать название текста.
Задание для второй группы: определить стиль текста, доказать принадлежность к данному стилю. Назовите основные черты стиля. Определить тип речи и обосновать выбор.( Это текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие:
-непосредственное обращение к собеседнику;
-риторические вопросы и восклицания;
-неполные предложения;
- назывные предложения;
-ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением;
-отвлеченная лексика.
( Группы поочерёдно отвечают, учащиеся записывают в тетрадь тему, основную мысль, стиль и план текста)
6. Словарный диктант. Определить по лексическому толкованию слово.
- 1. Основная мысль художественного произведения. 2 Переносное значение слов основанное на сходстве одного предмета с другими или на их противопоставлении. 3. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. 4. Изображение одного предмета в сопоставлении с другим. 5. Круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий. Образующих жизненную основу. 6 Образное определение, преимущественно прилагательное. 7 Род литературы и журналистики. Рассматривающий актуальные политические, общественные и экономические проблемы.
7. Работа в группах
1 группа выписывает эпитеты ( четвероногий друг, меньшим братьям, доброго отношения, человеческая благодарность),метафоры ( приносить потомство, выставляли на улицу, не покинет ли доброта)
2 группа выписывает сравнения, риторические вопросы и восклицания (словно нет ….жестокости, предложения 7.10,11)
8. Фронтальная работа.
- Найти в тексте антоним к слову милосердие.
- Как вы понимаете выражение “не покинет ли нас доброта”?
- Замените слово «покинет» стилистически нейтральным.
- Найдите предложения, которые соответствуют схемам.
- Определить грамматическую основу предложения 4
- Сколько грамматических основ в предложении 13.
- Сделать синтаксический разбор предложения 9.
- Найти предложения с однородными членами. Выписать причастия , определить действительное и страдательное, выполнить их морфемный разбор ( 1 ученик у доски выписывает)
XII. Домашнее задание.
- подобрать литературные тексты, несущие подобную идею;
-написать небольшое сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»
II. Итог урока. Оценки.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №1 г. Буинска Р
Мухаметзянова Ф.Н.
Тема урока: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. 8 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю
2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к животным
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемно-поисковый
Дидактическое сопровождение: презентации по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором.
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся
Проблемный вопрос: Почему необходимо заботиться о животных?
Мы в ответе за тех, кого приручили
Антуан де Сент- Экзюпери
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку. Откуда взяты эти строки? Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
II. Целевая установка.
Тема нашего урока « Комплексный анализ текста».
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?
(учащиеся называют цели урока)
- Запишите тему и эпиграф урока в тетрадь.
Учитель: А сейчас работа над текстом.
III. Комплексный анализ текста. (Через видеопроектор)
1. Зима. 2. Из канализационного колодца валит пар. 3. Вокруг оттаявшая земля. 4. Подхожу ближе: земля шевелится. 5. Да, это брошенные людьми собаки, и в глазах их- горе и страх. 6. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла приносить потомства, а значит дохода. 7. Что же получается: деньги вместо души? 8. Почему дефицит милосердия сегодня так велик?
9. Что стан...т с нашим разумом и нашим сер...цем? 10. Не покин...т (ли) нас доброта (на)всегда? 11. Ведь уже сегодня ее (не)достает нам всем! 13. Горе у товарища- мы (не)спешим ему на помощ... 14. Ребенок с интересом смотр...т, как голубь с отреза...ыми лапками муча...тся, не может пр...землит...ся,- мы (с)нова проходим мимо.
15. Пр...ступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу словно нет в нашей жизни жестокости! 16. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
17. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. 18. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
1. Прочитайте текст. Вставьте буквы и знаки препинания, объясните их.
2 Беседа по тексту.
-Кто автор текста?
- О чем рассуждает автор?
- Читали ли вы произведения об отношении человека к животным?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фразу «четвероногий друг»?
3. Составление кластера.
.Красота Спокойствие Гармония Праздник | четвероногий друг | Любовь |
Учитель: - Животные ассоциируются у вас только с хорошим, прекрасным. А ведь действительно, нет наверно, на земле ничего прекраснее и нежнее преданного друга.
(У каждого ученика есть 1 экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке.
5. Работа в группах.
- Задание для первой группы: определить тему, основную мысль текста, доказать, определить микротемы.
- Составить план текста. Придумать название текста.
Задание для второй группы: определить стиль текста, доказать принадлежность к данному стилю. Назовите основные черты стиля. Определить тип речи и обосновать выбор.( Это текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие:
-непосредственное обращение к собеседнику;
-риторические вопросы и восклицания;
-неполные предложения;
- назывные предложения;
-ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением;
-отвлеченная лексика.
( Группы поочерёдно отвечают, учащиеся записывают в тетрадь тему, основную мысль, стиль и план текста)
6. Словарный диктант. Определить по лексическому толкованию слово.
- 1. Основная мысль художественного произведения. 2 Переносное значение слов основанное на сходстве одного предмета с другими или на их противопоставлении. 3. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. 4. Изображение одного предмета в сопоставлении с другим. 5. Круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий. Образующих жизненную основу. 6 Образное определение, преимущественно прилагательное. 7 Род литературы и журналистики. Рассматривающий актуальные политические, общественные и экономические проблемы.
7. Работа в группах
1 группа выписывает эпитеты ( четвероногий друг, меньшим братьям, доброго отношения, человеческая благодарность),метафоры ( приносить потомство, выставляли на улицу, не покинет ли доброта)
2 группа выписывает сравнения, риторические вопросы и восклицания (словно нет ….жестокости, предложения 7.10,11)
8. Фронтальная работа.
- Найти в тексте антоним к слову милосердие.
- Как вы понимаете выражение “не покинет ли нас доброта”?
- Замените слово «покинет» стилистически нейтральным.
- Найдите предложения, которые соответствуют схемам.
- Определить грамматическую основу предложения 4
- Сколько грамматических основ в предложении 13.
- Сделать синтаксический разбор предложения 9.
- Найти предложения с однородными членами. Выписать причастия , определить действительное и страдательное, выполнить их морфемный разбор ( 1 ученик у доски выписывает)
XII. Домашнее задание.
- подобрать литературные тексты, несущие подобную идею;
-написать небольшое сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»
II. Итог урока. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Комплексный анализ текста" 8-9класс
Презентацию можно использовать на уроках развития речи комплексного анализа текста...
Причастный оборот. Материалы к уроку. Комплексный анализ текста.
Материал для 6 класса по программе Разумовской и 7 класса по программе Баранова. Предлагаю текст, в котором ученикам нужно будет расставить знаки препинания, найти причастные обороты, также учен...
Фрагмент урока комплексного анализа текста
Анализ текста, материалы...
Урок "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА, 9 класс)
Открытый урок по русскому языку, направленный на подготовку учащихся 9 классов к сдаче ГИА. Рассматриваются приемы сжатия текста, тестовые задания....
Конспект урока "Комплексный анализ текста". Дифференцированное обучение
Урок для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА, проводится групповая деятельность учащихся...
УРОК КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В 8 КЛАССЕ
Данный урок - один из этапов подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ. В основе этих уроков лежит работа с текстом. Основная задача таких уроков – выработка орфографических и пунктуационных навыков, ф...
Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.
Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....