Урок. Комплексный анализ текста.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Мухаметзянова Фания Наримановна

Урок комплексного анализа текста на нравственную тему, тему доброго отношения к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

                                                                              Урок русского языка.

                       

                                                                              Учитель I квалификационной категории

                                                                                            МОУ «СОШ №1 г. Буинска РТ»

                                                                                            Мухаметзянова Ф.Н.

  1.                  

Тема урока:  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.   8 класс

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  работа с текстом, совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к животным

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемно-поисковый

Дидактическое сопровождение: презентации по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором.                           

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся

Проблемный вопрос: Почему необходимо заботиться о животных?

                                                                    Мы в ответе за тех, кого приручили

                                                                                                   Антуан де Сент- Экзюпери

                                                         

                                                       

                                                             ХОД УРОКА

I.  Вступительное слово учителя.

- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку. Откуда взяты эти строки? Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

II. Целевая установка.

Тема нашего урока « Комплексный анализ текста».

                                                       

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чем  мы будем заниматься?

                        (учащиеся называют цели урока)

- Запишите тему и эпиграф урока в тетрадь.

Учитель:  А сейчас работа над текстом.                                                 

 III. Комплексный анализ текста. (Через видеопроектор) 

 1. Зима. 2. Из канализационного колодца валит пар. 3. Вокруг оттаявшая земля. 4. Подхожу ближе: земля шевелится. 5. Да, это брошенные людьми собаки, и в глазах их- горе и страх. 6. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла приносить потомства, а значит дохода. 7. Что же получается: деньги вместо души? 8. Почему дефицит милосердия сегодня так велик?

9. Что стан...т с нашим разумом и нашим сер...цем? 10. Не покин...т (ли) нас доброта (на)всегда? 11. Ведь уже сегодня ее (не)достает нам всем! 13. Горе у товарища- мы (не)спешим ему на помощ... 14. Ребенок с интересом смотр...т, как голубь с отреза...ыми лапками муча...тся, не может пр...землит...ся,- мы (с)нова проходим мимо.

15. Пр...ступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу словно нет в нашей жизни жестокости! 16. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

17. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. 18. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?

1. Прочитайте текст. Вставьте буквы и знаки препинания, объясните их.

2 Беседа по тексту.

 -Кто автор текста?

 - О чем рассуждает автор?

- Читали ли вы произведения  об отношении человека к животным?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фразу «четвероногий друг»?

3. Составление кластера.

.Красота                                          
Радость
Свет
Тепло

Спокойствие

Гармония

Праздник

четвероногий друг

Любовь
Жизнь
Ласка
Добро
Лекарство

Учитель: -  Животные   ассоциируются у вас только с хорошим, прекрасным.  А ведь действительно, нет наверно, на земле ничего прекраснее и нежнее  преданного друга.

(У каждого ученика есть 1 экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке.                       

5.  Работа в группах.

  1. Задание для первой группы: определить тему, основную мысль текста, доказать, определить микротемы.
  2. Составить план текста. Придумать название текста.

Задание для второй группы: определить стиль текста, доказать принадлежность к данному стилю. Назовите основные черты стиля. Определить тип речи и обосновать выбор.( Это текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие:

-непосредственное обращение  к собеседнику;

-риторические вопросы и восклицания;

-неполные предложения;

- назывные предложения;

-ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением;

-отвлеченная лексика.

               (  Группы поочерёдно отвечают, учащиеся записывают в тетрадь тему, основную мысль, стиль и план текста)                                     

6. Словарный диктант. Определить по лексическому толкованию слово.

  1. 1. Основная мысль художественного произведения. 2 Переносное значение слов основанное на сходстве одного предмета с другими или на их противопоставлении. 3. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. 4. Изображение одного предмета в сопоставлении с другим. 5. Круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий. Образующих жизненную основу. 6 Образное определение, преимущественно прилагательное. 7 Род литературы и журналистики. Рассматривающий актуальные политические, общественные и экономические проблемы.

7. Работа в группах

1 группа выписывает эпитеты ( четвероногий друг, меньшим братьям, доброго отношения, человеческая благодарность),метафоры ( приносить потомство, выставляли на улицу, не покинет ли доброта)

2 группа выписывает сравнения, риторические вопросы и восклицания (словно нет ….жестокости, предложения 7.10,11)

8. Фронтальная работа.

        -   Найти в тексте  антоним к слову милосердие.  

  1. Как вы понимаете выражение “не покинет ли нас доброта”?
  2. Замените слово «покинет» стилистически нейтральным.                     
  1. Найдите предложения, которые соответствуют схемам.
  2. Определить грамматическую основу предложения 4
  3. Сколько  грамматических основ в предложении 13.
  4. Сделать синтаксический разбор предложения 9.
  5. Найти предложения с однородными членами.                                                                                         Выписать причастия , определить действительное и страдательное, выполнить их морфемный разбор ( 1 ученик у доски выписывает)                                      

                           

XII. Домашнее задание.

- подобрать литературные тексты, несущие подобную идею;

-написать небольшое сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»

II.  Итог урока. Оценки.

               



Предварительный просмотр:

                                             

    Урок русского языка.

                       

    Учитель высшей квалификационной категории

     МБОУ «СОШ №1 г. Буинска Р

      Мухаметзянова Ф.Н.

  1.                  

Тема урока:  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.   8 класс

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  работа с текстом, совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к животным

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемно-поисковый

Дидактическое сопровождение: презентации по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором.                           

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся

Проблемный вопрос: Почему необходимо заботиться о животных?

                                                                    Мы в ответе за тех, кого приручили

                                                                                                   Антуан де Сент- Экзюпери

                                                         

                                                       

                                                             ХОД УРОКА

I.  Вступительное слово учителя.

- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку. Откуда взяты эти строки? Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

II. Целевая установка.

Тема нашего урока « Комплексный анализ текста».

                                                       

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чем  мы будем заниматься?

                        (учащиеся называют цели урока)

- Запишите тему и эпиграф урока в тетрадь.

Учитель:  А сейчас работа над текстом.                                                 

 III. Комплексный анализ текста. (Через видеопроектор) 

 1. Зима. 2. Из канализационного колодца валит пар. 3. Вокруг оттаявшая земля. 4. Подхожу ближе: земля шевелится. 5. Да, это брошенные людьми собаки, и в глазах их- горе и страх. 6. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла приносить потомства, а значит дохода. 7. Что же получается: деньги вместо души? 8. Почему дефицит милосердия сегодня так велик?

9. Что стан...т с нашим разумом и нашим сер...цем? 10. Не покин...т (ли) нас доброта (на)всегда? 11. Ведь уже сегодня ее (не)достает нам всем! 13. Горе у товарища- мы (не)спешим ему на помощ... 14. Ребенок с интересом смотр...т, как голубь с отреза...ыми лапками муча...тся, не может пр...землит...ся,- мы (с)нова проходим мимо.

15. Пр...ступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу словно нет в нашей жизни жестокости! 16. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

17. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. 18. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?

1. Прочитайте текст. Вставьте буквы и знаки препинания, объясните их.

2 Беседа по тексту.

 -Кто автор текста?

 - О чем рассуждает автор?

- Читали ли вы произведения  об отношении человека к животным?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фразу «четвероногий друг»?

3. Составление кластера.

.Красота                                          
Радость
Свет
Тепло

Спокойствие

Гармония

Праздник

четвероногий друг

Любовь
Жизнь
Ласка
Добро
Лекарство

Учитель: -  Животные   ассоциируются у вас только с хорошим, прекрасным.  А ведь действительно, нет наверно, на земле ничего прекраснее и нежнее  преданного друга.

(У каждого ученика есть 1 экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке.                       

5.  Работа в группах.

  1. Задание для первой группы: определить тему, основную мысль текста, доказать, определить микротемы.
  2. Составить план текста. Придумать название текста.

Задание для второй группы: определить стиль текста, доказать принадлежность к данному стилю. Назовите основные черты стиля. Определить тип речи и обосновать выбор.( Это текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие:

-непосредственное обращение  к собеседнику;

-риторические вопросы и восклицания;

-неполные предложения;

- назывные предложения;

-ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением;

-отвлеченная лексика.

               (  Группы поочерёдно отвечают, учащиеся записывают в тетрадь тему, основную мысль, стиль и план текста)                                     

6. Словарный диктант. Определить по лексическому толкованию слово.

  1. 1. Основная мысль художественного произведения. 2 Переносное значение слов основанное на сходстве одного предмета с другими или на их противопоставлении. 3. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. 4. Изображение одного предмета в сопоставлении с другим. 5. Круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий. Образующих жизненную основу. 6 Образное определение, преимущественно прилагательное. 7 Род литературы и журналистики. Рассматривающий актуальные политические, общественные и экономические проблемы.

7. Работа в группах

1 группа выписывает эпитеты ( четвероногий друг, меньшим братьям, доброго отношения, человеческая благодарность),метафоры ( приносить потомство, выставляли на улицу, не покинет ли доброта)

2 группа выписывает сравнения, риторические вопросы и восклицания (словно нет ….жестокости, предложения 7.10,11)

8. Фронтальная работа.

        -   Найти в тексте  антоним к слову милосердие.  

  1. Как вы понимаете выражение “не покинет ли нас доброта”?
  2. Замените слово «покинет» стилистически нейтральным.                     
  1. Найдите предложения, которые соответствуют схемам.
  2. Определить грамматическую основу предложения 4
  3. Сколько  грамматических основ в предложении 13.
  4. Сделать синтаксический разбор предложения 9.
  5. Найти предложения с однородными членами.                                                                                         Выписать причастия , определить действительное и страдательное, выполнить их морфемный разбор ( 1 ученик у доски выписывает)                                      

                           

XII. Домашнее задание.

- подобрать литературные тексты, несущие подобную идею;

-написать небольшое сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»

II.  Итог урока. Оценки.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Комплексный анализ текста" 8-9класс

Презентацию можно использовать на уроках развития речи комплексного анализа текста...

Причастный оборот. Материалы к уроку. Комплексный анализ текста.

Материал для 6 класса по программе Разумовской и 7 класса по программе Баранова.  Предлагаю текст, в котором ученикам нужно будет расставить знаки препинания, найти причастные обороты, также учен...

Урок "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА, 9 класс)

Открытый урок по русскому языку, направленный на подготовку учащихся 9 классов к сдаче ГИА. Рассматриваются приемы сжатия текста, тестовые задания....

Конспект урока "Комплексный анализ текста". Дифференцированное обучение

Урок для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА, проводится групповая деятельность учащихся...

УРОК КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В 8 КЛАССЕ

Данный урок - один из этапов подготовки учащихся  8 класса к ОГЭ. В основе этих уроков лежит работа с текстом. Основная задача таких уроков – выработка орфографических и пунктуационных навыков, ф...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....