Урок химии в 10 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_him_reaktsiy_v_organicheskoy_himii_10_klass.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 2 г. Алагира
Учитель Дзугаева Светлана Урузмаговна
10 класс (профильная группа)
Урок 21. Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умения раскрывать смысл важ нейших изученных понятий; характеризовать особенности состава и свойств органических соединений; характеризовать химические реакции по различным признакам; наблюдать и описывать химичес-кий эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; формулировать выводы по результатам проведенного химического эксперимента | Умения использовать знаково- символические средства для рас крытия сущности процессов; устанавливать причинно-след ственные связи, осуществлять сравнение и классификацию; проводить наблюдения, делать выводы. Умения проводить оценку собст венных достижений в усвоении темы, корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом | Умение управлять своей познавательной деятельностью, добросовестно относиться к учению. Понимание значимости естест- веннонаучных знаний в повсе- дневной жизни, технике, меди цине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту |
Решаемая учебная проблема | Каковы индивидуальные достижения в усвоении изученной темы? Необходима ли коррекция знаний по изученной теме? | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Понятие о реакциях замещения. Понятие о реакциях присоединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Реакции изомеризации. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. | |
Демонстрации. Лабораторные опыты | Демонстрации. Взаимодействие спиртов с натрием. Лабораторный опыт. Взаимодействие уксусной кислоты с магнием. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Универсальные (компьютер, экран, мультимедийные презентации, фрагменты видеоурока по теме, видеоопыт) | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания | ||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъектив ного незнания. | |
Длительность этапа | 5-7 минут | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Устные ответы на вопросы. Обсуждение выполнения заданий | |
Методы обучения | Систематизирующая беседа | |
Форма организации деятельно сти обучающихся | Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность | |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организаторская, корректирующая | |
Основные виды деятельности учителя | Коррекция, координация деятельности обучающихся | |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Сообщения и презентации обучающихся | ||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обучающимися. Умение участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию. | |
Длительность этапа | 10-15 минут | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Обсуждение сказанного. Аргументированное выражение личной точ ки зрения | |
Методы обучения | Систематизирующая беседа, дискуссия | |
Форма организации деятельно сти обучающихся | Коллективная мыслительная деятельность | |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организаторская, корректирующая | |
Основные виды деятельности учителя | Коррекция, координация деятельности обучающихся | |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Обобщение и систематизация пройденного материала | ||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Актуализация полученных знаний, умений, навыков. Умение приме-нять полученные знания для решения задач в незнакомой ситуации | |
Длительность этапа | 15-20 минут | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Выполнение заданий с использованием изученных понятий (тест, моделирование, решение расчетных задач) | |
Методы обучения | Самостоятельная индивидуальная и групповая работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок | |
Форма организации деятельно сти обучающихся | Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность | |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организаторская, контролирующая, корректирующая | |
Основные виды деятельности учителя | Коррекция, координация и контроль за деятельностью обучающихся | |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание | ||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос уроков | |
Длительность этапа | 3-5 минут | |
Форма организации деятельно сти обучающихся | Индивидуальная, коллективная | |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организация самоконтроля обучающихся с последующей само- и взаимооценкой | |
Основные виды деятельности учителя | Координация деятельности обучающихся | |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Обучающиеся оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их само- и взаимооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии.
Цель урока. Систематизация и обобщение знаний, полученных при изучении темы «Типы химических реакций в органической химии». Совершенствование навыков и умений применять полученные знания для решения задач в незнакомой ситуации.
Проблемный вопрос урока. Каковы индивидуальные достижения в усвоении изученной темы? Необходима ли коррекция знаний по изученной теме?
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
- На какие четыре типа можно условно разделить реакции органических веществ?
- Что такое субстрат и реагент?
- Дайте определение реакций замещения в органической химии.
- В чем сходство и различие между реакциями замещения в органической и неорганической химии?
- Какие реакции в органической химии называются реакциями присоединения? Какое название носят аналогичные реакции в неорганической химии?
- К какому типу реакций относятся процессы гидрирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации?
- Дайте определение реакций элиминирования.
- Какой тип реакций в органической химии протекает без изменения относительной молекулярной массы вещества?
- Какие два типа разрыва ковалентной связи вы знаете?
- Вероятность какого из типов разрыва ковалентной связи возрастает с увеличением ее полярности?
- Дайте определение радикальных, нуклеофильных и электрофильных частиц. Приведите примеры.
(О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс, с. 51)
II. Презентации и сообщения учащихся по типам химических реакций в органической химии.
III. Обобщение и систематизация пройденного материала
- Моделирование (работа в группах) – 3 минуты
Задание:
1 группа. Собрать шаростержневую модель молекулы пропана.
Проиллюстрировать с помощью моделей осуществление следующих превращений:
Пропан → пропен → пропан → хлорпропан
К какому типу относится каждая из реакций. Дайте определение.
2 группа. Собрать шаростержневую модель молекулы этана.
Проиллюстрировать с помощью моделей осуществление следующих превращений:
Этан → этен → хлорэтан
К какому типу относится каждая из реакций. Дайте определение.
3 группа. Собрать шаростержневую модель молекулы бутана.
Проиллюстрировать с помощью моделей осуществление следующих превращений:
Бутан → изобутан
К какому типу относится эта реакция. Дайте определение.
- Тест (2 варианта) (О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс, Работа 9.А. Типы реакций в органической химии, с. 52-55)
Задание выполняется в рабочих тетрадях– 5 минут
Взаимопроверка работ по парам.
Ключи к тестам
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Перегруппировки, соединения, отщепления, замещения. Элиминирования, изомеризации. Субстратом, реагентом. | Присоединения. Алкенов, алкинов. Алканов, элиминирования, замещения. |
2 | 1б, 2а, 3г, 4в | 1в, 2а, 3б, 4г |
3 | 1а, 2а, 3а | 1а, 2а, 3а |
4 | б | а |
5 | в | б |
6 | а | б |
7 | 1в, 2б, 3а | 1в, 2б, 3а |
- Лабораторный опыт.
Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с магнием (порошок). Что наблюдаете? К какому типу относится эта реакция? Напишите уравнение реакции.
- Видеоопыт «Взаимодействие спиртов с натрием».
Составить уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с натрием
- Выполнение интерактивных заданий по темам: реакции замещения, реакции присоединения, реакции отщепления
- Задача 1.
(Н.Н. Гара, М.В. Зуева. Контрольные и проверочные работы по химии, 10-11 классы, с. 14)
При сжигании без остатка 4,3 г углеводорода получили 13,2 г оксида углерода (IV). Относительная плотность углеводорода по водороду равна 43. Вычислите относительную молекулярную массу углеводорода, установите его формулу. Составьте уравнение реакции. К какому из известных вам типов относится эта реакция?
(Решение. 4,3 г 13,2 г
СхНу + О2 → СО2 +Н2О
х 44 г
Мr(СхНу) = 43х2 = 86
х = 4,3х44:13,2 = 14,33 86:14,33 = 6 С6Н14
2С6Н14 + 19О2 → 12СО2 + 14Н2О)
IV. Подведение итогов
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос уроков.
Домашнее задание:
- § 8 (повторить)
- Задача (№ 28 Демоверсия ЕГЭ Химия 2020)
Какой объём водорода потребуется для полного гидрирования 5,6 л пропена? Объёмы газов измерены в одинаковых условиях. (Запишите число с точностью до десятых.)
3. Индивидуальное творческое задание - подготовить наглядный материал по теме «Классификация реакций в органической химии» - схемы, таблицы, буклеты и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии. Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....
Урок:"Типы химических реакций в органической химии".10 класс
Урок: "Типы химических реакций в органической химии" 10 класс по учебнику Габриелян О.С....
Типы химических реакций в органической химии
Разработка урока по органической химии в 10 классе. УМК Габриеляна О. С....
Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»
Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...
Урок по теме "Основные типы химических реакций в органической химии"
Конспект урока по органической химии для учеников 10 класса химико-биологического профиля...
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
ЗАЧЁТ по теме «Типы химических реакций в органической химии»
проверочные задания по теме...