Урок химии в 10 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Дзугаева Светлана Урузмаговна

Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_him_reaktsiy_v_organicheskoy_himii_10_klass.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 2 г. Алагира

                                Учитель Дзугаева Светлана Урузмаговна

10 класс (профильная группа)

Урок 21. Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения раскрывать смысл важ­

нейших изученных понятий;

характеризовать особенности состава и свойств органических соединений; характеризовать химические реакции по различным признакам;

наблюдать и описывать химичес-кий эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; формулировать выводы по результатам проведенного химического эксперимента 

Умения использовать знаково-

символические средства для рас­

крытия сущности процессов;

устанавливать причинно-след­

ственные связи, осуществлять

сравнение и классификацию;

проводить наблюдения, делать

выводы.

Умения проводить оценку собст­

венных достижений в усвоении

темы, корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом

Умение управлять своей познавательной деятельностью, добросовестно относиться к учению.

Понимание значимости естест-

веннонаучных знаний в повсе-

дневной жизни, технике, меди­

цине, для решения практических задач.

Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту

Решаемая учебная проблема

Каковы индивидуальные достижения в усвоении изученной темы?

Необходима ли коррекция знаний по изученной теме?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Понятие о реакциях замещения. Понятие о реакциях присоединения. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Реакции изомеризации.

Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы.

Демонстрации. Лабораторные опыты

Демонстрации. Взаимодействие спиртов с натрием.

Лабораторный опыт. Взаимодействие уксусной кислоты с магнием.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (компьютер, экран, мультимедийные презентации, фрагменты видеоурока по теме, видеоопыт)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного

образовательного результата /

группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъектив­

ного незнания.

Длительность этапа

5-7 минут

Основной вид  учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного

результата

Устные ответы на вопросы. Обсуждение выполнения заданий

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельно­

сти обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя

на данном этапе

Организаторская, корректирующая

Основные виды деятельности

учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Сообщения и презентации обучающихся

Формирование конкретного

образовательного результата /

группы результатов

Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обучающимися.

Умение участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения

на рассматриваемую информацию.

Длительность этапа

10-15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного

результата

Обсуждение сказанного. Аргументированное выражение личной точ­

ки зрения

Методы обучения

Систематизирующая беседа, дискуссия

Форма организации деятельно­

сти обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя

на данном этапе

Организаторская, корректирующая

Основные виды деятельности

учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного

образовательного результата /

группы результатов

Актуализация полученных знаний, умений, навыков. Умение приме-нять полученные знания для решения задач в незнакомой ситуации

Длительность этапа

15-20 минут

Основной вид  учебной деятельности, направленный на формирование данного

образовательного результата

Выполнение заданий с использованием изученных понятий (тест, моделирование, решение расчетных задач)

Методы обучения

Самостоятельная индивидуальная и групповая работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельно­

сти обучающихся

Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя

на данном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности

учителя

Коррекция, координация и контроль за деятельностью обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного

образовательного результата /

группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос уроков

Длительность этапа

3-5 минут

Форма организации деятельно­

сти обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя

на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей само- и взаимооценкой

Основные виды деятельности

учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или

недостигнутым образовательным

результатам

Обучающиеся оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их само- и взаимооценки. Домашнее задание с комментариями

Тема урока. Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии.

Цель урока. Систематизация и обобщение знаний, полученных при изучении темы «Типы  химических реакций в органической химии». Совершенствование навыков и умений применять полученные знания для решения задач в незнакомой ситуации.

Проблемный вопрос урока. Каковы индивидуальные достижения в усвоении изученной темы? Необходима ли коррекция знаний по изученной теме?

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

  1. На какие четыре типа можно условно разделить реакции органических веществ?
  2. Что такое субстрат и реагент?
  3. Дайте определение реакций замещения в органической химии.
  4. В чем сходство и различие между реакциями замещения в органической и неорганической химии?
  5. Какие реакции в органической химии называются реакциями присоединения? Какое название носят аналогичные реакции в неорганической химии?
  6. К какому типу реакций относятся процессы гидрирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации?
  7. Дайте определение реакций элиминирования.
  8. Какой тип реакций в органической химии протекает без изменения относительной молекулярной массы вещества?
  9. Какие два типа разрыва ковалентной связи вы знаете?
  10. Вероятность какого из типов разрыва ковалентной связи возрастает с увеличением ее полярности?
  11. Дайте определение радикальных, нуклеофильных и электрофильных частиц. Приведите примеры.

(О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс, с. 51)

II. Презентации и сообщения учащихся по типам химических реакций в органической химии.

III. Обобщение и систематизация пройденного материала

  1. Моделирование (работа в группах) – 3 минуты

Задание:

1 группа. Собрать шаростержневую модель молекулы пропана.

Проиллюстрировать с помощью моделей осуществление следующих превращений:

Пропан → пропен → пропан → хлорпропан

К какому типу относится каждая из реакций. Дайте определение.

2 группа. Собрать шаростержневую модель молекулы этана.

Проиллюстрировать с помощью моделей осуществление следующих превращений:

Этан → этен → хлорэтан

К какому типу относится каждая из реакций. Дайте определение.

3 группа. Собрать шаростержневую модель молекулы бутана.

Проиллюстрировать с помощью моделей осуществление следующих превращений:

Бутан → изобутан

К какому типу относится эта реакция. Дайте определение.

  1. Тест (2 варианта) (О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс, Работа 9.А. Типы реакций в органической химии, с. 52-55)

Задание выполняется в рабочих тетрадях– 5 минут

Взаимопроверка работ по парам.

Ключи к тестам

№ задания

1 вариант

2 вариант

1

Перегруппировки, соединения, отщепления, замещения.

Элиминирования, изомеризации.

Субстратом, реагентом.

Присоединения.

Алкенов, алкинов.

Алканов, элиминирования, замещения.

2

1б, 2а, 3г, 4в

1в, 2а, 3б, 4г

3

1а, 2а, 3а

1а, 2а, 3а

4

б

а

5

в

б

6

а

б

7

1в, 2б, 3а

1в, 2б, 3а

  1. Лабораторный опыт.

Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с магнием (порошок). Что наблюдаете? К какому типу относится эта реакция? Напишите уравнение реакции.

  1. Видеоопыт «Взаимодействие спиртов с натрием».

Составить уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с натрием

  1. Выполнение интерактивных заданий по темам: реакции замещения, реакции присоединения, реакции отщепления
  2. Задача 1. 

(Н.Н. Гара, М.В. Зуева. Контрольные и проверочные работы по химии, 10-11 классы, с. 14)

При сжигании без остатка 4,3 г углеводорода получили 13,2 г оксида углерода (IV). Относительная плотность углеводорода по водороду равна 43. Вычислите относительную молекулярную массу углеводорода, установите его формулу. Составьте уравнение реакции. К какому из известных вам типов относится эта реакция?

 (Решение.                           4,3 г              13,2 г

                                           СхНу + О2 → СО2 +Н2О

                                             х                   44 г

Мr(СхНу) = 43х2 = 86

х = 4,3х44:13,2 = 14,33                  86:14,33 = 6                С6Н14

6Н14 + 19О2 → 12СО2 + 14Н2О)

IV. Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос уроков.

Домашнее задание:

  1. § 8 (повторить)
  2. Задача (№ 28 Демоверсия ЕГЭ Химия 2020)

Какой объём водорода потребуется для полного гидрирования 5,6 л пропена? Объёмы газов измерены в одинаковых условиях. (Запишите число  с точностью до десятых.)

3. Индивидуальное творческое задание - подготовить наглядный материал по теме «Классификация  реакций в органической химии» - схемы, таблицы, буклеты и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии.  Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....

Урок:"Типы химических реакций в органической химии".10 класс

Урок: "Типы химических реакций в органической химии" 10 класс по учебнику Габриелян О.С....

Типы химических реакций в органической химии

Разработка урока по органической химии в 10 классе. УМК Габриеляна О. С....

Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»

Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...

Урок по теме "Основные типы химических реакций в органической химии"

Конспект урока по органической химии для учеников 10 класса химико-биологического профиля...

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...