Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Рожкова Марина Анатольевна
Особый интерес, по моему мнению, представляет учебно-тематический план с распределением часов по темам, с учётом часов на контрольные работы и на уроки по развитию речи. Надеюсь, что вам это поможет в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Уршельская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по русскому языку

в  5  классе

Рожковой   Марины   Анатольевны

 

                               

2012 год

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОСе общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки  Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010.

Общая характеристика курса

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

 Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма,  воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке;
  • формирование умений   работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Для реализации программы используется

УМК М.Т. Баранова,    Т.А. Ладыженской.

Учебник:  М.Т. Баранов,  Л.Т. Григорян,   Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 кл», Москва,   «Просвещение»,    2010г                              

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1)
владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов  речи;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

\

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:


1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во

часов

 (всего)

В том числе контрольных

В том числе развитие речи

Введение

4

1

Повторение пройденного в 1-4 классах

31

2

8

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

42

2

10

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

20

1

4

Лексика. Культура речи

14

1

4

Морфемика. Орфография. Культура речи

30

1

6

Имя существительное

27

1

7

Имя прилагательное

14

1

3

Глагол

26

1

4

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

2

2

Резерв

ИТОГО

210

12

47

Календарно-тематическое планирование по русскому языку  в 5 классе.

№ п/п

Дата

  по плану

Дата

факт.

Наименование раздела,

темы

Планируемые цели и результаты освоения

 материала

Виды контроля

Количество часов

тема

К.р.

Р.р.

Введение

3

1

1

Язык и человек

Знать: какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем отличается письменное общение от устного.

Уметь: читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

Устный развернутый ответ на вопрос.

1

2

Язык и речь. Язык и его единицы

1

3

Читаем учебник.Слушаем на уроке.

1

4

Р.р. Стили речи

1

Повторение пройденного в I – IV классах

21

2

8

5

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

6

Орфограмма

1

7

Правописание гласных в корне слова

Знать: способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.

Контрольное списывание, графическое выделение орфограммы и устное объяснение орфограммы, подбор проверочного слова

3

8

Проверяемые согласные в корне слова

Знать: способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.

Контрольное списывание, графическое выделение орфограммы и устное объяснение орфограммы, подбор проверочного слова

2

9

Непроизносимые согласные

Знать: способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.

Контрольное списывание, графическое выделение орфограммы и устное объяснение орфограммы, подбор проверочного слова

1

10

Буквы и, у, а после шипящих

Знать: правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения.

Уметь: находить и обозначать графически орфограмму; пользоваться орфографическим словарем.

Контрольное списывание, графическое выделение орфограммы и устное объяснение орфограммы

1

11

Разделительные ъ и ь. Словарный диктант.

Знать: правило употребления Ъ и Ь.

Уметь: находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать на

письме разделительные Ъ и Ь; правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора.

Кроссворд, словарный диктант

1

12

Раздельное написание предлогов с другими словами

Знать: о совпадении предлогов и приставок; что предлог – слово, приставка – часть слова; правила раздельного написания предлогов со словами; правило дефектного написания предлогов из-за, из-под, падеж, с которым употребляются указанные предлоги.

Уметь: разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму – слитное и орфограмму – раздельное написание; графически обозначать условия выбора раздельного написания; употреблять предлоги в речи.

Графическое выделение орфограммы и устное объяснение орфограммы

1

13

Входная контрольная работа.Диктант.  

Диктант

1

14

Р.р. Текст и его признаки

Знать:  отличительные особенности текста, его возможности для выражения мысли

Уметь: передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, отвечать ан вопросы по содержанию, владеть изучающим видом чтения.

Устный ответ, аналитическая деятельность.

1

15

Самост.работа «Безударные гласные в корне слова»

Р.р. Подготовка к изложению «Хитрый заяц»

Знать:  отличительные особенности текста, его возможности для выражения мысли

Уметь: передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепен-ную информацию, отвечать ан вопросы по содер-жанию, владеть изучающим видом чтения.

Сам.работа: графическое выделение орфограммы, подбор пров.слов.

Изложение (подробное).

1

16

Р.р. Написание изложения «Хитрый заяц»

1

17

Части речи

Знать: на какие вопросы отвечают и что обозначают части речи. Ознакомление с наречием.

Уметь: определять части речи

Индивидуальная работа по карточкам

1

18

Глагол как часть речи

Знать: об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени

Уметь: употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени

Устное высказывание.

1

19

-Тся и -ться  в глаголах

Знать: опознавательный признак орфограммы –Ь; способ определения написания –ТСЯ или –ТЬСЯ.

Уметь: находить орфограмму в –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания –ТСЯ или –ТЬСЯ; правильно писать –ТСЯ или –ТЬСЯ.

Индивидуальная работа по карточкам

1

20

Р.р. Тема текста

Знать: о теме текста.

Уметь: определять тему текста и подбирать к нему заголовки, выделять части текста.

Определять тему текста, микротемы и основную мысль посредством устного развёрнутого ответа

1

21

Личные окончания  глаголов.

Знать: личные окончания глаголов I и II спряжения; о раздельном написании НЕ с глаголами.

Уметь: выделять личные окончания глаголов; писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу.

Распределительный диктант

2

22

Имя существительное

Знать: определение имени существительного как части речи; его морфологические признаки; об употреблении на письме Ь после шипящих на конце существительных, Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Уметь: находить имена существительные, определять их род, число, падеж, тип склонения; уметь правильно употреблять Ь после шипящих, выбирать Е и И в безударных падежных окончаниях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разбирать имена существительные по образцу.

Взаимопроверка, устный ответ, работа по карточкам.

2

23

Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Знать: определение имени прилагательного как части речи; его морфологические признаки; изменения прилагательного по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательного с существительным;

Уметь: изменять прилагательное по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательное с существительным; разбирать имена прилагательные по образцу; пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного

Устный ответ, викторина

1

24

Словарный диктант.

Местоимение

Знать: о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений, о раздельном написании личных местоимений с предлогами.

Уметь: находить личные местоимения в тексте, определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.

Диктант

Устный ответ.

1

25

Контрольная работа (диктант) по повторению изученного в начальной школе

Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами. Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу.

контрольный диктант с дополнительными заданиями

1

26

Анализ контрольной работы

Анализ контрольного диктанта; работа над ошибками.

работа над ошибками.

1

27

Р.р. Основная мысль текста

1

28

Р.р. Типы речи

1

29

Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Летом»

1

30

Р.р. Написание сочинения по картине А.А.Пластова «Летом»

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

30

2

10

31

Синтаксис и пунктуация.

1

32

Словосочетание. Строение с/с

1

33

Связь слов в с/с.

1

34

Связь слов в с/с.

1

35

Простое предложение

1

36

Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П.Катаева

1

37

Р.р. Написание сжатого изложения по тексту В.П.Катаева

1

38

Виды простых предложений по цели высказывания

1

39

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

40

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

1

41

Р.р. Роль восклицательных и вопросительных предложений в художественном тексте

1

42

Р.р. Подготовка к сочинению по  теме «Памятный день в школе»

1

43

Р.р. Написание сочинения по теме «Памятный день в школе»

1

44

Грамматическая основа предложения. Подлежащее

1

45

Сказуемое.

2

46

Р.р. Прямой и обратный порядок слов

1

47

Тире между подлежащим и сказуемым

1

48

Нераспространенные и распространенные предложения

1

49

Дополнение

1

50

Определение

1

51

Обстоятельство

1

52

Предложения с однородными членами

1

53

Знаки препинания при однородных членах

1

54

Обобщающие слова при однородных членах

1

55

Обращение

1

56

Р.р. Роль обращений в художественном тексте

1

57

Р.р. Письмо

1

58

Синтаксический разбор простого предложения.

1

59

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

1

60

Р.р. Написание сочинения по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

1

61

Самостоятельная работа «Синтаксический разбор простого предложения».

Пунктуационный разбор простого предложения

1

62

Простые и сложные предложения

2

63

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

64

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

2

65

Диалог

2

66

Повторение изученного по теме « Синтаксис. Пунктуация»

1

67

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1

68

Анализ контрольной работы

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

15

1

4

69

Фонетика как раздел науки о языке

1

70

Звук как единица языка. Звуки речи

1

71

Гласные и согласные звуки

1

72

Ударение в слове. Гласные ударные и безударные

1

73

Согласные твердые и мягкие

1

74

Р.р. Повествование

1

75

Согласные звонкие и глухие

1

76

Графика как раздел науки о языке

1

77

Алфавит

1

78

Р.р. Описание предмета

1

79

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака

1

80

Двойная роль букв е, ё, ю, я. Словарный диктант.

1

81

Орфоэпия как раздел науки о языке

2

82

Р.р. Основные выразительные средства фонетики

1

83

Типы речи. Повествование. Рассуждение. Описание

1

84

Фонетический разбор

1

85

Самостоятельная работа «Фонетический разбор слова»

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

1

86

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

1

87

Р.р. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

Лексика. Культура речи

9

1

4

88

Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение

1

89

Однозначные и многозначные слова

1

90

Прямое и переносное значение слова

1

91

Омонимы. Их роль в речи

1

92

Синонимы. Их роль в речи

2

93

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»

1

94

Р.р. Написание сочинения по картине И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»

1

95

Антонимы. Их роль в речи

1

96

Повторение темы «Лексика»

1

97

Контрольная работа.Диктант.Работа над ошибками.

1

1

98

Р.р. Подготовка к изложению по рассказу К.Паустовского «Первый снег»

1

99

Р.р. Написание изложения по рассказу К.Паустовского «Первый снег»

1

Морфемика

24

1

6

100

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема - минимальная значимая часть слова

1

101

Изменение и образование слов.

1

102

Окончание

1

103

Основа слова

1

104

Р.р. Сочинение – письмо

1

105

Корень слова

1

106

Р.р. Рассуждение в повествовании

1

107

Суффикс

1

108

Приставка

1

109

Р.р. Выборочное изложение по тексту упр. 406

2

110

Чередование звуков

1

111

Беглые согласные

1

112

Варианты морфем

1

113

Морфемный разбор слова

1

114

Правописание гласных и согласных в приставках

1

115

Буквы з и с на конце приставок

2

116

Буквы о – а в корне -лаг-

 -лож-

2

117

Буквы о – а в корне -раст- -рос-

2

118

Буквы ё – о после шипящих и ц

2

119

Буквы и – ы после ц

2

120

Р.р. Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского

 «Сирень в корзине»

1

121

Р.р. Написание сочинения по картине П.П.Кончаловского

 «Сирень в корзине»

1

122

Словарный диктант « Буквы з и с на конце приставок».

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

123

Контрольная работа (диктант) по теме  «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

124

Анализ контрольной работы

1

Морфология

50

3

14

Имя существительное

19

1

7

125

Словарный диктант «Буквы о-а в корнях с чередованием» Самостоятельные и служебные части речи

1

126

Имя существительное как часть речи

2

127

Р.р. Доказательства в рассуждении

1

128

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

129

Имена существительные собственные и нарицательные

1

130

Р.р. Подготовка к сжатому изложению «Перо и чернильница»

1

131

Р.р. Написание сжатого изложения «Перо и чернильница»

1

132

Морфологический разбор имени существительного

1

133

Род имен существительных

1

134

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

135

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

136

Три склонения имён существительных.

1

137

Падеж имён существительных

1

138

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

1

139

Окончания существительных на -ия,

-ий, -ие

2

140

Р.р. Подготовка к подробному изложению с изменением лица по упр.546

1

141

Р.р. Написание подробного изложения с изменением лица по упр.546

1

142

Множественное число имён существительных

1

143

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

2

144

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

145

Р.р. Написание сочинения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

146

Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

1

147

Контрольная работа (диктант) по теме «Имя существительное»

1

148

Анализ контрольной работы

1

Имя прилагательное

10

1

3

149

Имя прилагательное как часть речи

2

150

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

151

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую

2

152

Р.р. Описание животного

1

153

Прилагательные полные и краткие

2

154

Морфологический разбор имени прилагательного

1

155

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по картине А.Комарова «Заяц на дереве»

1

156

Р.р. Написание  сочинения-описания по картине А.Комарова «Заяц на дереве»

1

157

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

158

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя прилагательное»

1

159

Анализ контрольного диктанта.

1

Глагол

21

1

4

160

Глагол как часть речи

1

161

Не с глаголами

1

162

Неопределённая форма глагола

1

163

Правописание  -тся  и

 -ться в глаголах

1

164

Виды глагола  

1

165

Буквы е-и в корнях с чередованием

2

166

Р.р. Невыдуманный рассказ о себе

1

167

Время глагола

1

168

Прошедшее время

1

169

Настоящее время

1

170

Будущее время

1

171

Спряжение глагола

1

172

Правописание безударных личных окончаний глагола

1

173

Правописание безударных личных окончаний глагола

1

174

Самостоятельная работа «Безударные личные окончания глагола» Морфологический разбор глагола

1

175

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч.

2

176

Употребление времён

1

177

Р.р. Спортивный репортаж

1

178

Словарный диктант «Правописание глаголов» Повторение изученного о глаголе

1

179

Р.р. Подготовка к сочинению по картине О.В.Поповича «Не взяли на рыбалку»

1

180

Р.р. Написание сочинения по картине О.В Поповича « Не взяли на рыбалку»

1

181

Повторение по теме «Глагол»

1

182

Контрольная работа (диктант) по теме «Глагол»

1

183

Анализ контрольной работы

1

Повторение и систематизация пройденного в V классе

2

184

Промежуточная аттестация

1

185

Контрольная работа за курс 5 класса

1

Содержание программы учебного курса русского языка для 5 класса

Язык - важнейшее средство общения (2 ч + 1 ч)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (21 ч+8 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (34 ч + 10 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (16 ч + 4 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (8 ч + 4 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч + 5 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч + 17 ч)

Имя существительное (18 ч + 7 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (8 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (22 ч + 6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (12 ч)

Формы и средства контроля

  • тест;
  • диктант / диктант с грамматическим заданием, словарный диктант
  • самостоятельная работа
  • подробное, сжатое изложение;
  • сочинение повествовательного характера на заданную тему;
  • сочинение по картине;
  • рассказ о случаях из жизни,
  • описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по   картине
  • устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

Основная литература

Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007

Методическое пособие для учителя:

1. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009

2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007

Пособия для учащихся:

1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б,Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010

2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2009

3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009

4. Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс»/А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2010

Дополнительная литература

Дополнительная литература для учителя:

1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Егорова Н.В. КИМы. Русский язык: 5 класс/ Е.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2011

3. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010

4. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007

5. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005

6. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010

7. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

8. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005

9. Цветкова, Г.В. Русский язык. 5 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2009

Пособия для учащихся:

1. Капинос, В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2009

2. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 2007

Справочная литература

2. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001

4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996

6. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005

6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991

8. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009

9. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975

Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

11. http://www.svetozar.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...