Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Чередующиеся гласные в корне"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Чередующиеся гласные в корне" | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой
Тема: «Чередующиеся гласные в корнях слов».
Класс: 5
Учитель: Клюева Наталья Витальевна, категория – высшая.
Тема урока: «Чередующиеся гласные в корнях слов».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков; урок-практикум
Цели на уроке: формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепление умения безошибочно опознавать слова с изученными орфограммами; повторение правил, определяющих написание орфограмм в корне.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А, Е-И в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать тексты.
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в группах.
Технологии: элементы дифференцированного обучения, групповой технологии, проектного метода, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий.
Оборудование:
компьютерная презентация, «рабочая тетрадь», таблица на ватмане, фотография с видом села, компьютер.
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой. («Русский язык. Теория» 5-9 класс. В.В Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика» 5 класс. А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева).
Ход урока.
Обоснование выбора технологий на уроке
На уроке используются элементы следующих технологий: элементы дифференцированного обучения, групповой технологии, проектного метода, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий.
Технология развития критического мышления постоянно используется мною в разработке и проведении уроков. Данная технология способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию самооценки, структурированию материала. Тестовая технология позволяет быстро и чётко осуществить контроль усвоения материала, выявить пробелы в изучении темы, воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; необходима для подготовки учащихся к ГИА. Без использования информационных технологий невозможно представить современный процесс обучения. ИКТ делают процесс обучения более ярким, визуализируют учебный материал, делают его более понятным и доступным, позволяют более интенсивно организовать работу на уроке. Групповые технологии обеспечивают более высокий уровень предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения, позволяют организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивают ответственность за совместные действия, коммуникативные навыки; интеграция грамотно организованной учителем совместной деятельности учащихся усилит эффекты применения и других педагогических технологий. Кроме того, в этом классе ещё в начальной школе групповые технологии использовались традиционно во взаимодействии с другими технологиями (ТРКМЧП, проектный метод и др.). Здоровьесберегающие технологии необходимы для исключения перегрузки учащихся, создания на уроке атмосферы психологического комфорта и повышения работоспособности учащихся. Дифференцированное обучение позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учеников. Дети, испытывающие трудности в обучении, получают посильные задания. Они, не испытывая стресса, достигают базового уровня обученности, работая в своём темпе и добиваясь результата. Ученики, имеющие более высокий уровень обученности, способностей к изучению данного предмета, получают задания другого уровня сложности. Проектный метод развивает все виды мышления (аналитическое, ассоциативное, логическое), речевые умения учащихся, умение планировать свою работу.
АНАЛИЗ УРОКА
Класс: 5
Учитель: Клюева Наталья Витальевна, категория – высшая.
Тема урока: «Чередующиеся гласные в корнях слов».
Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний, коррекции умений и навыков.
Тип урока: урок-практикум.
Место урока в системе уроков: последний урок темы «Орфограммы в корне слова» в разделе «Повторение изученного в конце года».
Цели на уроке: формировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно опознавать слова с изученными орфограммами; вспомнить правила, определяющие написание орфограмм в корне.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать тексты.
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в группах.
Технологии: элементы дифференцированного обучения, групповой технологии, проектного метода, ИКТ, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающих технологий.
Оборудование: компьютерная презентация, «рабочая тетрадь», таблица на ватмане, фотография с видом села, компьютер.
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой. («Русский язык. Теория» 5-9 класс; «Русский язык. Практика» 5 класс. Под редакцией А.Ю. Купаловой).
Данный урок входит в систему уроков в разделе «Повторение изученного в конце года».
При планировании урока были учтены возрастные особенности обучающихся. На данном уроке класс поделен на три группы: ученики с высокими (красная группа), средними (синяя группа), низкими (жёлтая группа) учебными способностями.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно. Цель урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
Выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
В начале урока прочитан текст Расула Гамзатова, что позволило осуществить мотивацию учебной деятельности и настроить учащихся на серьёзные мысли о жизни.
Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний использовался и материал учебника, и отрывок из ранее изученного по литературе произведения «Мещёрская сторона» К.Г. Паустовского, который позволил детям вспомнить и озвучить известные им орфограммы в корне слова. Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки орфографических навыков подобран разнообразный дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке.
Проверка полученных ранее знаний по теме «Чередующиеся гласные в корне слова» осуществлялась различными способами; проводился устный и письменный опрос.
Для активизации учебной деятельности в середине урока использовался прием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: «Согласны ли вы, что…».
Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло учителю не терять «нить» заинтересованности у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.
После того, как обучающиеся вспомнили известные им орфограммы в корне, был осуществлён переход к применению знаний и умений. Для закрепления материала был подобран разноуровневый дидактический материал, использованы различные виды деятельности. Например, отрывок из текста К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона» служил для отработки навыков написания орфограммы «Орфограммы в корне слова»; задания в тестовой форме, заполнение таблиц, создание проектов были ориентированы на выполнение экзаменационного задания А5 экзамена по русскому языку. Дети конструировали предложения, сочиняли свои тексты, что способствует развитию речи обучающихся.
Восстановление деформированной таблицы в конце уроке позволило систематизировать имеющиеся у детей знания по теме занятия, подвести его итог.
Презентация, используемая на протяжении всего урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.
Для раскрытия материала урока учителем выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.
На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий: технологии развития критического мышления (приём «Согласны ли вы, что…») – служит для активизации мыслительной деятельности; тестовой технологии (задание А5) – воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; информационной технологии (презентация, выполнение задания на компьютере) – делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; групповой технологии – позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия, коммуникативные навыки; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности; дифференцированного обучения (разноуровневые задания в группах, разноуровневое домашнее задание) – позволяет ученику, не испытывая дискомфорта, работать в своём темпе, добиваясь результата; проектного метода (создание мини-проектов в рамках урока: лингвистическая сказка, сочинение, таблица) – развивает мышление, речевые умения учащихся, умение планировать свою работу; региональный компонент (сочинение «Люблю тебя, мой край родной!») – активизирует внимание обучающихся. В ходе урока проведена динамическая пауза, которая не прерывала хода работы (игра «Согласны ли вы, что…» и офтальмологическая зарядка).
Изучаемый материал подавалася поэтапно, от простого к сложному.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.
Применение на уроке рабочей тетради позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.
Характер тренировочных упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих средний уровень развития.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная учителем форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий ГИА А5 и в конце урока.
Домашнее задание к данному уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из трёх предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Характер домашнего задания посильный, творческий.
В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью итоговой таблицы проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.
С первых минут занятия чувствовался интерес учеников к данному уроку.
В ходе всего занятия происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).
Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы детей умело сочеталось с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
Сочетание избранных форм работы на занятии (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.
В ходе занятия Наталья Витальевна старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности. Важную роль в групповой работе играли и консультанты.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, можно сделать вывод о том, что цели и задачи урока достигнуты, урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям ФГОС.
Зам. директора по УВР: Е.В. Тарманова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Зри в корень!"(секреты чередующихся гласных в корне)
Обобщающий урок по орфограмме "Чередующиеся гласные в корне"...
Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
Урок русского языка по теме "Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова" 5 класс
данныйй конспект урока предназначен для использования с сопровождением интерактивной доски и сервиса Wordwall...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...