Текст. Функционально-смысловые типы текста.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Данная разработка конспекта урока по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов, обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) может быть использована на уроке русского языка в 10-11 классе по теме "Текст. Типы текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
По дисциплине Русский язык и культура речи
Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) курс 2 семестр 1
ВИД ЗАНЯТИЯ: урок
ТИП УРОКА: комбинированный
ТЕМА УРОКА: Текст. Функционально-смысловые типы текста.
ЦЕЛИ УРОКА:
- обучающие:
- формирование комплексного представления о функциональной специфике типов речи.
- воспитательные:
- формирование творческого начала у обучающихся, активной жизненной позиции;
- ориентирование на успех;
- воспитание инициативы, самостоятельности в учебной деятельности.
- развивающие:
- развитие критического мышления (умения анализировать готовые тексты, определять типы речи, давать оценку, корректировать тексты);
- развитие речи (умение формулировать аргументированные ответы, создавать готовый речевой продукт);
- развитие умения применять теоретические знания в жизненной практике (моделирование собственных текстов в зависимости от поставленной коммуникативной задачи).
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УРОКА:
- формирование коммуникативных умений обучающихся.
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА: компьютер, проектор, экран, тетради, раздаточный материал, доска.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
- Организационный момент: организация группы на учебную деятельность (1мин.)
- Мотивация учебной деятельности обучающихся (4 мин)
Обсуждение темы и целей урока.
- Актуализация опорных знаний (5 мин.)
- Вспомним то, что вы уже знаете по теме «Текст». Посмотрите на экран. Прочитайте утверждения, согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.
- Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически (да)
- Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины) (да)
- Текстом можно назвать сложное предложение, части которого сильно осложнены (нет, одно предложение не может быть текстом)
- В любом тексте есть тема, основная мысль и заголовок (нет, заголовок может отсутствовать, однако любой текст можно озаглавить)
- Все предложения в тексте стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя (да)
- Текст неделим, его нельзя разделить на части (нет, можно разделить на тома, главы, абзацы)
- Словарная работа (10 мин) В русском языке есть слово «текстильный», в котором выделяется корень ТЕКСТИЛЬ, что оно обозначает? Составьте словосочетания с этим словом
(текстильная фабрика, текстильное производство).
Как вы думаете, случайно ли в этом слове просматривается слово ТЕКСТ? Есть ли что-нибудь общее между словом ткань и текст? Докажите свою мысль.
(В тексте все предложения, как нити в ткани, связаны между собой в единое целое.)
В любой ткани есть основная нить. Если ее убрать, то ткань рассыплется на нитки. Какую параллель можно провести с текстом?
(Текст не может существовать без основной мысли)
Итак, текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
- Обратимся к словарю и, запишем определение в тетрадь:
ТЕКСТ (лат. texus – «ткань», «связь», «соединение») – речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных в целое единством темы, основной мысли, с помощью различных языковых средств.
- Сообщение новых знаний (40 мин)
Вопросы для изложения:
- Определение понятия «Текст»
- Разновидности типов речи (в форме сообщений обучающихся)
- Основные типы речи (работа с «метафорой»).
- Особенности типов речи: повествование, описание, рассуждение (работа с текстами, заполнение таблицы)
- Итак, мы вспомнили, что такое текст. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 типа текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
Кроме основных трёх типов текста ученые лингвисты выделяют ещё несколько: определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (разновидность повествования). Прослушаем доклады, сделаем записи в тетрадь.
- Разновидность описания в нехудожественной прозе - характеристика, частным случаем которой является техническое описание.
- Сообщение как разновидность повествования - главным образом сфера газетной речи.
- Определение как функционально-смысловой тип речи распространено преимущественно в научной литературе.
- Определение раскрывается, развивается в объяснении.
Однако основные функционально-смысловые типы речи – это описание, повествование, рассуждение, поэтому более подробно рассмотрим их.
- В жизни, так или иначе, каждый человек (субъект) выполняет определенные роли, занимает ту или иную субъектную позицию. Просмотрим 3 видеоролика, выявим 3 позиции, которые может занимать человек в игре «Хоккей»
Роль | Позиция |
Болельщик | Наблюдатель |
Игрок | Реализатор |
Судья | Критик |
Соотнесите эти три позиции с тремя известными вам типами речи. В каком типе речи позиция говорящего – наблюдатель? реализатор? критик?
Наблюдатель (статичность) – описание
Реализатор (динамичность) – повествование
Критик (мета-позиция, т.е. взгляд со стороны, оценка) – рассуждение
- Запишем основные положения в тетрадь в виде таблицы, чтобы вам легче было определять тип текста и моделировать собственные тексты в зависимости от речевой задачи.
Особенности типов речи
Описание | Повествование | Рассуждение | |
Субъектная позиция | Наблюдатель (статика) | Реализатор (динамика) | Критик (мета-позиция) |
Цель | |||
Композиция | |||
Языковые средства | |||
Приём фотографирования |
- Исследуйте предложенные тексты. Определите типы речи.
Какую коммуникативную задачу выполняет автор каждого текста?
(Создать образ; рассказать историю; дать оценку, высказать точку зрения)
Как строится текст - описание, повествование, рассуждение? Какова композиция каждого типа?
(описание: общее впечатление-раскрытие признаков - оценка;
повествование: завязка-развитие действия-кульминация-развязка,
рассуждение: тезис-аргументы-вывод)
Какие языковые средства (части речи, синтаксические конструкции) использует автор, чтоб описать предмет, рассказать о событии или высказать точку зрения?
(О: много прилагательных, глаголы состояния, глаголы несов. вида, обстоятельства места
П: глаголы движения, глаголы сов. вида, обстоятельства времени
Р: вопрос-ответ, вводные слова и выражения (степень уверенности, организация высказывания)
- Чтобы легче было определить тип речи, можно использовать «приём фотографирования». Сколько кадров сделал бы фотограф, чтобы проиллюстрировать текст – описание? (один). Образно говоря, текст-описание – это один «слайд»
Сколько для текста повествования? (много кадров) Это целый фильм.
Можно ли проиллюстрировать текст – рассуждение? Почему?
(Нет, поскольку это умозаключения, цепочка аргументов в доказательство или опровержение основной мысли - тезиса)
- Самостоятельная работа обучающихся (Закрепление изученного материала) (15 мин.)
Как использовать средства языка для достижения жизненного успеха? Попробуем себя в ролевой игре «Интервью из будущего» (3 группы)
Познакомьтесь с содержанием игровой ситуации.
Определите, какой тип речи наиболее эффективен для решения коммуникативной задачи. Дайте обоснование своему выбору.
Используя характерные для данного типа речи языковые элементы, составьте мини-текст (3-5 предложений)
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 1.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек. Опишите, в чём состоит Ваш успех?
Какими возможностями и личными качествами Вы обладаете?”
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 2.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек. Расскажите, как Вы этого достигли? Как Вы пришли к своему успеху?”
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 3.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек.
Поделитесь мнением: какие шаги являются наиболее важными для достижения успеха в жизни? Почему?
А что — не очень важно? Почему?”
- Обсуждение выполненной работы, коррекция ошибок (3 мин.)
Демонстрация коллективного творчества каждой команды; выявление затруднений.
Оценивание учебных достижений.
- Домашнее задание (10 мин.)
Повторить тему «Стили речи»
Напишите синквейн по каждому типу текста: описание, повествование, рассуждение
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение из 4 слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Первый напишем вместе.
Описание
Статичный, образный
Наблюдает, рисует, описывает
Помогает раскрыть признаки предмета
Слайд
- Рефлексия (2 мин.)
Выявление затруднений, возникших в процессе работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Функционально-смысловые типы речи. Повествование»
Разработка урока по русскому языку, 10 класс...
Функционально-смысловые типы речи. Повествование.
Цель: показать особенность текстов по типу речи повествование. Задачи: - воспитательная: содействовать воспитанию активной жизненной позиции - образовательная: показать особенность типа речи ...
Уроки №48- 49. Текст. Признаки текста. Межфразовая связь. Типы речи (учебник Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
На уроках повторяются и расширяются понятия о тексте....
Подготовка к ЕГЭ. Функционально - смысловые типы речи
Задание А29 проверяет умение определять типы текста...
Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.
Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...
Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"
Урок предназначен для студентов СПО 2 курса, обучающихся профессии "Повар,кондитер" . ...
Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"
Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...