Подготовка к ЕГЭ. Функционально - смысловые типы речи
тест по русскому языку (11 класс) на тему

Раевская Елена Викторовна

Задание А29 проверяет умение определять типы текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon a29.ppt320.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А- 29 Ф у н к ц и о н а л ь н о – с м ы с л о в ы е т и п ы р е ч и

Слайд 2

Какое из перечисленных утверждений является правильным? 1.(1) Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу . (2) Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. (К. Паустовский). 1)Предложение 2 объясняет суждение, высказанное в предложении 1. 2)В предложениях 1-2 представлено повествование. 3)В предложениях 1—2 представлено рассуждение. 4)Предложения 1-2 содержат описательный фрагмент.

Слайд 3

2 .(1) Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. (2) Если посмотреть на яблоко сквозь солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда (В. Солоухин). 1)Предложение 2 противопоставлено по содержанию предложению 1. 2)В предложениях 1—2 представлено рассуждение. 3)В предложениях 1—2 представлено повествование. 4)Предложения 1-2 содержат описательный фрагмент.

Слайд 4

3 .( 1) Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина чёрной рыбы. (2) Я ударил веслом по воде. (3) Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом. (К. Паустовский). 1)В предложениях 2—3 представлено повествование. 2)Предложение 2 противопоставлено по содержанию предложению 1. 3)В предложениях 1—2 представлено рассуждение. 4)Предложения 2—3 содержат описательный фрагмент.

Слайд 5

4 .(1) С почерневшего неба, как из ведра, хлынули потоки дождя. (2) Вода, сбивая людей, бешеным потоком неслась сверху, снизу, с боков, лошади, сбитые несущимся потоком, увлекали повозки в пропасть (С. Серафимович). 1)В предложениях 1—2 представлено повествование. 2)В предложениях 1-2 представлено повествование с элементами описания. 3)Предложение 2 объясняет суждение, высказанное в предложении 1. 4)В предложениях 1—2 представлено рассуждение.

Слайд 6

5 .(1) В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, нацией, народом, Вселенной. (2) Именно поэтому забытое понятие сострадания требует полного возрождения и развития (Д.Лихачёв). 1)Предложение 2 объясняет суждение, высказанное в предложении 1. 2)В предложениях 1-2 представлено повествование. 3)В предложениях 1 -2 представлено описание. 4)В предложениях 1—2 представлено рассуждение.

Слайд 7

6 .(1) Когда мы подошли к лугу, косцы уже растянулись в длинную вереницу. (2) В мокрых кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно долетают звуки кукушки (Л. Толстой). 1)В предложениях 1—2 представлено повествование. 2)В предложении 1 содержится описательный фрагмент. 3)В предложениях 1—2 представлено рассуждение. 4)Предложение 2 объясняет суждение, высказанное в предложении I.

Слайд 8

7 .(1) Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в сонную пустыню над ними. (2) Контуры гор округлились, одетые тёплой и ласковой мглой южной ночи. 1)В предложениях 1-2 представлено повествование. 2)Предложение 2 объясняет суждение, высказанное в предложении 1. 3)В предложениях 1-2 содержится описательный фрагмент. 4)В предложениях 1-2 представлено рассуждение.

Слайд 9

8 .(1) Играть втроём в шахматы — это самое последнее дело, потому что играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то другому. (2) Из этого никогда ничего хорошего не получится (Н. Носов). 1)Предложение 2 противопоставлено по содержанию предложению 1. 2)В предложениях 1—2 представлено повествование. 3)В предложениях 1—2 содержится описательный фрагмент. 4)В предложениях 1 -2 представлено рассуждение.

Слайд 10

9 .(1) Как, в свои лета, позволив себе ненавидеть и презирать людей, рассмотрев и обсудив их ничтожность, мелочность, слабости, перебрав всех и каждого из своих знакомых, он забыл разобрать себя! (2) Какая слепота! (И. Гончаров) 1)В предложениях 1—2 представлено повествование. 2)В предложениях 1-2 содержится описательный фрагмент. 3)В предложениях 1-2 представлено рассуждение. 4)Предложение 2 объясняет суждение, высказанное в предложении 1.

Слайд 11

10 .( I) Отъезжая два дня назад из дому, я видел потемневшие от дождя поля, голый лес, просёлочные дороги с размытыми колеями, полными дождевой воды. (2) А здесь, на Кавказе, ещё совсем по-летнему: светит солнце, всё кругом зеленеет, издали, с берега моря, слышится смех (Г. Скребицкий). 1)В предложениях 1—2 представлено повествование. 2)В предложении 2 содержится описательный фрагмент. 3)В предложениях 1—2 представлено рассуждение. 4)Предложение 2 противопоставлено по содержанию предложению 1.

Слайд 12

11 .(1) И часто-часто я думал: если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем. (2) Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни, счастья! (М.Пришвин) 1)В предложениях 1 —2 представлено повествование. 2)В предложении 2 содержится описательный фрагмент. 3)В предложениях 1—2 представлено рассуждение. 4)Предложение 2 противопоставлено по содержанию предложению 1.

Слайд 13

Ответы: 1-2 2-4 3-1 4-2 5-4 6-1 7-3 8-4 9-3 10-4 11-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Функционально-смысловые типы речи. Повествование»

Разработка урока по русскому языку, 10 класс...

Функционально-смысловые типы речи. Повествование.

Цель:  показать особенность текстов по типу речи повествование. Задачи: - воспитательная: содействовать воспитанию активной жизненной позиции - образовательная: показать особенность типа речи ...

Разработка урока по теме: "Обучение определению функционально-смысловых типов речи"

Предмет: русский язык.Класс: 10Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение ...

Функционально-смысловые типы речи. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе. Задание 21.

Образовательная цель: совершенствование аналитических текстовых умений и навыков. Задачи: - повторить основные речеведческие понятия (тип речи, средства выразительности); - закрепить умение определять...

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...

задание 23. Функционально-смысловые типы речи

Задания распределены по типам речи....

Функционально-смысловые типы речи. Задание 23 на ЕГЭ по русскому языку.

В презентации содержится теоретический и практический материал для подготовки к выполнению задания 23 (ЕГЭ-2021), в котором проверяются умения соотносить представленный фрагмент текста с указанным тип...