Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса
рабочая программа (11 класс) на тему
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Текст. Теория и практика» для учащихся 11 класса составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторской программы элективного курса Полуниной Г.М. «Текст. Теория и практика», «Элективные курсы по русскому языку» Москва «Чистые пруды», 2009
Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку и литературе, в том числе и в формате ЕГЭ.
Учащиеся должны уметь выражать свои мысли, создавать связный рассказ на заданную тему. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет факультативный курс «Текст. Теория и практика».
Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.
Цели курса:
Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к филологии. Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Важнейшей целью курса является повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи курса:
1) Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;
2) Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные;
3) Воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.
Формы обучения:
1) лекции, индивидуальные консультации учителя, работа в группе;
2) семинарские занятия; проектно-исследовательская деятельность.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
- примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;
- высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
- лингвистические справки о происхождении терминов;
- определение новых понятий.
Методические принципы построения курса:
- нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
- избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий;
- минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
- равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.
Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
- повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением;
- выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;
- выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.
Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).
Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим
- электронное учебное пособие, имеющее печатный аналог, содержание которого призвано научить обучающихся самостоятельно ставить и решать проблемы, т.к. в нем используется проблемный стиль изложения учебного материала. В учебном пособии представлен справочно-методический аппарат: схемы, контрольные вопросы, творческие задания, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и т.п.);
- список литературы для учащихся;
- методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие методику проведения практических и лабораторных занятий, примерные темы творческих заданий;
- тексты для анализа.
Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет учителю дополнительную методическую помощь.
В программу включен пример планирования работы с обучающимися по курсу, где определены основные понятия, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся, творческие задания, указано примерное распределение учебного времени.
Материалы для контроля
- отрывки из художественных произведений;
- тексты;
- вопросы для обсуждения;
- тесты.
- сочинение на свободную тему.
Ожидаемый результат
На занятиях курса «Текст. Теория и практика» через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.
Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в вузе.
Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса ,ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров
Информационно-методическое обеспечение
- Глебов Б.Ф. Упражнения по развитию речи.М.,1999г
- А.И.Горшков Русская словесность. «Просвещение»2001г
- Т.А.Ладыженская Развивайте дар слова.М.,1990г
- Т.М.пахнова Готовимся к экзаменам по русскому языку.
- Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9класс. М., Дрофа.2006г
- Анализ художественного текста: Сборник статей. - М., 1975.
- Китайгородская М.В, Розанова Н.Н. Речевые одежды Москвы: русская речь, №3 - 1994.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся старших классов. - М., 1982.
- Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. - М., 1976.
- Лингвистические знания - основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы. Сост. Т.А. Злобина. - М., 1985.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001.
- Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова : Кн. для внеклассного чтения. - М., 1983.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Творческая мастерская | Дата по плану | Дата факт. |
Понятие о тексте. | 1 | Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря | Сочинение-рассуждение "Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы:, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами" (В Белинский) | 1гр-2.09 2гр-6.09 | 1гр-2.09 2гр-6.09 | |
Способы выражения темы | 1 | Лекция учителя Практическая работа со стихотворными текстами | Создание текста по предложенным темам | 1гр-9.09 2гр-13.09 | 1гр-9.09 2гр-13.09 | |
Заглавие текста | 1 | Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц | Создание презентационных материалов учебного занятия | 1гр-16.09 2гр-20.09 | 1гр-16.09 2гр-20.09 | |
Ключевые (опорные) слова. | 1 | Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой. | Провести исследование "Выбор ключевых слов". | 1гр-23.09 2гр-27.09 | 1гр-23.09 2гр-27.09 | |
Синтаксис текста. | 1 | Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение. | Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положительными, а какие - отрицательными", с использованием контрастных сопоставлений. | 1гр-30.09 2гр-4.10 | 1гр-30.09 2гр-4.10 | |
Способы связи предложений в тексте | 1 | Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление. | Творческая работа по теме: "О чем говорят имена литературных героев" | 1гр-7.10 2гр-11.10 | 1гр-7.10 2гр-11.10 | |
Средства связи смысловых частей текста. | 1 | Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц. | Написать письмо в стиле выбранной исторической эпохи. | 1гр-14.10 2гр-18.10 | 1гр-14.10 2гр-18.10 | |
Лексические средства связи (антонимы, синонимы, лексические повторы) | 1 | Исследовательская деятельность, анализ и систематизация материала, составление обобщающих тематических таблиц. | Сочинение, основной мыслью которого станет высказывание А.Н. Толстого: "Не нужно от них открещиваться, не нужно ими злоупотреблять". | 1гр-21.10 2гр-25.10 | 1гр-21.10 2гр-25.10 | |
Лексические средства связи (синонимы) | 1 | Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц. | Сочинение о дружбе, долге, чести, труде, с использованием синонимов. | 1гр-28.10 2гр-1.11 | 1гр-28.10 2гр-1.11 | |
Лексические средства связи (лексические повторы) | 1 | Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ. Систематизация материала. Работа со справочной литературой. | Сочинение: "Богатство языка есть богатство мыслей" (Н. Карамзин), с использованием стилистических возможностей пословиц, поговорок, афоризмов и др. | 1гр-11.11 2гр-15.11 | ||
Стилистическая роль синонимов и антонимов | 1 | Исследовательская работа. Поиск изобразительно- выразительных средств. | Сочинение-миниатюра | 1гр-18.11 2гр-22.11 | ||
Местоимения и союзы в связующей функции. | 1 | Работа с текстом, подбор материала учащимися, лекция учителя | Подбор стихотворных текстов с местоимениями и союзами в связующей функции. | 1гр-25.11 2гр-29.11 | ||
Парцеллированные конструкции. | 1 | Лексико-фразеологический анализ | Подбор материала с указанными конструкциями | 1гр-2.12 2гр-6.12 | ||
Понятия о типах речи. Повествование. Языковые средства повествования. | 1 | Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря | Сочинение-рассуждение о типах речи | 1гр-9.12 2гр-13.12 | ||
Описание. Языковые средства описания. | 1 | Лекция учителя Практическая работа со стихотворными текстами | Создание проекта «Языковые средства описания» (на примере одного произведения) | 1гр-16.12 2гр-20.12 | ||
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. | 1 | Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц | Создание презентационных материалов учебного занятия | 1гр-23.12 2гр-27.12 | ||
Анализ и составление текстов описание, рассуждение, повествование | 1 | Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой. | Составление презентации по теме | 1гр-30.12 2гр- | ||
Тексты разных стилей. Языковые особенности публицистического стиля. | 1 | Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение. | Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положительными, а какие - отрицательными", с использованием контрастных сопоставлений. | 1гр- 2гр- | ||
Анализ и составление текстов публицистического стиля речи. | 1 | Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление. | Творческая работа по теме: "Публичное выступление" | 1гр- 2гр- | ||
Тексты разных стилей. Языковые особенности научного стиля. | 1 | Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц. | Написать письмо в стиле выбранной исторической эпохи. | 1гр- 2гр- | ||
Анализ и составление текстов научного стиля речи. | 1 | Исследовательская деятельность, анализ и систематизация материала, составление обобщающих тематических таблиц. | Сочинение-миниатюра, основной мыслью которого станет высказывание С. Маршака: "Словарь языка отражает все изменения, происходящие в мире" | 1гр- 2гр- | ||
Тексты разных стилей. Языковые особенности официально-делового стиля. | 1 | Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц. | Создание текстов указанных жанров | 1гр- 2гр- | ||
Анализ и составление текстов официально-делового стиля | 1 | Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ. Систематизация материала. Работа со справочной литературой. | Создание текстов указанных жанров | 1гр- 2гр- | ||
Тексты разных стилей. Языковые особенности разговорного стиля. | 1 | Исследовательская работа. Поиск изобразительно- выразительных средств. | Создание проекта «Диалектизмы и их роль в художественном произведении» (на примере одного произведения) | 1гр- 2гр- | ||
Тексты художественного стиля речи | 1 | Работа с текстом, подбор материала учащимися, лекция учителя | Творческая работа | 1гр- 2г | ||
26 | Выразительные средства языка. | 1 | Лексико-фразеологический анализ | Создание проекта «Средства художественной выразительности» (на примере одного произведения) | 1гр- 2гр- | |
2 27 | Выразительные средства языка. | 1 | Лексико-фразеологический анализ | Создание проекта «Средства художественной выразительности» (на примере одного произведения) | 1гр- 2гр- | |
28 | Стилистические фигуры | 1 | Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря | Творческая работа «Роль стилистических фигур в произведении…» | 1гр- 2гр- | |
29 | Стилистические фигуры | 1 | 1гр- 2гр- | |||
3 30 | Анализ текстов художественного стиля речи | 1 | Лекция учителя Практическая работа со стихотворными текстами | Создание фрагментов поэтического текста , используя звукопись | 1гр- 2гр- | |
31 | Составление текстов художественного стиля речи. | 1 | Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц | Создание презентационных материалов учебного занятия | 1гр- 2гр- | |
32 | Оформление итоговых работ | 1 | Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой. | Используя различные словари, провести исследование "Стилистические особенности текстов". | 1гр- 2гр- | |
33 | Презентация и защита выполненных работ. | 1 | Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение. | Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положительными, а какие - отрицательными", с использованием контрастных сопоставлений. | 1гр- 2гр- | |
34 | Обобщение и систематизация изученного | 1 | Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление. | Творческая работа по теме: "О чем говорят названия текстов" | 1гр- 2гр- | |
35 | Обобщение и систематизация изученного | 1 | 1гр- 2гр- |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
_____/Курбатова В.Ф../ руководителя по УВР МБОУ «СОШ №43»
Протокол №_____от МБОУ «СОШ №43» _________/ Пиюк Л.А./
«____» ___________2013г _______/ Бураменская Т.П. / Приказ №_______ от
«_____» ____________2013г «_____» ___________2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Текст.Теория и практика»
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Буркало Л.Н.
для 11 класса
2014-2015 учебный год
Учебно-тематическое планирование
Элективного курса «Текст.Теория и практика»
Класс 11
Учитель
Количество часов:
Всего 35 час., в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). Москва. «ВАКО» 2007г.
Программы элективного курса «Текст. Теория и практика» Автор Полунина Г.М. «Текст. Теория и практика», «Элективные курсы по русскому языку» Москва «Чистые пруды», 2009
Дополнительная литература: Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. - М., 1976.
Лингвистические знания - основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы. Сост. Т.А. Злобина. - М., 1985.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001.
Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова : Кн. для внеклассного чтения. - М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Текст под микроскопом" для 9 класса
Элективный курс по русскому языку для 9 класса `Текст под микроскопом`. Рассчитан на 34 часа. Программа курса утверждена экспертами СПб АППО. Автор: Дунаевская И.А....
Элективный курс по русскому языку "Текст: основы содержательного анализа и информационной обработки"
Элективный курс по русскому языку в 9 классе. Календарно-тематическое планирование...
Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....
ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА» (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Качественный перевод играет важную роль во взаимопонимании людей разных стран. От правильности и точности перевода зависят их взаимоотношения. Перевод – это «мост» между народами. Развивающая задача -...
Элективный курс по биологии "Генетика: от теории к практике" 10 класс
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся профильных классов (10-11) средних школ, гимназий естественно-научного и медико- биологического направления, а также учащихся, проявл...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи" для учащихся 10 класса...
Рабочая программа и КТП элективного курса по физике "Физика в теории и практике"
Программа соответствует государственным стандартам общего образования.Способствует овладению ключевыми и предметными компетенциями, углублению, расширению и повышению качества обучения по предмету при...