Конспект урока русского языка в 9 классе «Тире в БСП»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе
«Тире в БСП»
Цели урока:
1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
2. Развить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .
3. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.
4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак
5.Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.
6.Воспитать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.
Оборудование: учебник, тетрадь, информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения, раздаточный материал, компьютерная презентация.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание ( цель) этапа | Время |
1. | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 мин. |
2. | Языковая разминка | Актуализация знаний учащихся о постановке тире в простом и сложном предложении | 3 мин. |
3. | Проверка домашнего задания | Проверить правописные навыки учащихся, оценить умение учащихся синтаксически анализировать бессоюзные сложные предложения. | 4 мин. |
4. | Объяснение нового материала | Объяснить условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях, составить алгоритм применения теоретических знаний при выборе знака препинания в бессоюзном сложном предложении. | 10 мин. |
5. | Пауза | ||
6. | Практическая работа №1 | Отработать умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака . | 4мин. |
7. | Практическая работа № 2 | . Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями. | 5 мин. |
8. | пауза | ||
9. | Самостоятельная работа | Оценить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака . | 10 мин. |
10. | Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения , полученные на уроке. | 2 мин. |
10. | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание Д/З | 2 мин. |
Ход урока:
- Оргмомент
- Взаимопроверка домашнего задания
Учащиеся обмениваются дом заданиями ,вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.
Затем выполненное задание возвращается для проверки(ученик сверяет ее с записью в тетради).
После взаимопроверки возможна корректировка с помощью компьютера (дается вариант с правильно расставленными знаками).
2. Работа со “слепой схемой”.
– Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
– Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?
- Какое предложение мы называем бессоюзным?
-какое основное средство связи в БСП?
III. Языковая разминка
На доске записаны предложения (спроецированы на доску с помощью компьютера)
Повторенье – мать ученья.
Азбука – к мудрости ступенька.
Хлеб питает тело, а книга – разум.
Кончил дело – гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь бед – один ответ.
Задания.
Что объединяет эти предложения? (это пословицы)
Что такое пословица?
- пословица — Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)
Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)
Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)
Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)
Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)
Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила
Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора
- Объяснение нового материала
1) Введение в тему
На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.
Цель: осознать личные трудности по теме урока.
Задание:
- заполни таблицу только в колонке “Начало урока”;
- Подними руку, как только завершишь работу.
Пожалуйста, будь честен перед собой и товарищами! Это очень важно: самому осознавать свои трудности.
умения | Начало урока | Конец урока |
Я знаю условия , при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в Бессоюзном сложном предложении.. Я знаю условия , при которых ставится тире в Бессоюзном сложном предложении.. |
|
|
Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП |
|
|
Я умею читать БСП с правильной интонацией. |
|
|
Я умею ставить правильный знак в БСП |
|
|
Контроль: индивидуальный.
1. Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.
Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.
Кончил дело – гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь бед – один ответ.
Учитель | Ученики |
Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире |
|
Какие у вас будут версии? | Нужно определить смысловые отношения между частями |
Согласны? | Да |
Что вам поможет в этом? | Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное |
Попытайтесь. Что получилось? | В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью |
Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире | Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части |
Откройте учебник на с.145 и прочитайте текст упр.216 Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям |
Читают предложения, которые соответствуют названным положением |
Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире | Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью |
3. работа с учебником Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.145-146
Прочитайте текст в рамке
Все ли условия вы назвали?
Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями – сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)
Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)
На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения и расскажите текст соседу по парте
Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.
Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой прочитано оно.
Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы.
Бабушка сердилась. Внучка не слушалась. Бабушка сердилась, внучка не слушалась. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. Бабушка сердилась – внучка не слушалась. |
VI Практическая работа №1
Упр.217 (устно) – по цепочке.
Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки
Образец рассуждения:
Лето припасает - зима поедает.
(Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А):
Лето припасает, а зима поедает.
( смысловые отношения - противопоставление;)
2. Упр. (письменно) – развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака
3. Практическая работа №2
Упр.– развивается умение находить в тексте и заменять сложные союзные конструкции сложными бессоюзными, оформлять их пунктуационно, объяснять условие выбора тире в бессоюзных предложениях (работу можно провести выборочно: записать только измененные варианты, а не весь текст)
8. ПАУЗА
9. Самостоятельная работа
Инструктаж
Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП.
Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий.
Совет: в случае затруднений обратись к опорным таблицам на стендах.
I уровень . Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.
|
.
Информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения
Понятие сложного бессоюзного предложения
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,
происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
[ ]; [ ].
3. Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)
2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)
3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)
4. Тире ставится:
1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)
2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ время ] – [ ]. (когда)
[ условие ] – [ ]. (если)
4) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)
5) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)
10. Подведение итога урока. (2 мин.)
- Что мы сегодня вспомнили на уроке?
- Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)
11. Выставление оценок. (2 мин.)
Цели:
- Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике;
- формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;
- обучать элементам исследования при изучении данной темы.
Оборудование:
- учебник, схемы, таблицы, алгоритмы, карточки.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка.
– Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).
– Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Детям предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “буквы з и с на конце приставок”). (Приложение 1)
Взаимопроверка.
Грамматическое задание: выполнить морфемный и словообразовательный разбор двух слов по выбору учащихся.
2. Работа со “слепой схемой”.
– Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
– Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?
– Выполним синтаксический разбор предложения.
(Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)).
Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.
II. Реализация темы урока.
1. Разминка.
– Дать определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
– Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
– В чем возникает трудность в этом вопросе?
– Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.
Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?
Исследование в группах.
Работа с таблицей по алгоритму
а) Сколько простых предложений в составе БСП?
б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?
в) Прочитать предложение, подставляя союзы, указанные в таблице.
г) Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную часть, назвать вид придаточного.
Материал для наблюдения
III. Выступления представителей групп.
Представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор, чертит схему и указывает опознавательный признак БСП.
IV. Рефлексия.
- Задание по карточкам, с использованием таблицы. (Приложение 3).
- Объяснительный диктант.
Записать предложения, объясняя постановку знаков препинания. Обратить внимание на авторов, записанных предложений. Сделать вывод, где чаще всего встречаются БСП, в которых ставится двоеточие.
Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов).
Скоро послышались громкие голоса: это была партия железнодорожных инженеров, делавшие изыскание пути для новой линии железной дороги. (Д. Мамин – Сибиряк).
Фаина была занята своими мыслями и своим делом: она перед дверным
зеркалом накручивала себе на голову тюрбан из марли. (В. Панова).
Я прямо заявляю: или эта проклятая кобыла в хозяйстве, или я. (М. Зощенко).
V. Итог урока.
– При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?
– Какие союзы можно поставить межу частями БСП?
Цели урока:
- обобщить и систематизировать изученное;
- закрепить навык постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
- развивать речь учащихся.
ХОД УРОКА
I. Повторение по таблице-схеме.
II. Разминка.
Таким друзьям на свете (н..)страшно (н..)чего один за всех в ответе и все за одного.
- Начертить схему к предложению, указать смысловые связи между частями.
- Выписать слова с пропусками, объяснить правописание.
- Произвести разбор: 1 вар. все1; 2 вар. страшно2.
III. Тестирование. (см. приложение)
IV. Самопроверка.
V. Игра-аукцион.
- Записать как можно больше пословиц, в которых ставится тире.
- Не трудиться – так и хлеба не добиться.
- Будешь трудиться – будешь и кормиться.
- Ноги носят – руки кормят.
- Напишешь пером – не вырубишь топором.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Молвит слово – соловьём поёт.
- Лето припасает – зима поедает.
- Недруг поддакивает – друг спорит.
- Не спеши языком – торопись делом.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Поспешишь – людей насмешишь и тд.
VI. Развитие речи.
- Записать предложения, соответствующие схемам.
1 в. [ ], [перечисл]. 4 в. [время] – [ ].
[ ]: [причина]. [ ]: [пояснен.].
2 в. [ ]; [перечисл]. 5 в. [ ], [ ], [ ].
[–>] – [<–]. [ ]: [причина].
3 в. [ ]: [дополн.]. 6 в. [ ] – [быстро].
[ ] – [вывод ]. [ ]: [и увидел].
VI. Графический слуховой диктант.
- Начертить схемы предложений текста.
Хороши хлеба – душа спокойна: будут все сыты.
[ ] – [ ]: [ ].
Плохи хлеба – горя не миновать. [ ] – [ ].
Так было исстари. [– = ].
Так и теперь. [ – ].
Хлеб – всему венец. [ ] – [ ].
И мы умели беречь хлеб, знали ему цену. [– =, = ].
Знали, что стоит получить полновесный тяжёлый колос.
[ ],(что ).
Знали: кем бы ты ни был – тебе нужен хлеб.
[ ]: [ ] – [ ].
VII. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".
Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...
Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"...
План-конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» разработан по программе М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения и первичного закрепления знаний...
Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым" Конспект урока.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...
Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым". Презентация к уроку.
Цель урока - объяснение нового материала, закрепление пройденного, воспитание любви к природе....