Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot._urok_2014_tire.docx23.77 КБ
Office presentation icon ot_urok_tire.ppt759.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым" (5-й класс)

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Технологии: игровая; компьютерная; личностно-ориентированная;

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.
  • формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2013; интерактивная доска;

Ход урока

1. Организационный момент. (. 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

Разминка.

- Вспомните, что изучает синтаксис.

- Что такое словосочетание?

- Назовите виды словосочетаний?

- Как грамматически связываются словосочетания?

1. Игра «Третий лишний.» ( 4, 5,6,7  слайд) + Словарная работа

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними. Вставьте пропущенные буквы. Один человек работает на интерактивной доске.

а) пришла з .ма, х . лодная з. ма, пришла рано;

б) в . селые с . нички, с . нички и поп . лзни, кл . вали корм;

в) возле дер . ва; прол . тела мимо; х . лодный вет . р;

г) вес . ло играть, бегать и прыгать, в . селый д . нек.

2) Найдите соответствия. ( слайд)

1. Ветка ели

А) существительное + прилагательное

2 Сидел на ели

Б) существительное + существительное

3 Резкого ветра

В) глагол + существительное

2 группы карточек со словами.  Нужно составить 2 предложения. Работают две команды: желтые и зеленые.

На желтых карточках: не, На, ленись, уроке

На зеленых карточках: мы, предложении, о, знаем, Что

На красных карточках: знаки препинания.

Учащиеся строятся в соответствии с порядком слов в предложениях.

  1. Определите, какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

Назовите грамматическую основу.

  1. Какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

-Что вы знаете о предложении?  (Ответы учащихся.)

-Какой частью речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?

- Сегодня предстоит узнать новое о сказуемом.

- Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

- Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. ( 11слайд)

- Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках 
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

А.Арсирий

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

Тест слайд 12

3. Объяснение новой темы.

Наблюдение над синтаксической ролью имени существительного.

-Выпишите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Слайд 15

1.Дуб сломал ураган.

2. Этот край очень скромен.

3. Первые листики зелёные.

4. Рысь – опасный хищник.

- Чем выражено подлежащее и сказуемое в последнем предложении?

-В форме какого падежа употреблено подлежащее? Сказуемое?

1) Наблюдение над предложениями (18 слайд)

- Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

-Какой вывод можно сделать?

* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.

2) Чтение теоретического материала (учебник с. 79).

Физкультминутка.

4. Закрепление. Работа с учебником. Упр. 170.

Один работает у доски.

Словарная работа. ВЕТЕРИНАР   Подобрать однокоренные слова. ( ветеринария, ветеринарка, ветеринарный, ветеринарить) Составить словосочетания, предложения с этим словом. (  записать в тетрадь)

5. Обобщение. Слайд 19

6. Домашнее задание. Упражнение 171

7. Выставление оценок за урок. 

8. Рефлексия.

-Какую роль может выполнять имя существительное в именительном падеже в предложении?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...

урок русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентаци...

Презентация к уроку в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"...

Презентация к уроку в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"...

Конспект урока в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"....

Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС

Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС...

Урок в 8 классе .Тире между подлежащим и сказуемым

Цель урока: углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тип урока: урок-практикум....