Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot._urok_2014_tire.docx | 23.77 КБ |
ot_urok_tire.ppt | 759.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым" (5-й класс)
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологии: игровая; компьютерная; личностно-ориентированная;
Цели урока:
- повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
- выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.
- формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.
Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2013; интерактивная доска;
Ход урока
1. Организационный момент. (. 1 слайд)
2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)
Разминка.
- Вспомните, что изучает синтаксис.
- Что такое словосочетание?
- Назовите виды словосочетаний?
- Как грамматически связываются словосочетания?
1. Игра «Третий лишний.» ( 4, 5,6,7 слайд) + Словарная работа
Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними. Вставьте пропущенные буквы. Один человек работает на интерактивной доске.
а) пришла з .ма, х . лодная з. ма, пришла рано;
б) в . селые с . нички, с . нички и поп . лзни, кл . вали корм;
в) возле дер . ва; прол . тела мимо; х . лодный вет . р;
г) вес . ло играть, бегать и прыгать, в . селый д . нек.
2) Найдите соответствия. ( слайд)
1. Ветка ели | А) существительное + прилагательное |
2 Сидел на ели | Б) существительное + существительное |
3 Резкого ветра | В) глагол + существительное |
2 группы карточек со словами. Нужно составить 2 предложения. Работают две команды: желтые и зеленые.
На желтых карточках: не, На, ленись, уроке
На зеленых карточках: мы, предложении, о, знаем, Что
На красных карточках: знаки препинания.
Учащиеся строятся в соответствии с порядком слов в предложениях.
- Определите, какое предложение по цели высказывания?
По интонации?
Назовите грамматическую основу.
- Какое предложение по цели высказывания?
По интонации?
-Что вы знаете о предложении? (Ответы учащихся.)
-Какой частью речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?
- Сегодня предстоит узнать новое о сказуемом.
- Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?
- Какую роль выполняют знаки препинания?
3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. ( 11слайд)
- Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
А.Арсирий
Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).
Прочитайте полученный текст.
* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.
Тест слайд 12
3. Объяснение новой темы.
Наблюдение над синтаксической ролью имени существительного.
-Выпишите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.
Слайд 15
1.Дуб сломал ураган.
2. Этот край очень скромен.
3. Первые листики зелёные.
4. Рысь – опасный хищник.
- Чем выражено подлежащее и сказуемое в последнем предложении?
-В форме какого падежа употреблено подлежащее? Сказуемое?
1) Наблюдение над предложениями (18 слайд)
- Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?
Знание – высшее богатство.
Книга – лучший дар дружбы.
Узда для языка – голова.
Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.
-Какой вывод можно сделать?
* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.
2) Чтение теоретического материала (учебник с. 79).
Физкультминутка.
4. Закрепление. Работа с учебником. Упр. 170.
Один работает у доски.
Словарная работа. ВЕТЕРИНАР Подобрать однокоренные слова. ( ветеринария, ветеринарка, ветеринарный, ветеринарить) Составить словосочетания, предложения с этим словом. ( записать в тетрадь)
5. Обобщение. Слайд 19
6. Домашнее задание. Упражнение 171
7. Выставление оценок за урок.
8. Рефлексия.
-Какую роль может выполнять имя существительное в именительном падеже в предложении?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...
урок русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентаци...
Презентация к уроку в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"...
Презентация к уроку в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"...
Конспект урока в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"....
Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС
Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС...
Урок в 8 классе .Тире между подлежащим и сказуемым
Цель урока: углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тип урока: урок-практикум....