Пробный конспект урока русского языка в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Стёпина Татьяна Юрьевна

Урок по теме "Безличные глаголы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrobnyy_konspekt_bezlichnye_glagoly_6_klass.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока русского языка по теме «Безличные глаголы»( 6 класс)

Организационная информация

Автор урока

Стёпина Татьяна Юрьевна (учитель русского языка и литературы основной школы)

Образовательное учреждение

МБОУ «Крестовская ООШ»

Республика, край

Тульская область

Город, поселение

Чернский район

Предмет

Русский язык

Класс, профиль класса

6 класс общеобразовательной школы

Методическая информация

Тема урока

«Безличные глаголы»

Авторы учебника, по которому ведется обучение

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим   и последующими уроками)

Урок получения новых знаний. Вводный урок по данной теме.

Краткая характеристика класса

В классе 4 учащихся, из них 2 девочки. Отличников – 0 человек, хорошистов – 2 человека.

 В целом активный класс, работоспособность средняя. Эмоциональный фон в классе не всегда стабилен.

Цель урока

Систематизация знаний морфологических и грамматических признаков глагола, знакомство с понятием «безличные глаголы» ,выяснить их значение, учиться отличать безличные глаголы от личных.

Задачи урока

  1. Образовательные: познакомить с алгоритмом нахождения безличных глаголов, ролью в предложении; обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол»
  2. Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.
  3.  Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родной природе.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока

Части речи, имя существительное, имя прилагательное, род, число, падеж,  начальная форма глагола (инфинитив), постоянные признаки ( вид глагола (совершенный  и несовершенный), спряжение;  непостоянные признаки (наклонение: изъявительное, повелительное, условное) число, лицо, род;  члены предложения.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки.

Подробный конспект урока

Этапы урока

Время, продолжительность

Подробное описание АМО

Описание действий участников образовательного процесса

Примечание

Инициализация

2 мин.

АМО начала урока - «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздороваемся локтями»

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2 мин.

Проведение: дети должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имена одноклассников.

Оценка результата:

Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения,  поделимся им друг с другом. Встанем в круг.

Вхождение или погружение в тему

2 мин.

  1. Объявление темы урока.

Весной рано светает. Потеплело.

-Какая часть речи присутствует во всех предложениях? (Глагол).

-Давайте вспомним определение глагола. (Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?)

-А какое же лицо действует в наших предложениях?

-Есть здесь действующее лицо? (Нет).

-Как же можно назвать глаголы без лица? (Безличные).

Тема нашего сегодняшнего урока: «Безличные глаголы». Запишем число, классная работа, тема

- О чем нам говорят эти слова?

-С чем нам придется сегодня столкнуться?

-Что надо знать для этого?

Включается презентация к уроку.

Слайд 1.

Слайд 2.

Формирование ожиданий учеников

3  мин.

АМО «Дерево ожиданий»

Цель: систематизация целей, пожеланий, опасений.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 3-5 мин.

Необходимые материалы: карточки в форме листочков, цветные маркеры.

Проведение:

Учащимся заранее раздаются вырезанные из бумаги карточки в форме листиков. На них им предлагается более четко определить, что они ожидают от урока, чего опасаются.

 Оценка результата:

 Систематизируются цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

  1. Планирование эффектов урока.

- Ребята, посмотрите на свои листочки. Запишите на светлых сторонах, что вы ожидаете от урока, чему хотите научиться, а на тёмных то, чего опасаетесь, чего боитесь, что может не получиться. (Учащиеся записывают на листочках ответы и прикрепляют на нарисованное дерево).

Проработка содержания темы

3 мин.

Участники: все обучающиеся.

 

Оценка результатов:

Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений.

  1. Работа над изучением нового материала.

1) Задача: выявить общее алгоритмов.

 - Итак, что предполагает собой нахождение той или иной части речи? (Определённую последовательность действий).

Мы говорим, что весной все чувствуют себя бодро, приподнято, любуются пробуждающейся природой. Как вы знаете, острее всех, тоньше чувствует природу, и передают её остальным людям поэты.

 1. Прочитаем отрывок из стихотворения Плещеева «Весна».

-Есть ли в этом отрывке безличные глаголы? (Повеяло).

-Почему вы так решили? (действие совершается само по себе, без лица, подлежащего нет)

Молодцы, вот мы с вами и вышли на определение. (Слайд 4) Прочитаем его.

Слайд 3

Слайд 4

Эмоциональная разрядка

1 мин. через каждые 15 мин. в течение урока

АМО «физ.минутки» - «Мы – веселые мартышки», «Моль», «МЫ по лучику гуляем».

Цель: восстановление всех систем организма.

Время проведения: 1-2 мин.

Необходимые материалы:

Веселая, бодрая музыка на мп3 носителях.

Проведение: дети читают стихотворение и выполняют различные движения по тексту стихотворения, вместо стихотворений может быть музыкальное сопровождение, когда ребята рисуют, воображают картины природы.

Оценка результата: быстрое снятие утомления,  восстановление умственных и физических способностей.

  1. Физ.минутка.

Под музыку выполняем движения,  проговариваем слова:

Мы – весёлые мартышки!

Мы играем громко слишком!

Мы ногами топаем,

Мы руками хлопаем!

Надуваем щечки, скачем на носочках,

И друг другу даже язычки покажем!

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесем к виску.

Оттопырим ушки, хвостик на макушке!

Шире рот откроем – гримасы всем состроим!

Как скажу я цифру «Три»,

Все с гримасами замри!

Один, два, три!!!

Проработка содержания темы

8 мин.

АМО «Ульи»

Цель: обобщение итогов работы в  группах

Участники: все обучающиеся.

 Время проведения: 20мин.

Необходимые материалы: доска, мел.

Проведение: Доска делится на три части – три улья, в которых фиксируются результаты деятельности учащихся. Важно: со стороны учителя отслеживать честное отношение ко всем участникам процесса.

Оценка результатов:

Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений.

2)Задача: составить алгоритм определения безличного глагола.

-Теперь составим алгоритм, который поможет нам найти, «узнать» безличный глагол. В группах вспоминаем  признаки глаголов.

Давайте посмотрим, в каких формах могут употребляться безличные глаголы?

Уже вечереет – наст. вр., 3 л., ед. ч.

Скоро будет смеркаться раньше – буд. вр., 3 л., ед. ч.

На той стороне подмыло берег – прош. вр., ср. р., ед. ч.

Вывод: безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа.

3. Обратимся к следующему заданию, посмотрим, чем отличаются безличные глаголы от личных.

Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.

Ребёнок не спит. Ему не спится.

Ветер клонит деревья. Его клонило в сон.

Задания:

-сравните предложения (найдите главные члены предложения);

-установите значение (семантику) представленных глаголов;

Мы с вами нашли ещё один признак – поставить подлежащее в предложение с безличным глаголом невозможно.

 Попробуйте составить предложения с двумя безличными глаголами.

 1-вариант:  состояние природы,

2-вариант: состояние человека, живых существ.

Слайд 3, 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Первичное закрепление

3 мин.

Теперь мы с вами немного поиграем. Немой опрос. (Раздаются карточки: на одной стороне лицо – это личные, на другой стороне овал – это безличные).

1.Приближался(+ морфемный разбор) рассвет. 2.Вечерело. 3.Весь день идёт дождь.4.Как быстро рассвело! 5.Мне долго не спалось. 6.Сегодня все хорошо работали!7. В ушах зазвенело( + фонетический разбор).

Слайд 8.

Работа с учебником

8 мин.

  1. Закрепление изученного.

Задача: применить на практике составленный алгоритм.

 Упражнения 511, 512.

 Наблюдение.

Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 214.

 

Самопроверка по слайду 9.

Работа с сигнальными карточками.

3 мин.

Учитель читает тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.

Тезисы:        

1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.

2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

3. Личный глагол может стать безличным.

4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.

5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.

Работа с текстом

2 мин

Работа с текстом.

– Прослушайте отрывок из рассказа М. Пришвина «Закат». Посчитайте, сколько в нем безличных глаголов.

Весь день было попеременно: то моросило, то прояснивало. В лесу, когда прояснивало, вспоминалась своя прежняя боль и как эту боль отпускало. Дятел, как будто не веря перемене погоды, не стучал по стволу, как дятел, а как маленький ползунок, опрокинувшись, бегал по стволу...

Закат солнца был не виден, но после долго в облаках горело и светило в промежутках черных стволов.

– Какова функция глаголов в этом тексте?

Самостоятельная работа ( по карточкам)

4 мин.

Найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их.

Света..т. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дыш..тся вольней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи.

(взаимопроверка+оценка работы )

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

3 мин.

АМО «Ромашка»

Цель: эффективное подведение итогов урока.

Участники: все обучающиеся.

 Время проведения: 5 мин.

Необходимые материалы: доска, мел, 3 цветка из цветной бумаги – ромашка.

Проведение: дети отрывают лепестки ромашки, по кругу в группе передают разноцветные лепестки и отвечают на вопросы, относящиеся к уроку, к целям.

Оценка результатов: этап позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить особое внимание на следующем уроке.

Вопросы:

  1. Назовите  признаки глагола.
  2. Как определить начальную форму глагола?
  3. Каким членом предложения является глагол?
  4. На какие вопросы отвечает глагол?
  5. Какие глаголы называются безличными?
  6. Что обычно обозначают эти глаголы?  
  7. Какие самостоятельные части речи вы знаете?
  8. Какие служебные части речи вы знаете?
  9. Как называется связь слов в словосочетании глагол + сущ. в косвенном падеже?

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

3 мин.

АМО «Дерево ожиданий»

  1. Рефлексия.

Задача: анализ своих возможностей.

- Давайте посмотрим, что же получилось у нас на уроке. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. Забираем листочки и анализируем. Чьи мнения совпали с полученными результатами?

Д.з. 1) придумать стихотворение из четырёх строк на весеннюю тему с безличными глаголами,

2) упр.

Дополнительная информация

Результативность урока, его методическая ценность (возможность использования урока другими учителями)

Урок интересен ,так как позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную и другие виды деятельности. Данный урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Полученные результаты урока

Высокий эмоциональный подъем, желание некоторых ребят скорректировать пробелы в знаниях, качественное закрепление пройденного материала

Приложения к уроку

Презентация Microsoft PowerPoint


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...