Рабочая программа по курсу "Живое слово"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме
Рабочая програма по предмету "Живое слово", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zhivoe_slovo_5_klass.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Нивенское
Утверждаю
Директор школы
_________________ Г.Г. Граховская
« __ »__________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
« ЖИВОЕ СЛОВО»
5 класс
35 часов
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы Шамсутдиновой Светланой Николаевной на основе регионального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Используется УМК: «Живое слово»: Методическое пособие для учителей (Русская словесность. 5 – 6 классы) / под общ. Ред. Л. Г. Дорофеевой. – Калининград: Изд-во «НЭТ», 2007; «Живое слово»: Хрестоматия по курсу регионального компонента: Русская словесность. 5 – 6 классы / Сост. Л. Г. Дорофеева. – Калининград: ООО «Новые электронные технологии», 2008.
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО______________ С.Н. Шамсутдинова
«___ » августа 2014 года
Согласовано
Зам.директора по УВР____________ Т.А. Корнева
«____ » августа 2014 г.
2014-2015
Пояснительная записка
Курс «Живое слово» является составной частью проекта регионального компонента. Используется УМК: «Живое слово»: Методическое пособие для учителей (Русская словесность. 5 – 6 классы) / под общ. Ред. Л. Г. Дорофеевой. – Калининград: Изд-во «НЭТ», 2007; «Живое слово»: Хрестоматия по курсу регионального компонента: Русская словесность. 5 – 6 классы / Сост. Л. Г. Дорофеева. – Калининград: ООО «Новые электронные технологии», 2008.
Концепция и обоснованность программы
В соответствии с разработанной и утвержденной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования и Национальной доктриной российского образования была утверждена в Калининградской области концепция регионального компонента, суть которой заключается в углубленном изучении российской национальной культурно-исторической традиции.
Главным в построении курса русской словесности «Живое слово» является принцип историзма, позволяющий рассматривать произведения в историко-культурном контексте каждого периода с учетом всех его составляющих: веры, уклада жизни, системы духовно-нравственных ценностей, особенностей национального мироощущения, выразившегося в особом характере поэтики произведений.
Вера, душа, духовность, смысл жизни, честь, любовь, совесть, милосердие, память, Отчизна, семья – это основные концептуальные понятия всей русской литературы.
Возможности уроков литературы в превращении этих аксиологических понятий в личностные ценностные ориентиры ученика очень широки: нужно помогают подростку увидеть в произведениях художественной литературы их общий человеческий смысл, вечные проблемы, закономерности самой жизни, постичь нравственные, философские идеи. Особенно остро проблема национальной идентификации стоит перед населением Калининградской области, территориально не связанной с Россией. Будучи россиянами (русские, белорусы, украинцы составили костяк населения области – более 90 % всего населения, при этом ныне население пополняется и переселенцами, принадлежащими к различным культурам, национальностям, вероисповеданиям), жители области в современных условиях не имеют возможности поддерживать тесные контакты с «материковой Россией». Подрастающее поколение гораздо чаще выезжает вПольшу, Германию, Прибалтику. Отсюда бóльшая для калининградской молодежи, по сравнению с российскими подростками и юношеством, опасность ориентации на ценности прозападной культуры. Думается, в этих условиях проблема сохранения русской традиционной культуры оказывается особенно актуальной. Решить ее может лишь система мер, направленных на создание единого пространства с русской национальной доминантой, предпринимаемых как на уровне государства и общества, так и на уровне отдельной семьи, школы, человека.
Этому призвана служить и программа курса «Живое слово», основной задачей которого является изучение национальной традиции, явившей себя в лучших произведениях отечественной словесности, в русской классической литературе.
К сожалению, в современных программах просматривается тенденция сокращения часов русской литературы, умаляется состав произведений русской классики, недостаточно представлена древнерусская литература, современные проза и поэзия, отражающие духовно-нравственный поиск, фольклорные произведения, хранящие представления народа о жизни, мироустройстве, добре и зле, изучаются бессистемно. Именно поэтому введение регионального компонента по литературе своевременно и актуально.
«Живое слово» представляет собой базовый ориентирующий материал по курсу русской литературы в 5 – 8 классах, могущий служить учителю-словеснику основой для работы над произведениями русской литературы, транслирующими безусловные национальные культурно-исторические и духовно-нравственные ценности.
Цели учебного курса
- усвоение школьниками традиций и ценностей русской национальной культуры, истории, быта;
- воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего историю и культуру своего отечества;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- нравственное развитие подростков на основе традиционных для России ценностей, помощь учащимся в национальной идентификации;
- формирование у подростков нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурных ценностей;
- воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры школьников;
Достижение этих целей возможно путем решения следующих задач:
- чтение и анализ ряда художественных произведений русских писателей и поэтов, произведений древнерусской литературы и устного народного творчества, отвечающих целям курса;
- раскрытие, уяснение и интериоризация духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей, отраженных в этих произведениях;
- создание у подростков устойчивого представления о русском национальном характере;
анализ и уяснение особенностей авторского восприятия Руси, России, русского человека в произведениях курса;
- анализ художественного и языкового своеобразия изучаемых произведений.
Специфика и уровень подготовки класса
Характеристика класса
В 5а и 5б классе по 26 учащихся, успеваемость - низкая. Основная группа учащихся не владеет нормами русского литературного языка, неохотно читает, не умеет строить собственное высказывание, не владеет навыками пересказа и начальными элементами анализа. Имеется в каждом классе по 5 детей с ограниченными возможностями здоровья. Вторая группа учащихся может составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; делать выводы.
Специфика работы с учениками ОВЗ 7 вида.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности.
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Упрощенные задания на дом.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- .Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки. Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере
Сроки реализации программы: Курс «Живое слово» рассчитан на 4 года обучения (140 часов; 1 час в неделю).
Количество учебных часов в 5 классе: в год – 35 часов, в неделю – 1 час.
Требования к знаниям и умениям ученика:
Знать:
- традиции и ценности русской национальной культуры, истории, быта;
- прошлое своего народа, восстановление исторической памяти.
Уметь приобрести такие важные качества, как:
- чувство собственной ценности;
- уверенность в поддержке;
- доверие к оценке, отношениям, чувствам (школьник готов высказать свое мнение по разным вопросам);
- способность к сопереживанию;
- способность к сотрудничеству.
Содержание учебного курса.
Программа 5 класса включает 4 раздела:
I – «Истоки русской культуры: от язычества к христианству», посвященный изучению истории перехода от языческой к христианской Руси, выбору духовно-нравственных ценностей, отразившихся в устном народном творчестве.
II – «Мир фольклора и русская словесность», включающий обрядовую и календарную поэзию, связанную с Рождеством, Масленицей и Пасхой, загадки, пословицы и поговорки, народные предания и легенды, и, конечно же, русские народные сказки;
III – «Литературная притча в русской словесности»
IV – «Литературная сказка: освоение народной традиции».
Система мер здоровьесберегающего характера
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- дозированные домашние задания;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- диалоговая форма обучения;
- создание ситуации успеха;
- зарядки-релаксации (не более 3 минут);
- гимнастика для глаз (на уроках с повышенной нагрузкой на глаза).
Список литературы и учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
1. Дронь М.Н., Дронь Е.Н. Методическое пособие по русской литературе «Диво дивное ,чудо чудесное, сказка русская…»
Калининград, 2007.
2. Методическое пособие для учителей (Русская словесность. 5 – 6 классы) / под общ. Ред. Л. Г. Дорофеевой. –
Калининград: Изд-во «НЭТ», 2008;
Литература для ученика
1. «Живое слово»: Хрестоматия по курсу регионального компонента: Русская словесность. 5 – 6 классы / Сост. Л. Г. Дорофеева. – Калининград: ООО «Новые электронные технологии», 2008.
Оборудование
- персональный компьютер
- проектор
- портреты писателей и репродукции картин художников
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока, формы и виды работ | Формы и методы контроля | Сроки | Примечания (оборудование) | ||
1 | Вводный | 1 | Работа в парах, упр. «Ассоциации» | Мини-сочинение о возможностях слова | Макет солнышка, лит. Тексты | |||
1. Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси (4 ч.) | ||||||||
2 | «Повесть временных лет» о древних славянах – язычниках | 1 | Комбинированныйбеседа | Ответы на вопросы | Отрывки из ПВЛ, изображение двора и дома славянина | |||
3 | От язычества к христианству: выбор Древней Руси | 1 | лекция | По тезисам пересказ | Отрывок из главы «Про Перуна – бога и Илью –пророка | |||
4 – 5 | Древнерусская летопись «ПВЛ» о принятии Русью христианства | 2 | КомбинированныйИнсценирование эпизодов, рассказ учителя | Мини-сочинение «Почему крестилась Русь?», инд. Отрывки из произведений о князе Владимире | Картина В. М. Васнецова «Крещение Руси» | |||
2.Мир фольклора и русская словесность (18) Русский крестьянский мир и народное творчество (2ч.) | ||||||||
6 | Крестьянский уклад жизни и народное творчество | 1 | беседа | Учить народные песни | Картины о крестьянской жизни | |||
7 | Русская народная песня | 1 | Комбинированный урок инсценирование | Фронтальный опрос Сопоставление песни «Степь» с рассказом С. Т. Аксакова «Буран» | Народные музыкальные инструменты, аудиозаписи | |||
От Рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов (5 ч.) | ||||||||
8 | «Днесь Христово Рождество» (тема Рождества в русском фольклоре) | 1 | Работа в группах | Нарисовать символы Рождества | Худ. Тексты колядок, тропаря | |||
9 | Рождество в русской поэзии | 1 | Урок-презентация анализ иллюстративного ряда | Контроль чтения наизусть одного стих. | Рождественские открытки, картины «Поклонение волхвов», икона Рождества Христова | |||
10 | Масленица в народной поэзии и русской литературе | 1 | Рассказ учителя, работа в группах | Мини-сочинение «Просить прощения – зачем?» | Репродукция В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», макет солнышка | |||
11 | Поэзия пасхального цикла: Страстная седмица | 1 | Работа в парах | Наизусть 1 стих. | Репродукция эскиза «росписи для Владимирского собора в Киеве «Распятый Иисус Христос», «Плащаницы» В.М. Васнецова | |||
12 | Пасха в русской словесности | 1 | Анализ волочебных песен, самост. работа | Оценка написанной стилизации под народное предание (взяв за основу идею преданий «Чудо на мельнице», «Христос – странник») | А. Иванов «Воскресение», аудиозапись | |||
Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине (4 ч.) | ||||||||
13 | Сказка «Бой на Калиновом мосту» | 1 | Урок-презентация Работа в группах, словесное рисование | Оценка задания «Придумать продолжение сказки» | К. Васильев «Бой Добрыни со Змием» | |||
14 | Первый бой Ильи Муромца. Тема татаро-монгольского нашествия в былинном творчестве | 1 | Урок-презентация беседа | Инд. Сообщение ученика о сказителях. Ответ на вопрос: «Какие черты характера мне нравятся в Илье Муромце и почему?» | Иллюстрации с изображением родных просторов, православных храмов, модель щита | |||
15 | Русская народная сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» | 1 | Творческий урок Иллюстрирование фрагментов | Пересказ отрывка | Репродукции | |||
16 | «Сказка о Василисе, золотой косе…» | 1 | Творческий урок | Инсценирование отрывков Выразительное чтение по ролям | Рисунки учеников | |||
Идеалы народной несказочной прозы. Предания, сказания, легенды (7 ч.) | ||||||||
17 | Народное предание и тема русской истории | 1 | Комбинированный Работа в группах | контроль подготовки семей-ного предания или чтение выбранного самостоятельно исторического предания | Карточки с заданиями | |||
18 | Образ русского царя в исторических преданиях. Царь Петр I | 1 | Инд. рассказ учащегося, чтение преданий | Оценка подготовленных рас-сказов о Петре I из дополни-тельных источников | Лит. тексты | |||
19 | «Чудо – богатырь» земли Русской. Народное предание о А. В. Суворове | 1 | Работа в группах | Оценка подготовленных сообщений о Суворове | Портрет А. В. Суворова | |||
20 – 21 | «Чудо – вождь» земли Русской (жизнь и подвиги А. В. Суворова) | 2 | Комбинированный Беседа, составление таблицы, работа в группах | Контроль работы по выяснению значения слова «легенда» | Репродукции картин в. И. Сурикова «Портрет Суворова», «переход через Альпы» | |||
22 | Духовно – нравственные ценности в христианских народных легендах | 1 | Беседа. Заполнение таблицы | Чтение и анализ легенды «Повесть о царе Аггее» | Лит. материал | |||
23 | Духовно – нравственные ценности в христианской народной легенде «Повесть о царе Аггее…» | 1 | Аналитическая беседа | Мини-сочинение «Что такое мудрость?» | Карточка – словарь | |||
3. Литературная притча в русской словесности (6 ч.) | ||||||||
24 | «Чтобы познать мудрость и наставление»: притчи царя Соломона. | 1 | Рассказ учителя, работа в группах, работа со словарем | Написание своей притчу о душе, радости | Иллюстрации к Библии, изображение храма царя Соломона | |||
25 | Евангельские притчи | 1 | Рассказ учителя об Иисусе, заполнение таблицы, работа в группах | Написание притчи об отношении детей и родителей | Икона Иисуса Христа, изображение виноградной лозы | |||
26 | Притча о блудном сыне | 1 | Аналитическая беседа, работа с репродукциями | Контроль и оценивания работы по описанию случая, который содержит идею притчи | Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» | |||
27 | «Кто мой ближний?» (тема милосердия) | 1 | Работа со словарем, эвристическая беседа, работа в парах | Ответ на вопрос «Может ли возникнуть ситуация, когда вы не станете человеку помогать?» | Иллюстрации Г. Доре к Библии | |||
28 | «Будьте милосердны…» | 1 | Работа со словаре, анализ стихов | Определение идеи стих. И. Тургенева «Христос» | И. Репин «Странник» | |||
29 | «Что такое счастье и где его искать?» | 1 | Работа в группах | Мини-сочинение «Я счастлив(а)» или «Что мешает мне быть счастливым?» | Макеты фигурок человечков с шариками | |||
| ||||||||
30 | Чему учат сказки А. С. Пушкина | 1 | Работа в группах, заполнение таблицы | Письменный ответ «Кого их героев сказок можно назвать счастливым? Почему?» | Портрет А. С. Пушкина, фрагменты фильмов к сказкам | |||
31 | П. П. Ершов «Конек – Горбунок» | 1 | Беседа, иллюстрирование фрагментов | Худ. пересказ эпизода | Портрет П.П. Ершова, иллюстрации к сказке | |||
32 | С. Т .Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Чтение по ролям | Иллюстрации к сказке | Выставка работ | |||
33 | Сказки Степана Григорьевича Писахова | 1 | Комбинированный Рассказ учителя | Опрос пройденного материала, кроссворд | Сборник сказок С.Г. Писахова, мультфильм «Морожены песни» | |||
34 | Обобщение изученного по курсу «Живое слово» | 1 | Комбинированный урок. Беседа | кроссворд, вопросы | ||||
35 | Заключительный урок | 1 | Работа в группах | Викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка " Живое слово"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку, предназначена для учащихся 6 класса, имеет пояснительную записку , УУД и ожидаемые результаты, содержание и тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"
Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...
Рабочая программа кружка "Русское слово"
Программа курса составлена в соответствии с программой по русскому языку: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М.:Просвеще...
Рабочая программа кружка "Русское слово" для учащихся 9 класса
Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса ...
Рабочая программа курса "Золотое слово"
Рабочая программа "Золотое слово» разработана по направлению «духовно-нравственная деятельность» в 7 классе....
Рабочая программа курса "Золотое слово"
Рабочая программа курса "Золотое слово" разработана по направлению "духовно-нравственная деятельность" для 6 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО» для учащихся 5-7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО»для учащихся 5-7 классов...