О статье Д.С.Лихачёва «Русская природа и русский характер»
статья по русскому языку (9 класс) по теме
Эту статью можно использовать в старших классах на уроках развития речи при изучении темы "Публицистический стиль и его особенности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_state_d.s.likhachyova_russkaya_priroda_i_russkiy_kharakter.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
О статье Д.С.Лихачёва «Русская природа и русский характер»
Эссе
В своей статье Лихачёв выделяет и сопоставляет две культуры: культуру природы и культуру человеческую. По его мнению, они дополняют друг друга, взаимосвязаны, «культура природы может существовать без человеческой культуры, а человеческая культура без культуры природы не может». Тем не менее Лихачёв пытается найти равновесие и гармонию между природой и человеком, тем самым противоречит самому себе.
Он пытается доказать, что образованность – естественное состояние человека, а невежество и полузнайство – это почти болезнь. Трудно согласиться с автором, когда он ссылается при этом на устаревшие примеры, правильно утверждая, что «рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой и плугом».
Если бы соблюдалась эта соразмерность! Давно уже распаханы бездумно целинные земли с помощью мощной техники, вырубаются сибирские леса, отравляются плодородная почва, воздух и вода, на стол подаётся не естественная, а модифицированная, мутагенная пища. Куда ещё дальше?
Образованный человек – это тот, который имеет определённую систему знаний, неудержимо расширяющуюся и углубляющуюся. Известно, что совокупность знаний – понятие относительное. Джордано Бруно и Сергей Королёв, без сомнения, были образованными людьми своего времени, но они резко отличались степенью познания, а в нравственном развитии оба были почти на одном уровне. Несмотря на это, один был вооружён шпагой, а другой – космической ракетой с атомной начинкой. И второй намного страшнее, опаснее первого. Чем выше степень познания, тем ниже уровень нравственности и тем больше грешен человек.
Современный человек похож на пьяного казака ( из романа Лермонтова «Герой нашего времени»), зарубившего офицера. Трезвому и в голову не пришла бы мысль об убийстве. Виной всему – алкоголь.
А современное человечество? Как шли войны до нашей эры, так и сейчас они продолжаются, но становятся всё страшнее и страшнее. Трезвые, образованные люди уничтожают друг друга миллионами. А причина кроется в первородном грехе, от которого человечество в целом избавиться не может. А могло бы – не ожидалось бы второе пришествие Христа. Не зря «заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие, 2:16).
Адам и Ева, нарушив заповедь Бога, не преклонили колена перед Ним, не попросили прощения и не покаялись.
А мы, их потомки? Вместо того чтобы остановиться, продолжаем употреблять плоды дерева познания ( ведь Господь не поставил к нему херувима с мечом, а Своего запрета никогда не снимал), стремимся знать всё больше и больше, нарушая тем самым Его волю.
* * *
У древа познания персик вкусив,
Адам со своею подругой,
удерживая еле гнева прилив,
покинул походкой упругой
по воле Всевышнего пышущий сад.
Но чтобы он с древа бессмертья
вкусить его плод не вернулся назад,
отмечено дерево третье
единого Бога всесильным перстом.
Послал херувима Он к древу.
Бог к первому древу вернулся потом,
и выгнал из рая Он Еву.
У дерева жизни стоит до сих пор
с мечом херувим благородный.
Меча херувима боится и вор,
и зверь непокорный, голодный.
Лишь древо познания зла и добра
стоит до сих пор без охраны.
Изгрызена даже на ветках кора,
и кровью сочатся все раны.
Вкушаем, вкушаем доныне плоды,
не помня о воле Господней.
В открытиях века столько воды,
что можем заснуть в преисподней.
09 - 10 декабря 2010 года
В романе В.Дудинцева «Белые одежды» говорится о генетиках, которых преследовали (теперь можно сказать: правильно делали) сторонники Сталина. Учёные-генетики представлены в «белых одеждах» ангелов! Не кощунство ли это? Сталин, несомненно, смотрел в будущее и предвидел всё то ужасное, что принесла нам в начале третьего тысячелетия генетика. То ли ещё будет!
* * *
Генетики в "белых одеждах"
открыли нам ящик Пандоры.
Теперь не осталось надежды,
картофеля и помидоров,
а только красивые формы
без жизни, без вкуса и цвета.
Ни Гитлер, ни Гиммлер, ни Борман
не знали, как сжить нас со света.
С планеты исчезнем мы сами
без войн, без вселенских пожаров.
Земля обрастёт и лесами,
и сорной травой без стожаров.
Но люди все - Божье созданье,
они не исчезнут бесследно,
и где-то в углу мирозданья
местечко найдётся нам, бедным.
26 - 27 февраля 2011 года
Д.С.Лихачёв думает, что «мозг человека атрофируется, если он работает не в полную силу». Да, мозг – единственный орган, который человек использует только на пять – десять процентов. Стопроцентный потенциал мозга могли использовать Адам и Ева до грехопадения, а после нарушения Господней воли у грешного человека уже никогда не будет такой возможности. Страшно себе даже представить, что творилось бы на Земле, если бы грешник научился использовать свой мозг «в полную силу».
Путь к безграничному познанию – гибельный путь человечества. Проклятый Богом человек на проклятой Творцом земле, не раскаявшийся в своём грехе перед Создателем, не должен быть образованным, а должен молиться всю жизнь о прощении и «в поте лица» добывать себе с Божьей помощью хлеб насущный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статьи Д.С.Лихачёва на уроках русского языка. Материал заимствован с сайта 1 сентября
Использование "Писем о добром и прекрасном" Д.С. Лихачева на уроках русского языкаЗахарова Лидия Ивановна, преподавательСтатья отнесена к разделу: Преподавание русского языкаТрудно и интересно сейчас ...
Проект "Русская природа в русской поэзии"
Данный проект подготовлен учениками 5 класса при изучении темы по литературе "Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе"...
Урок русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ отрывка статьи Д.С. Лихачёва из сборника «Письма о добром» (подготовка к ЕГЭ блок С)
Цель:1)развивать навыки связной монологической устной и письменной речи;2) научить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского...
Открытый урок по литературе в 6 классе по теме:" Русская природа в стихотворениях русских писателей"
Данный урок проводится в 6 классе. Предлагаемый урок-его концепция или отдельные фрагменты- могут заинтересовать моих коллег, учителей русского языка и литературы.Мне бы хотелось. чтобы дети были не п...
Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)
Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе русских поэтов 19 века....
ЕГЭ. Русский язык. Сочинение - рассуждение по статье Д.С. Лихачёва "Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества..."
Образец сочинения - рассуждения по статье Д.С. Лихачева "Сейчас много говорят о "бездуховности" нашего общества..." (с учётом изменившихся требований) написан для учащихся 10...
Урок по статье Д.С.Лихачёва "О воспитанности"
Текстоориентированный урок по развитию речи в 8 классе...