Открытый урок по литературе в 6 классе по теме:" Русская природа в стихотворениях русских писателей"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок проводится в 6 классе. Предлагаемый урок-его концепция или отдельные фрагменты- могут заинтересовать моих коллег, учителей русского языка и литературы.
Мне бы хотелось. чтобы дети были не просто созерцателями природы, её дивных картин,но чтобы она пробуждала в них гамму чувств. Для этого надо любить её, беречь её, быть чутким к природе, и тогда человек обязательно увидит её своеобразную прелесть. И на примере стихотворения Бунина, его отношения к природе,путём анализа лирического текста постаралась подвести детей к такому восприятию природы. Вместе с автором мы следим за каждым шагом природы и празднуем его как победу, слушаем, обмираем от волнения, испытываем неизъяснимую радость , чувство единения с природой. Для стихотворение Бунина характерны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоцианальность. Эти черты проявляют себя не только в структуре текста, но и в отборе языковых средств.
Точный подбор слова помогает ученикам определить тему и основную мысль текста. Полнота картины, лирическая взволнованность создаются с помощью выразительных средств речи. С помощью стилистических приёмов природа оживает, мы слышим её голоса, звуки. Благодаря точному подбору слов, изобразительно-выразительных средств,синтаксических конструкций,стилистических приёмов поэт создаёт лаконичный , но яркий образ незабываемой природы. В стихотворении раскрываются мысли и чувства автора, которые поражают своей глубиной и гармонией. Стихотворение Бунина пронизано светом. Данная тема урока позволяет нам сегодня говорить о природе, о человеке, о слове и о любви, без которой не создали бы прекрасных полотен Саврасов,Левитан,Рылов, не написали бы своих произведений Аксаков и Бунин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkoytyy_urok_politerature6_klass.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
тема: "Русская природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс(литература)
Лиджиева Елена Нарановна, учитель русского языка и литературы
Цели: продолжить формирование навыков лексической работы: обогатить представления об эпитете, метафоре, о сравнении. Развитие умения анализировать лирический текст, делать выводы.
Оборудование: запись на доске высказывания А. Блока: “Я иду, дышу, вижу, чувствую,- я несу в себе жизнь, её полноту и радость. Что это значит? Это значит , что я приемлю всё, что окружает меня… оно вызывает у меня любовь», картина И.И. Шишкина « Корабельная роща».
Ход урока.
- Литературная разминка.
- Назовите средства выразительной речи. Ученики называют(эпитеты, метафоры, сравнения…)
-Что такое эпитеты? Что такое метафора? Что такое сравнение? (звучат ответы учеников)
- Слово учителя. Определите имя поэта, написавшего следующие стихи. Найдите средства выразительной речи в данном стихотворении и назовите их. ( Эпитеты-серебряный мороз, звонкий холод, свежим глянцем, на серебряном просторе)( Сравнение-свежим глянцем зеленеет след колёс
Первый утренник, серебряный мороз;
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе.
(И. Бунин).
“Дай мне звезду”, - твердит ребёнок сонный, -
Дай, мамочка…” она, обняв его,
Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
Ведущих в сад…
(“Летняя ночь” И.Бунин).
4. Анализ стихотворения «Детство». Идёт построфный анализ.
1строфа.
“Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.”
- Какую картину вы увидели? Какое время года рисует поэт?Представьте в воображении то, о чём пишет поэт. Пусть вам поможет репродукция картины И. Шишкина “Корабельная роща”. О чём же это стихотворение?
(Это жаркое лето. Сосновый бор, где можно гулять)
- Давайте попробуем вчитаться в каждое слово.
“Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…”
-Какие слова отражают настроение автора?(сладостней,ароматом)
- Что такое аромат?
(Аромат – приятный запах).
-Как вы думаете, почему поэт выбирает сладостней, например, а не приятней.
- Делаем вывод, что слово аромат отражает настроение автора, несет на себе эмоциональную нагрузку. Слово сладостней подчёркивает его душевное состояние, его ощущение происходящего, которое приносит ему удовольствие.
“И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.”
- Как вы думаете, почему поэт выбирает глагол бродить, а не ходить. Например, ходить по этим солнечным палатам.
(Бродить – идти медленно , останавливаясь и
любуясь всем, что тебя окружает).
Работа над выразительными средствами: Определите выразительные средства.(солнечные палаты-метафора)
- Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения, вы говорили о сосновом боре, высоких соснах, ярком солнечном дне. Как Бунин называет сосновый бор? (Солнечные палаты).
- Палаты – это “большое богатое здание, помещение”. Почему Бунин назвал лес солнечные палаты?
(В нем будто поселилось солнце, лес сияет от его лучей).
- Эта метафора раскрывает душевное состояние человека, радостное, светлое, ликующее от общения с природой. Какие особенности лирики Бунина предстали в 1 строфе?
(Каждое слово проникнуто чувством автора , его любовью к окружающему миру. Особенностью лирики Бунина является способность передавать через слово состояние природы, её красоту.)
Вывод: Остро чувствовать природу может только человек, любящий её, неравнодушный к её жизни.
Вопросы :
- Какие изобразительно-выразительные средства языка Бунина мы не назвали?
- Способ стихосложения?
- Вид рифмовки?
- Какие рифмы использует автор?
2 строфа
- Прочитайте, выделив голосом опорные слова.
“Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.”
- Что необычного в 1 строке?
(Слово повсюду повторяется)
- Почему оно повторяется? (Чтобы усилить впечатление).
- Обратите внимание на вторую строку. Автор хочет, чтобы мы ощутили песок и даже услышали, как он струится: “Песок – как шелк…” как называется такой стилистический приём?
(Звуки П – С – Ш рисуют нам бегущую струйку песка, такое восприятие достигается за счёт стилистического приёма, который называется аллитерация).
Вывод: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит о его любви к жизни, к природе, душевном настрое – таким песок чувствует только радостный, счастливый человек. Объясните значение слова прильну?
(Прильнуть – прислониться с лаской).
-Какое чувство выражает это слово в данном стихотворении?( нежное, бережное отношение автора к природе)
- В стихотворении так много говорится о природе, но называется оно “Детство”. Написано стихотворение взрослым человеком, но вот он оказался в лесу “И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый”
Как вы думаете, почему?
Вывод: Пейзаж - это картина души человека, его отношения к ней. Тесное общение с природой придаёт поэту жизненные силы, делает его молодым и возвращает в детство, когда всё воспринимается более остро, ярко. Что в данной строфе можно сказать об особенностях лирики Бунина?
1) подбор слов, точно выражающий состояние поэта.
2) Использование звукописи для создания звуковых эффектов;
3) Восприятие пейзажа – как зеркало душевной жизни человека.
Вопросы :
1) Какие изобразительно – выразительные средства языка присутствуют ещё в данной строфе?
2) Каков способ стихосложения? Вид рифмовки?
3) Какие рифмы автор использует?
3 строфа
“Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.”.
Какую картину поэт рисует здесь?
(Свет смешался с ароматом и приобрел запах. Солнечный свет, запах коры как будто присутствует рядом, мы его ощущаем).
- Какие слова автора очень точно передают это ощущение?
( звучат ответы учеников)
- Что говорит нам обращение Бунина к двухсложному размеру?
(Иван Бунин является приемником творчества Пушкина и Лермонтова).
- Что мы можем сказать об особенностях лирики Бунина из этой строфы?
5. Слово учителя.
. – Что вы усвоили из урока об особенностях лирики И.Бунина?
домашнее задание: Прочитать своё любимое стихотворение о природе наизусть и рассказать о чувствах и настроении автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ "РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877 - 1878 ГОДОВ"
УРОК ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ...
Урок музыки во 2 классе на тему: "Русские народные инструменты"
Данный урок проводится во 2 классе в блоге "Гори,гори ясно!",по программе Сергеевой,Критской.На уроке учащиеся в занимательной,игровой форме знакомятся с народными музыкальными инструментами,познают а...
урок краеведения в 5 классе по теме "Русский народный костюм"
Урок краеведения в 5 классе по теме "Русский народный костюм"...
урок истории в 9 классе на тему "Русско-японская война"
Данный урок способствует формированию навыка анализа исторических событий....
Урок-исследование в 8 классе по теме: "Русский литературный язык и его стили"
Цели:1. Образовательные: - актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;- повторить материал о многообразии функций языка и ...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Открытый урок музыки в 5 классе. По теме : "Русские народные инструменты".
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.Задачи:Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского н...