Урок по статье Д.С.Лихачёва "О воспитанности"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Текстоориентированный урок по развитию речи в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_state_d.s.lihachyova.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
1.1. Аннотация
Опорной, ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.
Текст, являясь категорией, которая показывает «язык в действии», создаёт условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.
Из этого следуют цели и задачи работы:
- обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
- ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;
- обеспечить реализацию как внутрипредметных, так и межпредметных связей
- усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.
Лингвистическую работу по тексту нужно начинать с младших классов. Такая работа
не должна быть в тягость ученикам, в особенности в национальной школе. Поэтому нужно выбирать тексты, представляющие интерес для данного возраста учеников.
Занятие из цикла уроков по книге Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» - образцовый материал для учителя.
На творческой мастерской по статье «О воспитанности» учащиеся проделывают разные виды работ: играют, думают, обсуждают, делают вывод, декламируют, расклеивают, вырезают фигуры, рисуют, общаются, творят. Они не ученики на уроке, а участники интересного действа. Им не скучно.
При этом обсуждается очень серьёзная воспитательная проблема.
Важен конечный итог – книжка, которую учащиеся сделают сами.
Урок предназначен для обучения учащихся среднего звена национальной школы.
Этапы урока:
I. Оргмомент.
II. Мотивационный этап.
III. Сообщение учащегося
IV. Работа по тексту.
V. Ситуативная игра «Какие мы?»
VI. Творческая работа.
VII. Этап свёртывания.
VIII. Выводы.
Такие уроки на нравственную тему особенно актуальны в современной школе.
Учащиеся приобретают:
- навыки работы по тексту, что позволит им справиться с заданием «С» на ЕГЭ.
- навыки красивой и выразительной речи;
знакомятся с духовной культурой, с этикой, осваивают нравственные богатства народа, учатся вести себя в обществе, прислушиваться к мнениям окружающих и
к своему внутреннему «я».
1.2. Описание разработки.
Учитель: Заболоцкая Татьяна Петровна | |
Образовательное учреждение: МОУ « Ожулунская средняя общеобразовательная школа» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) | |
Предмет: русский язык | |
Краткая аннотация урока: Текстоориентированный урок по развитию речи. Рекомендуется для использования учителями общеобразовательной национальной школы. | |
Класс, профиль: 7 класс | |
Тема: Развитие речи | |
Тема урока: Работа по статье Д. С. Лихачёва «О воспитанности» | |
Тип урока: творческая мастерская | |
Цели: основываясь на работе с нравственной тематикой, пробуждать интерес к слову и языку; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям и морали. | |
Задачи: ~ работать над умением понимать и интерпретировать содержание текста создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного. ~ работать над умением сформулировать основные проблемы текста. ~ развивать творческие способности учащихся. ~ прививать уважительное отношение к людям, друг к другу, способность жить, не мешая друг другу, «чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо». | |
Приобретаемые навыки детей: умение выражать и отстаивать собственное мнение; умение анализировать, рецензировать текст; умение вести себя в обществе. | |
Формы организации работы детей: групповая, коллективная, исследовательская | |
Формы организации работы учителя: учитель-исследователь | |
Технологические особенности: культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей Ирины Николаевны Закатовой | |
Технические условия: проектор | |
Используемое оборудование: выставка работ Д. С. Лихачёва, книги об этикете; для учащихся: ножницы, цветная бумага, клей. | |
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru): нет | |
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: нет |
1.3. Описание урока.
I. Оргмомент.
II. Мотивационный этап.
Рассматриваются книги об этикете:
1. Каждый человек хочет вести себя подобающе в общественных местах и дома.
2. В книгах об этикете, о хороших манерах очень много правил, которые трудно
запомнить, применить.
Слайд 1. Этикет – установленный порядок поведения
3. Вас всё время воспитывают взрослые, а можно легко воспитать… самого себя.
И на этом уроке мы узнаем, как легко научиться вести себя
в обществе и, следовательно, быть воспитанным человеком.
III. Сообщение учащегося.
И в этом поможет нам статья одного мудрого человека.
Слайд 2. «Работа по статье Д. С. Лихачёва «О воспитанности»
Слайд 3. Информация о Д. С. Лихачёве
Дмитрий Сергеевич Лихачёв [15 (28) ноября 1906, Санкт-Петербург – 30 октября 1999, там же], российский учёный-литературовед и общественный деятель, академик РАН
(1991; академик АН СССР с 1970), Герой Социалистического Труда (1986).
В 1928-32 г. был репрессирован, узник Соловецких лагерей. Фундаментальные исследования «Слова о полку Игореве», литературы и культуры Древней Руси, проблем текстологии.
Книги «Поэтика древнерусской литературы» (3 издание, 1979). Эссе «Заметки
о русском» (1981).Работы о русской культуре и наследовании её традиций (сборник «Прошлое – будущему», 1985).
1991-1993 г. – председатель правления Российского международного фонда культуры.
1952 г., 1969 г. – лауреат Государственной премии СССР.
1993 г. – лауреат Государственной премии Российской Федерации.
К 100-летию этого выдающегося человека
2006 год Указом президента Российской Федерации был объявлен годом Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
IV. Работа по тексту.
Представление книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»
Письмо тринадцатое
О ВОСПИТАННОСТИ
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и...
у самого себя.
Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, "рецептов" поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д.
А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Наводящие вопросы:
- О чём говорится в этой статье?
- Какие вопросы возникли, когда вы читали её?
- Какая мысль понравилась?
- Что было непонятно?
Некоторые предложения в тексте пропущены.
Наша задача – выяснить, определить по ходу нашего урока,
о чём говорится в этих предложениях.
Справимся? Справимся.
V. Ситуативная игра по группам «Какие мы?».
1. В столовой. 2. На перемене. 3. В компьютерном классе. 4. На концерте.
Слайд 3: Памятка к постановке
- составляем 4-5 интересных предложений по данной ситуации
- за помощью обращаемся к тексту
- участвуют все
- Составляем 4-5 интересных предложений по данной ситуации.
- За помощью обращаемся к тексту.
- Участвуют все.
После каждой постановки комментарии.
Обобщение по всем ситуациям:
Возможные ответы:
- Они ведут себя некультурно.
- Не считаются с окружающими.
- Не уважают других.
Общий вывод: Они помешали другим.
Молодцы! Мы близки к правильному ответу!
И то, что мы сыграли, о чём говорили, давайте, отразим на письме.
VI. Творческая работа – создание книжки, в которой напишем сказанное
в ходе игры и беседы.
Раздаются «страницы» книжки с пометками
«В семье», «В классе», «В школе», «В клубе»,
«В магазине», «В библиотеке», «На природе».
- Составить одно интересное, обобщающее предложение.
- Проверка записи в тетради.
- Написать на «странице» книжки.
- Чтение написанного у доски (каждый отвечающий надевает шапочку бакалавра).
VII. Этап свёртывания.
Ребята, вы своими словами выразили то, о чём говорилось в пропущенных предложениях.
И это были ключевые предложения, которые отражают основную мысль текста. Давайте посмотрим на эти предложения.
Слайд 4. Высказывания автора
В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения,
желание и умение их применить.
- Приклеиваем в напечатанный текст пропущенные предложения, которые отпечатаны
на цветной бумаге.
- Закрепление обложки книги.
- Составление названия книги.
Обобщение:
- Ответ учащегося.
Слайд 5.
Правила поведения по Д. С. Лихачёву
- не мешаем друг другу, «чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо»
- уважаем друг друга
- становимся воспитанными
VIII. Выводы:
Урок закончим словами Д. С. Лихачёва
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения,
желание и умение их применить.
1.4. Дополнительные материалы.
См. приложение Microsoft Power Point.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"
В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...
Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...
Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»...
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Статья на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории "
Использование ИКТ ресурсов очень важно особенно на уроках истории и общестовзнании....
Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"
Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"...
Статья \'\'Методика духовно-нравственного воспитания на уроках музыки\'\'
Методические приёмы и музыкальный материал,используемый на уроках музыки в целях воспитания достойного гражданина нашей страны...