Синтаксис и пунктуация (обобщение изученного в 5 классе)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Материалы к уроку "Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshch_sintaksis_5kl.ppt | 513.5 КБ |
oboshchenie_sintaksis_5kl_po_skazkam_andersena.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5классе по теме «Синтаксис. Повторение».
Цель: обобщение изученного по теме.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Ребята, на уроках русского языка мы с вами становимся учёными-лингвистами и изучаем сложную науку – лингвистику. Что такое ЛИНГВИСТИКА?
Ученик: Лингвистика – наука о языке.
Учитель: А какой раздел лингвистики мы изучаем?
Ученик: Синтаксис.
Учитель: Что называется СИНТАКСИСОМ?
Ученик: Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение, правила их построения.
Учитель: И сегодня мы повторим, что изучили в этой теме. ДЗ на понедельник не задано, но мы готовимся к проверочной работе по теме. Итак, приступаем. ОТКРЫВАЕМ ТЕТРАДИ, ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА.
Учитель: А что мы знаем по этой теме? Пока повторяйте правила, а один ученик выполнит УПР.252 (УЧЕБНИК: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват.
учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.- 35-е изд. –
М.: Просвещение, 2008 г.)
Учитель: Итак, что мы изучили в теме СИНТАКСИС?
СЛАЙД 1.
–Словосочетание
-Грамматическая основа
-Второстепенные члены предложения
-Простое предложение
-Сложное предложение
-Обращение
-Прямая речь
-Диалог
Учитель: МОЛОДЦЫ! Проверим работу ученика, работавшего у доски. Задайте ему вопрос по изученной теме.
Учитель: Продолжаем. Запишем слова: Великий сказочник, Дания, чудесное волшебство, добро и зло, рассказывать о дружбе, интересные сказки, благородный поступок, осколки зеркала, глупость короля, новое платье, хитрые обманщики.
Учитель: Найдите словарное слово.
Ученик: Благородный.
Учитель: Прочитай его орфографически. Назови орфограммы.
Ученик: БЛА-ГО-РОД-НЫЙ
Учитель: А что означает это слово?
Ученик: Очень честный, который совершает хорошие поступки.
Учитель: А вы догадались, какой писатель будет героем нашего урока?
Ученик: АНДЕРСЕН ГАНС ХРИСТИАН
Учитель: Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте написанное.Поставьте карандашом оценку. А я проверю тетрадь одного из учеников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ.
Учитель: Вы записали словосочетания. Верно?
Ученик: Нет, не все. Не словосочетания – ДАНИЯ, ДОБРО ИЗЛО,
Учитель: Продолжаем. Запишем : Король очень любил красивые наряды.
Сказку узнали?
СЛАЙД Ткач
Что мы записали?
Ученик: Предложение.
Учитель: Докажите.
Ученик: Это предложение. Оно закончено по смыслу, есть грамматическая основа.
Учитель: Выполним синтаксический разбор.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Герои сказки – ловкие ткачи. Проверим, насколько вы ловки и внимательны. Повторяйте за мной: Исходное положение – руки к плечам. Правая рука вперед, левая вперед – И.П.
Левая рука вверх, правая – вверх – И.П.
ВЫПОЛНЯЕМ: 1-2-3-4
Учитель: Вернемся в сказку Андерсена.
И вот в городе появились двое обманщиков. Они говорили, что могут изготовить чудесную ткань. Чем она была чудесна?
Ученик: Видеть её мог только человек, который подходит для своей должности.
Учитель: Король отправил к ткачам своего министра.
СЛАЙД: Предложения.
Учитель: Прочитаем выразительно.
Учитель: Задание: Записать предложения, найти грамматическую основу, расставить знаки, составить схему.
1-ый ряд – 1-ое предложение
2-ой ряд – 2-ое предложение
3-ий ряд – 3-е предложение Можете посовещаться с соседом.
Учитель: ЗАКОНЧИЛИ. Проверяем.
1 ряд: После какого слова поставил запятую? Почему? (Это сложное предложение) Назови грамматические основы. Почему скобки круглые? (Одно предложение зависит от другого).
2 ряд: После какого слова запятая? Почему? (Это сложное предложение) Почему скобки квадратные? (Одно предложение не зависит от другого)
3 ряд: Где поставили запятую? Почему? (Однородные члены предложения).
Учитель: Молодцы. А чем закончилась сказка «Новое платье короля»?
Ученик: Король оказался на улице голым.
Учитель: Предложение: Вдруг маленький мальчик крикнул: «А король голый!»
Учитель: Мы поработали с предложениями только из одной сказки, но у Андерсена есть и другие замечательные произведения. Какие?
СЛАЙД «ОГНИВО» «Дикие лебеди»
Учитель: А итогом нашего урока будет предложение, которое составим вместе.
-Из предложения МЫ УВИДЕЛИ ЧУДЕСНУЮ КАРТИНУ возьмите подлежащее.
-Из предложения РЕБЯТА, ЧИТАЕМ ЭТОТ ТЕКСТ возьмите сказуемое.
-Из предложения ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ ИЗДАВАЛА СКРИПКА возьмите определение.
-Из предложения ВСЕ ЗНАЮТ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ возьмите дополнение.
Учитель: Что получилось?
Ученик: МЫ ЧИТАЕМ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ.
Учитель: Продолжите это предложение, сделав его сложным с помощью союза ПОТОМУ ЧТО.
СЛАЙД Мы читаем волшебные сказки, потому что…
Учитель: ПРОВЕРИМ.
Учитель: Итак, что мы сегодня повторили?
СЛАЙД: ЧТО ПОВТОРИЛИ
РЕФЛЕКСИЯ
Выставление отметок
СЛАЙД: Желаю успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....
"Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" 10 класс.
Материалы для практических занятий и упражнения для самостоятельеной работы по темам: "Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" для 10 класса. Предоставленные тексты и упражнения реко...
"Своя игра" по теме "Синтаксис и пунктуация" (русский язык, 5 класс)
Материал для контроля знаний с применением игровых технологий...
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс
Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста....
Тест "Синтаксис и пунктуация" (обобщение курса за 5 класс, повторение в 6 классе материала 5 класса)
Тест позволяет проверить знания по разделам "Синтаксис", "Пунктуация". В контрольную работу включены темы по словосочетанию, членам предложения, способам выражения главных и второстепенных членов пред...
Синтаксис и пунктуация. Обобщение. Урок в 5 классе по ФГОС.
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе, а также электронное сопровождение к уроку в форме презентации....