Синтаксис и пунктуация. Обобщение. Урок в 5 классе по ФГОС.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе, а также электронное сопровождение к уроку в форме презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта. Синтаксис и пунктуация. Обобщение. | 26.6 КБ |
Синтаксис и пунктуация. Обобщение. Презентация | 991.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Автор УМК: Т.А. Ладыженская и др.
Тема урока: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. ПОВТОРЕНИЕ.
Тип урока: Урок систематизации ЗУН
Цели:
- содержательная: Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию
- деятельностная:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные члены предложения»,
уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы контроля |
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Проверьте, готовы ли вы к уроку? Поверните голову к своему соседу по парте. Поднимите руки вверх, если у вас хорошее настроение. Вам сегодня на уроке понадобятся карты урока. Будьте внимательны. | Готовятся к уроку. Эмоциональный настрой. | ||
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Мы с вами отправляемся в страну русского языка. Мы идём в гости и посетим сегодня два дома. А кто является хозяевами этих домов, вам предстоит догадаться. Взгляните на эту мозайку.
| Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Решение мозайки |
3) Этап выявления места и причины затруднения. | Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? Почему вы так думаете? - Итак, мы отправляемся в гости в дома синтаксиса и пунктуации. Я предлагаю вам составить схему их домов в виде кластера. словосочетание, предложение, текст, простое, сложное, грамматическая основа, второстепенные члены, определение, дополнение, обстоятельство, знаки препинания, завершения, выделения, разделения… | Составляют кластер Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы | Вопросы для уточнения информации |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения. | Ну вот мы и в гостях. Отправимся сначала к словосочетанию. - Давайте вспомним, что такое словосочетание? По модулю OMS повторяют тему и вспоминают, какие сочетания слов не являются словосочетанием. - А давайте поиграем. Я буду называть фразы, а вы хлопайте, если услышите словосочетание и топайте, если фраза таковым не является. Поднятая вверх рука – тишина. Запишите в карту урока три любых словосочетания, выделите в них главное и зависимое слово. | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Игра. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы, игра, заполнение карт урока. |
5) Этап реализации построенного проекта. |
Бесшумно трепетали на клёне разноцветные листочки. (СЛАЙД) ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. | Работают с языковыми единицами. Отвечают на вопросы, под руководством педагога формулируют выводы. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Синтаксический разбор предложения. |
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки препинания. Работа по рядам: 1 ряд выписывает предложения с однородными дополнениями 2 ряд выписывает предложения с однородными определениями 3 ряд выписывает предложения с однородными обстоятельствами В городах и деревнях зима наступает по-разному. Вот пришла зима и в наш родной любимый двор. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Санки, игры в снежки, снеговики, веселое настроение – все это теперь можно наблюдать в каждом дворе. Зима у многих людей вызывает счастье и чувство радости. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками делают выводы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | Устные ответы. Письменная работа |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Хозяева дома предлагают нам поиграть в игру «Да-нетка», чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили их особенности:
- Дополнение – это главный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? - Подлежащее может быть выражено именем существительным только в именительном падеже? - Синтаксис изучает пунктуацию? - Грамматическая основа может быть словосочетанием? - Однородные члены предложения разделяются на письме запятыми? - Предложение по цели высказывания бывает восклицательным?
| Выполняют задание, отвечают на вопросы. Осуществляют самопрповерку | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Заполнение таблички, самопроверка |
8) Этап рефлексии учебной деятельности. | На оборотной стороне карты урока обведите свою ладонь. Ответьте, пожалуйста на вопросы, данные на слайде. Оцените свою работу на уроке. Спасибо за урок! Удачного дня! | Оценивают свои знания, отвечают на вопросы | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Заполнение карты. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. ПОВТОРЕНИЕ
В гостях у ПРЕДЛОЖЕНИЯ Задание : записать в карте урока те предложения, которые соответствуют схеме , и Внимание: знаки препинания не расставлены !!! 1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. 2. Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шелковый шатер. 3. Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. 4. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой.
Синтаксическая характеристика предложения Бесшумно трепетали на клёне разноцветные листочки . - по цели высказывания; - по интонации; - по количеству грамматических основ; - по количеству главных членов; - по наличию/отсутствию второстепенных членов
В гостях у ТЕКСТА В городах и деревнях зима наступает по-разному. Вот пришла зима и в наш родной любимый двор. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Санки, игры в снежки, снеговики, веселое настроение – все это теперь можно наблюдать в каждом дворе. Зима у многих людей вызывает счастье и чувство радости.
В городах и деревнях зима наступает по-разному. Вот пришла зима и в наш родной, любимый двор. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Санки, игры в снежки, снеговики, веселое настроение – все это теперь можно наблюдать в каждом дворе. Зима у многих людей вызывает счастье и чувство радости.
« Да-нетка » Дополнение – это главный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей?
Подлежащее может быть выражено именем существительным только в именительном падеже?
Синтаксис изучает пунктуацию?
Грамматическая основа может быть словосочетанием?
Грамматическая основа - это подлежащее + сказуемое?
Однородные члены предложения разделяются на письме запятыми?
Предложение по цели высказывания бывает восклицательным?
ВЗАИМОПРОВЕРКА: Нет Да Нет Нет Да Да Нет ОЦЕНКА: 7 + - оценка «5» 6-5+ - оценка «4» 4-3+ - оценка «3» Менее 3+ - «повтори тему!»
Моё настроение в течение урока На уроке я испытал(а) затруднение при повторении….. Мне не хватило… Интереснее всего было… Мне удалось повторить тему на отметку___
Спасибо за урок! Удачного дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....
Изучение синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий
Это аттестационная работа. В ней представлен материал по изучению синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приёмов компетентностного подхода на осн...
"Синтаксис и пунктуация" конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».Цель урока: познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации...
Синтаксис и пунктуация (обобщение изученного в 5 классе)
Материалы к уроку "Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация"...
Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс
Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста....
Тест "Синтаксис и пунктуация" (обобщение курса за 5 класс, повторение в 6 классе материала 5 класса)
Тест позволяет проверить знания по разделам "Синтаксис", "Пунктуация". В контрольную работу включены темы по словосочетанию, членам предложения, способам выражения главных и второстепенных членов пред...
Урок русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение изученного п теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока.
Технологическая карта урока русского языка в 5 «а» классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока....