Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Настоящая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы». Учебное издание. Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., предназначена для изучения русского языка в 10 «А» и «Б» классах на базовом уровне. Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011 и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
- повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии;
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10 классе по данной программе сводятся к следующему:
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами (праздничные дни и карантинные мероприятия).
Количество часов
Всего – 35 часов; в неделю – 1 час
Плановых уроков:
- на изучение теоретического материала – 29
- развитие речи – 4
- контрольные работы и тесты – 2
Формы обучения:
Традиционный урок, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок контроля знаний и умений
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 ЕГЭ;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм.
Формы организации учебного контроля
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнение практических заданий из КИМов;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными, краеведческими текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_russkiy_10_klass.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________Петреченко И. С. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода» __________Шамрай В. М. «29» августа 2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода» ______________Бугаёва Л. И. Приказ № 301 от « 30 » 08 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
учителя русского языка и литературы
Сусловой Марины Валентиновны
10 класс
Базовый уровень
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы». Учебное издание. Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., предназначена для изучения русского языка в 10 «А» и «Б» классах на базовом уровне. Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011 и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
- повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии;
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10 классе по данной программе сводятся к следующему:
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами (праздничные дни и карантинные мероприятия).
С 2001 года МБОУ СОШ № 45 является экспериментальной площадкой краеведческой направленности. В связи с этим на уроках учащимся предоставляется возможность познакомиться с наследием писателей и поэтов Белгородчины, поэтому при составлении программы был использован дидактический материал краеведческой направленности.
Количество часов
Всего – 35 часов; в неделю – 1 час
Плановых уроков:
- на изучение теоретического материала – 29
- развитие речи – 4
- контрольные работы и тесты – 2
Формы обучения:
Традиционный урок, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок контроля знаний и умений
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 ЕГЭ;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм.
Формы организации учебного контроля
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнение практических заданий из КИМов;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными, краеведческими текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы
- речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата | Краеведение | Домашнее задание | Подготовка к ЕГЭ |
1. | Введение Слово о русском языке | 1 | 10 «А» -05.09 10 «Б» - 03.09 | Упр. № 1 | А29-А31,А10; А15-17, А13-14 | ||
Лексика. Фразеология. Лексикография (3 часа) | |||||||
2. | Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. | 1 | 10 «А» - 12.09 10 «Б» - 10.09 | Лексические возможности языка: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы в сб. стихов Игина В. М. «Сиреневый огонь». | § 1-7 Упр. № 30 | А1-3, А12, А21, В8 | |
3. | Происхождение лексики современного русского языка. Фразеология. Лексикография. | 1 | 10 «А» - 19.09 10 «Б» - 17.09 | Лексика и семантика стихотворений В. Михалёва в сборниках «Хлебоцветье», «Земля моя», «Свет-берёза» и др. | §8-12 Упр. № 44 | А6, А12, А31 | |
4. | Контрольное тестирование № 1. | 1 | 10 «А» - 26.09 10 «Б» - 24.09 | Инд. задание | |||
Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа) | |||||||
5. | Звуки и буквы. Орфоэпия и орфоэпические нормы. | 1 | 10 «А» - 03.10 10 «Б» -01.10 | §13-14 Упр. № 53 | А1-2, А12, | ||
6. | Р. р. Сочинение-рассуждение №1 | 1 | 10 «А» - 10.10 10 «Б» - 08.10 | ||||
Морфемика и словообразование (1 час) | |||||||
7. | Понятие морфемы. Состав слова. Словообразовательные словари. Словообразование. | 1 | 10 «А» - 17.10 10 «Б» - 15.10 | Особенности словообразования в стихах Т. И. Олейниковой. Сборники стихов «Глоток воды», «Прошедшее время». Стихи И. Чернухина в сб. «Лицом к свету», «Верность», «Берег памяти» и др. | §15 – 17 Упр. № 79 | А13,В1 | |
Морфология и орфография (5 часов) | |||||||
8. | Принципы русской орфографии. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова. | 1 | 10 «А» - 24.10 10 «Б» - 22.10 | §18-21 Упр. № 106 | |||
9. | Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных | 1 | 10 «А» - 07.11 10 «Б» - 05.11 | §22-25 Упр. 120 | |||
10. | Правописание приставок. Буквы Ы, И после приставок. | 1 | 10 «А» - 14.11 10 «Б» - 12.11 | § 26 -28 Упр. № 143 | |||
11. | Употребление Ъ и Ь, прописных букв, правила переноса | 1 | 10 «А» - 21.11 10 «Б» - 19.11 | Творчество поэтессы Борисенко М. С., уроженки посёлка Ракитное. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Роль стиха. Ритм и гармония. Перенос. | § 29-31 Упр. № 160 | А4,А11, А13, В2 | |
12. | Р. р. Сочинение-рассуждение №2 | 1 | 10 «А» - 28.11 10 «Б» - 26.11 | ||||
Имя существительное | |||||||
13. | Имя существительное как часть речи | 1 | 10 «А» - 05.12 10 «Б» - 03.12 | § 32 Упр. 169 | |||
14. | Правописание падежных окончаний имён существительных, суффиксов, сложных имен существительных. | 1 | 10 «А» - 12.12 10 «Б» - 10.12 | § 33-35 Упр. № 196 | А17, А11, В2 | ||
Имя прилагательное | |||||||
15. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 10 «А» - 19.12 10 «Б» - 17.12 | §36 упр. 204 | |||
16-17. | Правописание падежных окончаний, суффиксов имен прилагательных, сложных прилагательных. | 2 | 10 «А» - 26.12, 16.01 10 «Б» - 24.12, 14.01 | §37-40 Упр. № 221 | |||
Имя числительное | |||||||
18 | Имя числительное как часть речи, правописание и употребление числительных. | 1 | 10 «А» - 23.01 10 «Б» - 21.01 | § 41-44 Упр. № 228 | А4, А6, А28, В2 | ||
Местоимение | |||||||
19. | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | 1 | 10 «А» - 30.01 10 «Б» - 28.01 | § 45-46 Упр. 237 | |||
Глагол и его формы | |||||||
20. | Глагол как часть речи | 1 | 10 «А» - 06.02 10 «Б» - 04.02 | § 47-48 Упр. № 242 | А6, А12, А31 | ||
21-22. | Причастие и деепричастие как глагольные формы. | 2 | 10 «А» - 13.02, 20.02 10 «Б» - 11.02 18.02 | § 49-52 Упр. № 269 | |||
23. | Переход причастий в прилагательные и существительные, деепричастий – в наречия и предлоги. | 1 | 10 «А» - 27.02 10 «Б» - 25.02 | Упр. № 275 | А1-2, А12, | ||
24. | Р. р. Сочинение-рассуждение №3 | 1 | 10 «А» - 06.03 10 «Б» - 04.03 | ||||
Наречие, слова категории состояния | |||||||
25. | Наречие как часть речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | 1 | 10 «А» - 13.03 10 «Б» - 11.03 | § 53-54 Упр. № 289 | |||
26. | Слова категории состояния | 1 | 10 «А» - 20.03 10 «Б» - 18.03 | § 55 Упр. № 290 | А13,В1 | ||
Служебные части речи | |||||||
27-28. | Понятие служебных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. | 2 | 10 «А» - 03.04, 10.04 10 «Б» - 08.04, 15.04 | § 56-57 Упр. № 301 | А17, А11, В2 | ||
29-30. | Союз. Основные группы союзов, их правописание. | 2 | 10 «А» - 17.04, 24.04 10 «Б» - 22.04, 29.04 | § 58-59 Упр. № 306 | |||
31. | Р. р. Сочинение-рассуждение №4 | 1 | 10 «А» - 08.05 10 «Б» - 06.05 | ||||
32. | Частица, их разряды. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи. | 1 | 10 «А» - 15.05 10 «Б» - 13.05 | Упр. № 308 | |||
33. | Междометия и звукоподражательные слова | 1 | 10 «А» - 22.05 10 «Б» - 20.05 | Алексейченко А. Д., уроженец Ивнянского района. Стихи автора. Слово в лирическом произведении. Герой лирического произведения. Семантика слов в лирике. Сверхзначение слова. | Упр. 320 | ||
34. | Контрольное тестирование № 2 | 1 | 10 «А» - 29.05 10 «Б» - 27.05 | Упр. 321 | |||
35. | Резервные уроки, оставленные на закрепление трудных тем и на отработку навыков тестирования | 1 | 10 «А» - 10 «Б» - |
Содержание программы учебного курса
Введение (1 час)
Слово о русском языке (Вступительная статья)
Лексика. Фразеология. Лексикография (3 часа)
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа)
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Морфемика и словообразование (1 час)
Состав слова. Словообразование. Формообразование.
Морфология и орфография (5 часов)
Правописание чередующихся гласных в корне слова. Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих и Ц.Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание Ъ и Ь. Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи (19 часов)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор. Правописание падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание окончаний. Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён числительных. Правописание и употребление числительных.
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор. Правописание местоимений.
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий и деепричастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Итоговое повторение (4часа).
Формы и средства контроля
№ п/п | Вид контроля | |
1. | Контрольное тестирование № 1 (вводное) | См. приложение № 1 |
2. | Контрольное тестирование № 2 (итоговое) | См. приложение № 1 http://cognix.ru/rus/kim/ege.php |
3. | Сочинение-рассуждение № 1 | Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2011. Ростов на Дону: Легион, 2011г. |
4. | Сочинение-рассуждение № 2 | И.П.Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2013 |
5. | Сочинение-рассуждение № 3 | Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М.: Экзамен, 2011 |
6. | Сочинение-рассуждение № 4 | И.П.Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2013 |
7. | Комплексный анализ текста «Белгородский мел». | Крупенков А.Н., Осыков Б.И. Историческая хроника Белгорода / А.Н. Крупенков, Б.И. Осыков. - Белгород: Константа, 2007. - 384 с. |
Учебно-методические средства обучения
Обязательная литература
Реквизиты программы: Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Учебное издание. Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
Учебно-методический комплект учащихся:
- Основной учебник: Учебник «Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011, авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., М.А.Мищерина
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2011. Ростов на Дону: Легион, 2011г.
- для учителя:
- Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
- Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения
- Концепция модернизации Российского образования
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
Дополнительная литература
- Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, 10-11 классы. М.: Вако, 2012
- Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах (базовый уровень) - М. Просвещение, 2011
- Золотарёва И.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов. М.: ВАКО, 2011
- Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 10-11 кл.. М.: Интеллект-Центр, 2012.
- Единый государственный экзамен - 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
- Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012
- Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М.: Экзамен, 2011
- Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. ЕГЭ. Практикум 2(В). М.: Экзамен, 2011
- И.П.Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2013
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2010.
- М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов на Дону, Феникс, 2011г.
- П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: Веко 2010г.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2011. Ростов на Дону: Легион, 2011г.
- Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: Экзамен, 2012
- Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: Тригон, 2011
- С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: Вентана Граф, 2012
Мультимедийные пособия
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.
- Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
- 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
- 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
- Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
- Фраза. Лингвистический тренажёр.
- Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
- мультимедийные продукты (презентации, интерактивные плакаты, тесты, таблицы и прочее);
- наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;
- плакаты со справочными материалами;
- библиотека с электронной и печатной картотекой;
- каталоги всех материалов и пособий в электронном и печатном виде.
Приложение 1
Материалы для контрольных, самостоятельных и проверочных работ.
Вводный тест по русскому языку № 1.
1. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?
А) ы, я, ю.
Б) а,о,у,
В) ч, ж, х,
Г) ц, ф, э,
Д) я, ю, е, ё.
2. Укажите слово, образованное по модели «?^^?»:
А) молчание,
Б) сдержанный,
В) опасно,
Г) городской,
Д) давненько.
3. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.
4. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
5. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) (пепельно)русый оттенок;
Б) (притворно)скромный взгляд;
В) (прекрасно)душное настроение;
Г) (юго)восточный регион;
Д) (культурно)историческое наследие.
6. Как склоняется числительное 90?
А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;
Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.
7. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?
А) каждого, иному;
Б) столько, чей-нибудь;
В) некому, нечему, себя;
Г) их, тобой;
Д) нас, что-то.
8. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?
А) решать;
Б) побелеть;
В) раскрыть;
Г) разбрасывать;
Д) колоть.
9. Укажите вариант с одной –н-:
А) прийти одновреме..о,
Б) таинстве..о шептать,
В) возражать пута..о,
Г) открове..о признаться,
Д) медле..о гаснуть.
10. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:
А) Что это она все смеется?
Б) Трудно даже представить, что бы со мною случилось.
В) Пусть бор бушует под дождем.
Г) Да здравствуют знания!
Д) Давайте завтра отправимся в парк.
11. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:
А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.
Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.
В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.
Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.
Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.
12. Укажите ССП с разделительным союзом:
А) Еще напор, и враг бежит.
Б) Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.
В) Вздрагивали оконные рамы, а в печных трубах дико завывало.
Г) Его не тянуло к подушке, однако ж он уперся локтем в нее.
Д) Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.
13. В каком предложении не с наречием пишется слитно:
А) Ты поступил (не)лепо.
Б) Никогда (не)поздно попросить прощения.
В) Ничуть (не)искренне говорил он эти слова.
Г) Этот музей вовсе (не)далеко от нас.
Д) Взглянул (не)доверчиво, а с подозрением.
14. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:
А) Отшумев, замолчала листва.
Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.
В) Старик отошел, понурив голову.
Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.
15. Определите, в каком варианте не пишется Ь:
А) открыть настеж..,
Б) уйти проч..,
В) выйти замуж..,
Г) сплош.. усыпано,
Д) мчаться вскач…
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
д а б д в г в б в а г б а д в
Комплексный анализ текста
Белгородский мел
Миллионы лет назад места, где мы живем, были под водой. Здесь вздымались теплые волны Мирового океана.
Многие морские животные имели раковины. А когда животные умирали или погибали, эти раковины падали на дно. За тысячи и тысячи лет на дне выросли целые горы раковин. Верхние раковины давили на нижние, а еще сверху все заносило песком и глиной. Под давлением многотонной тяжести из раковин спрессовывался – получался камень – известняк. А из самых мелких ракушек – мел.
Вот откуда наши меловые горы и бугры.
Океан со временем отступил, а меловые горы остались. В нашей области их особенно много. Десятки, сотни населенных пунктов словно вписаны в яркую белизну меловых круч. От Белой горы, как вы уже знаете, получил свое имя и Белгород.
Мел с незапамятных времен служит человеку. Он – ценнейшее сырье для строительной, цементной, резиновой, химической, стекольной и других отраслей промышленности. Широко используют мел в сельском хозяйстве – в качестве минеральных удобрений. (Б. Осыков)
Задание:
1. Докажите, что это текст. Определите тему текста.
2. К какому стилю речи принадлежит данный текст? Установите тип текста.
3. Сколько здесь микротем?
4. Как связаны между собой абзацы?
5. Приведите два примера использования в этом тексте изобразительно-выразительных средств.
6. Объясните графически постановку знаков препинания в предложениях, выделенных курсивом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....