«За морем царевна есть…»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. «За морем царевна есть…»
(Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»)
Цели урока
- обучение написанию сочинения по картине
- развитие речи, образного и логического мышления
- воспитание художественного вкуса, любви к родному слову и к литературе
- обучение работе со словарями
- обучение работе в группе
Оборудование
Мультимедийная доска
Учебники
Приложение к учебнику «Русский язык» 5 класс
Презентация
Видеоматериалы
Музыкальное сопровождение (фрагменты из оперы «Царевна-лебедь»
Ход урока
- Организационный момент
- Слово учителя (на фоне музыки)
Ребята, когда вы выполняли домашнее задание, вспоминали замечательную сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане…», которую знает каждый.
К столетию великого поэта композитор Н.А.Римский-Корсаков написал одноименную оперу.
Вслушайтесь в звучание музыки. Этот фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане», который называется «Три чуда». Кто догадался, о каких чудесах идёт речь?
Какое из чудес, на ваш взгляд, было самое чудесное, принесло князю настоящее Гвидону счастье?
Вы абсолютно правы. Это Царевна-Лебедь. Именно она была чудесной исполнительницей его желаний. Именно она была тем существом, которое понимало тоску князя Гвидона. Именно она в конце сказки подарила ему счастье взаимной любви. Именно о ней мы и поведем беседу.
На экране фрагмент арии Царевны-Лебедь в исполнении К.Кадинской. Вам понравилась Царевна-Лебедь?
Первая постановка оперы была необычайно красивой. Посудите сами: на гениальные стихи Пушкина написал музыку великий композитор, а декорации и эскизы костюмов к спектаклю были созданы знаменитым художником Врубелем.
Презентация слайд 1
Работа над постановкой оперы вдохновила художника на создание еще одного шедевра – картины «Царевна-Лебедь», на которой была изображена первая исполнительница сказочной героини волшебная муза Врубеля, его супруга Надежда Забела.
Слайд 2.
Слайд 3
Беседа с учащимися
- Как художнику удалось создать сказочный образ?
- В какой момент изображена царевна?
- Что восхищает в её облике?
- На каком фоне она изображена?
Слово учителя
Композитор М.Ф. Гнесин так отзывался об исполнительнице партии красавицы-царевны: «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные длинные руки». Грациозность, хрупкость и трогательность в сочетании с необыкновенным голосом покоряли всех.
Фантастические и литературные образы, воплощённые Врубелем в картинах, немыслимы без изображения природы. Она гармонирует с обликом персонажей, раскрывая их сущность. Вдалеке багряными отсветами горит замок на волшебном чудо-острове. Морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках на картине «Царевна-Лебедь» тоже проникнут волшебством. Светлая полоска неба над горизонтом бросает отблеск на морскую гладь. Розовым светом вечерней зари окрашены гребни волн и полувоздушное оперенье Царевны-Лебеди.
Врубель создал образ Царевны с помощью красок. Мы тоже сегодня постараемся стать художниками, но только художниками слова, и с помощью слов создать картину, похожую на творение мастера.
Беседа с классом
- Как вы думаете, с чего начинает работу художник, приступая к картине? ( Он продумывает композицию)
- Первый шаг на пути написания сочинения… (Продумывание плана работы)
В ходе обсуждения плана сочинения на слайде презентации появляются пункты плана
- Во вступлении мы должны сказать о …(Мы можем рассказать о поэте А. С. Пушкине, композиторе Н. А. Римском-Корсакове, художнике М. А. Врубеле, об изображении сказочного образа Царевны-Лебеди в произведениях разных жанрах искусства.)
- Вторым пунктом плана станет описание картины. С чего можно начать…(Можно начать с настроения, которое передает картина.)
- По свидетельству современников, Врубель писал многие свои полотна особенным образом: он начинал творить, заполняя пространство с краёв, и только на последнем этапе начинал проступать тот замысел, который стремился выразить художник. Что изображено на заднем плане картины? (пейзаж) значит, и нам следующим пунктом плана надо выбрать описание фона, на котором изображена царевна.
- Теперь начнем описывать саму Царевну-Лебедь. На что мы обратим внимание в первую очередь? (На лицо царевны)
- Чтение текста упражнения №18
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
- Внимательно посмотрите на текст стихотворения, найдите в нем слова, которые сейчас не употребляются. Как вы думает, почему автор их использует? Запишем эти слова в тетрадь. Попробуем перевести их на современный язык.
- Что мы будем описывать дальше в образе Царевны-Лебеди (позу, наряд)
- Заключительный пункт нашего сочинения. Что мы расскажем в нем? (Настроение, которое создаёт картина.Мастерство художника)
Словарная работа
Вернемся вновь к пушкинским строчкам. Какие словосочетания можно использовать при описании царевны. Подчеркните их.
Работа в группах
Поэт Владимир Маяковский писал:
Поэзия – та же добыча радия,
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Как вы поняли эти слова?... значит, и нам, чтобы наше сочинение было красивым и интересным, нужно немало слов перебрать, чтобы выбрать наиболее точные.
Что же нам поможет в этой работе? … конечно, словари: толковый, синонимов и эпитетов. Они есть у вас на столах. Сейчас каждая группа займется очень ответственной работой: кто-то выберет синонимы к предложенным словам, кто-то даст толкование устаревшим, кто-то поработает со словариком эпитетов.
Класс в начале урока поделен на группы, у каждой на столе задание:
1 группа. Дать толкование словам поднизь, кокошник, скатный, яхонт
2 группа. Подобрать синонимы к словам: Врубель, картина
3 группа. Подобрать синонимы к словам: Царевна-Лебедь, создать (картину)
4 группа. Подобрать яркие глаголы для рассказа о впечатлении от картины.
5 группа. Подобрать эпитеты, яркие глаголы, существительные для описания царевны
6 группа. Подобрать наиболее подходящие слова для описания пейзажа.
Представитель каждой группы делает запись на доске
- Как вы думаете, мы все предусмотрели, чтобы наша работа была интересной? А о чем еще нужно помнить, чтобы наша словесная картина была не только красивой, но и легко читаемой? Правильно, нужно не забывать о соблюдении красных строк и орфографических правил.
Кажется, все готово. Посмотрим еще раз на картину и притупим к работе.
Показ видеоматериалов в музыкальном сопровождении по картине Врубеля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
Мини-тест для проверки домашнего задания к параграфу "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Есть ответы.
Предназначен для 5 класса...
Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе
Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...
Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе....
Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»
Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных ...
Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)
Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....
Классный час "«Есть такая профессия – защищать моря и океаны! Знакомство с профессией эколога»"
Цель: дать обучающимся представление о профессии эколога. Способствовать осознанию учащимися важности и необходимости сохранения морей и океанов....