Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по литературным сказкам | 23.93 КБ |
otkrytyy_urok_po_skazkam2.pdf | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Гассельблат О.А. Учитель русского языка и литературы.
Камышная В.В. Учитель технологии.
«Театральная мастерская»
Тема урока: Литературные сказки и история костюма.
Цели урока:
Дидактические:
1. Ввести детей в мир литературных сказок, активизировать имеющиеся у детей знания о прочитанных сказках, обобщить и систематизировать знания сказок с мотивом «спящей красавицы».
Воспитательные:
2. На примере героев сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке; формировать умение работать в команде.
Развивающие:
3. Прививать детям любовь к книге, желание читать, развивать память, внимание, речь обучающихся, развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту.
4. Развивать наблюдательность, умение сопоставлять сюжеты известных сказок.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; умение работать в команде.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный, комплексное применение знаний.
Вид урока: филологическое исследование, с элементами интеграции.
Средства обучения: учебник, интерактивная доска, презентации, иллюстрации к произведению, вспомогательные материалы (листы ватмана, фломастеры), раздаточный материал.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемное изучение материала, исследовательский, РКЧМ, групповой.
Ход урока.
- Орг. момент.
Класс делится на четыре рабочие группы, около каждой группы стенд, на стене прикреплен лист ватмана.
- Вступительная беседа. Определение темы и целей урока.
Учитель О.А.: «Здравствуйте, ребята! Приглашаем Вас в театральную мастерскую! Ребята, как вы думаете, какие профессии нужны театру? Давайте посмотрим на экран и выберем необходимые для театра.
Врач
Директор
Летчик
Стюардесса
Актер
Художник-иллюстратор
Физик-ядерщик
Писатель
деревообработчик
Декоратор
реставратор
Костюмер
Зубной техник
Искусствовед
матрос
Критик
археолог
монтажник
астроном
Ученики: каждая группа выбрала свой список профессий и по очереди его озвучивает.
Учитель О.А.: Спасибо, ребята, сегодня в нашей театральной мастерской за кулисами вы будете авторами и актерами, декораторами и костюмерами, критиками и искусствоведами».
- О сказочниках.
Учитель О.А.: Конечно, любая литературная сказка придумана автором, этим она отличается от… (вопрос к ребятам)
Ученики: От фольклорной!
Учитель О.А.: Но авторская выдумка стоит не на пустом месте. Автор черпает мотивы и вдохновение из различных источников: фольклорных и литературных. Если бы мы вдруг сейчас задумались как появилась сказка, нам бы много нужно было бы знать и многое хотелось бы узнать:
- о биографии писателей;
- о литературной эпохе;
- о законах построения сказочного текста;
- нам интересны были бы иллюстрации;
- и костюмы сказочных героев.
- Закрепление содержания изученных сказок. Работа в группах.
Учитель О.А.: Сейчас мы проверим ваше знание сказок. Каждая команда работает со своим стендом и листом ватмана. Внимание! Слушаем вопросы!
- Напишите, пожалуйста, дату рождения писателя (каждая команда своего) и город, в котором писатель работал.
- Какие сказки написаны автором (напишите 5 названий).
- Какими чертами обладают главные герои сказок? (доброта, высокие идеалы, самоотверженность, благородство…)
- Как мы называем людей, обладающих такими качествами?
Ученики: Романтики!
Учитель О.А.: Правильно, как вы думаете, ребята слова «романтичный» и «романтический» имеет одинаковое лексическое значение?
РОМАНТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Проникнутый романтизмом (в 3 знач.), мечтательно-созерцательный. Романтичное настроение. II сущ. романтичность, -и, ж.
РОМАНТИ́ЧЕСКИЙ
I прил. соотн. с сущ. романтизм, связанный с ним. Свойственный романтизму, характерный для него.
II прил.Преисполненный романтики, романтизма [романтизм II]; романтичный
Большинство из этих писателей творили в эпоху РОМАНТИЗМА, возникшего в Германии. Напишите три черты романтизма, которые, по вашему мнению, самые яркие.
- Физкультминутка. Учитель В.В.. показывает иллюстрации на экране к различным сказкам. Если это иллюстрация или сказочный герой подходит к нашим сказкам, ребята поднимают руки вверх и хлопают над головой, в противном случае – прячут руки за спину. Картинку с героем каждая команда получает и прикрепляет к своему стенду.
- Закрепление литературоведческих понятий композиции и сюжета.
Учитель О.А.: Ребята, у каждой команды есть лист ватмана, который разделен на 5 частей по количеству частей композиции текста.
Задание 1. Восстановите названия частей композиции. Назовите их. Задание 2. Перед каждой командой стопка мотивов сказки. Пожалуйста, определите, что такое сюжет и восстановите на ватмане сюжетную последовательность мотивов в сказке, прикрепляя к каждой части композиции принадлежащие ей мотивы.
Учитель О.А.: А теперь команды проверяют друг друга. По часовой стрелке каждая команда переходит на место команды рядом и проверяют правильно ли установлена последовательность мотивов и их место в композиции!
А сейчас в нашей мастерской будет проходить самое интересное. У нас есть текст сказки, герои, но героев нужно одеть в соответствии с эпохой…(?) РОМАНТИЗМА!
- Творческая часть, работа костюмеров.
Ребята одевают принца и принцессу, составляя наряды из бумажных заготовленных частей.
Учитель О.А.: (на фоне слайдов, иллюстрирующих эпоху романтизма) Нужно сказать, ребята, что эпоха романтизма, как вы видите на экране, развивалась не только в литературе, но и в живописи, архитектуре и… истории костюма.
Учитель В.В.: Что вы знаете о стиле Романтизм?
Романтизм - историческая эпоха конца XVIII - конца XIX веков, нашедшая отражение во всех областях искусства (и, конечно же, в одежде). Романтизм ознаменовался тягой ко всему натуральному, к женственным линиям. Мода начала 19 века, то есть, период, охваченный ампиром, знаменует стремление к естественности, гармонии с природой и с собой. Женский образ стал более скромным и естественным. Платья в стиле ампир позволяют увидеть силуэт фигуры, которая ранее была спрятана под жесткими каркасами, оборками и драпировками. У платьев исчез шлейф, постепенно начала укорачиваться юбка, руки оголялись практически полностью, закрыта была лишь небольшая зона в верхней части плеча.
Учитель В.В.: Какие цвета преобладали в одежде?
Романтика. Это прежде всего положительные эмоции, альтруизм, открытость, идеализм. Одним словом, что-то светлое, прозрачное, незащищённое, нежное. Таковы цвета романтического стиля: прежде всего, белый, а за ним и другие - нежные пастельные, мерцающие, серебристо-прозрачные тона.
Учитель В.В.: Какие ткани использовали для создания платьев? Ткани романтического стиля нежные и воздушные: прежде всего шёлк и шифон. Цветовые решения романтического стиля несут в себе чисто женские характеристики: мягкость, нарядность, чувственность, слабость, сентиментальность и кокетливость.
В одежде романтического стиля очень важным элементом являются драпировки.
Задание.
Используя трафарет фигуры человека, скомпоновать на ватман и нарисовать костюмы для спектакля в стиле «Романтизм». Подобрать цвета и раскрасить одежду.
Ученики выполняют работу.
- Подведение итогов урока:
Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с непростой работой писателя. Смотрите сколько мотивов, волшебных героев, волшебных предметов, иллюстраций и костюмов! И сейчас я раскрою вам большой секрет, ведь автор создает выдуманный волшебный мир. Он берет чистый лист бумаги (можно показать на чистый лист ватмана) и все в его власти, в этом возможном мире все подчиняется писательскому воображению. Автор может выбрать любую последовательность мотивов, любой сказочный инструментарий, и в сказке о Красной шапочке может появиться царевна-лягушка… Но это уже признаки совсем другой литературной эпохи…
- Домашнее задание.
Мы вспомнили сегодня много сказок. Дома попробуйте составить задания к викторине по последней изученной нами «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» или по творчеству А.С. Пушкина. И напишите свою развязку к сказке о Спящей красавице.
- Рефлексия.
Учитель В.В.: Ребята! В каждом из нас живет сказка, и мы верим в чудеса и в исполнение желаний. Мы знаем, что человек живет не для того, чтобы быть богатым, а чтобы быть счастливым! Когда падают звезды – люди загадывают желания, которые всегда исполняются. И сегодня я хочу, чтобы вас коснулась звездочка счастья. (Учитель бросает в воздух конфетти и звездочки счастья падают на детей. Такие звездочки счастья дети дарят на память гостям.)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...
Тест по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Тестовые задания открытого и закртытого типа по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ И МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
урок по чтению...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ И МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
интегрированный урок по чтению и математике в 5 классе по сказке а.с. Пушкина . Сказка о мертвой царевне и семи богатырях...
Образовательное событие " Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и сказки братьев Гримм " Белоснежка и семь гномов"
Сценарий образовательного события. Задания по группам....
Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...
Тема занятия «Формирование духовно-нравственных понятий на примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Направление деятельности: духовно-нравственное.Вид деятельности: познавательная.Возраст обучающихся: 5 класс.Тип занятия: повторение пройденного материала, анализ и закрепление знаний.Технология занят...