Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vspomni_skazku.pptx | 1.29 МБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 139.32 КБ |
урок лит. 5 кл. | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
27.09.2012 2
27.09.2012 4
27.09.2012 5
27.09.2012 6
27.09.2012 7
27.09.2012 8
27.09.2012 9
27.09.2012 10
27.09.2012 11
27.09.2012 12
27.09.2012 13
27.09.2012 14
Образ царевны в «Сказке А.С. Пушкина о мёртвой царевне» 27.09.2012 15
Работа с тестом сказки Найдите в тесте сказки прилагательные, которые помогут нам нарисовать образ царевны. Запишите их в тетрадь. Как называется художественный приём, который использует А.С.Пушкин в сказке для характеристики главной героини и других образов. 27.09.2012 16
Эпитет – художественное (образное) определение предмета(явления), выраженное преимущественно прилагательными 27.09.2012 17
План 1.Представление сказочного персонажа 2. Описание внешности 3. Черты характера 4. Отношение к окружающим. 5. Отношение к герою окружающих (Царя, Чернавки, братьев, Елисея , злой Царицы, Соколко ) 6. Кому герой противопоставлен в сказке? 27.09.2012 18
Выбираем эпиграф Не все то золото, что блестит. Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. Родилась пригожа, да по нраву негожа. Хорош ликом, да душа пришита лыком. 27.09.2012 19
Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. ( пословица) 27.09.2012 20
Работа в парах Добрая Нежная Преданная Милосердная Уважительная 27.09.2012 21
Домашнее задание Вопрос 5 или 7 на стр. 164. Выучите наизусть один из фрагментов сказки («Королевич Елисей в поисках своей невесты…»…) 27.09.2012 22
Предварительный просмотр:
Завистливая
Добрая
Нежная
Капризная
Преданная
Милосердная
Злая
Уважительная
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе по УМК В.Ф Чертова
Тема урока: Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
Класс: 5
Предмет: литература
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование урока: презентация, толковые словари, иллюстративный материал.
Цели урока: работа над образом литературного героя.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания обучающихся о художественном образе и эпитете;
Развивающие: формировать навыки работы с художественным текстом и навыки устного высказывания о литературном персонаже;
Воспитательные: воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | время |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 3 мин. | ||
Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке. Слайд №1-14 | Смотрят иллюстрации. | Познавательные | |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала ( понятие образа), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 3 мин. | ||
- Узнали ли вы сказку по иллюстрациям? - Что это за сказка? - Когда впервые вы познакомились с ней? - Кто из героев вам больше всего понравился? - У кого из них нет имен собственных? - Сформулируйте тему нашего урока. . Слайд №15 | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое эпитет в сказке. | 10 мин. | ||
Письменная работа Эпитеты в «Сказке о мёртвой …». -Найдите в тесте сказки прилагательные, которые помогут нам нарисовать образ царевны. Запишите их в тетрадь. Слайд №16 - Как называется художественный приём, который использует А.С.Пушкин в сказке для характеристики главной героини и других образов. Слайд №17 - Данный приём помогает нам ярче представить образ царевны. − работа с толковым словарём ( «милая», «кроткая», «красная», «смиренная») | Работа с текстом. Запись в тетрадь. Ответ обучающихся. Работа со словарём. Дети читают словарные статьи. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | 15 мин. | ||
- Чтобы образ царевны был полным обратимся к тексту. -В этом нам поможет план слайд №18 - Выполнять работу будем в группах. План 1.Представление сказочного персонажа 2. Описание внешности 3. Черты характера 4. Отношение к окружающим. 5. Отношение к герою окружающих (Царя, Чернавки, братьев, Елисея, злой Царицы, Соколко) 6. Кому герой противопоставлен в сказке? | Выполняют задание в группах. 1 группа(1,2 пункт плана) 2 группа(3,4 пункт плана) 3 группа(5,6 пункт плана) Аргументация собственного мнения. | Анализ образа с целью составления целого из частей (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Контроль, коррекция, оценка (Р) | |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | 7 мин. | ||
- Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока. Слайд №19
-У вас на столах тучи. Закройте ими те слова, которые не характеризуют пушкинскую царевну. Завистливая Добрая Нежная Капризная Преданная Милосердная Злая Уважительная -Назовите слова, характеризующие царевну (фронтальная проверка). Слайд №21 Урок подошёл к концу. -Ребята, давайте оценим нашу общую работу на уроке. Возьмите в руки то солнышко, которое соответствует вашему настроению: солнышко грустит- урок не понравился, улыбается- понравился, остались вопросы- солнышко в тучке. VI. Домашнее задание Слайд № 22 -Кроме царевны в сказке есть и другие герои, их характеристика и будет вашим домашним заданием. Вопрос 5 или 7 на стр. 164. Выучите наизусть один из фрагментов сказки («Королевич Елисей в поисках своей невесты…»…) | Подбирают эпиграф, аргументируют свою точку зрения. Работа в парах Анализируют работу на уроке через самооценку. Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке....
Презентация к уроку по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс презентация...
Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Урок литературы в 5 классе. Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Учащиеся знакомятся с понятием сюжета и композиции литературного произведения; определяют сюжет и композицию литературного произведения на примере «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина....
Открытый урок. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Открытый урок.А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Конспект урока по теме "А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил."
Конспект урока по предмету литература 5 класс....