Интегрированный открытый урок "Англицизмы в русском языке"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ход урока.
- Орг. момент.
С.Ю. – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, интегрированный, в течение которого работать с вами будут два учителя – учитель английского языка Джазаева М.Х. и учитель русского языка Урусова С.Ю. Интеграция-процесс сближения и связи наук. На основе такого сближения, объединения языков проведём урок по теме «Английские заимствования в русском языке». (Слайд 1)
М.Х. – Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми английскими заимствованиями, выясним, какими путями они проникли в русский язык, будем учиться узнавать их.
С.Ю. – Эпиграфом к уроку станут слова В.Г.Белинского: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». Какое интересное выражение-«занимать слова»… не деньги, а слова… Ещё А.С.Пушкин назвал русский язык «переимчивым и общежительным» (Слайд 2) 2
- Устный терминологический диктант.
-Все слова языка?
-Словарный запас одного человека?
-Слова, одинаковые по звучанию?
-слова с противоположным лексическим значение?
-слова, употреб. жителями той или иной местности?
-слова, ограниченные в своём употреблении?
-новые слова, возникающие в языке?
-с точки зрения происхождения слов? (Слайд 3) 2
- Синтаксическая пятиминутка.
Дождь прошуршал по широкому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
- О чём текст?
- Какие средства выразительности используются в тексте автором для создания этой картины? (Олицетворение, метафора)
Дождь шуршал по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
- Как вы думаете, какие слова встречаются в этом тексте? (Слайд 4) 5
М.Х.- Язык быстро и гибко реагирует на потребности людей. З.с. – результат тесного общения народов, появления новых явлении, предметов, механизмов.
С.Ю. – Каковы же причины заимствования? Почему люди меняются словами? (Об этом нам расскажет Суюнбаева Фериде) 4
- Проверка домашнего задания.
С.Ю. – Большая часть слов в русском языке из английского языка. Почему? В последнее время наблюдается явное увлечение английской лексикой. Вот данные одного из последних исследовании. (Слайд 5)
С.Ю. – Изучать происхождение слов очень интересно. Выясняя, почему мы называем какой-либо предмет именно так, а не иначе, можно узнать много нового не только о языке, но и об истории. Есть, например, особые слова, которые называют эпонимы. Они обозначают вещи, названные в честь людей, придумавших или впервые использовавших их. Очень часто человека, давшего своё имя изобретению, уже не помнят, а изобретением пользуются вовсю. Кто же из англичан прославил себя на века, оставшись в языке в качестве названии предметов и явлении.
Дети разбирают слова-эпонимы. (Байкот, сэндвич, вокзал) (Слайд 6) 4
С.Ю. – Где же можно узнать о происхождении слова? (Словаре)
С.Ю. – Как ведут себя слова – иностранцы, попадая в другой язык?
5. Объяснение нового материала.
М.Х. – Они, как и люди, должны освоиться, приспособиться к новым условиям жизни.
Попав в русский язык, иноязычные слова претерпевают разные изменения: фонетические, грамматические, лексические, графические. Сначала происходит графическое освоение слова, то есть слова записываются при помощи букв русского алфавита. Разберём на примере нескольких слов, которые вы должны будете отгадать.
Загадки:
1)появилась эта игра почти 100 лет назад в США. Тогда мяч бросали не в кольцо, а в обычную плетёную корзину. Отсюда и пошло название игры: корзина-мяч. Он хорош тем, что с помощью занятии этой игрой развиваются выносливость и лёгкость, улучшается работа сердца, сосудов, лёгких. (Баскетбол)
2)в неё играют две команды по 11 человек в каждом, игра ведётся на ровном травяном поле, игроки не имеют права касаться мяча руками. (Футбол)
3)сущность игры заключается в том, что каждая из двух команд, состоящая из 6 игроков, стремится разыграть мяч руками и направить его через сетку в сторону противника, чтобы забить гол. (Волейбол)
Football (8) - футбол(6)
Volleyball(10) - волейбол (8)
Basketball(10 - баскетбол (9)
Изменяется количество букв и звуков.
В английском языке это сложные слова, в них выделяется два корня, а в русском языке – один корень. Это грамматические изменения.
М.Х. – В лексике современного русского языка существуют разные по своему происхождению слова, как мы говорили выше. Далеко не всегда исконное можно отличить от заимствованного.
С.Ю. – И всё же по некоторым признакам можно определить, что слово пришло к нам из английского языка. Какие приметы имеют «пришедшие слова-иностранцы».
М.Х.- Заимствование - вполне законный процесс обогащения языка.
С.Ю. – Урок подходит к концу, и хотелось бы вам задать вопрос: з.с.-это хорошо или плохо, мода или необходимость, обогащается или портится речь.
Узденов Мурат. Заимствованная лексика обогащает русский язык только в том случае, если ею пользоваться разумно. Л.Н.Толстой заметил: «Не нужно от них открещиваться, но не нужно ими злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговорня» (Слайд 7 )
«Говорящие» фотоматериалы. Англо-иноязычными словам сегодня пестрят вывески на зданиях магазинов и кафе. Чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (Материлы)
С.Ю. – Мир не стоит на месте. Благодаря умеренному употреблению заимствования русский язык обогащается, без них нельзя представить речь современного человека. Но значение этих слов должно быть понятно как говорящему, так и слушащему. Умение правильно использовать иноземные слова, свидетельствует об уважении говорящего к своему языку, к самому себе. Мода на престижные заимствованные слова оборачивается засорением языка и, как следствие, засорением сознания. Найдём примеры засорения языка и скажем проще и лучше.
6.Тренеровочные упражнения.
Упражнение «Поработайте редакторами»
Отредактируйте предложения. Те английские слова, использование которых, по вашему мнению, неуместно, замените русскими синонимами.
необходимое условие для тинейджера начала 21 века.
|
Детям раздаются карточки.
Карточка №1.
1.Найдите слова английского происхождения, запишите их в тетрадь.
Смокинг, спортсмен, Оренбург, штраф, сестра, джентельмен.
2.Составьте словосочетания с выписанными словами, обозначьте главное и зависимое слово.
Карточка№2.
1.Найдите слова английского происхождения, запишите их в тетрадь.
Гроссмейстер, бизнесмен, театр, аквариум, спортсмен, спиннинг.
2.Составьте словосочетания с выписанными словами, обозначьте главное и зависимое слово.
Сильным учащимся класса даётся задание - написать сочинение «Летом в лагере». Один ребёнок пишет сочинение с заимствованными словами, другой – с использованием исконно-русской лексики.
С.Ю. – Белинский сказал: «Какое бы ни было слово, своё или чужое, лишь бы выражало заключённую в нём мысль,- если чужое лучше выражает её, чем своё, давайте чужое, а своё несите в кладовую старого храма»
С.Ю. – Ребята, каждый раздел науки изучает…… Как вы думаете, должна ли какая- нибудь наука заниматься изучением засорения языка.
Эколингвистика-
М.Х.-Термин «эколингвистика»впервые ввел Эйнар Хауген ,американский лингвист в 1972г.Он открыл,что подобно биологическим видам языки:
Зарождаются-“ evolve”
Растут-“ grow”
Изменяются-“change”
Живут-“live” и
Умирают- “die” во взаимодействии с другими языками.
ЭКОЛИНГВИСТИКА-это экология языка ,экология слова.Эта наука предполагает борьбу за чистоту языка ,защиту его от различных негативных явлений,к которым относятся :
1)различного рода неправильные употребления
2)интенсивное проникновение заимствований
3)жаргонная лексика
4)вульгаризация языка
7. Домашнее задание.
8.Подведение итога.
Сегодня на уроке мы поняли
Русский язык – такое же национальное сокровище, как живопись, скульптура, это такое же произведение искусства. И мы все не являемся его владельцами, мы лишь временные его хранители, которые обязаны в такой же целостности передать его своим потомкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Конспект открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...
Презентация открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Открытый интегрированный урок английского и русского языков в 6 классе
открытый интегрированный урок (англ и рус языки) на тему "Еда и напитки" по учебнику Spotlight 6кл...
Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры- путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса.
Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия «Час открытий» можно проводить и в рамках «Недели русского языка и литературы»...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...