Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Цветенберг Светлана Семёновна
Рабочая программа разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы» М. «Просвещение» 2011,  автор программы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Программа полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_kl.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель МО

Цветенберг С.С.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Кольцаузе Т.Ю.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Ермолова М.П.

Приказ № ___ от «__»_______________20__г.

Рабочая программа

по русскому языку в 10 классе

 

на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка

Цветенберг Светланы Семеновны

с. Верх-Бехтемир

2013 год

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения.

В планировании соблюдены все требования Федерального компонента  государственного стандарта общего образования, а также обязательного минимума содержания общего образования (образовательная область «Филология»).

Рабочая программа разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы» М. «Просвещение» 2011,  автор программы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Программа полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Из школьного компонента выделен:

1 ч. в неделю на элективный курс: «Русский язык. Деловая речь. Деловое письмо.10-11 классы» автор-составитель И.Н.Кривенцова. – Волгоград: Учитель, 2007г. Программа рассчитана на 35 ч.

1ч. на «Русское правописание: орфография» автор-составитель С.И.Львова - Москва: 2008г. Программа рассчитана на 35 ч.

Основные з а д а ч и курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
  •  дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10-11 классах; во втором – определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • уметь:
  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной, деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом. На уроке используются современные средства наглядности: компьютер, мультимедийный проектор. Учителем составлен дидактический и наглядный материал ко всем урокам. Это компьютерные презентации, тесты.

Раздел II. Учебно-тематический план

№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

Количество контрольных

Развитие речи

1.

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке

5

в том числе

К.д. 1

1

2.

Русский язык как система средств разных уровней

2

1

3.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия.

4

К.р. 1

4.

Лексика и фразеология

6

К.д. 1

5.

Состав слова (морфемика) и словообразование

4

Пр.р. 1

6.

Морфология и орфография

6

К.д. 1

7.

Речь, функциональные стили речи.

3

1

8

 Научный стиль речи

4

Пр.р. 1

1

9.

Итоговая контрольная работа

1

Итого

35

        

Раздел III. Содержание тем учебного курса

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке (5 ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в ХV-ХVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном и в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.        

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Изложение лингвистического текста.

Русский язык как система средств разных уровней (2ч)

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Изложение (сжатое) с элементами сочинения.

Фонетика и графика. Орфография и орфоэпия (4 ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Контрольная работа, включающая фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая и книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический анализ текста.        

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием.

Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч)

Обобщение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Практическая работа по теме.

Морфология и орфография (6 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием.

Речь, функциональные стили речи (3ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение. Виды преобразования текста. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)

Научный стиль речи (4 ч)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.

Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображённого в нём персонажа)

Итоговая контрольная работа.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны з н а т ь:

- общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;

- признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

- создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;

- оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;

- анализировать особенности употребления основных средств выразительности речи;

- соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- владеть приемами редактирования текста (использовать возможности, лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);

- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;

- анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;

 - готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи, музыкальное произведение.

        

        Раздел V. Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник:

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык 10-11 класс. Текст. Стили речи. М.: Просвещение, 2005

        

Дополнительные пособия:

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2005

Учебно-методический комплект учителя:

1. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007

2. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия Холдинг, 2004

Календарно- тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Формы работы

Виды контроля

Домашнее задание

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке (5ч+2ч.Р.Р.)

1

Язык и общество. Язык и история народа

1

Синтаксический разбор, слово учителя, анализ текста

№269 (1), 267

2

Три периода в истории русского языка

1

Орфографический диктант, комплексный анализ текста

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра «Что является причиной изменения языка?»

3

4

Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении

Р.Р. Изложение лингвистического текста.

1

1

Конспектирование лекции учителя, анализ высказываний о русском языке

№270

Тест

5

Активные процессы в  русском языке на современном этапе

1

Лексический анализ текста, наблюдения за изменением грамматических форм

Орфоэпический диктант

Подобрать из произведений авторов 19 века примеры, демонстрирующие процесс изменения форм слов

6

7

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Р.Р. Изложение (сжатое) с элементами сочинения

1

1

Русский язык как система средств разных уровней (2ч)

Тест

Фонетика и графика. Орфография. Орфоэпия.(4ч)

8

Обобщение, систематизация и углубление  знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии

1

Фонетический разбор

Орфоэпический диктант

№7

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

1

Анализ текста, орфографический анализ слов

Орфоэпический диктант

№12 (диктант по памяти), 10, 17, 25

10

Фонетический разбор

1

фонетический разбор

соч-рассуждение

№3,4

11

Контрольная работа по теме «Орфография»

1

тест

Лексика. Фразеология. (6 часов)

12

Лексическая система русского языка

1

Анализ текста, Составление конспекта по вопросам,

№41, 46, 50, 57

13

Русская лексика с точки зрения сферы её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова

1

Слово учителя, запись лекции, выборочный диктант

Теоретический опрос

№76

14

Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы

1

15

Активный и пассивный словарный состав; архаизмы, историзмы, неологизмы

1

Анализ текста

Орфографический диктант

№67, 69, 70

16

Русская фразеология. Лексические и фразеологические словари

1

Объяснительный диктант, анализ текста, работа с разными видами лингвистических словарей

Тест

Вопросы 1-12 на стр. 47, №81, 90, 95

17

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием

1

Тест

Дать толкование слов, составить антонимический ряд

 Состав слова (морфемика) и словообразование (4 часа)

18

Обобщающее повторение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании

1

Синтаксическая разминка

Фронтальный опрос

Вопросы 1-10 на стр. 55, №105, 106

19

Словообразовательный разбор

1

Выборочно-распределительный диктант, синтаксический разбор

сочинение-рассуждение

№115, 128

20

21

Выразительные словообразовательные средства

Практическая работа по теме «Состав слова (морфемика) и словообразование»

1

Анализ текста, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Сбор дидактических материалов

Морфология и орфография (6 часов)

22

Обобщающее повторение морфологии

1

Синтаксический разбор, слово учителя, составление обобщающей таблицы

Фронтальный опрос

Вопросы 1-3 на стр. 67, №148

23

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм

1

Анализ текста

Фронтальный опрос

№167

24

Принципы русской орфографии

1

Объяснительный диктант, составление алгоритма рассуждения, таблицы

Работа на карточках

№194, 195, 148

25

26

Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения

Морфологический разбор частей речи

1

1

Предупредительный диктант, составление таблицы, объяснительный диктант

Работа на перфокарте

№203, 205

27

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием № 3 по теме «Морфология и орфография»

1

Тест

Речь, функциональные стили речи.( 3 часа)

28

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность

1

Слово учителя, анализ текста

Сочинение-рассуждение

29

Функциональные стили речи, их общая характеристика

1

Анализ текста, конструирование текста

№340

30

Р.Р. Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)

1

Анализ текста, конструирование текста

№340

Научный стиль речи (5 ч)

31

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили)

1

Орфографический диктант, анализ текста

№353, 358, 359

32

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля

Пунктуационный и стилистический анализ текста

№353, 362, 373

33

Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология

1

Орфографический диктант, работа с учебником, анализ текста

№379, 381

34

Р.Р. Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте

1

Работа со словарями

35

Итоговая контрольная работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...