Элективный курс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ Миллеровская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Рассмотрено на заседании
Директор МБОУ МСОШ педагогического совета
Крикуненко А.Н. _____________ Протокол № «__» от «___» _____ 2013г
Программа элективного курса
«Текст как речевое произведение».
Работа с текстом как средство реализации
личностно-ориентированного подхода.
учитель Титаренко Марина Юрьевна
класс 11
программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю)
Задачи курса:
- систематизировать, закрепить и углубить речеведческие знания;
- совершенствовать практические умения и навыки лингвистического анализа авторского текста и создания собственного;
- создание у учащихся ситуации успешности в отношении к заданию С (ЕГЭ);
- подготовить учащихся к успешной сдаче выпускных и вступительных экзаменов в вуз;
- развивать свободное владение языком, речью во всех сферах ее проявления.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе программы А.Г. Нарушевич.
Текст используется в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка. Создаются условия для такой практической деятельности, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи
Работа по анализу текста может быть организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения задания учащиеся открывают для себя закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не из параграфа учебника, а в результате практической деятельности, которая носит творческий, исследовательский характер.
Изучение родного языка как национального способствует духовно-нравственному становлению личности выпускника.
Основные формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы, тестирование. На практических занятиях и в процессе подготовки к ним преимущественное место отводится занятиям исследовательского и творческого характера. Используются принципы дифференцированного обучения, метод критического мышления и элементы проектной деятельности.
Формами текущего контроля за достижениями учащихся служат индивидуальные сообщения учащихся, тематическое тестирование, рецензирование и итоговая форма аттестации – создание собственного текста.
Учебно-тематический план.
№ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | Форма работы, виды учебной деятельности | ДАТА |
1 | Текст как единица синтаксиса и связной речи | Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста (смысловая целостность, завершенность, связность текста). Тема, основная мысль, соответствие содержания заголовку. | Лекция учителя, работа с текстами. | |
2 | Композиционная структура текста | (Зачин, его особенности. Основная часть. Заключение текста). Абзац как отражение микротем текста. | Лекция. Практическая работа. | |
3 | Виды грамматической связи предложений в тексте. | Особенности цепной и параллельной связи предложений в тексте. | Лекция. Практическая работа. | |
4 | Стили речи. Основные признаки и особенности функционирования разговорного стиля.. | Основные функции, сфера применения, ведущая стилевая черта, общие языковые особенности, основные жанровые разновидности. | Создание в микрогруппах опорных таблиц. | |
5 | Основные признаки и особенности функционирования официально-делового стиля. | Основные стилевые черты: неличный характер, точность, стандартизованность, предписывающий характер деловых документов. Общие признаки в лексике, в морфологии, в синтаксисе. | Анализ текстов официально-делового стиля | |
6 | Структура деловых бумаг | План заявления, характеристики, автобиографии, резюме. | Написание деловых бумаг | |
7 | Основные признаки и особенности функционирования научного стиля. | Основные стилевые черты: логичность, точность, отвлеченность,обобщенность, объективность. | Анализ лексических, морфологических, синтаксических особенностей текстов научного стиля | |
8 | Основные признаки и особенности функционирования публицистического стиля. | Основные стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. | Анализ лексических, морфологических и синтаксических особенностей публицистического стиля | |
9 | Жанры публицистического стиля речи | Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк | Анализ различных жанров публицист. Стиля | |
10 | Устные публицистические выступления | Речи, доклады, выступления в дискуссии. | Анализ материалов одной из современных молодежных газет | |
11 | Основные признаки и особенности функционирования художественного стиля. | Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. | Анализ текстов художественного стиля | |
12 | Анализ поэтического текста | План анализа поэтического текста | Анализ стихотворений | |
13 | Типы речи | Повествование, описание, рассуждение, смешанный тип | Самостоятельная и групповая работа по поиску и отработке материала | |
14 | Различные жанровые формы текстов-рассуждений | Письмо, статья, рецензия, доклад, ученическое сочинение, полемическое выступление в дискуссии, полемический диалог | Практикум: сравнительный анализ текстов-рассуждений различных жанровых форм | |
15 | Виды переработки, сокращения текста | План, тезисы. Выписки (выдержки). | Практикум: составление плана, тезисов текста | |
16 | Конспект, тематический конспект, реферат | Требования к созданию конспекта, тематического конспекта, реферата | Практикум: создание конспекта, тематического конспекта. Реферата | |
17 | Аннотация. Рецензия | Требования к созданию аннотации, рецензии | Практикум: написание рецензии на текст | |
18 | Изобразительно-выразительные средства языка | Аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сарказм, синекдоха, сравнение, перифраз, эпитет. | Создание опорных таблиц. Практикум: работа с текстом, поиск выразительных средств языка и определение их роли | |
19 | Стилистические фигуры | Анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, риторическое обращение, умолчание, эллипсис | Создание опорных таблиц. Практикум: работа с текстом, поиск стилистических фигур и определение их роли | |
20 | Фонетические средства выразительности. Изобразительные средства синтаксиса | Благозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, бессоюзие (асиндетон), многосоюзие | Создание опорных таблиц. Работа с текстом, поиск изобразительных средств синтаксиса и определение их роли | |
21 | Тема и проблема текста | Темы: вечные, национальные, темы литературы и искусства. Проблемы: социальные, нравственные, философские. | Лекция учителя. Конспект лекции учащимися | |
22 | Идея текста | Идея: ответ, вопрос, ошибка, авторская идея, объективная идея | Лекция учителя. | |
23 | Текст как опорная, ключевая единица курса родного языка | Понимание текста - процесс творческий. Понимание основного содержания текста и позиции автора. | Творческая лаборатория: комплексная работа с текстом, работа со словарями | |
24 | Модель развернутого ответа (сочинения). Критерии оценки сочинения | План экзаменационного сочинения. | Анализ критериев оценки сочинения. Создание плана сочинения | |
25 | От авторского замысла к сочинению-рассуждению | Сочинение – это тоже текст. Подходы к созданию плана текста. Особенности зачина текста. Работа с основной мыслью текста-рассуждения. Построение основной части. Как сделать цитату частью текста. Средства выражения собственного отношения к поставленным автором проблемам. Способы лексического и грамматического оформления концовки. | Творческая мастерская | |
26 | Языковое оформление сочинения. Смысловые связи и логическая структура текста | Типичные разновидности логических ошибок. Типы смысловых связей предложений в тексте | Практикум | |
27 | Приемы редактирования текста. Композиционные, логические и стилистические ошибки и недочеты. | Группы русской лексики и стилистические ошибки. Смешение стилевых систем как стилистический прием и как ошибка | Практикум | |
28 | Приемы редактирования текста. Типы речевых ошибок | Типы речевых ошибок | Практикум | |
29 | Грамматические ошибки и способы их устранения | Виды грамматических ошибок | Практикум | |
30 | Написание сочинения на научный текст | Коллективное создание аналитического сочинения | Творческая мастерская | |
31 | Написание сочинения на публицистический текст с социальной проблематикой | Коллективное создание аналитического сочинения | Творческая мастерская | |
32 | Написание сочинения на публицистический текст с национальной проблематикой | Коллективное создание аналитического сочинения | Творческая мастерская | |
33 | Написание сочинения по тексту художественного стиля | Коллективное создание аналитического сочинения | Творческая мастерская | |
34 | Текст – речевое произведение | Самостоятельное создание аналитического сочинения | Итоговый контроль |
ЛИТЕРАТУРА
1. Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка.- М., 1986.
2. Лосева Л.М. Как строить текст.- М., 1980.
3. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М., 1980.
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М., 1981.
5. Козловская Н.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: анализ текста.- С.- П., 2005.
6. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части С.- М., «Экзамен», 2006.
7. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии.- М., «Айрис-пресс», 2004.
8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М., 2003.
9. Пленкин Н.А. Обучение школьников приемам построения текста.- РЯШ, 1977, №4.
10. Солганик Г.Я. От слова к тексту.- М., 1991.
11. Колесников Н.П. Стилистика и литературное редактирование. Учебное пособие.- М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...
Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"
Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...