Элективный курс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Титаренко Марина Юрьевна

элективный курс по русскому языку 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt_kurs_11_kl.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Миллеровская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю:                                                                                  Рассмотрено на заседании

Директор МБОУ МСОШ                                                   педагогического совета

Крикуненко А.Н. _____________                                      Протокол № «__» от «___» _____ 2013г

Программа элективного курса

«Текст как речевое произведение».

Работа с текстом как средство реализации

личностно-ориентированного подхода.

                                       

учитель Титаренко Марина Юрьевна

класс 11

программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю)

 

Задачи курса:

  • систематизировать, закрепить и углубить речеведческие знания;
  • совершенствовать практические умения и навыки лингвистического анализа авторского текста и создания собственного;
  • создание у учащихся ситуации успешности в отношении к заданию С (ЕГЭ);
  • подготовить учащихся к успешной сдаче выпускных и вступительных экзаменов в вуз;
  • развивать свободное владение языком, речью во всех сферах ее проявления.

Пояснительная записка.

 

       Программа разработана на основе программы А.Г. Нарушевич.        

       Текст используется в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка. Создаются условия для такой практической деятельности, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи

         Работа по анализу текста может быть организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения задания учащиеся открывают для себя закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не из параграфа учебника, а в результате практической деятельности, которая носит творческий, исследовательский характер.

       Изучение родного языка как национального способствует духовно-нравственному становлению личности выпускника.

        Основные формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы, тестирование. На практических занятиях и в процессе подготовки к ним преимущественное место отводится занятиям исследовательского и творческого характера. Используются принципы дифференцированного обучения, метод критического мышления и элементы проектной деятельности.

       

         Формами текущего контроля  за достижениями учащихся служат индивидуальные сообщения учащихся, тематическое тестирование, рецензирование и итоговая форма аттестации – создание собственного текста.

Учебно-тематический план.

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

Форма работы, виды учебной деятельности

ДАТА

1

Текст как единица синтаксиса и связной речи

Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста (смысловая целостность, завершенность, связность текста). Тема, основная мысль, соответствие содержания заголовку.

Лекция учителя, работа с текстами.

2

Композиционная структура текста

(Зачин, его особенности. Основная часть. Заключение текста). Абзац как отражение микротем текста.

Лекция. Практическая работа.

3

Виды грамматической связи предложений в тексте.

Особенности цепной и параллельной связи предложений в тексте.

Лекция. Практическая работа.

4

Стили речи. Основные признаки и особенности функционирования разговорного стиля..

Основные функции, сфера применения, ведущая стилевая черта, общие языковые особенности, основные жанровые разновидности.

Создание в микрогруппах опорных таблиц.

5

Основные признаки и особенности функционирования официально-делового стиля.

Основные стилевые черты:  неличный характер, точность, стандартизованность, предписывающий характер деловых документов. Общие признаки в лексике, в морфологии, в синтаксисе.

Анализ текстов официально-делового стиля

6

Структура деловых бумаг

План заявления, характеристики, автобиографии, резюме.

Написание деловых бумаг

7

Основные признаки и особенности функционирования научного стиля.

Основные стилевые черты: логичность, точность, отвлеченность,обобщенность, объективность.

Анализ лексических, морфологических, синтаксических особенностей текстов научного стиля

8

Основные признаки и особенности функционирования публицистического стиля.

Основные стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Анализ лексических, морфологических и синтаксических особенностей публицистического стиля

9

Жанры публицистического стиля речи

Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

Анализ различных жанров публицист. Стиля

10

Устные публицистические выступления

Речи, доклады, выступления в дискуссии.

Анализ материалов одной из современных молодежных газет

11

Основные признаки и особенности функционирования художественного стиля.

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка.

Анализ текстов художественного стиля

12

Анализ поэтического текста

План анализа поэтического текста

Анализ стихотворений

13

Типы речи

Повествование, описание, рассуждение, смешанный тип

Самостоятельная и групповая работа по поиску и отработке материала

14

Различные жанровые формы текстов-рассуждений

Письмо, статья, рецензия, доклад, ученическое

сочинение, полемическое выступление в дискуссии, полемический диалог

Практикум: сравнительный анализ текстов-рассуждений различных жанровых форм

15

Виды переработки, сокращения текста

План, тезисы. Выписки (выдержки).

Практикум: составление плана, тезисов текста

16

Конспект, тематический конспект, реферат

Требования к созданию конспекта, тематического конспекта, реферата

Практикум: создание конспекта, тематического конспекта. Реферата

17

Аннотация. Рецензия

Требования к созданию аннотации, рецензии

Практикум: написание рецензии на текст

18

Изобразительно-выразительные средства языка

Аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сарказм, синекдоха, сравнение, перифраз, эпитет.

Создание опорных таблиц. Практикум: работа с текстом, поиск выразительных средств языка и определение их роли

19

Стилистические фигуры

Анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, риторическое обращение, умолчание, эллипсис

Создание опорных таблиц. Практикум: работа с текстом, поиск стилистических фигур и определение их роли

20

Фонетические средства выразительности. Изобразительные средства синтаксиса

Благозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание.

Синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, бессоюзие (асиндетон), многосоюзие

Создание опорных таблиц. Работа с текстом, поиск изобразительных средств синтаксиса и определение их роли

21

Тема и проблема текста

Темы: вечные, национальные, темы  литературы и искусства. Проблемы: социальные, нравственные, философские.

Лекция учителя. Конспект лекции учащимися

22

Идея текста

Идея: ответ, вопрос, ошибка, авторская идея, объективная идея

Лекция учителя.

23

Текст как опорная, ключевая единица курса родного языка

Понимание текста - процесс творческий. Понимание основного содержания текста и позиции автора.

Творческая лаборатория: комплексная работа с текстом, работа со словарями

24

Модель развернутого ответа (сочинения). Критерии оценки сочинения

План экзаменационного сочинения.

Анализ критериев оценки сочинения. Создание плана сочинения

25

От авторского замысла к сочинению-рассуждению

Сочинение – это тоже текст. Подходы к созданию плана текста. Особенности зачина текста.  Работа с основной мыслью текста-рассуждения. Построение основной части. Как сделать цитату частью текста. Средства выражения собственного отношения к поставленным автором проблемам. Способы лексического и грамматического оформления концовки.

Творческая мастерская

26

Языковое оформление сочинения. Смысловые связи и логическая структура текста

Типичные разновидности логических ошибок. Типы смысловых связей предложений в тексте

Практикум

27

Приемы редактирования текста. Композиционные, логические и стилистические ошибки и недочеты.

 Группы русской лексики и стилистические ошибки. Смешение стилевых систем как стилистический прием и как ошибка

Практикум

28

Приемы редактирования текста. Типы речевых ошибок

Типы речевых ошибок

Практикум

29

Грамматические ошибки и способы их устранения

Виды грамматических ошибок

Практикум

30

Написание сочинения на научный текст

Коллективное создание аналитического сочинения

Творческая мастерская

31

Написание сочинения на публицистический текст с социальной проблематикой

Коллективное создание аналитического сочинения

Творческая мастерская

32

Написание сочинения на публицистический текст с национальной проблематикой

Коллективное создание аналитического сочинения

Творческая мастерская

33

Написание сочинения по тексту художественного стиля

Коллективное создание аналитического сочинения

Творческая мастерская

34

Текст – речевое произведение

Самостоятельное создание аналитического сочинения

Итоговый контроль

        

           

ЛИТЕРАТУРА

1.  Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка.- М., 1986.

2.  Лосева Л.М. Как строить текст.- М., 1980.

3.  Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М., 1980.

4.  Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М., 1981.

5.  Козловская Н.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: анализ текста.- С.- П., 2005.

6.  Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части С.- М., «Экзамен», 2006.

7.  Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии.- М., «Айрис-пресс», 2004.

8.  Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М., 2003.

9.  Пленкин Н.А. Обучение школьников приемам построения текста.- РЯШ, 1977, №4.

10. Солганик Г.Я. От слова к тексту.- М., 1991.

11. Колесников Н.П. Стилистика и литературное редактирование. Учебное пособие.- М., 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...