Рабочая программа по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Цветенберг Светлана Семёновна

Рабочая программа разработана на основе программы школьного курса русского языка для общеобразовательных учреждений  (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский; издательство «Просвещение», 2008 г.), рассчитана на 2 часа в неделю, 70часов.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника  для 9 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык. 9 класс» (авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rus.yaz_9_kl.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Комитет администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель МО

Цветенберг С.С.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Кольцаузе Т.Ю.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Ермолова М.П.

Приказ № ___ от «__»_______________20__г.

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка

Цветенберг Светланы Семеновны

с. Верх-Бехтемир

2013 год

Раздел I.

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

В планировании соблюдены все требования Федерального компонента  государственного стандарта общего образования, а также обязательного минимума содержания общего образования (образовательная область «Филология»).

Рабочая программа разработана на основе программы школьного курса русского языка для общеобразовательных учреждений  (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский; издательство «Просвещение», 2008 г.), рассчитана на 2 часа в неделю, 70часов. 

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника  для 9 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык. 9 класс» (авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина).

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и

основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в

соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих

реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ «Верх-Бехтемирская сош». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 70 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях, интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование (оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом, организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II.

Учебно-тематический план

        Содержание        

Кол-во часов

Количество контрольных

Развитие речи

Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5-8 классах

5

в том числе 1

2

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения

1

Союзные сложные предложения

6

1

Сложносочиненные предложения

3

2

Сложноподчиненные предложения

19

1

5

Бессоюзные сложные предложения        

6

1

2

Сложные предложения с различными видами связи

5

1

        2

Общие сведения о языке

3

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию,

культуре речи

6

1

2

Итого

70

6

15

Раздел III.

Содержание тем учебного курса.

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Союзные сложные предложения. (6 ч)

Сложносочиненные предложения (3ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (19 ч + 5 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты

русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Раздел IV.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС IX КЛАССА

1. Учащиеся должны з н а т ь изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу IX класса учащиеся должны о в л а де т ь следующими у м е н и я м и и н а в ы к а м и:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По п у н к т у а ц и и. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

ПО о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По с в я з н о й ре ч и. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы.

Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Раздел V.

Учебно - методическое обеспечение

Для обучающихся

1. Тростенцева А.А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростецева.-М. Просвещение, 2006.

2. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом:9 кл. – Саратов: Лицей, 2005.

3. Лидман – Орлова Г.К. Учимся писать изложения/ Г.К. Лидман- Орлова.- М.: Дрофа, 2006.

4. Дейкина А.Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс/А.Д. Дейкина.- М. Дрофа, 2006.

Для учителя

1. Тростенцева Л.А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Л.А. Тростенцева.- М.: Просвещение, 2004.

2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т.А. Костяева.- М.: Просвещение, 2001.

3. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя/Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2006.

4. Тропкина Л. А. Русский язык. Поурочные планы. 9 класс – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Львова С.И. ГИА. Русский язык:сборник заданий:9 класс/ С.И. Львова.- М. Эксмо, 2009.

6. Сенина Н.А. Русский язык: 9 клас. Итоговая аттестация – 2007 год: Предпрофильная подготовка.- Ростов н/Д: Легион, 2006.

7. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс:/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова.- М.: АСТ:Астрель, 2009.

                  Контрольно-измерительные материалы

1. Костяева «Проверочные материалы по русскому языку 5-8 кл.»

2. Францман «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл.»

3. Виноградова «Сборник диктантов по русскому языку 6 кл.»

4. Блинов «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл.»

5. Лавров «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл.»

6. Виноградова «Сборник текстов для изложений 5-9 кл.»

7. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы  по русскому языку в 9 кл. /М.: Просвещение, 2006г.

8. Печатные тесты

 Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение.

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:

диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный);

сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта),

изложение (выборочное, подробное, сжатое);

тест;

комплексный анализ текста.


Контрольно-измерительный материал

I четверть

Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:

- международное значение русского языка;

- синтаксис словосочетания и простого предложения;

- виды сложных предложений (характеристика бессоюзного, сложносочинённого, сложноподчинённого предложения с примерами);

- виды сложносочинённых предложений (по значению союзов).

Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в следующем тексте:

«Слово о полку Игореве» ум…стил…сь всего на нескольких стр…ницах древней рук…пис… но (в)течени… двух ст…летий люди (Р,р)уси и…терзанной княжескими ра…дорами и нап…дениями к…чевников всп…минали о нём ц…тировали (на)изусть мудрые п…триотические строки.

Ко врем…ни похода Игоря тайком уведшего дружины к (Д,д)ону и (не)осм…трительно потерявшего своё войско честь полк…водца (Р,р)усь р…спалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кров…пр…литные войны  а кочующие пл…мена половцев, постоян…о совершавшие набеги на (Р,р)ус…кие земли перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали эк…номические связи (Р,р)уси  с южными и восточными землями. Их набеги с…пр…в…ждались р…з…рением городов и уводом в плен жителей однако князья утратив… чу…ство п…триотизма не в состояни… были (из)за  (не)пр…рывного с…перничества нанести решительный удар половцам.

Лет…писц… как правило только регистрировали с…бытия и лиш… некоторые из них решались на  …ценки о…дельных п…ступков князей. Но (ни,не) один из (древне)рус…ких книжников (не)поднялся как автор «Слова» на

высоту мудрых историчеких обо…щений. Поэма постепенно однако забылась и только в конце 18 века после обн…ружения единственно уц…левш…го списка она зазвучала с новой силой.

(По Ю. Рыбакову)

Выполнить фонетический разбор слов «объезд», «смеяться»

II четверть

Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:

сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными (дополнительными) и обстоятельственными. Характеристика, примеры.

виды придаточных обстоятельственных (образа действия, степени,

места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия)

союзы и союзные слова, указательные слова

2) Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в следующем тексте:

(В)продолжени… долгих часов Андрей …стаётся (на)ед…не со своим учит…лем Даниилом Чёрным к…торый открывает юн…ому художнику тайны жив…пис…  .

Даниил (по)видимому был жив…писцем первой в…личины. Однако самая большая з…слуга его в том что он не только увид…л од…рённность Рублёва но и воспитал в нём сам…стоятельную творческую мысль и манеру не под…влял своим …втор…тетом понимая что каждый должен и…ти своим путём. П…ступать так значит про…влять (по)истине большой ум поразительн… ув…жение к личности (не)ис……каемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто прим…рит…ся с тем что собстве…ный ученик заводит с тобой споры и не только не делать попытки оборвать его а всячески п…ощрять к продолжению этого спора.

Рублёву повезло что возле него с самых первых шагов ок…зался такой душевный и опытный старший товарищ… . Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю чере… всю жиз…нь.

(От)того д…лёкого врем…ни с…хр…нилась м…ниатюра на к…торой Рублёв зап…ч…тлён с гордо поднятой головой. (Не)извес…ный автор в Рублёве увидел (не)гордыню к…торая на (Р,р)уси с...италась величайшим грехом а заслуж…вающ…. уважения достоинство.

(По В. Прибыткову)

3) Учащийся должен сделать морфологический разбор глагола, существительного и прилагательного, которые встречаются в этом предложении:

Тяжёлая участь ожидает его.

III четверть

1) Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:

  • типы подчинения сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Характеристика, примеры;
  • случаи постановки знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие);
  • «Н» и «НН» в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в следующем тексте:

Кусака  долго металась по сл…дам уехавших людей добежала до станц…. и – пр…мокшая грязная – в…рнулась обратно. …десь она  проделала то чего (не,ни)кто однако не вид…л взошла на те…ра…су и пр…поднявшись на задние лапы и загл…нув в стекля…ую дверь поскребла ко…тями. В комнатах было пусто и (не,ни)кто (не)ответил Кусак… .

Начался частый дождь и от…всюду стал надв…гат…ся мрак осе…ней ночи. Быстро и глухо он з…полнил пустую дачу бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с (не)пр…ветливовго неба. На те…ра…се

с к…торой была сн…та п…русина (от)чего она казалась странно пустой свет долго ещё п…чально оз…рял сл…ды грязных ног но скоро уступил и он.

И когда уже (не)было с…мнений что н…ступила ноч…  с…бака

жалобно завыла. Зв…нящей острой как отча…нье нотой в…рвался  вой в м…нотонный шум дождя прор…зая тьму и зам…рая понёсся над …бнаж….ными полями.

И тому кто слышал его казалось что стон…т и рвётся к свету сама (бе…просветно)тёмная ноч… и хотелось в тепло к яркому огню к любящему сердцу.

(По Л. Андрееву)

Учащийся должен выполнить синтаксический разбор первого предложения данного текста.

IV четверть

Учащийся должен знать ответы на следующие вопросы:

  • стили русского литературного языка и типы речи;
  • «О», «Ё» после шипящих, «И», «Ы» после «Ц»;
  • «Ь» после шипящих в словах разных частей речи;
  • правописание гласных в приставках;
  • слитное, раздельное написание и написание через дефис сложных слов (имена существительные и прилагательные);
  • знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Учащийся должен объяснить постановку знаков препинания и орфограммы в данном тексте:

Старый скрипач… любил играть у п…дножия пам…тник… Пушкин… что стоит (в)начале (Т,т)верского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому п…ед…сталу музыкант трогал смыч…ком струны на скрипк… У пам…тника сейчас(же) с…б…рались дети прохожие и все они ум…лкали в ож…дании музыки (потому)что она ут…шает людей об…щает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипк… музыкант клал на (З,з)емлю он был закрыт и в нём лежал кусок ч…рного хлеба и ябл…ко что(бы) можно было поесть когда захочет…ся.

Обыкновенно старик вых…дил играть под вечер для его музык… нужно было что(бы) в мире стало тише. Старик стр…дал от мысли что он не пр…нос…т людям (не,ни)какого добра и (по)этому добр…вольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипк…  р…зд…вались в воздухе и д…ходили до глубины чел…веческих сердец трогая их нежной и мужестве…ной силой. Нек…торые слушат…ли вынимали деньги что(бы) о…дать их старику но не знали куда их пол…жить футляр скрипк… был закрыт а сам музыкант находился высоко на п…дножье пам…тника почти рядом с Пушкиным.

(По А.Платонову)

3) Привести примеры известных способов словообразования


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе

№ урока

Количество часов

Тема урока

Знания

Основные умения и навыки

Дата

Международное значение русского языка (1 час)

1

1

Международное значение русского языка

Знать основные сведения о

международном значении русского

 национального  языка

совершенствовать речевые умения

Повторение изученного в 5-8 классах (5ч + 2 ч Р. Р.)

2

1

Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи (В1)

Знать особенности устной и письменной речи, правила оформления диалога. Знать  все стили и типы речи, их отличительные черты

Уметь применять  полученные знания в собственной речевой практике.

3

1

Простое предложение и его грамматическая основа.

Знать основные  сведения   о  синтаксисе

Уметь производить структурно-смысловой анализ простых предложений

4

1

Предложения с обособленными членами

Знать  правила расстановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами        

Уметь  опознавать предложения с обособленными членами

5

1

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Знать правила расстановки знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами

Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами.

6-7

2

Р. Р. Элементы сжатия текста. Обучающее изложение (упр. 6)

Знать основные типы сжатия текста

Уметь анализировать содержание и композицию текста

8

1

 Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Уметь оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;

строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм

Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения (1ч)

Союзные сложные предложения (6ч)

9

1

Синтаксис словосочетания (типология заданий В2)

Знать, что  входит  в  понятия   «Синтаксис  и  пунктуация», «пунктограммы»

Уметь  распознавать   словосочетания  различного  вида  и употреблять  их  в  речи

10

1

Понятие о сложном предложении.

Знать  понятие сложного предложения

Уметь  находить в тексте сл.пред-ия,  различать   виды   сл  пред-ий   и  расставлять  зн. преп

11

1

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Знать типы сложного предложения и средства

связи между его частями

Уметь  находить в тексте сложные предложения,  различать   виды   сложных  предложений   и  расставлять  знаки  препинания

12-13

14

2

1

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Интонация сложного предложения

Знать особенности разделительных и выделительных знаков препинания

Уметь правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного, произносить сложное предложение с нужной интонацией

15

1

Контрольный диктант №2 по теме «Союзные сложные предложения»

Знать особенности текста-

Уметь оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

Сложносочинённое предложение (3ч +2 Р. Р.)

16

1

Сложносочинённое предложение и его особенности. Сложносочинённое предложение с союзами (соединительными, противительными, разделительными)

Знать основные  группы  сложносочиненных  предложений  по  значению и  союзам, смысловые отношения в ССП

Уметь правильно ставить знаки препинания  в  сложносочиненном  предложении 

17

1

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (типология заданий В6)

Знать основные  группы  сложносочиненных  предложений  по  значению и  союзам, различные типы союзов

Уметь правильно ставить запятые в ССП, правильно выполнять тестовые задания

18

1

Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. повторение

19

1

Р.Р.Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм

 

20

1

Р.Р. Контрольное сжатое изложение 

Знать особенности написания краткого

изложения

Уметь:

1. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2. обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

3. письменно передавать обработанную информацию

Сложноподчинённые предложения (19ч + 5 Р. Р.)

21

1

Понятие о сложноподчинённом предложении. Словарный диктант

Знать  понятие

«сложноподчиненное  предложение»,  средства  связи в сложноподчинённом предложении

Уметь  различать   сложносочиненные   предложения  и  сложноподчиненные  предложения.

 находить  в  СПП главное  и  придаточное; употреблять  СПП в  речи

22

23

1

1

Главное и придаточные предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями

Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным

Знать  понятие

«сложнопод. пред.»,  средства  связи в СПП

Совершенствовать знания и умения, связанные с разделом  Синтаксис и пунктуация”

24

1

Р.Р. Сжатое изложение на основе упр. 95

Знать особенности написания краткого

изложения

Уметь составлять план, определять  тип и

стиль речи текста, кратко излагать текст

25

1

Указательные слова в сложноподчинённом предложении.

Знать особенности СПП:  средства  связи,   указательные  слова,  место  придаточного  предложения

Отработать  навыки   постановки  знаков  препинания   в  сложноподчиненном  предложении,  составления  схемы

26-27

2

Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Знать основные группы СПП, значения придаточных предложений.  Знать понятие СПП, СПП с придаточным

определительным

Уметь определять   значение  придаточного  предложения,  употреблять  в  речи   различные   виды  СПП. 

Отработать  навыки   постановки  знаков  препинания, составления  схемы

28-29

30

2

1

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Р.Р. Сжатое изложение (упр. 123)

Знать понятие СПП, СПП с придаточным

определительным и придаточным

изъяснительным,  их особенности,

пунктуацию СПП

Уметь находить в тексте СПП с

придаточным определительным и с

придаточным изъяснительным,

расставлять знаки препинания в таких СПП.

31-32

2

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

Знать понятие СПП с придаточным

обстоятельственным,  его особенности,

пунктуацию СПП

Уметь находить в тексте

сложноподчиненные предложения с

придаточным обстоятельственным,

расставлять знаки препинания в таких СПП. Познакомить   с  придаточными   обстоятельственными,  их  видами.

33-34

2

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Знать различия типов придаточных   обстоятельственных предложений

 Отрабатывать   навык  постановки    знаков  препинания  

35-36

2

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Знать  типы  придаточных   обстоятельственных

Уметь употреблять   придаточные  образа действия, меры, степени и сравнительные в  письменной  речи Закрепить   навык  постановки  знаков  препинания   в  СПП

37

1

        

Р.Р. Cочинение по картине В.П.Фельдмана «Родина»

        

Знать особенности написания сочинения

Уметь применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно

38-40

3

        

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Знать понятие СПП с несколькими придаточными, их особенности,

пунктуацию СПП

Уметь находить в тексте

сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточными, различать типы  связи   в  предложениях  с   несколькими  придаточными

41

1

Р.Р. Академическое красноречие и его виды, строение и его языковые особенности.        

42

1

Р.Р. Сжатое изложение

Знать особенности написания сжатого изложения

Уметь создать связное высказывание  по прослушанному тексту

43

1

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. Решение В6, В7, В9-В12, В14.

Знать алгоритм синтаксического и пунктуационного анализа сложных предложений

Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор СПП, ССП, составлять их схемы; выполнять тестовые задания

44

1

Контрольный диктант №3 по теме «Сложноподчинённые предложения»

        

Бессоюзные сложные предложения (6ч+2чР.Р)

Знать орфографические и

пунктуационные правила на уровне образовательных

 стандартов

Уметь применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно

45

1

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

Знать понятие сложного бессоюзного

 предложения, его виды, особенности

пунктуации бессоюзного

предложения.

Уметь находить в тексте

сложные бессоюзные предложения,

расставлять знаки препинания в таких предложениях

46

1

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (типология задания В13)

Знать понятие сложного бессоюзного

 предложения со значением перечисления, особенности пунктуации сложного бессоюзного предложения

Уметь выражать различные  смысловые отношения с помощью бессоюзных сложных предложений; преобразовывать сложные предложения в бессоюзные.

47

1

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Знать понятие сложного бессоюзного

 предложения со значением причины, пояснения, дополнения, основные   случаи   постановки  двоеточия  в  бессоюзном  сложном  предложении

Формировать  умение   постановки   двоеточия   в бессоюзном  сложном  предложении

48-49

2

Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать особенности высказываний на лингвистическую тему

Уметь создавать высказывание на лингвистическую тему, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

50

1

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Знать основные  случаи   постановки  тире  в  бессоюзном  сложном  предложении

Формировать  умение   постановки  тире  в бессоюзном  сложном  предложении

51

1

Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Словарный диктант

52

53

1

1

Контрольный диктант №4 по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Сложные предложения с различными видами связи (5ч+2ч Р.Р.)

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Познакомить   с  предложениями   сложной  конструкции

Уметь находить в тексте сложные

 предложения  с различными видами

союзной и бессоюзной связи, определять

виды связи, формировать  навык   постановки  знаков  препинания  в  предложениях   сложной  конструкции

54-55

2

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Знать правило постановки

знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с различными видами связи, ставить знаки препинания.

56

57

1

1

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи.

Контрольный диктант №5 по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Проверить  и  обобщить  знания  по  теме

Развивать  пунктуационную  зоркость

58-59

60

61

62

2

1

1

1

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

        

        

        Общие сведения о языке (3ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Контрольный словарный диктант

Знать особенности высказываний на лингвистическую тему

Уметь создавать высказывание на лингвистическую тему, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

63

1

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6 ч+ 2 Р. Р.)

Систематизация сведений по фонетике и лексике, морфемике, словообразованию.

Знать основные нормы русского

 литературного языка

Уметь опознавать языковые

единицы, проводить различные

 виды их анализа; соблюдать  в практике письма основные правила орфографии.

64-65

2

Р.Р. Контрольное сжатое изложение (упр.259)

66

1

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста.

67-68

2

Систематизация сведений по орфографии и пунктуации.

 

Знать особенности высказываний на лингвистическую тему

Уметь строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орф-их и пунктуационных норм.

69-70

2

К.Р. № 6. Итоговая контрольная работа в формате ГИА (пробный экзамен)

Уметь классифицировать

ошибки и производить пунктуационный

разбор  предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...