Рабочая программа по русскому языку в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Цветенберг Светлана Семёновна

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника  для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс» (авторы: Тростенцова Л.А.,  Ладыженская Т.А.,  А.Д.Дейкина и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.prog_._8_kl.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Комитет администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель МО

Цветенберг С.С.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Кольцаузе Т.Ю.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Ермолова М.П.

Приказ № ___ от «__»_______________20__г.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе

на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка

Цветенберг Светланы Семеновны

с. Верх-Бехтемир

2013 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника  для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс» (авторы: Тростенцова Л.А.,  Ладыженская Т.А.,  А.Д.Дейкина и др.).

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ «Верх-Бехтемирская сош». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 105 часов, 3 часа в неделю.

 Назначение программы:

  • обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизма их функционирования (профильный уровень).

Содержательные линии предмета:

Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

3. Учебно-тематическое планирование курса

Тема, раздел

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Вводный урок. Русский язык в современном мире.

1

-

2.

Повторение изученного в 5 – 7 классах.

6

-

2

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание

2

-

-

4.

Простое предложение.

3

-

1

5.

Простые двусоставные предложения:

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

6

6

1

2

2

6.

Простые односоставные предложения.

9

1

2

7.

Неполные предложения

2

-

-

8.

Однородные члены предложения

12

1

2

9.

Обращения, вводные слова и междометия

9

1

2

10.

Обособленные члены предложения

18

1

2

11.

Прямая и косвенная речь

6

1

1

12.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5+3

1

1

Итого:

105

из них: 8

17

Формы промежуточной и итоговой аттестации учащихся 8 класса:

диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, «Проверь себя»);

сочинение (описание памятника, на морально-этическую тему, на свободную тему),

изложение (подробное, выборочное, с элементами сочинения-рассуждения);

публичное выступление по общественно-важным проблемам;

устное высказывание на лингвистическую тему;

тест;

комплексный анализ текста;

4. Содержание тем учебного курса

                                                                     8 КЛАСС

                                                                       (105 ч)

Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 7 классах (6 ч +2 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2ч.)

I. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3ч + 1 ч)

I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения:
Главные члены предложения(6 ч. + 2ч. )

I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)

I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (9ч. +2ч.)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (2ч.)

 Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (12 ч.+ 2 ч.) 

I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные и междометия (9ч + 2ч)

I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (18ч+ 2 ч)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Сравнительная характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь (6ч.+1ч.)

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II
. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8 ч+ 1 ч)

I. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

5. Учебно-методическое обеспечение

Методическое пособие для учителя

  1. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский). Рекомендовано департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ (2002).
  2. «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» автор программы Р.И.Альбеткова.
  3. Программа предметных курсов «Жизнь в слове и слово в жизни», «Что в имени моём?» автор-состовитель программы Н.Ю.Кадашникова.
  4. Русский язык  учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.  Москва «Просвещение» 2005 год.

  1.  Богданова «Уроки русского языка в 8 классе» Москва, Просвещение 2009 год.
  2.  Соколова «Уроки углубленного изучения в 8 кл.» Москва, Просвещение 2000 год.
  3.  Бабайцева «Обучение русскому языку в 8-9 кл.» Москва, Просвещение 2000 год.
  4. Н.А.Хохлов «Метод малых групп» Новосибирск, 1995г.
  5. Ходякова «Использование живописи на уроках русского языка» -М., Просвещение, 2000г
  6.  Скороход Словарная работа на уроках русского языка» М., Просвещение, 2000г.

Печатные пособия

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.

Мультимедийные пособия

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Контрольно-измерительные материалы

1. Костяева «Проверочные материалы по русскому языку 5-8 кл.»

2. Францман «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл.»

3.  Блинов «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл.»

4. Лавров «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл.

5. Виноградова «Сборник текстов для изложений 5-9 кл.»

6. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы  по русскому языку в 8 кл. /М.: Просвещение, 2006г.

7. Печатные тесты по теме:

  • «Словосочетание»
  • Повторение. Тире между подлежащим и сказуемым
  • Знаки препинания в простом и сложном предложении
  • Определённо-личные предложения
  • Виды односоставных предложений
  • Односоставные и двусоставные предложения
  • Однородные и неоднородные определения
  • Знаки препинания при однородных членах
  • Однородные члены предложения
  • Обособленные члены предложения
  • Обособленные члены предложения
  • Обособление обстоятельств
  • Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами
  • Уточняющие члены предложения
  • Вводные слова
  • Повторение. Синтаксис и пунктуация
  • Прямая речь

6. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (105 ч. включая занятия по развитию речи)

 

Количество часов

Дата проведения урока

 

Тема

Основные виды деятельности учителя и учащихся

1

1

Функции русского языка в современном мире

Лекция с элементами беседы, составление плана, выразительное чтение

Повторение пройденного в 5-7 классах (6ч.+2ч.)

2

1

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Работа со схемой, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа

3

1

Знаки препинания в сложном предложении

Работа с таблицей, отработка постановки знаков препинания, беседа по вопросам, самостоятельная работа

4-5

2

Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Беседа по вопросам, сообщения учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа

6.

7.

1

1

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».

 Работа со схемой, беседа по вопросам, самостоятельная работа

8-9

2

Р/Р. Изложение  от 3 лица, упр.27

Беседа по вопросам, словарная работа, самостоятельная работа

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2ч.)

10

1

Повторение пройденного о словосочетании в 5 кл. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные)

Повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами

11

1

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами

Простое предложение (3ч.+1ч.)

12

1

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами.

13

1

Порядок слов в предложении.

Объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами

14

1

Интонация простого предложения. Логическое ударение

Объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами

15

1

Р/Р Описание архитектурных памятников как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Сочинение по картине

Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, конструирование предложений, сочинение

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения (6ч.+2ч.)

16

1

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.

Анализ творческих  работ. Объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений

17

1

Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое

Объяснение учителя, беседа по вопросам, повторение пройденного материала, комментированное письмо

18-19

2

Р.Р. Публицистическое сочинение. Контрольное сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности

Объяснение учителя, беседа по вопросам, написание сочинения

20

1

Составное глагольное сказуемое

Объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на Р/Р, словарная работа, конструирование предложений

21

1

Составное именное сказуемое

Самостоятельная работа учеников. Объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на Р/Р, словарная работа, конструирование предложений, работа с таблицей.

22

1

Тире между подлежащим и сказуемым

Объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала, составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений

23

1

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

Второстепенные члены предложения (6ч.+2ч.)

24

1

Повторение изученного о второстепенных членах предложения.

Прямое и косвенное дополнение (ознаком-ие)

Повторение изученного. Объяснение учителя, словарная работа, работа над речевыми нормами

25

1

Несогласованное определение

Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, составление плана

26

1

Р/Р Изложение по упр.139

Обсуждение плана, самостоятельная работа

27

1

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.

Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа

28

1

Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, самостоятельная работа учеников

29

1

Сравнительный оборот; знаки препинания при нём

Обобщение изученного, повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения

30

1

Р/Р Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края

Взаимопроверка, устные выступления.

31

1

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

Простые односоставные предложения (9ч+2ч)

32

1

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определенно-личные предложения

Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения

33

1

Предложения неопределенно-личные

Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа

34-35

2

Безличные предложения

Объяснение учителя, работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения

36

1

Р/Р Рассказ на свободную тему

Беседа по вопросам, написание сочинения

37

1

Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Назывные предложения

Анализ сочинений, работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения

38-39

2

Обобщение по теме «Простые односоставные предложения»

Самостоятельная работа, взаимопроверка, работа со схемой, таблицей.

40

1

Р/Р Изложение с элементами сочинения (упр. 208)

Работа с планом, закрепление изученного, изложение

41

1

Контрольный диктант №4 по теме «Простые односоставные предложения» с грамматическим заданием

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

42

1

Работа над ошибками

Анализ письменных работ. Работа над ошибками

Неполные предложения (2ч)

43

1

Понятие о неполных предложениях.

Объяснение учителя, работа с учебником, конструирование предложений и текста

44

1

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Объяснение учителя, работа с учебником, самостоятельная работа

Однородные члены предложения (12ч+2ч)

45-46

2

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения

Повторение, объяснение учителя, работа со схемами, тренировочные упражнения

47-48

2

Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения

49-50

2

Разделительные знаки препинания между однородными членами

Самостоятельная работа с учебником, пояснения учителя, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения

51-52

2

Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения, словарная работа

53-54

2

Р/Р Рассуждение на основе литературного произведения. (упр. 293)

Беседа по вопросам, объяснение учителя, пересказ текста, устные выступления учащихся

55-56

2

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

Беседа по вопросам, , работа со схемами и таблицами, выполнение теста

57

1

Контрольный диктант № 5 по теме «Однородные члены предложения»

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

58

1

Работа над ошибками

Анализ письменных работ. Работа над ошибками

Обращения, вводные слова и междометия (9ч+2ч)

59-60

2

Повторение изученного об обращении.

Распространённое обращение.  Выделительные знаки препинания при обращениях

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения

61-62

2

Вводные слова. Выделительные знаки препинания при вводных словах

Самостоятельная работа с учебником, составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения

63

1

Вводные предложения. Выделительные знаки препинания при вводных предложениях

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение, реализация м/п связей

64

1

Вставные конструкции. Выделительные знаки препинания.

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение

65

1

Междометия в предложениях. Выделительные знаки препинания при междометиях

Тренировочные упражнения, выразительное чтение, упражнения по культуре речи

66

1

Закрепление темы «Обращения, вводные слова и междометия»

Тренировочные упражнения, пояснение учителя, самостоятельная работа

67

1

Контрольный диктант №6  по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

Диктант с самопроверкой, грамматические задания

68

69

1

1

Р.Р. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Р/Р  Контрольное изложение

Изложение, творческая работа

Обособленные члены предложения (18ч+2ч)

70-71

2

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения

Объяснение учителя, составление плана, работа над интонацией

72-74

3

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами

Объяснение учителя, работа над интонацией, тренировочные упражнения, составление таблицы

75-76

2

Особенности обособления прил-ий

Повторение, тренировочные упражнения, словарная работа

77

1

Практическое занятие по теме «Обособленные определения и приложения»

Повторение, самостоятельная работа (тест)

78-79

2

Обособленные обстоятельства

Повторение, объяснение учителя, сопоставление лексических единиц, тренировочные упражнения, работа над речевыми нормами, объяснительный диктант, выразительное чтение.

80

1

Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

Самостоятельная работа (тест)

81

1

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами

Пересказ текста, синтаксический разбор, работа со схемами

82

1

Р/Р  Контрольное изложение

Изложение, грамматические задания, творческая работа

83

1

Уточнение как вид обособленного члена предложения

Объяснение учителя, составление плана, работа над интонацией

84-85

2

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения

Объяснение учителя, работа над интонацией, тренировочные упражнения, составление таблицы

86

1

Практическое занятие по теме «Уточнение как вид обособленного члена предложения»

Повторение, тренировочные упражнения, словарная работа

87

1

Контрольный диктант № 7 по теме «Обособленные члены предложения»

Диктант с самопроверкой, грамматические задания

88

1

Работа над ошибками

Анализ письменных работ. Работа над ошибками

89

1

Р.Р. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности

Редактирование текста, пояснение учителя, выступления учеников, диспут

Прямая и косвенная речи (6ч+1ч)

90

1

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи

Повторение, объяснение учителя, работа со схемами и таблицей, выразительное чтение

91

1

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа со схемами, выразительное чтение, словарная работа

92

1

Косвенная речь

Самостоятельное изучение теоретического материала, объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение

93

1

Практическое занятие по теме «Прямая и косвенная речь»

Самостоятельная работа (тест)

94

1

Диалог. Цитата. Знаки препинания при диалоге и цитировании

Выразительное чтение, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

95

1

Контрольный диктант № 8 по теме «Прямая и косвенная речь»

Элементы лингвистического анализа текста, составление плана, изложение

96

1

Р/Р Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста

Элементы лингвистического анализа текста, написание сравнительной характеристики

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8ч+1ч)

97

1

Синтаксис и морфология  

Задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения

98

1

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи

Задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения, взаимодиктант, редактирование

99

1

Синтаксис и орфография

Задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения

100

1

Р.Р. Контрольное сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)

Сочинение

101

1

Контрольный диктант №9 по теме «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе»

Диктант

102

1

Работа над ошибками

Анализ письменных работ. Работа над ошибками

103-105

3

Обобщение пройденного

ПРОГРАММА КУРСА «ЖИЗНЬ В СЛОВЕ И СЛОВО В ЖИЗНИ» в 8 классе

Пояснительная записка

Курс «Жизнь в слове и слово в жизни» реализуется в рамках предмета русский язык и опирается на межпредметные связи: литература, история, математика, иностранный язык, библиотечное дело, психология, диалектология. Данный курс предназначен для  7 класса, однако программа может быть реализована  и в 6 и 8 классах.

Рабочая программа составлена на основе:

- Программы «Жизнь в слове и слово в жизни», автор-составитель Н.Ю.Кадашникова. Издательство «Учитель», 2008г.

- Учебного плана  МОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»2010/11 уч.г.

Количество учебных часов: 17 часов

 Учащиеся данной возрастной категории уже знакомы с основными понятиями лексикологии. Однако школьная программа предполагает лишь поверхностное знакомство с категориями раздела «Лексика», предложенный курс позволит расширить представления и углубить знания учащихся по обозначенному предмету.

Основное направление курса - формирование хорошей, грамотной речи и ее компонентов: правильность речи, точность речи, ясность речи, логичность.

Курс «Жизнь в слове и слово в жизни» последовательно реализует следующие цели:

  • расширение лингвистического кругозора;
  • приобщение к языковым ценностям;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирование общей языковой культуры.

Задачи данного курса:

  • закрепление уже изученных терминов в разделе «Лексика»;
  •  знакомство с новой лексикографической терминологией;
  • развитие умения работать со словарем;
  • развитие навыка поиска лингвистической информации;
  • воспитание вдумчивого читателя;
  • формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
  • формирование умения лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • основные лексикологические термины: профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, неологизмы, жаргонизмы, славянизмы, архаизмы, историзмы, канцеляризмы, эвфемизмы, арготизмы, вульгаризмы, варваризмы, экзотизмы, окказионализмы, омонимы (и их виды), синонимы, napонимы, антонимы, топонимы, конверсимы;
  • причины и механизмы заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке;
  • признаки славянизмов;
  • негативные элементы современной речи;

уметь:

  • находить указанные термины в текстах;
  •  грамотно употреблять их в речи;
  •  работать с лингвистическими словарями;
  •  выявлять «болезни языка» и бороться с ними;
  • характеризовать слово с точки зрения возникновения, возраста, сферы употребления, стилистической окраски;
  • применять полученные знания на практике.

Литература:

1. Арбатский Л. А. Толковый словарь русской брани. - М.: 000 «Издательство «Яуза», 2000.

2. Балашова, Л В. Курс русского языка - Саратов: Лицей, 2005.

3. Вартаньян, В. А. Путешествие в слово: кн. для внеклассного чтения - М. : 000 «ТИД «Русское слово - РС», 1999.        

4. Воителева, Т. М.  Русский язык: большой справочник для школьников, поступающих в вузы - М. : Дрофа, 2000.

5. Волков, С. В. Я познаю мир: детская энциклопедия, Русский язык / С. В. Волков. - М.: 000 «Фирма «Издательство АСТ» : 000 «Издательство Астрель», 1999.

8. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М: Просвещeниe 1989г.

9. Козулина  М. В. Русский язык: тесты для повторения и подготовки- Саратов: Лицей, 2007.

10. Колеснuкова Т.. Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс] / Т. Колесникова. - Режим доступа: http://teenslang.su

11. Лемов  А. В. Школьный лингвистический словарь [Текст): термины. Понятия. Комментарии / А. В. Лемов. – М.: Айpис Пресс, 2006.

12. Литература. 5-11 классы [Текст]: тематические недели / авт.-сост. Н. А. Алымова. - Волгоград: Учитель, 2008.

13. Mокиенко В. М.  Русское сквернословие [Текст]: краткий, но выразительный словарь / - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.

14. ПарамаНО8, С. О сквернословии [Текст]- М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2005.

17. Розенталь, Д Э. Говорите и пишите по-русски правильно М.: Айрис-Пресс, 2007.

18. Русский язык. 5-9 классы  интеллектуальный марафон (познавательные игры, викторины, турниры, уроки знаний) авт.-сост. Т. А. Курушина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

19. Семушкина, Л Н. Культура русской устной речи [Текст] : словарь-справочник - М. : Айрис-Пресс, 2007.

\


Календарно-тематическое планирование (17 часов)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Виды деятельности

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

1

Паспорт слова

1

Вводное занятие. Беседа с элементами конспектирования, аудирование.

Характеристика слов с точки зрения:

-возникновения (исконно-русские и заимствованные слова);

-возраста (устаревшие слова и неологизмы);

-сферы употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова);

-стилистической окраски (разговорные, нейтральные, книжные)

Знать/понимать:

Изученные в разделе «Лексика» термины.

Уметь:

Характеризовать слово с точки зрения возникновения, возраста, сферы употребления, стилистической окраски.

Входной контроль: паспорт слова

2.

Ох, уж эти – измы!

1

Лингвистическая лаборатория. Лекция с элементами беседы, аудирование, составление сводной схемы «-измы», практические упражнения.

Закрепление понятий: профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, неологизмы, жаргонизмы. Введение новых понятий: славянизмы, архаизмы, историзмы, канцеляризмы, эвфемизмы, арготизмы, вульгаризмы, варваризмы, экзотизмы, окказионализмы.

Знать/понимать:

термины профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, неологизмы, жаргонизмы, славянизмы, архаизмы, историзмы, канцеляризмы, эвфемизмы, арготизмы, вульгаризмы, варваризмы, экзотизмы, окказионализмы.

Промежуточный контроль: сводная схема «-измы».

3.

Откуда приходят слова?

1

Путешествие по странам и континентам. Беседа, составление таблицы, работа с толковым словарём.

Виды заимствованных слов. Признаки славянизмов. Варваризмы и экзотизмы в русской речи.

Знать/понимать:

Причины заимствования слов.

Уметь: в словаре находить заимствованные слова.

Промежуточный контроль:

Таблица «Признаки славянизмов».

4.

Слова-пенсионеры

1

Путешествие в прошлое.

Эвристическая беседа, «занимательный словарь», беседа с элементами конспектирования,  практические упражнения, работа со словарём.

Устаревшие слова: отличие архаизмов от историзмов. Функционирование устаревших слов в современном русском словаре.

Знать/понимать:

причины устаревания слов, отличие архаизмов от историзмов.

Уметь: 

находить устаревшие слова в тексте.

5.

Слова-младенцы

1

Беседа, «занимательный словарь», прак-ая работа №1 по самостоятельному составлению неологизмов.

Механизм появления новых слов в русском языке. Неологизмы Хлебникова, Северянина, Маяковского. Окказионализмы.

Знать/понимать:

Механизм появления неологизмов в языке.

Уметь: 

находить в тексте неологизмы и образовывать их.

Промежуточный контроль:

практическая работа.

6.

Всегда ли по-русски понятно?

1

Диалектологическая экскурсия. Беседа, работа с толковым словарём, практические задания, лингвистическое исследование.

Диалектные слова: их значение и ценность. Причины появления диалектных слов.

Знать/понимать:

причины появления диалектных слов.

Уметь: 

находить в тексте и словаре диалектные слова.

Промежуточный контроль:

диалектологическое исследование.

7.

Знакомимся с эвфемизмами

1

Этимологическое путешествие. Беседа, лингво-исторический экскурс, работа с этимологическим словарём, практические упражнения.

Закрепления понятия эвфемизмов. Этимология.

Знать/понимать:

что такое эвфемизмы, причины их возникновения.

Уметь: использовать

Эвфемизмы в речи.

8.

Болезни русской речи

1

Лингвистическое наблюдение. беседа, аудирование, практические задания.

Жаргонизмы, канцеляризмы, арготизмы, сленг.

Знать/понимать:

причины загрязнения русской речи.

Промежуточный контроль:

схема «Болезни русской речи».

9.

Как мы говорим

1

Круглый стол. Занятие с использованием мультимедийной презентации. Беседа с элементами конспектирования, аудирование.

Пагубное воздействие паразитов русской речи на здоровье нации. Формы борьбы с загрязнением языка.

Уметь: выявлять негативные элементы современной речи и бороться с ними.

Промежуточный контроль:

словарь вежливости.

10.

Путешествие по стране Фразеологии

1

Эрудит-смотр. Работа с фразеологическим словарём, беседа, практические задания.

Возникновение и функционирование фразеологизмов в русской речи. Фразеологизмы-синонимы. фразеологизмы-антонимы.

Знать/понимать:

термины фразеологизмы, фразеология.

Уметь: грамотно использовать фразеологизмы в речи.

11.

Экскурсия по себе…

1

Практическая работа №2: групповая работа с деформированным текстом.

Многообразие фразеологизмов.

Уметь: работать в группе, пользоваться фразеологическим словарём.

Рубежный контроль: практическая групповая работа.

12.

-онимы русского языка

1

Лингвистическая лаборатория. Беседа, работа со словарём, «занимательный словарь», составление сводной схемы «-онимы», элементы конспектирования.

Закрепление понятий: синонимы, омонимы, антонимы. Введение новых понятий: паронимы, топонимы.

Знать/понимать: термины синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, топонимы.

Промежуточный контроль:

сводная схема «-Онимы русского языка».

13.

Слова-близнецы

1

Лингвистическая лаборатория. Составление сводной таблицы «Виды омонимов», беседа, лингвистическое наблюдение, элементы конспектирования, практические задания.

Виды омонимов: омофоны, омографы, омоформы, полные омонимы. Функциональные особенности.

Знать/понимать: термины омонимов: омофоны, омографы, омоформы, полные омонимы.

Уметь: различать их.

Промежуточный контроль:

таблицы «Виды омонимов»

14.

Можно ли повторяться не повторяясь?

1

Стилистическая мастерская. Беседа. стилистическое упражнение, лингвистическое наблюдение, практические задания.

Синонимия русского языка. Стилистические синонимы, контекстуальные синонимы.

Знать/понимать: термины стилистические синонимы, контекстуальные синонимы.

Уметь: синонимические ряды.

15.

Слова-наоборот

1

Беседа, практическая работа №3 (наблюдении над художественным текстом), мифологический экскурс.

Функционирование антонимов в русском языке. Контекстуальные антонимы.

Знать/понимать: термины антонимы, контекстуальные антонимы.

Уметь: находить в тексте антонимы, подбирать антонимы к словам.

Промежуточный контроль:

практическая работа (наблюдении над художественным текстом).

16.

Почти то же, да не то

1

Лингвистическая лаборатория. Элементы лекции, , «занимательный словарь», практические задания.

Закрепление понятия: паронимы. Правильное употребление паронимов в речи.

Знать/понимать: термин паронимы.

Уметь: различать лексическое значение паронимов и употреблять их в речи.

Итоговый контроль: мини-сочинение «Что дала мне экскурсия в слово?»

17.

Экскурсия в слово

1

Заключительное занятие. Беседа, анкетирование, экскурсия по печатным изданиям.

Знать/понимать: изученные термины.

Уметь: применять на практике полученные знания.

Итоговое анкетирование.


ПРОГРАММА КУРСА «ЧТО В ИМЕНИ МОЕМ?» в 8 классе

Пояснительная записка

Имена людей - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.

Современная лингвистика уделяет большое внимание их изучению. Ряд работ посвящен истории и современному состоянию русских имен. Однако в школьной программе материала о русских именах явно недостаточно. Между тем интерес к русскому именослову, именам, употребляющимся для именования русских людей, растет.

Личное имя (в древнерусском языке также - рекло, назвище, прозвище, название, nрозвание, nроименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.

Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «Что в имени моем», поэтому он актуален.

Данный курс предназначен для учащихся 7 класс, однако программа курса может быть адекватно воспринята и учащимися 6 и 8 классов. Курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: литературу, историю, психологию, физику, изобразительное искусство.

Рабочая программа составлена на основе:

- Программы «Что в имени моём», автор-составитель Н.Ю.Кадашникова, Издательство «Учитель», 2008г.

- Учебного плана  МОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»2010/11 уч.г.

Количество учебных часов: 17 часов

Курс последовательно реализует следующие цели:

  • расширить историко-культурный кругозор;
  • способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому России;
  • способствовать формированию  исторической памяти;
  • формировать навыки исследовательской работы.

Задачи курса:

  • углубление и расширение знаний о собственных личных именах;
  • формирование представлений об исконно русских и заимствованных именах;
  •  формирование орфографической зоркости;
  • воспитание бережного и уважительного отношения к прошлому своей семьи, фамилии, рода.

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • толкование основных древнерусских имен;
  • основные этапы русского и европейского имятворчества;
  •  грамматический механизм образования отчеств и фамилий;
  • основные правила имянаречения;
  • основные правила склонения имен собственных;
  • историю собственных имени и фамилии.

уметь:

  • отличать имя собственное от нарицательного;
  • отличать исконно русские имена от заимствованных;
  • устно и письменно изменять личные имена;
  • вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты своего, исследования.

Содержание тем учебного курса

1. Введение.

Отличие имен собственных от нарицательных. Понятие имен личных. Значение имени в жизни человека. Основные моменты воздействия имени на психику человека.

2. Как рождаются имена.

Процесс рождения (появления) имен на Руси и в других странах. Сакральное значение имени.

3. Этапы появления имен на Руси.

Основные этапы появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Причины заимствования. Имятворчество. Влияние революции 1917 года на именование.

4. Европейское нмятворчество.

Влияние католической церкви на порядок имянаречения. Святые заступники. Имена из Ветхого и Нового завета. Имена украшения. Протестантские имена. Влияние Великой французской революции на именование.

5. Правила имянаречения.

6. Гипотетические теории о влиянии имени на судьбу человека.

Имя и характер. Имя и профессия. Имя и цвет. Число имени.

7. Грамматика собственных имен.

Основные правила склонения имен и фамилий.

8. Исследовательская деятельность учащихся (проектная технология).

Литература

1. Грушко, Е. А. Энциклопедия русских фамилий [Текст] I Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. - М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

        2. Зима, Д. имя и судьба [Текст] I Д. Зима, Н. Зима. - М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

3. Суперанская  А. В. Современный словарь личных имен [Текст] : сравнение. Происхождение. Написание / А. В. Суперанская. - М. : Айpис-Пресс, 2005.

4.  Суслова, А. В. О русских именах [Текст] I А. В. Суслова,А. В. Суперанская. - Л. : Лениздат, 1991.

5. Успенский, Л В. Ты и твое имя. Рассказы об именах (Текст] I Л. В. Успенский. -Вологда : Северо-западное книжное издательство, 1970.

6. Федосюк, Ю. А. Русские фамилии [Текст] : популярный этимологический словарь I Ю. А. Федосюк. - М. : Детская литература, 1981.

7. Xuгиp, Б. Ю. Энциклопедия имен и отчеств [Текст] IБ. Ю. Хигир. - М. : ВЕЧЕ, 2000.

8. Xuгеp, Б. Ю. Тайна имени [Текст] I Б. Ю. Хигир. - М. :Астрель: АСТ, 2007.

9. Читаем, учимся, игpаем (Текст] : журн. - 2007. - №! 1. стр.51-52.

10.  Щаницин, В. Имена и революции [Текст] I В. Щаницин //Атеистические чтения. - 1990. - №! 19.


Календарно-тематическое планирование (17 часов)

Тема занятия

Кол-

Дата проведения

Виды

Элементы

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

п/п

во

деятельности

содержания

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Что такое

1

Лекция

Цели и задачи курса.

Уметь:

Входной

имя?

е элементами

Отличие имен

отличать имя собственное

контроль:

 беседы,

 Собственных от

 от нарицательного

анкетирование

анкетирование

 Нарицательных.

 Понятие имён

 личных.

Значение имени

в жизни человека.

.

 Основные моменты

воздействия имени

на психику человека.

2.

Как рождаются имена

1

Виртуальное путешествие в прошлое. Лекция с элементами беседы, элементы конспектирования, работа со словарём славянских и древнерусских имён.

Процесс рождения (появления) имён на Руси и в других странах. Сакральное значение имени.

       Знать: толкование основных древнерусских имён

Мини- сочинение

«Русские имена»

3.

Так было и так стало. Этапы появления имён на Руси.

1

Хронологическая имятворческая лента. Лекция с элементами беседы, мультимедийная презентация, составление плана. Поэтические заставки.

Основные этапы появления имён на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Имятворчество. Влияние революции 1917 года на именование.

Знать: основные этапы появления имён на Руси.

Уметь: отличать исконно русские имена от заимствованных.

Письменная викторина.

4.

Европейское Имятворчество

1

Индивидуальные и групповые сообщения учащихся на основе опережающего задания.

Влияние католической церкви на порядок имянаречения. Святые заступники. Имена из Ветхого и Нового завета. Имена-украшения. Протестантские имена. Влияние Великой французской революции на именование.

Знать: основные этапы европейского Имятворчество.

План, тезисы занятия.

5.

Величание (отчество).

1

Лекция с элементами беседы, практические упражнения.

Грамматика появления отчеств. Сочетаемость отчества с именем.

Знать: грамматический механизм образования отчеств.

Тезисы занятия.

6.

Фамилия.

1

Лекция с элементами беседы, практические упражнения.

Грамматика появления фамилий. Значение фамилий. Фамильное дерево. Правила составления генеалогического древа.

Знать: грамматический механизм образования фамилий.

Понимать: значение фамилии для рода и отдельного человека.

Тезисы занятия.

7-8.

Правила имянаречения.

2

Творческая мастерская

Составление правил имянаречения в сочетаемости имён и отчеств.

Знать: основные правила имянаречения.

Уметь: сочетать имя с отчеством.

Памятка «Правила имянаречения».

9.

Имя и характер.

1

Психологическое исследование. Беседа с элементами дискуссии.

Влияние времени рождения и имени на характер человека.

Знать: о воздействии звуковых колебаний имени на характер человека

Тезисы занятия.

10.

Имя и цвет.

1

Групповая деятельность.

Соотношение имени и цветового баланса.

Знать: гипотетическую теорию о соотношении имени с определённым цветом.

Таблица «Имя и цвет».

11.

Имя и профессия.

1

Лекция с элементами беседы, дискуссия.

Влияние имени человека на выбор профессии и самореализацию.

Знать: о влиянии имени на наклонности, профессиональные способности человека.

Исследование на предмет соответствия имени и профессии.

12.

Число имени.

1

Практикум. Индивидуальная деятельность учащихся.

Гипотетическая теория о числовой характеристике имени

Знать: гипотетическую теорию о числовой характеристике имени.

Вычисление числовой характеристики собственного имени

13-14.

Грамматика собственных имён

2

Практикум.

Основные правила склонения имён собственных.

Знать: основные правила склонения имён собственных.

Памятка «Как изменять личные имена».

15-16.

Откуда есть пошла моя фамилия…

2

.

Занятие-презентация. Индивидуальная деятельность учащихся.

Презентация исследований учащихся. Темы проектов: «Фамильное родословное древо», «Что значит моя фамилия», «Что значит моё имя» и др.

Знать: историю собственных имён и фамилий.

Уметь: вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты своего исследования.

Индивидуальные исследования учащихся.

17.

Итоговое занятие

1

Беседа, анкетирование

Рефлексия

Уметь: давать устный и письменный отзыв

Итоговое анкетирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...