Рабочая программа по русскому языку в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс» (авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., А.Д.Дейкина и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_._8_kl.doc | 398 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет администрации Бийского района по образованию и делам молодёжи»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края
«Согласовано» Руководитель МО Цветенберг С.С. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Кольцаузе Т.Ю. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Верх-Бехтемирская сош» Ермолова М.П. Приказ № ___ от «__»_______________20__г. |
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе
на 2013-2014 учебный год
учителя русского языка
Цветенберг Светланы Семеновны
с. Верх-Бехтемир
2013 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс» (авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., А.Д.Дейкина и др.).
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ «Верх-Бехтемирская сош». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 105 часов, 3 часа в неделю.
Назначение программы:
- обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизма их функционирования (профильный уровень).
Содержательные линии предмета:
Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Задачи организации учебной деятельности:
- развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
- Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
- Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
- Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3. Учебно-тематическое планирование курса
№ | Тема, раздел | Количество часов | Контрольные работы | Развитие речи |
1. | Вводный урок. Русский язык в современном мире. | 1 | - | |
2. | Повторение изученного в 5 – 7 классах. | 6 | - | 2 |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание | 2 | - | - |
4. | Простое предложение. | 3 | - | 1 |
5. | Простые двусоставные предложения: Главные члены предложения Второстепенные члены предложения | 6 6 | 1 | 2 2 |
6. | Простые односоставные предложения. | 9 | 1 | 2 |
7. | Неполные предложения | 2 | - | - |
8. | Однородные члены предложения | 12 | 1 | 2 |
9. | Обращения, вводные слова и междометия | 9 | 1 | 2 |
10. | Обособленные члены предложения | 18 | 1 | 2 |
11. | Прямая и косвенная речь | 6 | 1 | 1 |
12. | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 5+3 | 1 | 1 |
Итого: | 105 | из них: 8 | 17 |
Формы промежуточной и итоговой аттестации учащихся 8 класса:
диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, «Проверь себя»);
сочинение (описание памятника, на морально-этическую тему, на свободную тему),
изложение (подробное, выборочное, с элементами сочинения-рассуждения);
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
устное высказывание на лингвистическую тему;
тест;
комплексный анализ текста;
4. Содержание тем учебного курса
8 КЛАСС
(105 ч)
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 7 классах (6 ч +2 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (2ч.)
I. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (3ч + 1 ч)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения:
Главные члены предложения(6 ч. + 2ч. )
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (9ч. +2ч.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2ч.)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (12 ч.+ 2 ч.)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращения, вводные и междометия (9ч + 2ч)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения (18ч+ 2 ч)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Сравнительная характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь (6ч.+1ч.)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8 ч+ 1 ч)
I. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
5. Учебно-методическое обеспечение
Методическое пособие для учителя
- Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский). Рекомендовано департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ (2002).
- «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» автор программы Р.И.Альбеткова.
- Программа предметных курсов «Жизнь в слове и слово в жизни», «Что в имени моём?» автор-состовитель программы Н.Ю.Кадашникова.
- Русский язык учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. Москва «Просвещение» 2005 год.
- Богданова «Уроки русского языка в 8 классе» Москва, Просвещение 2009 год.
- Соколова «Уроки углубленного изучения в 8 кл.» Москва, Просвещение 2000 год.
- Бабайцева «Обучение русскому языку в 8-9 кл.» Москва, Просвещение 2000 год.
- Н.А.Хохлов «Метод малых групп» Новосибирск, 1995г.
- Ходякова «Использование живописи на уроках русского языка» -М., Просвещение, 2000г
- Скороход Словарная работа на уроках русского языка» М., Просвещение, 2000г.
Печатные пособия
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.
Мультимедийные пособия
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Контрольно-измерительные материалы
1. Костяева «Проверочные материалы по русскому языку 5-8 кл.»
2. Францман «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл.»
3. Блинов «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл.»
4. Лавров «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл.
5. Виноградова «Сборник текстов для изложений 5-9 кл.»
6. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку в 8 кл. /М.: Просвещение, 2006г.
7. Печатные тесты по теме:
- «Словосочетание»
- Повторение. Тире между подлежащим и сказуемым
- Знаки препинания в простом и сложном предложении
- Определённо-личные предложения
- Виды односоставных предложений
- Односоставные и двусоставные предложения
- Однородные и неоднородные определения
- Знаки препинания при однородных членах
- Однородные члены предложения
- Обособленные члены предложения
- Обособленные члены предложения
- Обособление обстоятельств
- Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами
- Уточняющие члены предложения
- Вводные слова
- Повторение. Синтаксис и пунктуация
- Прямая речь
6. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (105 ч. включая занятия по развитию речи)
№
| Количество часов | Дата проведения урока |
Тема | Основные виды деятельности учителя и учащихся | |
1 | 1 | Функции русского языка в современном мире | Лекция с элементами беседы, составление плана, выразительное чтение | ||
Повторение пройденного в 5-7 классах (6ч.+2ч.) | |||||
2 | 1 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Работа со схемой, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа | ||
3 | 1 | Знаки препинания в сложном предложении | Работа с таблицей, отработка постановки знаков препинания, беседа по вопросам, самостоятельная работа | ||
4-5 | 2 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Беседа по вопросам, сообщения учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа | ||
6. 7. | 1 1 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Контрольный диктант №1 по теме «Повторение». | Работа со схемой, беседа по вопросам, самостоятельная работа | ||
8-9 | 2 | Р/Р. Изложение от 3 лица, упр.27 | Беседа по вопросам, словарная работа, самостоятельная работа | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Словосочетание (2ч.) | |||||
10 | 1 | Повторение пройденного о словосочетании в 5 кл. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные) | Повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами | ||
11 | 1 | Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | Повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами | ||
Простое предложение (3ч.+1ч.) | |||||
12 | 1 | Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | Объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами. | ||
13 | 1 | Порядок слов в предложении. | Объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами | ||
14 | 1 | Интонация простого предложения. Логическое ударение | Объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами | ||
15 | 1 | Р/Р Описание архитектурных памятников как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Сочинение по картине | Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, конструирование предложений, сочинение | ||
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (6ч.+2ч.) | |||||
16 | 1 | Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. | Анализ творческих работ. Объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений | ||
17 | 1 | Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое | Объяснение учителя, беседа по вопросам, повторение пройденного материала, комментированное письмо | ||
18-19 | 2 | Р.Р. Публицистическое сочинение. Контрольное сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности | Объяснение учителя, беседа по вопросам, написание сочинения | ||
20 | 1 | Составное глагольное сказуемое | Объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на Р/Р, словарная работа, конструирование предложений | ||
21 | 1 | Составное именное сказуемое | Самостоятельная работа учеников. Объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на Р/Р, словарная работа, конструирование предложений, работа с таблицей. | ||
22 | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым | Объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала, составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений | ||
23 | 1 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» | Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания | ||
Второстепенные члены предложения (6ч.+2ч.) | |||||
24 | 1 | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознаком-ие) | Повторение изученного. Объяснение учителя, словарная работа, работа над речевыми нормами | ||
25 | 1 | Несогласованное определение | Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, составление плана | ||
26 | 1 | Р/Р Изложение по упр.139 | Обсуждение плана, самостоятельная работа | ||
27 | 1 | Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. | Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа | ||
28 | 1 | Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). | Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, самостоятельная работа учеников | ||
29 | 1 | Сравнительный оборот; знаки препинания при нём | Обобщение изученного, повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения | ||
30 | 1 | Р/Р Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края | Взаимопроверка, устные выступления. | ||
31 | 1 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения» | Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания | ||
Простые односоставные предложения (9ч+2ч) | |||||
32 | 1 | Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определенно-личные предложения | Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения | ||
33 | 1 | Предложения неопределенно-личные | Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа | ||
34-35 | 2 | Безличные предложения | Объяснение учителя, работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения | ||
36 | 1 | Р/Р Рассказ на свободную тему | Беседа по вопросам, написание сочинения | ||
37 | 1 | Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Назывные предложения | Анализ сочинений, работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения | ||
38-39 | 2 | Обобщение по теме «Простые односоставные предложения» | Самостоятельная работа, взаимопроверка, работа со схемой, таблицей. | ||
40 | 1 | Р/Р Изложение с элементами сочинения (упр. 208) | Работа с планом, закрепление изученного, изложение | ||
41 | 1 | Контрольный диктант №4 по теме «Простые односоставные предложения» с грамматическим заданием | Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания | ||
42 | 1 | Работа над ошибками | Анализ письменных работ. Работа над ошибками | ||
Неполные предложения (2ч) | |||||
43 | 1 | Понятие о неполных предложениях. | Объяснение учителя, работа с учебником, конструирование предложений и текста | ||
44 | 1 | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. | Объяснение учителя, работа с учебником, самостоятельная работа | ||
Однородные члены предложения (12ч+2ч) | |||||
45-46 | 2 | Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения | Повторение, объяснение учителя, работа со схемами, тренировочные упражнения | ||
47-48 | 2 | Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией | Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения | ||
49-50 | 2 | Разделительные знаки препинания между однородными членами | Самостоятельная работа с учебником, пояснения учителя, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения | ||
51-52 | 2 | Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении | Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения, словарная работа | ||
53-54 | 2 | Р/Р Рассуждение на основе литературного произведения. (упр. 293) | Беседа по вопросам, объяснение учителя, пересказ текста, устные выступления учащихся | ||
55-56 | 2 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | Беседа по вопросам, , работа со схемами и таблицами, выполнение теста | ||
57 | 1 | Контрольный диктант № 5 по теме «Однородные члены предложения» | Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания | ||
58 | 1 | Работа над ошибками | Анализ письменных работ. Работа над ошибками | ||
Обращения, вводные слова и междометия (9ч+2ч) | |||||
59-60 | 2 | Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях | Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения | ||
61-62 | 2 | Вводные слова. Выделительные знаки препинания при вводных словах | Самостоятельная работа с учебником, составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения | ||
63 | 1 | Вводные предложения. Выделительные знаки препинания при вводных предложениях | Объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение, реализация м/п связей | ||
64 | 1 | Вставные конструкции. Выделительные знаки препинания. | Объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение | ||
65 | 1 | Междометия в предложениях. Выделительные знаки препинания при междометиях | Тренировочные упражнения, выразительное чтение, упражнения по культуре речи | ||
66 | 1 | Закрепление темы «Обращения, вводные слова и междометия» | Тренировочные упражнения, пояснение учителя, самостоятельная работа | ||
67 | 1 | Контрольный диктант №6 по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | Диктант с самопроверкой, грамматические задания | ||
68 69 | 1 1 | Р.Р. Публичное выступление на общественно значимую тему. Р/Р Контрольное изложение | Изложение, творческая работа | ||
Обособленные члены предложения (18ч+2ч) | |||||
70-71 | 2 | Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения | Объяснение учителя, составление плана, работа над интонацией | ||
72-74 | 3 | Обособленные определения, выраженные причастными оборотами | Объяснение учителя, работа над интонацией, тренировочные упражнения, составление таблицы | ||
75-76 | 2 | Особенности обособления прил-ий | Повторение, тренировочные упражнения, словарная работа | ||
77 | 1 | Практическое занятие по теме «Обособленные определения и приложения» | Повторение, самостоятельная работа (тест) | ||
78-79 | 2 | Обособленные обстоятельства | Повторение, объяснение учителя, сопоставление лексических единиц, тренировочные упражнения, работа над речевыми нормами, объяснительный диктант, выразительное чтение. | ||
80 | 1 | Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства» | Самостоятельная работа (тест) | ||
81 | 1 | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами | Пересказ текста, синтаксический разбор, работа со схемами | ||
82 | 1 | Р/Р Контрольное изложение | Изложение, грамматические задания, творческая работа | ||
83 | 1 | Уточнение как вид обособленного члена предложения | Объяснение учителя, составление плана, работа над интонацией | ||
84-85 | 2 | Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения | Объяснение учителя, работа над интонацией, тренировочные упражнения, составление таблицы | ||
86 | 1 | Практическое занятие по теме «Уточнение как вид обособленного члена предложения» | Повторение, тренировочные упражнения, словарная работа | ||
87 | 1 | Контрольный диктант № 7 по теме «Обособленные члены предложения» | Диктант с самопроверкой, грамматические задания | ||
88 | 1 | Работа над ошибками | Анализ письменных работ. Работа над ошибками | ||
89 | 1 | Р.Р. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности | Редактирование текста, пояснение учителя, выступления учеников, диспут | ||
Прямая и косвенная речи (6ч+1ч) | |||||
90 | 1 | Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи | Повторение, объяснение учителя, работа со схемами и таблицей, выразительное чтение | ||
91 | 1 | Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа со схемами, выразительное чтение, словарная работа | ||
92 | 1 | Косвенная речь | Самостоятельное изучение теоретического материала, объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение | ||
93 | 1 | Практическое занятие по теме «Прямая и косвенная речь» | Самостоятельная работа (тест) | ||
94 | 1 | Диалог. Цитата. Знаки препинания при диалоге и цитировании | Выразительное чтение, объяснение учителя, тренировочные упражнения. | ||
95 | 1 | Контрольный диктант № 8 по теме «Прямая и косвенная речь» | Элементы лингвистического анализа текста, составление плана, изложение | ||
96 | 1 | Р/Р Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста | Элементы лингвистического анализа текста, написание сравнительной характеристики | ||
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8ч+1ч) | |||||
97 | 1 | Синтаксис и морфология | Задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения | ||
98 | 1 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи | Задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения, взаимодиктант, редактирование | ||
99 | 1 | Синтаксис и орфография | Задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения | ||
100 | 1 | Р.Р. Контрольное сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения) | Сочинение | ||
101 | 1 | Контрольный диктант №9 по теме «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе» | Диктант | ||
102 | 1 | Работа над ошибками | Анализ письменных работ. Работа над ошибками | ||
103-105 | 3 | Обобщение пройденного |
ПРОГРАММА КУРСА «ЖИЗНЬ В СЛОВЕ И СЛОВО В ЖИЗНИ» в 8 классе
Пояснительная записка
Курс «Жизнь в слове и слово в жизни» реализуется в рамках предмета русский язык и опирается на межпредметные связи: литература, история, математика, иностранный язык, библиотечное дело, психология, диалектология. Данный курс предназначен для 7 класса, однако программа может быть реализована и в 6 и 8 классах.
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы «Жизнь в слове и слово в жизни», автор-составитель Н.Ю.Кадашникова. Издательство «Учитель», 2008г.
- Учебного плана МОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»2010/11 уч.г.
Количество учебных часов: 17 часов
Учащиеся данной возрастной категории уже знакомы с основными понятиями лексикологии. Однако школьная программа предполагает лишь поверхностное знакомство с категориями раздела «Лексика», предложенный курс позволит расширить представления и углубить знания учащихся по обозначенному предмету.
Основное направление курса - формирование хорошей, грамотной речи и ее компонентов: правильность речи, точность речи, ясность речи, логичность.
Курс «Жизнь в слове и слово в жизни» последовательно реализует следующие цели:
- расширение лингвистического кругозора;
- приобщение к языковым ценностям;
- увеличение словарного запаса;
- формирование общей языковой культуры.
Задачи данного курса:
- закрепление уже изученных терминов в разделе «Лексика»;
- знакомство с новой лексикографической терминологией;
- развитие умения работать со словарем;
- развитие навыка поиска лингвистической информации;
- воспитание вдумчивого читателя;
- формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
- формирование умения лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
- основные лексикологические термины: профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, неологизмы, жаргонизмы, славянизмы, архаизмы, историзмы, канцеляризмы, эвфемизмы, арготизмы, вульгаризмы, варваризмы, экзотизмы, окказионализмы, омонимы (и их виды), синонимы, napонимы, антонимы, топонимы, конверсимы;
- причины и механизмы заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке;
- признаки славянизмов;
- негативные элементы современной речи;
уметь:
- находить указанные термины в текстах;
- грамотно употреблять их в речи;
- работать с лингвистическими словарями;
- выявлять «болезни языка» и бороться с ними;
- характеризовать слово с точки зрения возникновения, возраста, сферы употребления, стилистической окраски;
- применять полученные знания на практике.
Литература:
1. Арбатский Л. А. Толковый словарь русской брани. - М.: 000 «Издательство «Яуза», 2000.
2. Балашова, Л В. Курс русского языка - Саратов: Лицей, 2005.
3. Вартаньян, В. А. Путешествие в слово: кн. для внеклассного чтения - М. : 000 «ТИД «Русское слово - РС», 1999.
4. Воителева, Т. М. Русский язык: большой справочник для школьников, поступающих в вузы - М. : Дрофа, 2000.
5. Волков, С. В. Я познаю мир: детская энциклопедия, Русский язык / С. В. Волков. - М.: 000 «Фирма «Издательство АСТ» : 000 «Издательство Астрель», 1999.
8. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М: Просвещeниe 1989г.
9. Козулина М. В. Русский язык: тесты для повторения и подготовки- Саратов: Лицей, 2007.
10. Колеснuкова Т.. Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс] / Т. Колесникова. - Режим доступа: http://teenslang.su
11. Лемов А. В. Школьный лингвистический словарь [Текст): термины. Понятия. Комментарии / А. В. Лемов. – М.: Айpис Пресс, 2006.
12. Литература. 5-11 классы [Текст]: тематические недели / авт.-сост. Н. А. Алымова. - Волгоград: Учитель, 2008.
13. Mокиенко В. М. Русское сквернословие [Текст]: краткий, но выразительный словарь / - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.
14. ПарамаНО8, С. О сквернословии [Текст]- М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2005.
17. Розенталь, Д Э. Говорите и пишите по-русски правильно М.: Айрис-Пресс, 2007.
18. Русский язык. 5-9 классы интеллектуальный марафон (познавательные игры, викторины, турниры, уроки знаний) авт.-сост. Т. А. Курушина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
19. Семушкина, Л Н. Культура русской устной речи [Текст] : словарь-справочник - М. : Айрис-Пресс, 2007.
\
Календарно-тематическое планирование (17 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Виды деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды контроля |
1 | Паспорт слова | 1 | Вводное занятие. Беседа с элементами конспектирования, аудирование. | Характеристика слов с точки зрения: -возникновения (исконно-русские и заимствованные слова); -возраста (устаревшие слова и неологизмы); -сферы употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова); -стилистической окраски (разговорные, нейтральные, книжные) | Знать/понимать: Изученные в разделе «Лексика» термины. Уметь: Характеризовать слово с точки зрения возникновения, возраста, сферы употребления, стилистической окраски. | Входной контроль: паспорт слова | |
2. | Ох, уж эти – измы! | 1 | Лингвистическая лаборатория. Лекция с элементами беседы, аудирование, составление сводной схемы «-измы», практические упражнения. | Закрепление понятий: профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, неологизмы, жаргонизмы. Введение новых понятий: славянизмы, архаизмы, историзмы, канцеляризмы, эвфемизмы, арготизмы, вульгаризмы, варваризмы, экзотизмы, окказионализмы. | Знать/понимать: термины профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, неологизмы, жаргонизмы, славянизмы, архаизмы, историзмы, канцеляризмы, эвфемизмы, арготизмы, вульгаризмы, варваризмы, экзотизмы, окказионализмы. | Промежуточный контроль: сводная схема «-измы». | |
3. | Откуда приходят слова? | 1 | Путешествие по странам и континентам. Беседа, составление таблицы, работа с толковым словарём. | Виды заимствованных слов. Признаки славянизмов. Варваризмы и экзотизмы в русской речи. | Знать/понимать: Причины заимствования слов. Уметь: в словаре находить заимствованные слова. | Промежуточный контроль: Таблица «Признаки славянизмов». | |
4. | Слова-пенсионеры | 1 | Путешествие в прошлое. Эвристическая беседа, «занимательный словарь», беседа с элементами конспектирования, практические упражнения, работа со словарём. | Устаревшие слова: отличие архаизмов от историзмов. Функционирование устаревших слов в современном русском словаре. | Знать/понимать: причины устаревания слов, отличие архаизмов от историзмов. Уметь: находить устаревшие слова в тексте. | ||
5. | Слова-младенцы | 1 | Беседа, «занимательный словарь», прак-ая работа №1 по самостоятельному составлению неологизмов. | Механизм появления новых слов в русском языке. Неологизмы Хлебникова, Северянина, Маяковского. Окказионализмы. | Знать/понимать: Механизм появления неологизмов в языке. Уметь: находить в тексте неологизмы и образовывать их. | Промежуточный контроль: практическая работа. | |
6. | Всегда ли по-русски понятно? | 1 | Диалектологическая экскурсия. Беседа, работа с толковым словарём, практические задания, лингвистическое исследование. | Диалектные слова: их значение и ценность. Причины появления диалектных слов. | Знать/понимать: причины появления диалектных слов. Уметь: находить в тексте и словаре диалектные слова. | Промежуточный контроль: диалектологическое исследование. | |
7. | Знакомимся с эвфемизмами | 1 | Этимологическое путешествие. Беседа, лингво-исторический экскурс, работа с этимологическим словарём, практические упражнения. | Закрепления понятия эвфемизмов. Этимология. | Знать/понимать: что такое эвфемизмы, причины их возникновения. Уметь: использовать Эвфемизмы в речи. | ||
8. | Болезни русской речи | 1 | Лингвистическое наблюдение. беседа, аудирование, практические задания. | Жаргонизмы, канцеляризмы, арготизмы, сленг. | Знать/понимать: причины загрязнения русской речи. | Промежуточный контроль: схема «Болезни русской речи». | |
9. | Как мы говорим | 1 | Круглый стол. Занятие с использованием мультимедийной презентации. Беседа с элементами конспектирования, аудирование. | Пагубное воздействие паразитов русской речи на здоровье нации. Формы борьбы с загрязнением языка. | Уметь: выявлять негативные элементы современной речи и бороться с ними. | Промежуточный контроль: словарь вежливости. | |
10. | Путешествие по стране Фразеологии | 1 | Эрудит-смотр. Работа с фразеологическим словарём, беседа, практические задания. | Возникновение и функционирование фразеологизмов в русской речи. Фразеологизмы-синонимы. фразеологизмы-антонимы. | Знать/понимать: термины фразеологизмы, фразеология. Уметь: грамотно использовать фразеологизмы в речи. | ||
11. | Экскурсия по себе… | 1 | Практическая работа №2: групповая работа с деформированным текстом. | Многообразие фразеологизмов. | Уметь: работать в группе, пользоваться фразеологическим словарём. | Рубежный контроль: практическая групповая работа. | |
12. | -онимы русского языка | 1 | Лингвистическая лаборатория. Беседа, работа со словарём, «занимательный словарь», составление сводной схемы «-онимы», элементы конспектирования. | Закрепление понятий: синонимы, омонимы, антонимы. Введение новых понятий: паронимы, топонимы. | Знать/понимать: термины синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, топонимы. | Промежуточный контроль: сводная схема «-Онимы русского языка». | |
13. | Слова-близнецы | 1 | Лингвистическая лаборатория. Составление сводной таблицы «Виды омонимов», беседа, лингвистическое наблюдение, элементы конспектирования, практические задания. | Виды омонимов: омофоны, омографы, омоформы, полные омонимы. Функциональные особенности. | Знать/понимать: термины омонимов: омофоны, омографы, омоформы, полные омонимы. Уметь: различать их. | Промежуточный контроль: таблицы «Виды омонимов» | |
14. | Можно ли повторяться не повторяясь? | 1 | Стилистическая мастерская. Беседа. стилистическое упражнение, лингвистическое наблюдение, практические задания. | Синонимия русского языка. Стилистические синонимы, контекстуальные синонимы. | Знать/понимать: термины стилистические синонимы, контекстуальные синонимы. Уметь: синонимические ряды. | ||
15. | Слова-наоборот | 1 | Беседа, практическая работа №3 (наблюдении над художественным текстом), мифологический экскурс. | Функционирование антонимов в русском языке. Контекстуальные антонимы. | Знать/понимать: термины антонимы, контекстуальные антонимы. Уметь: находить в тексте антонимы, подбирать антонимы к словам. | Промежуточный контроль: практическая работа (наблюдении над художественным текстом). | |
16. | Почти то же, да не то | 1 | Лингвистическая лаборатория. Элементы лекции, , «занимательный словарь», практические задания. | Закрепление понятия: паронимы. Правильное употребление паронимов в речи. | Знать/понимать: термин паронимы. Уметь: различать лексическое значение паронимов и употреблять их в речи. | Итоговый контроль: мини-сочинение «Что дала мне экскурсия в слово?» | |
17. | Экскурсия в слово | 1 | Заключительное занятие. Беседа, анкетирование, экскурсия по печатным изданиям. | Знать/понимать: изученные термины. Уметь: применять на практике полученные знания. | Итоговое анкетирование. |
ПРОГРАММА КУРСА «ЧТО В ИМЕНИ МОЕМ?» в 8 классе
Пояснительная записка
Имена людей - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.
Современная лингвистика уделяет большое внимание их изучению. Ряд работ посвящен истории и современному состоянию русских имен. Однако в школьной программе материала о русских именах явно недостаточно. Между тем интерес к русскому именослову, именам, употребляющимся для именования русских людей, растет.
Личное имя (в древнерусском языке также - рекло, назвище, прозвище, название, nрозвание, nроименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.
Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «Что в имени моем», поэтому он актуален.
Данный курс предназначен для учащихся 7 класс, однако программа курса может быть адекватно воспринята и учащимися 6 и 8 классов. Курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: литературу, историю, психологию, физику, изобразительное искусство.
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы «Что в имени моём», автор-составитель Н.Ю.Кадашникова, Издательство «Учитель», 2008г.
- Учебного плана МОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»2010/11 уч.г.
Количество учебных часов: 17 часов
Курс последовательно реализует следующие цели:
- расширить историко-культурный кругозор;
- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому России;
- способствовать формированию исторической памяти;
- формировать навыки исследовательской работы.
Задачи курса:
- углубление и расширение знаний о собственных личных именах;
- формирование представлений об исконно русских и заимствованных именах;
- формирование орфографической зоркости;
- воспитание бережного и уважительного отношения к прошлому своей семьи, фамилии, рода.
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
- толкование основных древнерусских имен;
- основные этапы русского и европейского имятворчества;
- грамматический механизм образования отчеств и фамилий;
- основные правила имянаречения;
- основные правила склонения имен собственных;
- историю собственных имени и фамилии.
уметь:
- отличать имя собственное от нарицательного;
- отличать исконно русские имена от заимствованных;
- устно и письменно изменять личные имена;
- вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты своего, исследования.
Содержание тем учебного курса
1. Введение.
Отличие имен собственных от нарицательных. Понятие имен личных. Значение имени в жизни человека. Основные моменты воздействия имени на психику человека.
2. Как рождаются имена.
Процесс рождения (появления) имен на Руси и в других странах. Сакральное значение имени.
3. Этапы появления имен на Руси.
Основные этапы появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Причины заимствования. Имятворчество. Влияние революции 1917 года на именование.
4. Европейское нмятворчество.
Влияние католической церкви на порядок имянаречения. Святые заступники. Имена из Ветхого и Нового завета. Имена украшения. Протестантские имена. Влияние Великой французской революции на именование.
5. Правила имянаречения.
6. Гипотетические теории о влиянии имени на судьбу человека.
Имя и характер. Имя и профессия. Имя и цвет. Число имени.
7. Грамматика собственных имен.
Основные правила склонения имен и фамилий.
8. Исследовательская деятельность учащихся (проектная технология).
Литература
1. Грушко, Е. А. Энциклопедия русских фамилий [Текст] I Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. - М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Зима, Д. имя и судьба [Текст] I Д. Зима, Н. Зима. - М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
3. Суперанская А. В. Современный словарь личных имен [Текст] : сравнение. Происхождение. Написание / А. В. Суперанская. - М. : Айpис-Пресс, 2005.
4. Суслова, А. В. О русских именах [Текст] I А. В. Суслова,А. В. Суперанская. - Л. : Лениздат, 1991.
5. Успенский, Л В. Ты и твое имя. Рассказы об именах (Текст] I Л. В. Успенский. -Вологда : Северо-западное книжное издательство, 1970.
6. Федосюк, Ю. А. Русские фамилии [Текст] : популярный этимологический словарь I Ю. А. Федосюк. - М. : Детская литература, 1981.
7. Xuгиp, Б. Ю. Энциклопедия имен и отчеств [Текст] IБ. Ю. Хигир. - М. : ВЕЧЕ, 2000.
8. Xuгеp, Б. Ю. Тайна имени [Текст] I Б. Ю. Хигир. - М. :Астрель: АСТ, 2007.
9. Читаем, учимся, игpаем (Текст] : журн. - 2007. - №! 1. стр.51-52.
10. Щаницин, В. Имена и революции [Текст] I В. Щаницин //Атеистические чтения. - 1990. - №! 19.
Календарно-тематическое планирование (17 часов)
№ | Тема занятия | Кол- | Дата проведения | Виды | Элементы | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды контроля |
п/п | во | деятельности | содержания | ||||
часов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Что такое | 1 | Лекция | Цели и задачи курса. | Уметь: | Входной | |
имя? | е элементами | Отличие имен | отличать имя собственное | контроль: | |||
беседы, | Собственных от | от нарицательного | анкетирование | ||||
анкетирование | Нарицательных. | ||||||
Понятие имён | |||||||
личных. | |||||||
Значение имени | |||||||
в жизни человека. | . | ||||||
Основные моменты | |||||||
воздействия имени | |||||||
на психику человека. | |||||||
2. | Как рождаются имена | 1 | Виртуальное путешествие в прошлое. Лекция с элементами беседы, элементы конспектирования, работа со словарём славянских и древнерусских имён. | Процесс рождения (появления) имён на Руси и в других странах. Сакральное значение имени. | Знать: толкование основных древнерусских имён | Мини- сочинение «Русские имена» | |
3. | Так было и так стало. Этапы появления имён на Руси. | 1 | Хронологическая имятворческая лента. Лекция с элементами беседы, мультимедийная презентация, составление плана. Поэтические заставки. | Основные этапы появления имён на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Имятворчество. Влияние революции 1917 года на именование. | Знать: основные этапы появления имён на Руси. Уметь: отличать исконно русские имена от заимствованных. | Письменная викторина. | |
4. | Европейское Имятворчество | 1 | Индивидуальные и групповые сообщения учащихся на основе опережающего задания. | Влияние католической церкви на порядок имянаречения. Святые заступники. Имена из Ветхого и Нового завета. Имена-украшения. Протестантские имена. Влияние Великой французской революции на именование. | Знать: основные этапы европейского Имятворчество. | План, тезисы занятия. | |
5. | Величание (отчество). | 1 | Лекция с элементами беседы, практические упражнения. | Грамматика появления отчеств. Сочетаемость отчества с именем. | Знать: грамматический механизм образования отчеств. | Тезисы занятия. | |
6. | Фамилия. | 1 | Лекция с элементами беседы, практические упражнения. | Грамматика появления фамилий. Значение фамилий. Фамильное дерево. Правила составления генеалогического древа. | Знать: грамматический механизм образования фамилий. Понимать: значение фамилии для рода и отдельного человека. | Тезисы занятия. | |
7-8. | Правила имянаречения. | 2 | Творческая мастерская | Составление правил имянаречения в сочетаемости имён и отчеств. | Знать: основные правила имянаречения. Уметь: сочетать имя с отчеством. | Памятка «Правила имянаречения». | |
9. | Имя и характер. | 1 | Психологическое исследование. Беседа с элементами дискуссии. | Влияние времени рождения и имени на характер человека. | Знать: о воздействии звуковых колебаний имени на характер человека | Тезисы занятия. | |
10. | Имя и цвет. | 1 | Групповая деятельность. | Соотношение имени и цветового баланса. | Знать: гипотетическую теорию о соотношении имени с определённым цветом. | Таблица «Имя и цвет». | |
11. | Имя и профессия. | 1 | Лекция с элементами беседы, дискуссия. | Влияние имени человека на выбор профессии и самореализацию. | Знать: о влиянии имени на наклонности, профессиональные способности человека. | Исследование на предмет соответствия имени и профессии. | |
12. | Число имени. | 1 | Практикум. Индивидуальная деятельность учащихся. | Гипотетическая теория о числовой характеристике имени | Знать: гипотетическую теорию о числовой характеристике имени. | Вычисление числовой характеристики собственного имени | |
13-14. | Грамматика собственных имён | 2 | Практикум. | Основные правила склонения имён собственных. | Знать: основные правила склонения имён собственных. | Памятка «Как изменять личные имена». | |
15-16. | Откуда есть пошла моя фамилия… | 2 | . | Занятие-презентация. Индивидуальная деятельность учащихся. | Презентация исследований учащихся. Темы проектов: «Фамильное родословное древо», «Что значит моя фамилия», «Что значит моё имя» и др. | Знать: историю собственных имён и фамилий. Уметь: вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты своего исследования. | Индивидуальные исследования учащихся. |
17. | Итоговое занятие | 1 | Беседа, анкетирование | Рефлексия | Уметь: давать устный и письменный отзыв | Итоговое анкетирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...