Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на несколько минут перенестись в лето и пройтись по лесной тропе. В конце нашего пути мы с вами вырастим своими руками цветики-семицветики. Как известно, эти цветы могут исполнить желание. А что можно считать в данный момент самым заветным желанием?
А чтобы вырастить наши цветы, одних рук бывает мало. Поэтому сегодня вы разделены на группы (зелёная, синяя, красная) и будете работать сообща весь урок. С таким видом деятельности, как работа в парах и группах, вы знакомы, но только при условии выполнения какого-то одного задания. Сегодня вы в составе команд будете работать в течение всего урока. Эксперт –капитан (инд. задание - Кто согласен начать работу, поднимите руку.
Вы сможете оценить свою работу во время нашей прогулки с помощью карты успеха. Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус). Пять плюсов – ваша оценка 5, 4 плюса – 4 и т.д. |
-Хорошо подготовиться и написать контрольную работу на тему «Имя прилагательное»
Ребята поднимают руки
Знакомятся с картой успеха | Развитие «Я – концепции»
|
2) этап актуализации и пробного учебного действия | Итак, мы в лесу. Посмотрите вокруг себя. Вы видите множество предметов. Давайте их назовем.
- Как вы думаете, если мы будем рассказывать кому-либо об этих предметах и понятиях только называя их, у слушателя сложится полное представление?
- А как вы думаете, почему?
- Правильно. Когда мы хотим рассказать о том, как выглядит тот или иной предмет, мы описываем его (каков он?) Согласны? - Правильно. Отгадайте загадку. С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный, гладкий. Чай какой? Горячий, сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?... - Отгадали загадку, а теперь поиграем, ведь все знают, как хороши игры на свежем воздухе. Внимание на экран. 2 слайд 1. (светло)зелёная трава 2. (ярко)красные мухоморы 3. (кисло)сладкие ягоды 4. (вечно)зелёная сосна
3 слайд 1. Тума(н,нн)ая даль 2. Со(н,нн)ые травы 3. Огне(н,нн)ый шар 4. Земля(н,нн)ая насыпь
4 слайд 1. Меленькая тропа 2. Серебряная паутинка (переносное. знач.) 3. Высокий ствол 4. Голубое небо
Учитель. Ребята, в ходе разминки мы вспомнили несколько орфографических правил, связанных с правописанием прилагательных. Какова тема урока, как вы думаете? Сформулируйте
Слайд 5
| Ответы учащихся: - дерево - трава - птица - ягоды - небо
- Нет
- Потому что мы только называем их, но не говорим, какие они.
- Описать предмет, явление – значит рассказать о его признаках.
- прилагательное – главный помощник при описании предмета.
На экране демонстрируется задание игры «Четвертое лишнее»: найдите четвертое лишнее и объясните, по какому принципу вы отобрали именное это слово
После выбора слова учащиеся формулируют соответствующее правило правописания прилагательных: 1) выбирают четвертое лишнее 2) аргументируют свой выбор 3) вспоминают все пункты орфографического правила 4) приводят другие примеры
Таким образом по каждому вопросу можно выслушать 3-4 ученика. Свои ответы ребята фиксируют в карте успеха.
Учащиеся формулируют тему и цели урока
Систематизация ( повторение) изученного по теме «Имя прилагательное»
| Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Владение диалогической формой
Формулирование проблемы
Принятие и сохранение учебной задачи |
3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Изучите таблицу на стр. учебника Ребята, вы получаете первое задание. Нам нужно подготовить почву для посадки наших цветов и тщательно её полить. Для этого необходимо приложить все ваши старания. Перед вами известные русские пословицы. Найдите в них прилагательные и определите их синтаксическую роль. (Приложение №1)
| ЧТЕНИЕ С ПОМЕТАМИ Учащиеся самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом учебника:
Участники групп совещаются. Затем выслушиваются ответы всех групп (соответствующие примеры демонстрируются в этот момент на экране . Слайды 6,7,8).
Делается вывод о синтаксической роли имен прилагательных
| Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Структурирование знаний
|
4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 1. Ожидание первых всходов – дело долгое и утомительное. Но мы может ускорить процесс, выполнив творческую работу. Используя прилагательные, нужно заполнить пропуски в тексте. Образцом вам может служить упражнение, заданное на дом. (Тексты для команд разноуровневые. Группе красных прилагательные даны в словах для справок. Слайды 9,10,11
2. Физкультминутка.
3. Ребята, чтобы наши всходы чувствовали себя уютно, необходимо много света и влаги. Давайте поможем им, вспомнив, как называется средство, с помощью которого поэт-писатель может придать предмету или явлению образность… - Правильно. Мы сейчас поиграем в игру «Кто больше» Каждая команда получает слово (дождь, лето, взгляд). Подберите как можно больше эпитетов к каждому слову.
| Учащиеся выполняют предложенное задание, зачитывая восстановленный текст. Затем осуществляется взаимопроверка, т.е. участники одной группы оценивают работу другой группы (по кругу)
В игре принимает участие каждый ученик.
Примерный ход игры (ответы детей нельзя предугадать заранее, спрашивает учитель, отвечают дети). Самый первый вопрос может быть любой. - Какого цвета сегодня небо? - голубое - голубым бывает что? - васильки - васильки бывают какими? - хрупкими - хрупким может быть что? - счастье - счастье может быть каким? - настоящим - настоящим может быть кто? - человек и т.д.
- эпитет | Построение речевого высказывание в устной и письменной форме
Формирование картины мира
Использование речи для регуляции своего действия
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
5) этап включения в систему знаний и повторения | 1. – Ребята, скажите, сколько разрядов прилагательных существует в русском языке? - как определить разряд прилагательных?
- перед вами прилагательные в составе словосочетаний. Распределим их по группам согласно разряда. В задании принимает участие каждый член команды. Лесная полянка, соловьиные трели, лазурное небо, земляная насыпь, крутой спуск, бархатные листья, махровые цветы, лисий хвост, светлый день, берёзовая кора, летняя жара, кленовый лист, твердый ствол, съедобные ягоды, ядовитые грибы, хорошее настроение, сорочьи переговоры.
2. Ребята, мы уже близки к заданной цели. Осталось нам полить наши всходы удобрениями, чтобы наши цветы росли долго и приносили радость людям. Закрепим наши знания. Индивидуальное задание для каждой группы Слайды 12,13,14 |
Ответы детей:
Притяжательные отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЁ Качественные могут иметь степень сравнения, краткую форму, сочетаться с наречиями очень, слишком и др., Все остальные являются относительными. Прилагательные, употребленные в переносном значении, относятся к качественным
Работа у доски (участники команд выходят поочередно к доске и записывают словосочетание, соответствующее цвету его группы)
Задания демонстрируются на экране - для каждой команды свое, соответствующее уровню участников задание
| Формирование картины мира Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Построение речевого высказывание в устной и письменной форме Использование речи для регуляции своего действия |
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Молодцы, ребята! Я думаю, что всем не терпится посмотреть на наши цветы. Посмотрите на доску. Вы видите три жёлтых кружочка. Напоминает ли это цветы? Чего не хватает?
Попробуйте сделать выводы.
Проект? - Вы видите на своих столах семь разноцветных лепестков. Заполните каждый лепесток информацией об имени прилагательном (каждому члену команды достаётся по лепестку) и закрепите вокруг жёлтой серединки.
(учитель воспроизводит вслух написанное)
- Оцените свою работу на уроке, заполнив карту успеха.
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе – повторить теорию
|
- Не хватает лепестков.
выводы могут быть такими: - Цветок не может быть без лепестков. Также и прилагательное рука об руку шагает с существительным, соглашаясь с ним во всем и не споря. (т.е. согласуясь в роде, числе и падеже)
Лепестки могут быть заполнены следующим образом: - украшают речь - придают предмету или явлению образность, выступая в роли эпитетов - описывают предмет - изменяются по родам, числам и падежам - могут иметь краткую форму и степень сравнения - относятся к трем разрядам - в предложении могут выступать в роли определения, дополнения, сказуемого и подлежащего.
Записывают домашнее задание |
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Развитие «Я- концепции» Самооценка личности
|