Программа дополнительного образования детей «Умейте владеть словом» Для обучающихся 15 – 17 лет
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.
За последние годы внеклассная работа по русскому языку значительно оживилась. Это связано с тем, что учителя с каждым годом все отчетливее осознают значение русского языка в овладении знаниями. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся.
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Предлагаемая программа по русскому языку «Умейте владеть словом»» будет полезна любому выпускнику школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_umeyte_vladet_slovom.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Панковская средняя общеобразовательная школа»
Новгородского муниципального района Новгородской области
Программа дополнительного образования детей
«Умейте владеть словом»
Для обучающихся 15 – 17 лет
(144 часа)
Продолжительность занятия – 1час
Периодичность в неделю – 2 раза
Кол-во часов в неделю – 2 часа
Кол-во часов в год - 72 часа
Срок реализации – 2 года обучения
Курс разработала Козлякова Н.П.,
учитель русского языка и литературы
2012 год
Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.
За последние годы внеклассная работа по русскому языку значительно оживилась. Это связано с тем, что учителя с каждым годом все отчетливее осознают значение русского языка в овладении знаниями. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. С другой стороны, растет живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся.
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Предлагаемая программа по русскому языку «Умейте владеть словом»» будет полезна любому выпускнику школы.
Цель курса:
- углубление и систематизация знаний о языке и речи, способствующих развитию коммуникативно-речевой культуры и
расширению общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.
Задачи курса:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- развитие речевой культуры учащихся;
- формирование умения создавать собственный текст , аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
Формы работы:
- групповая;
- индивидуальная
Методы работы учителя и виды деятельности учащихся:
- модульное изложение материала;
- «капельная» подача материала, выстроенного с учетом принципа последовательного усложнения заданий;
- работа по алгоритмическим правописным моделям с учетом опознавательного признака орфограмм, а в пунктуации – с опорой на принципы русской пунктуации и функции знаков препинания;
- упражнения по аналогии;
- исследования;
- использование различных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.);
- решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время;
- написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты: Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть важнейшими умениями:
- умением правильно, выразительно, эмоционально читать прозаические и поэтические тексты, демонстрируя понимание их идейного содержания и авторского замысла;
- умением отмечать, анализировать особенности регионального произношения, сложившиеся под влиянием местного диалекта, умением
работать над собственной речью, устраняя из нее черты диалектного и просторечного нелитературного произношения; - умением находить в речи ошибки, возникшие в результате нарушения
орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксических, лексических, стилистических норм русского литературного языка, умением исправлять эти ошибки; - умением пользоваться ортологическими словарями русского языка;
- умением определять стилистическую принадлежность текста, характеризовать его языковые особенности, в частности, лексический
состав и средства речевой выразительности (тропы, фигуры), их
роль в раскрытии идейно-смыслового содержания текста; - умением составлять элементарные тексты в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат, рецензия), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама); умением грамотно оформлять работы, написанные в научном стиле в жанре реферата, составлять библиографическое описание используемой литературы, оформлять библиографические ссылки;
- умением подготовить публичное выступление, определив заранее
его основную установку, проанализировать эффективность его
воздействия на аудиторию; - умением вести публичный спор, грамотно аргументируя свою точку зрения и не прибегая к непозволительным уловкам в процессе спора;
- умением вступать в контакт с незнакомыми людьми, тактично поддерживать беседу со взрослыми, обращаться с просьбой, выражением сочувствия, используя формулы речевого этикета, составлять
приветственные и поздравительные сообщения.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час | 2 раза | 2 часа | 72 часа |
Содержание программы
I год обучения (72 часа)
Раздел I. Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка (72 ч)
Тема 1. Культура речи как научная дисциплина (4 ч)
Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность.
Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь.
Тема 2. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка (2 ч)
Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.
Тема 3. Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устные речи (3 ч)
Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произноси-
тельные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием диалектов и просторечия. Старомосковские произносительные нормы как образец произношения первой половины XX века.
Тема 4. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. (2 ч)
Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности
постановки ударения и его функцию в словах. Разноместность и по-
движность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.
Тема 5. Орфографические нормы русского языка (24 ч)
Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.
Тема 6. Морфологические нормы русского языка (8 ч)
Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.
Тема 7. Синтаксические нормы русского языка (18 ч)
Синтаксические нормы русского языка. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Трудные случаи управления. Предложение как речевое высказывание. Простое осложненное предложение. Предложения с причастным оборотом. Употребление деепричастного оборота. Односоставное и двусоставное предложения. Односоставное предложение с главным членом – сказуемым. Инверсия в текстах разных стилей. Предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Особенности постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом, общим придаточным предложением и др. Сложноподчиненное предложение. Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении с придаточной определительной частью. Замена придаточной определительной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Синтаксические ошибки
Тема 8. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка (7 ч)
Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.
Тема 9. Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые,
воспроизводимые сочетания слов (4 ч)
Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые,
воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Происхождение
крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка.
II год обучения ( 72 часа)
Раздел II. Стилистика (14 ч)
Тема 10. Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка (4 ч)
Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология,
плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.
Тема 11. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле (4 ч)
Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные
виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.
Раздел III. Риторика (12 ч)
Тема 12. Риторика как наука о природном красноречии и ораторском
искусстве (12ч)
Риторика как наука о природном красноречии и ораторском
искусстве. Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Композиция и язык публичного выступления. Цитаты и аллюзии в публичной речи. Оратор и его аудитория.
Раздел IV. Дискутивно-полемическая речь (6 ч)
Тема 13. Дискутивно-полемическая речь (6 ч)
Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Типы аргументов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора
Раздел V. Культура речи и культура общения (38 ч)
Тема 14. Культура общения (4 ч) Культура общения. Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.
Тема 15. Текст и его особенности. Разноаспектный анализ текста (34 ч)
Текст и его строение. Смысловые отношения между предложениями текста. Средства связи между предложениями текста: лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, интонационные, графические. Виды связи между предложениями в тексте. Функциональные стили и типы текста. Основные требования к сочинению. Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Типы аргументов: естественные доказательства, логические доказательства, чувственные аргументы.
Учебно - тематический план
I год обучения ( 72 часа: теория - 22 часа, практика - 50 часов)
№ | Раздел. Тема занятия | Кол-во часов | Кол-во часов | Виды деятельности | |
теория | практика | ||||
Раздел I. Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка | 72 | ||||
Тема 1. Культура речи как научная дисциплина | 4 | 1 | 3 | ||
1. | Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. | 2 | Сравнение письменного и устного текста одинакового содержания (составление письма товарищу и изложение его содержания в телефонном разговоре). Подготовка устного рассказа о словаре местного диалекта. | ||
2. | Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. | 2 | |||
Тема 2. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка | 2 | 1 | 1 | ||
3. | Основные нормы русского языка | 1 | Сбор материала и его анализ для участия в беседе «Исправляем ошибки в речи друзей» | ||
4. | Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка | 1 | |||
Тема 3. Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устные речи | 3 | 1 | 2 | ||
5. | Редукция гласных в потоке речи | 1 | Выразительное чтение учащимися любимого поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания | ||
6. | Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи | 2 | |||
Тема 4. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах | 2 | 1 | 1 | ||
7. | Разноместность и подвижность русского ударения | 1 | Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм | ||
8. | Активные тенденции развития ударения | 1 | |||
Тема 5. Орфографические нормы русского языка | 24 | 8 | 18 | ||
9. | Принципы русской орфографии | 2 | Повторение основных орфографических правил. | ||
10. | Правописание корней. Безударные гласные корня | 2 | Работа с использованием алгоритма. Словарные диктанты. Работа с деформированным текстом. Исправление искаженного текста. Работа с тестами по орфографии. | ||
11. | Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок | 2 | |||
12. | Правописание падежных окончаний. | 2 | |||
13. | Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. | 2 | |||
14. | Правописание суффиксов | 2 | |||
15. | Слитные, раздельные и дефисные написания. | 2 | Различные виды разбора слов | ||
16. | Н – нн в различных частях речи. | 4 | Различение совпадающих по звучанию наречий, кратких причастий и кратких прилагательных среднего рода | ||
17. | |||||
18. | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | 4 | Работа по таблице «Правописание НЕ с различными частями речи» | ||
19. | |||||
20. | Правописание служебных слов. | 2 | Тест по теме | ||
Тема 6. Морфологические нормы русского языка | 8 | 3 | 6 | ||
21. | Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. | 4 | Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи – описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи – повествование); «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи – рассуждение). Анализ работ с точки зрения грамматической правильности | ||
22. | |||||
23. | Вариантность рода существительных и аббревиатур. | 2 | |||
24. | Склонение географических названий и собственных имен | 2 | |||
Тема 7. Синтаксические нормы русского языка | 18 | 5 | 12 | ||
25. | Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Трудные случаи управления. | 2 | Составление опорного конспекта на основе лекции учителя. Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Разграничение типов сложного предложения и отграничение сложных предложений от простых. Синонимическая замена синтаксических конструкций. Сопоставительный анализ простых предложений с однородными членами и сложносочиненных. Использование в художественных текстах сложных предложений. Работа с текстом. | ||
26. | Предложение как речевое высказывание. Простое осложненное предложение. | 1 | |||
27. | Предложения с причастным оборотом. Употребление деепричастного оборота | 1 | |||
28. | Односоставное и двусоставное предложения. Односоставное предложение с главным членом – сказуемым | 1 | |||
29. | Инверсия в текстах разных стилей. Предложения с грамматической ошибкой | 1 | |||
30. | Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Особенности постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении | 2 | Пунктуационные диктанты. Работа с тренировочными тестами. Трансформация одного вида предложения в другой при сохранении смысла высказывания. Анализ предложений с многозначными союзами
| ||
31. | Сложноподчиненное предложение. Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении с придаточной определительной частью | 2 | |||
32. | Замена придаточной определительной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом. | 2 | |||
33. | Знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными. | 2 | |||
34. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях | 2 | Синонимическая замена синтаксических конструкций. | ||
35. | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Синтаксические ошибки | 2 | Поиск заданных конструкций в тексте | ||
Тема 8. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка | 7 | 1 | 6 | ||
36. | Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова. | 1 | Повторение основных понятий лексики. Лексический анализ текста | ||
37. | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 2 | Работа со словарями синонимов, антонимов. Найти лексические ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости. | ||
38. | Паронимы | 1 | Определить, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. | ||
39. | Исконно русская лексика. Заимствованная лексика | 1 | Самостоятельная работа со словарями, справочниками, научной литературой | ||
40. | Неологизмы, окказионализмы | 2 | |||
Тема 9. Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, | 4 | 1 | 3 | ||
41. | Крылатые слова. Происхождение | 2 | Исправление ошибок в употреблении фразеологизмов. Использование средств художественной выразительности. | ||
42. | Лексические и фразеологические нормы русского языка | 2 | |||
Итого часов | 72 | 22 | 50 |
II год обучения (72 часа: теория – 17 часов; практика 55 часа )
№ | Раздел.Тема занятия | Кол-во часов | Кол-во часов | Виды деятельности | |
теория | практика | ||||
Раздел II. Стилистика | 14 | ||||
Тема 10. Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка | 6 | 2 | 4 | ||
43. | Стилистические ресурсы русского языка. | 4 | Рассказ о поездке в незнакомый город, изложенный в разных жанрах: в виде письма к товарищу (разговорный стиль), в виде официального отчета классному руководителю (официально-деловой стиль), в виде сюжетного рассказа (художественный стиль), в виде газетного очерка (публицистический стиль). | ||
44. | |||||
45. | Стилистическая норма и стилистические ошибки. | 2 | |||
46. | Основные типы стилистических ошибок | 2 | |||
Тема 11. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле | 8 | 2 | 6 | ||
47. | Основные виды тропов и фигур | 4 | Устное описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, различных тропов и фигур. | ||
48. | Выразительные средства фонетики | 4 | |||
Раздел III. Риторика | 12 | ||||
Тема 12. Риторика как наука о природном красноречии и ораторском | 8 | 2 | 6 | ||
49. | Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соответствии с их основной установкой | 4 | Составление информационного текста: рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого. Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационного характера. | ||
50. | Выбор темы выступления | 2 | |||
51. | Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте | 2 | |||
52. | Композиция и язык публичного выступления. Цитаты и аллюзии в публичной речи. | 4 | |||
Раздел IV. Дискутивно-полемическая речь | 6 | ||||
Тема 13. Дискутивно-полемическая речь | 6 | 2 | 4 | ||
53. | Тезис. Аргумент. Типы аргументов. Демонстрация. | 4 | Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором…» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах). Дискуссия на актуальную социально значимую тему. | ||
54. | Основные приемы спора. Позволительные | 2 | |||
Раздел V. Культура речи и культура общения | 38 | ||||
Тема 14. Культура общения | 4 | 1 | 3 | ||
55. | Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». | 2 | Психологический тренинг с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс-конференции и т.д. Беседа «Как можно предотвратить психологический конфликт» | ||
56. | Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия | 2 | |||
Тема 15. Текст и его особенности. Разноаспектный анализ текста | 34 | 8 | 26 | ||
57. | Текст и его строение. Смысловые отношения между предложениями текста. Средства связи между предложениями текста | 4 | Смысловой анализ текста. Комплексный и аспектный анализ текста. Создание собственного речевого высказывания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами. | ||
58. | |||||
59. | Виды связи между предложениями в тексте | 2 | Установление связи между предло-жениями в тексте. | ||
60. | Функциональные стили и типы текста. | 2 | Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Речевой самоконтроль в соответствии с исходным и избранным для сочинения стилем речи | ||
61. | Основные требования к сочинению. Проблема текста | 4 | Поэтапный разбор каждого содержательного критерия. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Анализ проблематики исходного текста. | ||
62. | |||||
63. | Комментирование проблемы и выявление авторской позиции | 6 | Авторская позиция в тексте. Взаиморецензирование | ||
64. | |||||
65. | Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Типы аргументов | 8 | Аргументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала. Написание сочинений по разработанным критериям оценивания. | ||
66. | |||||
67. | |||||
68. | Редактирование текста | 4 | Работа над сочинением | ||
69. | Итоговое тестирование | 4 | |||
70. | |||||
Итого часов | 17 | 55 |
Оценка знаний, умений, навыков
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.
Возможны различные формы контроля.
При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
Литература для учащихся
- Баранов М.Т., Костяева Т.А.. Русский язык. Справочные материалы. М.: 2006
- Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. М.: Дрофа, 2005
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Единый государственный экзамен. Русский язык: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г. Гольцовой. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
- Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы: 2008/ Авт.-сост. М.б. Багге, Л.Г. Гвоздинская, В.Н. Ивлева и др. М.: Просвещение; СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. М.: Прометей, 2004
- Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка: 1100 паронимических рядов: Более 2600 паронимов. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи. М: «Русское слово», 2004.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: 2004
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы/ Под ред. Р.И. Аванесова. М.: Русск. яз., 1998
- Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. М.: АСТ, 2004
- Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М.: 1999
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. М.: 2003
- Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2006
- Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ-2008. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2008
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: 2005
Литература для учителя
- Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе./ Под ред. М.Т. Баранова. М.: Просвещение, 2001.
- Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2004
- Виды разбора на уроках русского языка: пособие для учителя. // В.В. Бабайцева, В.М. Шаталова, Г.К. Лидман-Орлова. М.: 1985
- Гриценко Р.М., Николаевская Е.Л.. Готовимся к ЕГЭ-2006. Русский язык: Задания. Модели выполнения. Рекомендации. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006
- Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык» № 12/2006
- Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы. М.: Айрис-пресс, 2006
- Печникова В.С. Анализ функциональных омонимов// Современный русский язык. Анализ языковых единиц/ Под ред. Е.И. Дибровой. М.: 1995
- Программно-методические материалы: Русский язык. 10 – 11 классы. (Сост. Л.М. Рыбченкова). М.: Дрофа, 2002
- Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980
- Чупашева О.М. Трудности синтаксического анализа. М.: Русск.яз. – Медиа, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"
Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года
Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...
программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"
Программа дополнительного образования может быть использована в рамках реализации ФГОС в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года
Образовательная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная, трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Баскетбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-17 лет
Образовательная программа дополнительного образования «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, является модифицированной, трехгодичной. Программа предполагает занятия с детьми 1...
Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Тайна русского слова».
Информационная карта Дополнительная образовательная программа Отдел: Центр дополнительного образования детей. Учебное объединение: детское творческое объединение «Тайна русского слова» Информац...