ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Баскетбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-17 лет
рабочая программа на тему
Образовательная программа дополнительного образования «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, является модифицированной, трехгодичной. Программа предполагает занятия с детьми 11-17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basketbol.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АКСАЙСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ АКСАЙСКОГО РАЙОНА
РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
УТВЕРЖДАЮ: ОДОБРЕНО
ДИРЕКТОР МБОУ ДОД АР РЦ ДОД МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ
МБОУ ДОД АР РЦ ДОД
_____________ В.А. Омельченко ПРОТОКОЛ № __ от «____» ______ 20___г.
«___» ___________ 20___г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Баскетбол»
(спортивное направление)
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Разработчик программы:
Шаповаленко Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования
г. АКСАЙ
2011 год
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование рездела, темы | Страницы |
Титульный лист | 1 | |
Структура образовательной программы | 2 | |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебно-тематический план | 8 |
3 | Методическое обеспечение образовательной программы | 10 |
4 | Содержание разделов программы | 11 |
5 | Управление образовательной программой. | 23 |
6 | Условия реализации образовательной программы. | 26 |
7 | Используемая литература. | 27 |
Приложения | 28 | |
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуализация образовательной программы.
Образовательная программа дополнительного образования «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, является модифицированной, трехгодичной. Программа предполагает занятия с детьми 11-17 лет.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор обучающихся в детское объединение производится, с июня до сентября текущего года.
За основу составления образовательной программы взята программа «Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ» 2004 года.
Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15 человек.
Погодные условия нашего города вынуждают большую часть учебного года заниматься спортом в залах. Холодными вечерами дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность 3-летней программы баскетбола, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. 3-летний период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
- Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
- Расширение спортивного кругозора детей.
3. Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
1.3. Сроки реализации программы - 3 года.
Общий объем программы - 576 часов.
Первый год занятий - 144 часа.
Второй и третий год – 216 часов.
1.4. Формы организации обучения:
На занятиях используются следующие формы обучения - командная, малыми группами, индивидуальная.
1.5. Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
1.6. Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны :
Знать
- Основы знаний о здоровом образе жизни
- Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране
- Правила игры в баскетбол
- Тактические приемы в баскетболе
Уметь
- Овладеть основными техническими приемами баскетболиста
- Проводить судейство матча
- Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр
Развить качества личности
- Воспитать стремление к здоровому образу жизни
- Повысить общую и специальную выносливость обучающихся
- Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе
- Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
1.7. Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
1.8. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Диагностирование обучающихся проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре, затем в его середине – в декабре и перед началом летней серии игр – в мае (см. диагностическую методику).
1.9. Формы и способы фиксации результатов:
- дневник достижений учащихся;
- портфолио учащихся.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
2. Учебно — тематическое планирование
1 год обучения.
№ п/п | Название тем | Всего часов | В том числе на: | |
Теорию | Практику | |||
1 | Вводное занятие. Общие основы баскетбола. ПП и ТБ Правила игры | 1 3 | 1 3 | |
2 | Общефизическая подготовка | 20 | 5 | 15 |
3 | Специальная подготовка | 22 | 5 | 17 |
4 | Техническая подготовка | 25 | 5 | 20 |
5 | Тактическая подготовка | 25 | 5 | 20 |
6 | Игровая подготовка | 30 | 5 | 25 |
7 | Контрольные и календарные игры | 16 | 2 | 14 |
8 | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 33 | 111 |
2 год обучения.
№ п/п | Название тем | Всего часов | В том числе на: | |
Теорию | Практику | |||
1 | Вводное занятие. Общие основы баскетбола. ПП и ТБ Правила игры | 3 | 3 | |
2 | Общефизическая подготовка | 30 | 4 | 26 |
3 | Специальная подготовка | 30 | 5 | 25 |
4 | Техническая подготовка | 38 | 8 | 30 |
5 | Тактическая подготовка | 48 | 8 | 40 |
6 | Игровая подготовка | 48 | 8 | 40 |
7 | Контрольные и календарные игры | 16 | 2 | 14 |
8 | Заключительное занятие | 3 | 3 | |
Итого: | 216 | 39 | 178 |
3 год обучения.
№ п/п | Название тем | Всего часов | В том числе на: | |
Теорию | Практику | |||
1 | Вводное занятие. Общие основы баскетбола. ПП и ТБ Правила игры | 2 | 2 | |
2 | Общефизическая подготовка | 24 | 4 | 20 |
3 | Специальная подготовка | 35 | 5 | 30 |
4 | Техническая подготовка | 40 | 8 | 32 |
5 | Тактическая подготовка | 40 | 8 | 32 |
6 | Игровая подготовка | 56 | 6 | 50 |
7 | Контрольные и календарные игры | 16 | 2 | 14 |
8 | Заключительное занятие | 3 | 3 | |
Итого: | 216 | 32 | 108 |
3. Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1 | Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в баскетболе. | Вводный, положение о соревнованиях по баскетболу. | |
2 | Общефизическая подготовка баскетболиста | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы | |
3 | Специальная подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. | |
4 | Техническая подготовка баскетболиста | Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование | |
5 | Игровая подготовка | групповая, подгрупповая, коллективно-групповая | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
4. Содержание программы.
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
1. Основы знаний.
Сведения о режиме дня и личной гигиены. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Двигательный режим. Значение и основные правила закаливания. Техника безопасности на занятиях, первая помощь при травмах. Правила игры в баскетбол, оборудование и инвентарь.
1. Основы знаний.
Значение физической культуры для всестороннего развития личности. Реакция организма на различные виды нагрузки. Основные приёмы самоконтроля. Самостраховка при выполнении упражнений. Правила безопасности при выполнении физических упражнений в спортивном зале, на пришкольной площадке, оказание первой помощи при травмах. Двигательные качества и их развитие. Правила игры в баскетбол, основные правила судейства.
1. Основы знаний.
Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма. Правила самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию основных физических качеств. Правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений. Проведение занятий физическими упражнениями самостоятельно и со школьниками младших классов. Основы методики обучения техническим приёмам игры в баскетбол. Характеристика основных технико-тактических действий в игре в баскетбол (тактика игры в защите и в нападении, действия игроков нападения и защиты). Организация и проведение соревнований по баскетболу.
1 год обучения:
- Вводное занятие - 1 час
- Общие основы баскетбола – 3 часа
- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
- Общая физическая подготовка – 20 часов.
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
- Специальная физическая подготовка – 20 часов.
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
- Техническая подготовка – 25 часов.
- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов.
- Тактическая подготовка – 25 часов.
Нападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.
- Игровая подготовка – 30 часов.
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
7. Контрольные и календарные игры – 16 часов.
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры.
8. Заключительное занятие - 3 часов
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
К концу первого года обучения обучающиеся
Должны знать:
- теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
- ознакомиться с правилами техники безопасности и пожарной безопасности.
Должны уметь:
- улучшить общую физическую подготовку;
- освоить упражнения СФП;
- ознакомиться с азами технико-тактической подготовки;
- обучиться игровой ориентации в мини-баскетболе;
- улучшить общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;
- выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
- научатся ловить мяч двумя руками на месте;
- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;
- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;
- научатся освобождаться для получения мяча;
- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;
- будут уметь останавливаться двумя шагами;
- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;
- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;
- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на
свободное место;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,
дальние);
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;
- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;
- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;
2 год обучения:
- Вводное занятие - часов.
- Общие основы баскетбола – 6 часов.
- Физическая культура и спорт в России.
- Баскетбол в России. Достижения наших команд на мировой арене.
- Правила техники безопасности на тренировках.
- Основные сведения о спортивной квалификации.
Разряды, звания и порядок их присвоения.
- Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
- Правила пожарной безопасности.
- Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
- Гигиенические требования к спортсменам.
- Техника и тактика игры в баскетбол, их взаимосвязь.
- Подведение итогов года.
2. Общая физическая подготовка – 30 часов.
- Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.
- Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями.
- Эстафеты без предметов и с мячами.
- Упражнения для развития силы.
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
- Упражнения для развития гибкости.
- Упражнения для развития ловкости.
- Комбинированные упражнения по круговой системе
- Развитие прыгучести.
- Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам.
3. Специальная физическая подготовка – 30 часов.
- Упражнения для развития быстроты передвижения в баскетбольной стойке. Бег змейкой приставными шагами, спиной вперед. Бег с остановками, поворотами, рывками по свистку. Эстафетный бег с передачами мяча.
- Развитие специальной прыгучести. Прыжки с одной и двух ног с доставанием щита, с места и с разбега, одной и двумя руками. Серийные выпрыгивания из приседа. Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах в различных вариантах. Прыжки со скакалкой.
- Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач, ловли и бросков.
- Упражнения для развития игровой ловкости. Передачи мяча в стену с последующей ловлей. Чередование передач и ведения на месте и в движении. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения из бега, прыжков, ловли, передач, ведения, бросков с предельной интенсивностью.
- Эстафеты и игры с ловлей, передачами и бросками мяча.
4. Техническая подготовка – 38 часов.
- Передвижение в баскетбольной стойке с изменением направления и скорости, с работой рук.
- Остановки прыжком и двумя шагами без мяча и с мячом.
- Повороты на месте вперед и назад без мяча и с мячом.
- Ловля и передача мяча изученными способами на месте, в движении, парами, тройками с изменением расстояния, скорости, исходных положений.
- Обучение передачам двумя руками сверху, снизу, одной сверху, снизу, на месте, в движении.
- Ведение мяча левой и правой рукой с изменением высоты отскока, направления, скорости, с остановками.
- Ведение со сменой рук без зрительного контроля.
- Обводка соперника с изменением направления.
- Сочетания ведения, передач и ловли мяча.
- Броски в кольцо двумя от груди и одной от плеча с места и в движении после двух шагов.
- Обучение броску после ведения, после обводки, после ловли и двух шагов слева, справа и с середины.
- Обучение штрафному броску двумя и одной рукой от плеча.
- Обучение технике броска с места со средней дистанции.
5. Тактическая подготовка – 48 часов.
Нападение
- Розыгрыш мяча игроками команды.
- Организация атаки кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Заслон защитнику партнера.
- Наведение на партнера своего защитника.
- Взаимодействие «Треугольник».
- Взаимодействие «Тройка».
- «Малая восьмерка».
- Скрестный выход.
- Система быстрого прорыва.
- Система нападения без центрового игрока.
Защита
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке.
- Подстраховка партнера.
- Переключение на другого нападающего.
- Проскальзывание.
- Групповой отбор мяча.
- Противодействие «Тройке».
- Противодействие «Малой восьмерке».
- Система личной защиты.
6. Игровая подготовка – 48 часов.
- Овладение запланированными приемами техники на уровне умений и навыков.
- Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
- Овладение основами тактики командных действий.
- Воспитание навыков соревновательной деятельности по мини-баскетболу.
7. Контрольные и календарные игры – 14 часов.
- Контрольные игры на проверку усвоения технических приемов в игровой обстановке.
- Подготовительные учебные двухсторонние игры.
8. Заключительное занятие - часов.
- Товарищеские встречи с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры с приглашением родителей.
Ожидаемые результаты 2 года обучения
К концу второго года обучения обучающиеся
Должны знать:
- расширят представление о баскетболе в России, о спортивной квалификации, разрядах, званиях;
- научатся правильно распределять нагрузки в режиме дня;
- улучшат свои нравственные и волевые качества, станут более выносливыми к любым нагрузкам;
- пополнят технико-тактический арсенал игры в баскетбол;
Должны уметь:
- освоят разнообразную игровую практику;
- научатся ловить мяч двумя руками при движении сбоку;
- научатся ловить мяч двумя руками в прыжке;
- научатся ловить мяч одной рукой в движении;
- освоят передачу мяча двумя руками в движении (встречные);
- освоят передачу мяча двумя руками в движении (сопровождающие);
- освоят передачу мяча одной рукой с боку (с отскоком);
- научатся передавать мяч одной рукой снизу (с отскоком);
- научатся передавать мяч одной рукой в прыжке;
- будут выполнять броски в корзину двумя руками (добивание);
- будут выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита; в движении;
- будут выполнять броски в корзину за 3-х очковой линией;
- в нападении получат навыки ставить заслон;
- научатся в защитных действиях выполнять переключение на другого игрока;
- будут уметь защищаться системой личной защиты;
- научатся обводить соперника с изменением высоты отскока;
- будут ловить мяч одной рукой в прыжке;
- смогут передавать мяч одной рукой (поступательные);
- смогут обводить соперника с изменением направления.
3 год обучения:
1. Вводное занятие - часов.
2. Теоретическая подготовка – 5 часов.
- Значение физического развития граждан России для их подготовки к труду и защите Родины.
- Планирование и контроль спортивной подготовки.
- Основы техники игры и техническая подготовка.
- Основы тактики игры и тактическая подготовка.
- Спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях.
- Правила по мини-баскетболу.
- Установка на игру и разбор результатов.
- Психологическая подготовка юных спортсменов.
- Этика спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм).
- Подведение итогов года.
2. Общая физическая подготовка - 24 часа.
- Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.
- Беговые упражнения.
- Повторный бег по дистанции от 30 до 60м. Челночный бег. Старты из различных исходных положений.
- Упражнения для развития различных двигательных качеств.
- Комбинированные упражнения.
-Упражнения для развития общей выносливости. Равномерный и переменный бег на 500, 800, 1000м
- Подвижные игры: «10 передач», «Снайперы», различные «Пятнашки».
- Мини-футбол, ручной мяч, пионербол, волейбол.
3. Специальная физическая подготовка - 35 часов.
- Подготовительные упражнения для рук. Укрепления лучезапястных суставов (сгибание, разгибание, круговые движения с гантелями). Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки ног вместе (вперед, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными мячами, кистевыми эспандерами.
- Подготовительные упражнения для ног. Быстрота передвижений вперед, назад, влево, вправо. Бег змейкой, челноком, с прыжками, остановками, рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча, передачами, круговым вращением вокруг пояса.
- Упражнения для координации движений.
- Упражнения для развития специальной выносливости.
4. Техническая подготовка – 40 часов.
- Передвижения в защитной стойке, работа ног, рук. Финты, обманные движения, остановки, повороты.
- Ловля и передачи изученными способами в движении с пассивным и активным сопротивлением, одной и двумя руками.
- Передачи мяча в прыжке в сочетании с ведением и бросками.
- Скрытые передачи.
- Обводка соперника с поворотом и переводом мяча.
- Перевод под ногой, за спиной.
- Броски в кольцо одной рукой сверху, снизу.
- Добивание в кольцо двумя руками в прыжке.
- Обучение броску крюком.
- Разноудаленные броски с места и в движении.
- Обучение технике трехочкового броска.
- Дальнейшее обучение штрафному броску.
- Бросок в прыжке одной рукой.
5. Тактическая подготовка – 40 часов.
Нападение
- Командная атака кольца противника.
- Дальнейшее обучение заслону на месте и в движении.
- Наведение.
- Треугольник, Тройка.
- Малая восьмерка.
- Скрестный выход.
- Сдвоенный заслон.
- Система быстрого прорыва.
- Система эшелонированного прорыва.
- Система нападения через центрового.
Защита
- Противодействие атаки кольца.
- Подстраховка.
- Переключение.
- Проскальзывание.
- Групповой отбор мяча.
- Система личной защиты.
- Система зонной защиты.
- Система смешанной защиты.
- Система личного прессинга.
- Система зонного прессинга.
6. Игровая подготовка – 56 часов.
- Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным.
- Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
- Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного баскетболиста.
- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от ее исхода).
- Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся.
- Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведения занятий (отдельных частей тренировки), массовых соревнований в качестве судей, секундометристов, секретарей.
- Освоение терминологии, принятой в баскетболе
- Овладение командным языком, умение отдать рапорт
- Проведение упражнений по построению и перестроению группы
- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.
- Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести
разминку с группой.
7. Контрольные и календарные игры – 16 часов.
- Участие в первенстве школы по баскетболу.
- Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу.
- Участие в товарищеских играх
- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств.
8. Заключительное занятие - часов.
- Товарищеские встречи с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры с приглашением родителей.
Ожидаемые результаты 3 года обучения
К концу третьего года обучения обучающиеся
Должны знать:
- Научатся планировать и контролировать спортивную подготовку.
- Улучшат технико-тактическую подготовку.
- Улучшат психологическую подготовку.
Должны уметь:
- Смогут выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
- Научатся в нападающих действиях выполнить “ наведение”.
- В командных нападающих действиях смогут выполнить “ скрестный выход”.
- В защитных командных действиях смогут использовать “групповой отбор”.
- В защитных действиях смогут выполнить “ проскальзывание”.
- В защитных командных действиях научатся противодействовать “скрестному выходу”.
- Будут уметь заполнять протокол игры.
- Смогут оказать первую помощь при легких травмах.
- Научатся ловить мяч одной рукой при встречном движении.
- Смогут передавать мяч одной рукой (сопровождающие).
- Будут передавать мяч одной рукой на большое расстояние (14-16 метров)
- Будут выполнять обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.
- Смогут обводить соперника с изменением скорости.
- Научатся перехватывать мячи при передаче его соперником.
- Умело смогут действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника(2х1).
- Умело смогут действовать в нападении при выходе трех нападающих против одного или двух защитников(3х1, 3х2).
- Умело в нападающих командных действиях смогут использовать систему “быстрого прорыва”.
- Умело в нападающих командных действиях смогут использовать “малую восьмерку”.
- Умело научатся действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника(1х2).
- Умело будут действовать в защите при выходе трех нападающих против одного защитника, или двух защитников(1х3, 2х3).
- Смогут перестраиваться в защите, чтобы противодействовать “быстрому прорыву” соперников.
4. Управление образовательной программой.
Диагностическая методика образовательной программы.
Разработанная образовательная программа предусматривает диагностику проверки знаний, умений и навыков воспитанников детского объединения в течении всего курса обучения.
В течение каждого учебного года проводится диагностирование детей в начале года - входная, в конце полугодия – промежуточная и на конец каждого учебного года - итоговая, для оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, которые характеризуются совершенствованием и ростом спортивного мастерства и физических качеств ребят.
Уровень подготовленности воспитанников определяется по следующим параметрам спортивного мастерства:
3 - выполнение элемента или упражнения в основном правильно,
но не уверенно с ошибками.
4 - упражнение или элемент выполнено правильно, но не достаточно легко
и точно, наблюдается скованность в движениях.
5 - упражнение или элемент выполнено правильно, в хорошем темпе, уверенно,
легко и точно.
В каждом учебном году проводится входная, промежуточная и итоговая диагностики, позволяющие определить уровень владения полученных знаний обучающимися.
Данные заносятся в таблицу со следующими критериями:
1 год обучения.
Входная диагностика
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Техника и тактика игры «баскет бол» | Соревновательная подготовка | Волевая и нравственная составляющая воспитанников | Оказание ПМП | Средний балл |
1 | АПРЯТКИН М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 | АРАКЕЛЯН А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | АРАКЕЛЯН АРТУР | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | ГОРБАЧЕВ ЕВ. | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,25 |
Промежуточная диагностика
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Техника и тактика игры «баскет бол» | Соревновательная подготовка | Волевая и нравственная составляющая воспитанников | Оказание ПМП | Средний балл |
1 | АПРЯТКИН М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 | АРАКЕЛЯН А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | АРАКЕЛЯН АРТУР | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | ГОРБАЧЕВ ЕВ. | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,25 |
Итоговая диагностика
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Техника и тактика игры «баскет бол» | Соревновательная подготовка | Волевая и нравственная составляющая воспитанников | Оказание ПМП | Средний балл |
1 | АПРЯТКИН М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 | АРАКЕЛЯН А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | АРАКЕЛЯН АРТУР | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | ГОРБАЧЕВ ЕВ. | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,25 |
и т. д. на 3 года.
5. Условия реализации образовательной программы.
5.1. Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по баскетболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.
- Правила игры в баскетбол.
- Правила судейства в баскетболе.
- Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.
- Положение о соревнованиях по баскетболу.
5.2. Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.
- Инструкции по охране труда.
5.3. Материально-техническое обеспечение.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
- Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).
- Список используемой литературы.
6.1. Список литературы для педагогов:
- Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г.
- Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.
- Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972.
- Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г.
- Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.
- Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973
- Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967.
- Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И.,Физическая подготовка юных баскетболистов – Минск, 1970.
- Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999.
- Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972.
- Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара. 2002г
- Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС, 1981, 1985.
6.2. Список литературы для обучающихся и родителей:
- Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.
- Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.
- Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.
- Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
- Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
- Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.
- Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение №1
Контрольные тесты (требования к учащимся)
Приложение №2
Нормативные требования по ОФП
Контрольные упражнения | пол | Показатели | |||||
11лет | 12 лет | ||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Бег 60 м (с) | м | 10,1 | 10,6 | 11,1 | 9,8 | 10,3 | 10,8 |
ж | 10,5 | 11,0 | 11,5 | 10,0 | 10,5 | 11,0 | |
Челночный бег 4х10 м (с) | м | 11,5 | 12,0 | 12,5 | 10,9 | 11,4 | 11,9 |
ж | 11,7 | 12,2 | 12,7 | 11,2 | 11,7 | 12,2 | |
Прыжок в длину с места (см) | м | 170 | 160 | 150 | 175 | 165 | 155 |
ж | 160 | 150 | 145 | 166 | 158 | 150 |
Контрольные упражнения | пол | Показатели | |||||
13 лет | 14 лет | ||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Бег 60 м (с) | м | 8,9 | 9,4 | 10,1 | 8,6 | 9,3 | 10,0 |
ж | 10,0 | 10,4 | 10,8 | 9,7 | 10,1 | 10,5 | |
Челночный бег 6х10 м (с) | м | 16,7 | 17,7 | 18,7 | 16,2 | 17,2 | 18,2 |
ж | 17,8 | 19,0 | 20,2 | 17,7 | 18,9 | 20,1 | |
Прыжок в длину с места (см) | м | 195 | 185 | 170 | 205 | 190 | 175 |
ж | 170 | 160 | 150 | 175 | 165 | 155 |
Контрольные упражнения | пол | Показатели | ||||||||
15 лет | 16 лет | 17- 18 лет | ||||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Бег 100 м (с) | м | 14,0 | 14,5 | 15,1 | 13,8 | 14,4 | 15,0 | 13,1 | 13,7 | 14,3 |
ж | 17,2 | 17,9 | 18,6 | 16,2 | 16,9 | 17,6 | 15,8 | 17,5 | 18,2 | |
Челночный бег 10х10 м/с | м | 27,2 | 29,0 | 31,0 | 24,5 | 26,0 | 28,0 | 25,0 | 27,0 | 28,5 |
ж | 30,5 | 31,7 | 33,0 | 29,5 | 31,0 | 32,0 | 28,6 | 30,0 | 31,0 | |
Прыжок в длину с места | м | 220 | 210 | 195 | 235 | 220 | 210 | 240 | 225 | 215 |
ж | 180 | 170 | 160 | 186 | 175 | 164 | 185 | 175 | 165 |
Приложение№3
Нормативные требования по СФП
Учебные нормативы | Мальчики | Девочки |
11 - 12 лет | ||
Выполнять остановку в два шага и прыжком | По технике выполнения | |
Броски мяча после ведения и остановки прыжком (5 попыток) | 1-3 | 1-3 |
Броски с 2-й и 3-й точек 3-х секундной зоны площадки (5 попыток) | 1-3 | 1-3 |
Ведение мяча по прямой и с изменением направления | По технике выполнения | |
Учебная игра по упрощенным правилам мини-баскетбола | + | + |
Знание простейших правил игры | + | + |
Учебные нормативы
Мальчики | Девочки | |
13 - 14 лет | ||
Выполнять челночный бег с ведением мяча | По технике выполнения | |
Передача мяча в движении в парах с броском в кольцо (5 попыток) | 2-4 | 1-3 |
Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток) | 1-3 | 1-3 |
Вырывание и выбивание мяча | По технике выполнения | |
Учебная игра по правилам баскетбола | + | + |
Знание правил игры | + | + |
Учебные нормативы
Мальчики | Девочки | |
15 лет | ||
Ведение мяча без зрительного контроля | По технике выполнения | |
Передача мяча в движении в тройках – «восьмерка» с броском в кольцо (5 попыток) | 2-4 | 2-4 |
Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток) | 2-4 | 2-4 |
Быстрое нападении; перехват мяча; борьба за отскок | По технике выполнения | |
Участие в квалификационных соревнованиях | + | + |
Заполнение технического протокола на игру | + | + |
Учебные нормативы
Юноши | Девушки | |
16 – 18 лет | ||
Передача мяча от груди двумя руками (за 30 сек) | 22-35 | 20-30 |
Броски со штрафной линии (5 попыток) | 3-5 | 3-5 |
Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток) | 3-5 | 3-5 |
Ведение мяча "змейкой" с последующим попаданием в кольцо (3 попыт) | 1-3 | 1-3 |
Игра в баскетбол в условиях соревновательной деятельности | + | + |
Знание правил игры и организация судейства | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"
Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года
Образовательная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная, трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...
Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года
Обучение шахматам содействует не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные де...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
Рабочая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления "Лёгкая атлетика".
Рабочая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивного направления "Лёгкая атлетика"....
Сценарий праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов образовательных учреждений МО № 53.
Методическая разработка сценария праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов обра...