Правописание -тся и -ться в глаголах.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание -тся и -ться в глаголах.
ФИО (полностью): Ямпилец Елена Александровна | |
Место работы: МБОУ СОШ №12 | |
Должность: учитель | |
Предмет: русский язык и литература | |
Класс: 6 | |
Тема и номер урока в теме: Правописание -тся и -ться в глаголах. Первый урок в теме. | |
Базовый учебник: УМК под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык: Практика. 6 класс. / Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. - М. - Дрофа. Русский язык: Теория. 5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М.-Дрофа. | |
Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах. | |
Задачи:
Учащиеся должны: - знать правило написания -тся, -ться в глаголах, - уметь применять полученные знания на практике.
| |
10 | Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
11 | Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная |
12 | Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя и 12 ПК для обучающихся, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля. |
13 | Структура и ход урока: 1. Организационная часть. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового материала. 4. Физминутка. 5. Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели). 7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. 8. Комментированное выставление оценок. |
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационная часть | Презентация Power Point (слайд 1). | Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач. Демонстрация слайда 1. | Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. | 1 мин |
2 | Актуализация материала | Презентация Power Point (слайды 2-4) | Эвристическая беседа, сообщение. Постановка учебной проблемы и познавательной задачи. Демонстрация слайда 2. Учитель: - Что мы должны написать на месте пропусков? - От чего зависит написание -тся и -ться в глаголах? Демонстрация слайда 3. Учитель: Помни: вопрос – твой помощник! Демонстрация слайда 4. Учитель: -Существует еще один способ действия при определении правильного написания -тся и -ться в глаголах. -Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь? Вводится понятие инфинитива (неопределенной формы глагола). Учитель: -Откройте учебник «Теория» § 84 на стр. 119 и прочитайте орфографическое правило. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы. | Запись темы урока в тетради. Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно делают вывод, анализируя языковой материал: «Выбор написания зависит от вопроса, на который отвечает глагол». Работают с таблицей и самостоятельно делают вывод о том, что выбор написания -тся и -ться зависит от формы глагола. Открывают учебник «Теория» §84, читают правило, делают выводы: «Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу». | 8 мин |
3 | Сообщение нового материала | 1. Таблица с интерактивными блоками. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) (№ 1 п.1) 2. Электронный учебный модуль информацион- ного типа по теме "Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ" (№1 п.2) | Представляет новый материал в виде таблицы с интерактивными блоками. Используя материалы ЭУМ, предлагает детям самостоятельно объяснить изученную орфограмму. Беседа по таблице (слайд 5). Учитель: -Объясните, пожалуйста, опираясь на примеры в таблице, когда надо писать -ться и -тся в глаголах? Работа с ЭУМ И-типа (слайд 6). Учитель: -Ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Давайте вспомним, что же такое глагол? -Какие глаголы называются возвратными? Вводится понятие возвратности – невозвратности глагола. -Почему в одном глаголе перед -ся пишется Ь, а в других нет? -Послушайте «Правило Мойдодыра и трубочиста». Нажмите на воспроизведение звука. -Выполните задание: вставьте пропущенный Ь, если это нужно. Проверьте себя! Работа с таблицей. Учитель: -Как проверить правописание возвратных глаголов? Задайте вопрос к выделенным жирным шрифтом глаголам. Проверьте себя! | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом. Выполняют задания на компьютерах. Дают определение глагола как части речи. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 1). Дают определение возвратности глагола. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 2). Читают текст (сцена 1) и находят возвратные глаголы, выделяя синим цветом глагол, в котором перед -ся пишется Ь, а два других – коричневым цветом (сцена 2). Слушают и воспринимают информацию (сцена 3, «Правило Мойдодыра и трубочиста»). Выполняют задание на компьютере (сцена 3, задание) Выполняют задание по таблице (задают вопрос, применяют «Правило Мойдодыра и трубочиста»). Примечание: в необычном названии правила используется игровой элемент занимательности. Завершают работу и получают результаты ее выполнения. | 10 мин |
4 | Физминутка | Мультимедиа Презентация Power Point (слайд 7). | Проводит физминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке. | Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение. | 1 мин |
5 | Закрепление изученного материала | Электронный учебный модуль практического типа (№ 2) | Определяет ЭУМ П-типа (слайд 8). Контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений. Учитель: -Выполните задание к сцене 1: выберите транскрипцию из выпадающего списка Подтвердите ответ. -Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! -Прослушайте задание к сцене 2 и выполните его (распределите примеры по таблице). Подтвердите ответ. -Всегда ли легко поставить вопрос к возвратному глаголу? Попробуйте это сделать. Покажите, что у вас получилось с помощью стрелок (сцена 3). Подтвердите ответ. -Прослушайте задание к сцене 4 (выберите из списка объяснение вашим действиям) и выполните его. Подтвердите ответ. | Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям. Выполняют задания на компьютерах и получают результаты. | 10 мин |
5 | Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели). | Электронное задание "Мягкий знак перед -ся" Варианты 1, 2, 3, 4 (№ 3) | Определяет ЭУМ К-типа (слайд 9) индивидуально для каждого учащегося (по вариантам). Учитель: -Перед вами предложения из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, в которых вы найдете возвратные глаголы. Задание: там, где надо, впечатайте Ь вместо *, если в слове Ь не нужен, то оставьте *. Подтвердите ответ. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Помогает сформулировать выводы. | Самостоятельно выполняют задания на компьютерах и получают результаты. Обобщают и делают собственные выводы. | 11 мин |
6 | Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. | Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ. ЭУМ контрольного типа (№4) | Информирует о дифференцирован- ном домашнем задании (слайд 10), комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЭОР. Примечание: детям, имеющим дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭУМ контрольного типа. (См. ссылку слайд 10) | Записывают домашнее задание в дневниках. | 2 мин |
7 | Комментирован- ное выставление оценок | Презентация Power Point (слайд 11) | Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. Учитель: -Спасибо за урок! (слайд 11) | Анализируют результаты своей работы на уроке. | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Правописание -тся и -ться в глаголах.
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | 1. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) 2. Правописание возвратных глаголов. -Тся и -ться. | Мульти- медиа Интер- активный | 1. Таблица с интерактивными блоками 2. Электронный учебный модуль информационного типа | http://fcior.edu.ru/card/23567/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html |
2 | Правописание возвратных глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ. | Интер- активный | Электронный учебный модуль практического типа (сцены 1,2,3,4) | http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html |
3 | Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 1 (N 139312) | Интер- активный | Электронный тест | |
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 2 (N 138957) | Интер- активный | Электронный тест | ||
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 3 (N 139313) | Интер- активный | Электронный тест | ||
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 4 (N 139801) | Интер- активный | Электронный тест | ||
4 | Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ. | Интер- активный | Электронный учебный модуль контрольного типа | http://fcior.edu.ru/card/28838/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....
Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе....
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
Правописание -тся и -ться в глаголах
Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....
"Правописание -тся и -ться в глаголах"
конспект урока по ФГОС...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Открытый урок объяснения нового материала, урок -игра...
Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.
Межпредметные связи на уроках русского языка....