Урок- закрепление по теме "Деепричастие"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме
Урок- закрепление по теме "Деепричастие" с использованием регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie_povtorenie_urok_russkiy_yazyk_7_klass.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. ИКТ. Повторение и обобщение изученного о деепричастии.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте, об образовании деепричастия; закрепить правила правописания не с различными частями речи; выработать практическое умение находить деепричастные обороты и одиночные деепричастия; выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; выработать навыки конструирования предложений; составлять связный рассказ на лингвистическую тему, используя в речи деепричастия и деепричастные обороты; воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: Учебник, «опорные слова», мультимедийная доска, компьютер, репродукция картины Ф.В.Сычкова "Катание с гор"
Ход урока
I. Организационная часть
1. Приветствие учащихся
2. Сообщение темы и целей урока
3. Запись в тетрадях числа и темы урока
II. Повторение изученного. Устный опрос.
1. Определение признаков деепричастия (индивидуально)
(на интерактивной доске выведены признаки различных частей речи, учащиеся должны найти только признаки деепричастия и подвести под заголовок "Деепричастие")
Заголовок - "Деепричастие"
Признаки: род, спряжение, вид, переходность, возвратность, склонение, неизменяемость, падеж
2. Цифровой диктант (все остальные в тетрадях)
1.- глагол
2- причастие
3- деепричастие
Диктант: упав, падающий, падая, катящиеся, катиться, катаясь, смеявшиеся, смеясь, смеющийся, замирающий, замирая, замирать.
Код: 3,2,3,2,1,3,2,3,2,2,3,1
"5" –без ошибок
"4"- 2-3 ошибки
"3"- 4-5 ошибок
3. Формулировка правила о деепричастии как части речи.
III.Основная часть
1. Запись эпиграфа. Анализ высказывания.
«Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни». Ф.В.Сычков
Выступление ученика. Федот Васильевич Сычков родился в 1870 году в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рано осиротев, он получил в трехклассной земской школе, где учитель П.Е. Дюмаев первым обратил внимание на художественно одаренного крестьянского мальчика. Но прошло еще несколько лет, прежде чем Сычков, взяв в руки кисть, вступил на тернистый путь художника. Опираясь на те небольшие знания в области рисунка и живописи, которые он получил у П.Е. Дюмаева, а затем в иконописной артели Д.А. Решетникова, Ф.В. Сычков начал работать самостоятельно, писал иконы, портреты односельчан. Получив достойное образовании, Федот Сычков становится известным художником не только в Мордовии, но и во всей стране и даже зарубежом.
Учитель. Обратите внимание, ребята, сколько деепричастий и деепричастных оборотов в своём выступлении употребил ваш товарищ.
2. Знакомство с картиной "Катание с горы"
Катание с гор — зимнее развлечение детей и холостой молодежи. Катание молодежи с ледяных гор было одним из главных развлечений масленичной недели. «На горах катаемся, блинами объедаемся» — пелось в старинной масленичной песне.
Для катаний заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки, развешивали фонарики и т. д. Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки — круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу, катульки — широкие выдолбленные доски, корежки — деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками. Дети садились на санки по нескольку человек.
3. Составление предложений. Проверка предложений.
А) с опорными словами (1 ряд)
весело, катиться, санки, снег, смеяться, радоваться
Б) с деепричастиями (2 ряд)
катясь, смеясь, радуясь, не страшась, размахивая, встав
В) с деепричастными оборотами (3 ряд)
весело катясь, обогнав друзей, прицепившись сзади на санках, не боясь мороза и ветра
Какую роль в предложениях выполняют деепричастия и деепричастные обороты, как меняется предложение с деепричастными оборотами?
4. Конструирование предложений
( так, чтобы получился деепричастный оборот. Задание выполняется у доски – начертить схемы полученных предложений.)
Мальчики и девочки весело смеются и катятся на санках с горы.
Девочка поднимается в гору и тянет за собой санки
5. Морфологический разбор деепричастия (индивидуально у доски, задание на карточке)
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя3 на солнце снег лежит. (А.С.Пушкин) |
6. Коллективная работа (разбор деепричастий по составу)
( на интерактивной доске)
засыпав, скатываясь, опережая, уступив, остановившись, смеясь
7. Работа с предложением
(списать, расставив знаки препинания, выполнив синтаксический разбор)- на интерактивной доске
Федот Сычков пишет свои картины, раскрывая красоту и неповторимость деревенского быта.4
8. Работа с текстом. Выборочное письмо
(выписать из текста предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами) (текст на интерактивной доске)
"НА ГОРКЕ" НАТАЛЬЯ ГОРОДЕЦКАЯ
Обойдя хоть все дворы -
Лучше не надёшь горы.
Осторожно! Берегись!
Детвора несется вниз,
Стоя, сидя, на коленках,
На картонках, на фанерках.
Не зевайте впереди,
Оставаясь на пути!
Oго-го, смотрите сами,
Что за чудо эти сани.
Еле сели впятером
И помчались с ветерком!
По прямой, до поворота,
Позади остался кто-то.
Налетевши на сугроб,
Кто доехал, на бок - хлоп!
9.Выполнение тестовой работы по теме "Деепричастие"
( по аналогии с заданиями А4 ЕГЭ.) (на интерактивной доске)
1. Прочитав этот рассказ,…
а) …меня, как живые, окружали его герои;
б) …я много думал о событиях, описанных в нем;
в) …мне стало грустно;
г) …он мне понравился.
2. Глядя на эту ветку сирени, …
а) …мне вспомнилась моя молодость;
б) …вспомнив молодость, я вздохнул;
в) …вспоминая молодость, мне стало грустно;
г) …я вспомнил молодость;
3. Провожая меня, …
а) ...лицо его выражало сожаление;
б) ...он много о себе рассказал;
в) ...ему никто не встретился;
г) ...нас не покидало разочарование.
9. Творческая работа.
Написание сочинения-миниатюры "Катание с горы"
(с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов)
IV. Заключительная часть
1. Итог урока
- Что мы сегодня повторили?
- А что нового узнали на уроке?
- Для чего необходимы деепричастия в речи?
2. Д.З.- дописать сочинение-миниатюру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по английскому языку "Знаменитые люди". Урок закрепления.
План-конспект урока в виде игры "Индиана Джонс"....
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Цели урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся, исследовательские и творческие навыки, форми...
Урок закрепления в форме игры, в 7 классе. Тема урока: Выражения, тождества, уравнения. По учебнику: Алгебра 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
Данный урок проводиться в конце темы: Выражения, тождества, уравнения. С целью, выявить уровень усвоения пройденного материала по теме. Закрепление пройденного материала проходит в виде игры, которая ...
Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)
мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"....
Урок русского языка в 6 классе. "Числительные, обозначающие целые числа. Урок закрепления".
Урок предназначен для учащихся 6 класса. На данном уроке закрепляем знания о числительных, обозначающих целые числа, учимся отличать количественные числительные от порядковых. На уроке использую...
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...