Урок- закрепление по теме "Деепричастие"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме

Баграмян Ирина Николаевна

Урок- закрепление по теме "Деепричастие" с использованием регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_povtorenie_urok_russkiy_yazyk_7_klass.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. ИКТ. Повторение и обобщение изученного о деепричастии.

Цель:  Обобщить  и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте, об образовании деепричастия; закрепить правила правописания не с различными частями речи; выработать практическое умение находить деепричастные обороты и  одиночные деепричастия; выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; выработать навыки конструирования предложений; составлять связный рассказ на лингвистическую тему, используя в речи деепричастия и деепричастные обороты;  воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:   Учебник, «опорные слова», мультимедийная доска, компьютер, репродукция картины Ф.В.Сычкова "Катание с гор"

Ход урока

I. Организационная часть

1. Приветствие учащихся

2. Сообщение темы и целей урока

3. Запись в тетрадях числа и темы урока

II. Повторение изученного. Устный опрос.

1. Определение признаков деепричастия (индивидуально)

(на интерактивной доске выведены признаки различных частей речи, учащиеся должны найти только признаки деепричастия и подвести под заголовок "Деепричастие")

Заголовок - "Деепричастие"

Признаки: род, спряжение, вид, переходность, возвратность, склонение, неизменяемость, падеж

2. Цифровой диктант (все остальные в тетрадях)

1.- глагол

2- причастие

3- деепричастие

Диктант: упав, падающий, падая, катящиеся, катиться, катаясь, смеявшиеся, смеясь, смеющийся, замирающий, замирая, замирать.

Код: 3,2,3,2,1,3,2,3,2,2,3,1

"5" –без ошибок

"4"- 2-3 ошибки

"3"- 4-5 ошибок

3. Формулировка правила о деепричастии как части речи.

III.Основная часть

1. Запись эпиграфа. Анализ высказывания.

«Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни». Ф.В.Сычков

Выступление ученика. Федот Васильевич Сычков родился в 1870 году в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рано осиротев, он  получил в трехклассной земской школе, где учитель П.Е. Дюмаев первым обратил внимание на художественно одаренного крестьянского мальчика. Но прошло еще несколько лет, прежде чем Сычков, взяв в руки кисть,  вступил на тернистый путь художника. Опираясь на те небольшие знания в области рисунка и живописи, которые он получил у П.Е. Дюмаева, а затем в иконописной артели Д.А. Решетникова, Ф.В. Сычков начал работать самостоятельно, писал иконы, портреты односельчан. Получив достойное образовании, Федот Сычков становится известным художником не только в Мордовии, но и во всей стране и даже зарубежом.

Учитель. Обратите внимание, ребята, сколько деепричастий и деепричастных оборотов в своём выступлении употребил ваш товарищ.

2. Знакомство с картиной "Катание с горы"

Катание с гор — зимнее развлечение детей и холостой молодежи. Катание молодежи с ледяных гор было одним из главных развлечений масленичной недели. «На горах катаемся, блинами объедаемся» — пелось в старинной масленичной песне.

Для катаний заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки, развешивали фонарики и т. д. Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки — круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу, катульки — широкие выдолбленные доски, корежки — деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками. Дети садились на санки по нескольку человек. 

3. Составление предложений. Проверка предложений.

А) с опорными словами (1 ряд)

весело, катиться, санки, снег, смеяться, радоваться

Б) с деепричастиями (2 ряд)

катясь, смеясь, радуясь, не страшась, размахивая, встав

В) с деепричастными оборотами (3 ряд)

весело катясь, обогнав друзей, прицепившись сзади на санках, не боясь мороза и ветра

Какую роль в предложениях выполняют деепричастия и деепричастные обороты, как меняется предложение с деепричастными оборотами?

4.  Конструирование предложений

( так, чтобы получился  деепричастный оборот. Задание выполняется у доски – начертить схемы полученных предложений.)

Мальчики и девочки весело  смеются и катятся на санках с горы.

Девочка поднимается в гору и тянет за собой санки

5. Морфологический разбор деепричастия (индивидуально у доски, задание на карточке)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя3 на солнце снег лежит.

(А.С.Пушкин)

6. Коллективная работа (разбор деепричастий по составу)

( на интерактивной доске)

 засыпав, скатываясь, опережая, уступив, остановившись, смеясь

7. Работа с предложением

 (списать, расставив знаки препинания, выполнив синтаксический разбор)- на интерактивной доске

 Федот Сычков пишет свои картины, раскрывая красоту и неповторимость деревенского быта.4

8. Работа с текстом. Выборочное письмо

(выписать из текста предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами) (текст на интерактивной доске) 

"НА ГОРКЕ" НАТАЛЬЯ ГОРОДЕЦКАЯ 
Обойдя хоть все дворы - 
Лучше не надёшь горы. 
Осторожно! Берегись! 
Детвора несется вниз,
Стоя, сидя, на коленках, 
На картонках, на фанерках. 
Не зевайте впереди, 
Оставаясь на пути! 
Oго-го, смотрите сами, 
Что за чудо эти сани.
Еле сели впятером 
И помчались с ветерком! 
По прямой, до поворота, 
Позади остался кто-то. 
Налетевши на сугроб, 
Кто доехал, на бок - хлоп! 

9.Выполнение тестовой работы по теме "Деепричастие"

( по аналогии с заданиями А4 ЕГЭ.) (на интерактивной доске)

1. Прочитав этот рассказ,…

а) …меня, как живые, окружали его герои;

б) …я много думал о событиях, описанных в нем;

в) …мне стало грустно;

г) …он мне понравился.

2. Глядя на эту ветку сирени, …

а) …мне вспомнилась моя молодость;

б) …вспомнив молодость, я вздохнул;

в) …вспоминая молодость, мне стало грустно;

г) …я вспомнил молодость;

3. Провожая меня, …

а) ...лицо его выражало сожаление;

б) ...он много о себе рассказал;

в) ...ему никто не встретился;

г) ...нас не покидало разочарование.

9. Творческая работа. 

Написание сочинения-миниатюры "Катание с горы"

(с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов)

IV. Заключительная часть

1. Итог урока

  • Что мы сегодня повторили?
  • А что нового узнали на уроке?
  • Для чего необходимы деепричастия в речи?

2. Д.З.- дописать сочинение-миниатюру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку "Знаменитые люди". Урок закрепления.

План-конспект урока в виде игры "Индиана Джонс"....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)

Цели  урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся,  исследовательские и творческие навыки, форми...

Урок закрепления в форме игры, в 7 классе. Тема урока: Выражения, тождества, уравнения. По учебнику: Алгебра 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.

Данный урок проводиться в конце темы: Выражения, тождества, уравнения. С целью, выявить уровень усвоения пройденного материала по теме. Закрепление пройденного материала проходит в виде игры, которая ...

Урок русского языка в 6 классе. "Числительные, обозначающие целые числа. Урок закрепления".

Урок предназначен для учащихся 6 класса. На данном уроке закрепляем  знания о числительных, обозначающих целые числа, учимся отличать количественные числительные от порядковых. На уроке использую...