Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку , 4 часа в недеделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 66.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
7 класс.
Составитель: Кожемяко Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №546 г. Санкт- Петербург.
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (М..: Просвещение,2011) , в соответствии с требованиями к реализации Госстандарта общего образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях.
Программа раскрывает содержание федерального компонента госстандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.
Место предмета
Количество часов по учебному плану- 136, из них на развитие речи-25, диктанты-10.
Общее количество часов в неделю-4.
Цели обучения
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.
- Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков.
- Обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
- Применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи преподавания русского языка:
Формирование языковой, лингвистической ,коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся.
Языковая и лингвистическая ( языковедческая)компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Коммуникативная компетенция- знания , умения, навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения.
Культуроведческая компетенция-это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка , овладения русским речевым этикетом.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса.
Учащиеся должны знать:
*основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;
*изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
*основные единицы языка, их признаки;
*смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
*признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
* признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
* основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
. различать изученные стили речи;
. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
. извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
. создавать тексты изученных стилей и жанров;
. свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
. соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Используемый учебно- методический комплекс
1.Русский язык.7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.-М.: Просвещение,2011.
2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Г.А.Богданова.-8 –е изд..-М.: Просвещение, 2012.
3.Контрольные и проверочные работы по русскому языку / Е.А.Влодавская._М.: Экзамен , 2012.
4.Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий . Русский язык.7 класс/ М.Н.Махонина, Н.М.Девятова.- М.: «Интеллект-Центр»
5.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку/ Н.В.Егорова-М.: Вако, 2006.
Календарно- тематическое планирование
(7 класс)
№ ур. п/п | Тема урока | Кол. час. | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||
1 | Введение(1 час) Русский язык как развивающееся явление | 1 | Урок сообщения новых знаний | Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм русского языка | Вопросы учителя | Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» ( упр6); упр.2 по заданию. | |||
Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис и пунктуация.(15 часов: к.д.-1, р.р.-3) | |||||||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь составлять словосочетания, распространять предложения, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений. | Самостоятельная работа | Используя составленные словосочетания ( упр 7), придумать и записать текст на тему « Любимый уголок природы» | |||
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Урок практикум | Знать основные синтаксические понятия. Уметь составлять предложения по схемам. Учебное исследование. | Тест. Практикум. | Ответить на вопросы на с.6, упр.12 | |||
4. | Лексика и фразеология. | 1 | Комбинированный | Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями, различать многозначные слова и омонимы, систематизировать самостоятельно найденный материал. | Лексический диктант, самостоятельная работа. | Используя фразеологизмы , рассказать в мини-сочинении о своем друге, указав положительные и отрицательные черты характера. | |||
5. | Фонетика и орфография | 1 | Комбинированный | Знать основные фонетические понятия, характеристики звуков, орфоэпические нормы. Уметь работать с орфографическим словарем. | Тестирование. Самостоятельная работа. | Упр.22. | |||
6. | Словообразование и орфография | 1 | Комбинированный | Отрабатывать навык морфемного словообразовательного разбора. Уметь различать формы одного и того же слова составлять слова по заданной схеме. | Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка | Упр.27. | |||
7. | Морфемный и словообразовательный разборы | 1 | Урок практикум | Отработать навык морфемного и словообразовательного разбора. Уметь различать одинаково звучащие морфемы. | Орфографическая диктовка. | Упр.24 | |||
8-9. | Морфология и орфография | 2 | Комбинированный | Знать основные грамматические признаки частей речи. Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам, знать понятие паронимы. | Словарный диктант | Упр.31, сделать разборы . | |||
10. | Морфология и орфография. | 1 | Урок практикум | Знать о значении открытий М.В.Ломоносова в лингвистике. Уметь применять орфографические , пунктуационные правила. | Диктант, тест | Упр.38, для допол. Упр.43. | |||
11 | Контрольный диктант. Вводный контроль. | 1 | К.Д. | Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке. | Диктант | Устно ответить на вопросы с.20 | |||
12. | Текст. Типы речи. Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок развития речи | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста. | Работа над ошибками, беседа по вопросам. | Списать текст упр.47, озаглавить, разбить на абзацы. | |||
13-14. | Стили литературного языка | 2 | Урок развития речи. | Знать изученные стили речи. Уметь определять стили, осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности. | Составление таблицы. | Напишите сочинение-миниатюру в художественном стили об осени. | |||
15. | Подготовка к домашнему сочинению по картине И . Бродского « Летний сад осенью» | 1. | Урок развития речи. Описание картины. | Уметь составлять план сочинения по картине, собирать рабочие материалы к сочинению. | Вопросы учителя | Дописать сочинение-письмо по картине ( упр.44, с.19) | |||
Морфология и орфография. Культура речи .Причастие.( 30 часов: к.д.-1, р.р.-7) | |||||||||
16. | Причастие как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Знать формальные признаки причастия. Уметь опознавать причастия. Формировать умение конструировать предложения с причастием | Выборочный диктант, беседа | Выучить правило, п.9, упр.56. | |||
17. | Публицистический стиль | 1 | Урок развития речи. | Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема. Уметь анализировать текст публицистического стиля, отмечать характерные его черты . | Свободный диктант. | Упр.62( для сильных учащихся). Для слабых: из газет или журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив его черты. | |||
18.. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Знать грамматические признаки причастия. Уметь находить причастия в тексте, склонять причастия, правильно писать безударные окончания причастий ,составлять предложения, использую причастия. | Распределительный диктант. | Упр.67. | |||
19. | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. | Орфографический диктант, тестирование. | Упр.73,75; выучить слова в рамках ( с.26-34) | |||
20. | Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот | Выборочный диктант. | Упр.71 ( в сочинении обязательно должны быть причастия) | |||
21-22. | Описание внешности человека | 2 | Уроки развития речи. | Знать особенности текста – описания, понятие словесный портрет., Уметь составлять план, использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании. | Сочинение-миниатюра | Упр.82; рассмотрите репродукцию с картины В.И.Хабарова « Портрет Милы», подберите определения, характеризующие её лицо, позу, одежду | |||
23. | Действительные и страдательные причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний | Знать семантику действительных и страдательных причастий. Уметь различать действительные и страдательные причастия. | Словарный диктант, работа с учебником. | Упр.84, 85; выучить правило(с.38) | |||
24. | Полные и краткие страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений , в составе которых сказуемое -причастие | Тест. Выборочный диктант, работа с учебником. | Выучить п.15, упр.88 | |||
25. | Действительные причастия настоящего времени | 1. | Урок сообщения новых знаний | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. | Орфографическая диктовка, работа с учебником самостоятельная работа. | Выучить правило(с.42), упр.92 | |||
26 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | Урок закрепления полученных знаний. | Знать условия выбора гласной. Уметь применять изучаемую орфограмму. | Выборочный диктант, тренировочные упражнения | Выучить таблицу на с.43 учебника, упр.94 | |||
27. | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Урок изучения нового материала. | Знать условия выбора гласной. Уметь применять изучаемую орфограмму, распознавать и образовывать действительные причастия прошедшего времени. | Диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения | Выучить п.17 ( с.45-46), упр.98 | |||
28. | Изложение(по тексту упр.100) от 3-его лица | 1 | Урок развития речи | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, находить в тексте ключевые слова(причастия), которые передают его основную мысль; писать изложение с изменением лица рассказчика. | Изложение от 3-го лица. | ||||
29. | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь распознавать и образовывать страдательные причастия настоящего времени. | Словарно- орфографи- ческая работа | Выучить правило на с.48-49 учебника, упр.102,107 (диктант), сделать табличку с суффиксами –енн- и –нн- | |||
30. | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, правило написания суффиксов –енн-, -нн-. Уметь распознавать и образовывать страдательные причастия прошедшего времени. | Тренировочные упражнения, работа с учебником, объяснительный диктант. | Выучить правило на с.52-53 учебника, упр.109. | |||
31 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастий | 1 | Урок изучения нового материала | Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастий и прилагательных , образованных от глаголов. Уметь образовывать полные и краткие причастия прошедшего времени. | Словарно-орфографическая работа | Выучить п.20(с.55), упр.112,113 | |||
32. | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | Урок изучения нового материала | Знать условия написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных Уметь их различать. | Объяснительный диктант | Упр.115, выучить правило, записать таблицу в тетрадь, п.21 (с.57) | |||
33. | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | Урок -практикум | Знать условия написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных Уметь их различать. | Практическая работа | Повторить правила с.57,61,упр.124 | |||
34. | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать условия написания одной и двух н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных Уметь их различать. | Тест , упражнения учебника. | Упр.127 | |||
35-36. | Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя) Отрывок из рассказа М.А.Шолохова « Судьба человека» | 2 | Уроки развития речи | Уметь писать выборочное изложение, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики | Изложение. | Подготовиться к словарному диктанту | |||
37. | Морфологический разбор причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор причастия | Комплексный анализ теста | Выучить порядок морфологического разбора причастия п.23, упр.131, выяснить по толковому словарю лекс.знач.слов в рамочке. | |||
38. | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | Урок изучения нового материала | Знать условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Уметь различать частицу не и приставку не-, графически обозначать условия написания. | Объяснительный диктант | Упр.136, выучить правило на с.67, запомнить написание слов в рамочке на с.66-68 | |||
39. | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | Урок закрепления знаний | Знать условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Уметь различать частицу не и приставку не-, графически обозначать условия написания. | Тест | Выучить правило | |||
40. | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать правило правописания гласных е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой | Объяснительный диктант | Выучить правило с 70,п.25, упр.143, упр.146 (мини-сочинение) | |||
41 | Сочинение по личным наблюдениям на тему « Вы с ним знакомы» | 1 | Урок развития речи | Уметь подбирать и систематизировать материалы к сочинению по личным наблюдениям; писать сочинение , выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики | Сочинение | Повторить правила. | |||
42. | Повторение и обобщение изученного о причастии | 1 | Урок -практикум | Знать теоретический материал Уметь применять на практике правила | Тест | Упр.151,158 | |||
43. | Контрольный диктант по теме:» Причастие» | 1 | К.Д. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание. | Диктант с грамматическим заданием | Повторить сведения о типах и стилях речи | |||
44. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок работы над ошибками | Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Знать орфограммы ипунктограммы | Работа с текстом диктанта ( работа над ошибками) | Составить карточку для своего соседа по парте (словарные слова с пропущенными буквами-15 слов) | |||
Деепричастие - 12 часов: к.д.- 1, р.р.-2 | |||||||||
45. | Деепричастие как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятие о деепричастии как части речи. Уметь находить в предложении, определять их синтаксическую роль. | Словарный диктант | Правило с. 77, упр.161 | |||
46. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятие деепричастный оборот. Уметь распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их, подчеркивать деепричастия и д.о.как члены предложения. | Комплексный анализ текста | П.26, с.76-77 , составить | |||
47. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | Урок -практикум | Знать понятие деепричастный оборот. Уметь распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их, подчеркивать деепричастия и д.о.как члены предложения. | Тест | П.27(с.78,80), упр.165,167 | |||
48. | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | Урок изучения нового материала | Знать правило правописания не с деепричастиями. Уметь распознавать и графически обозначать условия написания не с разными частями речи. | Объяснительный диктант | П.28, упр.173 | |||
49. | Деепричастие несовершенного вида. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид. | Словарно-орфографическая работа | П.29, с.84, упр.177 | |||
50. | Деепричастие совершенного вида. | 1 | Урок изучения нового материала | Знатьспособы образования деепричастий совершенного вида; условия выбора гласных перед суффиксами –в и –вш деепричастий совершенного вида. Уметь распознавать и образовывать деепричастия совершенного вида. | Работа с текстом | П.30, с.86, упр.185, выучить словарные слова | |||
51-52. | Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»(от имени одного из действующих лиц картины) | 2 | Уроки развития речи | Знать жанровые особенности и композицию рассказа, творческую историю создания картины « Вратарь»(кратко). Уметь писать сочинение –рассказ на основе картины от имени одного из действующих лиц. | Сочинение | Упр.186 | |||
53. | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор. | Комплексный анализ текста | П.31, выучить план разбора, упр.188 | |||
54. | Повторение по теме: «Деепричастие» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь применять правила , расставлять знаки препинания, подчеркивать деепричастия как члены предложения, выполнять морфологический разбор. | Тест, объяснительный диктант | Упр.193 | |||
55. | Контрольный диктант по теме : « Деепричастие» | 1 | К.Д. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание. | Диктант с грамматическим заданием | Подготовиться к тестированию по теме : «Деепричастие» (по материалам ЕГЭ) | |||
56. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Тестирование . | 1 | Урок работы над ошибками | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками. | Работа с текстом диктанта ( работа над ошибками) | Подготовиться к словарному диктанту с.26-28 | |||
Наречие- 25 часов: к.д.-2, р.р.-6 | |||||||||
57. | Наречие как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятие наречие, общее грамматическое значение, морфологические признаки. Уметь распознавать наречия и определять их синтаксическую роль | Словарная диктовка, орфографическая пятиминуткка. | П.32 с.93-94 придумать грамматическую сказку о любознательном наречии(где, когда ,куда, откуда, почему, зачем и как ); упр.199 | |||
58-59. | Смысловые группы наречий | 2 | Урок изучения нового материала | Знать смысловые группы наречий. Уметь правильно ставить вопрос к наречиям и определять их смысловую группу. | Распределительный диктант | П.33, упр.208, инд. зад – 201, составить и записать 10 словосочетаний используя наречия (по картине « Первый снег») | |||
60-61. | Сочинение по картине И.Попова« Первый снег» в форме дневниковых записей. | 2 | Уроки развития речи | Знать понятие дневниковые записи, творческую историю картины. Уметь писать сочинение в форме дневниковых записей. | Сочинение | Повторить смысловые группы наречий и степени сравнения прилагательных | |||
62-63. | Степени сравнения наречий | 2 | Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний | Знать понятия сравнительная и превосходная степень сравнения наречий, способы образования степеней сравнения. Уметь отличить сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных. | Текущий контроль | Выучить правило п.33, упр.215, подготовиться к словарному диктанту. | |||
64. | Морфологический разбор наречия. | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор | Комплексный анализ текста | Упр.216 | |||
65. | Контрольный диктант по теме : « Наречие». | 1 | К.Д. | Уметь применять полученные знания , соблюдая орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка. | Диктант | Подобрать материал к сочинению | |||
66. | Сочинение –рассуждение на тему «Прозвища» | 1 | Урок развития речи | Знать особенности рассуждения как типа речи, композицию рассуждения. Уметь самостоятельно писать сочинение-рассуждение на заданную тему, доказывать свою точку зрения. | Сочинение | Повторить рпавила | |||
67-68. | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е | 2 | 1)Урок изучения нового материала 2) урок практикум | Знать условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и -е. Уметь правильно писать не с разными частями речи. | Работа с текстом, тест. | П.36, выучить правило на с.104, упр. 222, 226 | |||
69. | Буквы е , и в приставках не-, ни - – отрицательных наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Знать способы образования отрицательных наречий Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически. | Творческий диктант | Правило на с.108 выучить, упр.229, написать сочинение –миниатюру « Вид из окна», используя наречия | |||
70. | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать правило правописания н и нн в наречиях на –о и –е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | Тест в печатной тетради | Выучить правило орф.№59 п.38, упр.236, индивидуальное задание : трое учащихся подготавливают «немой» диктант – описание трудового процесса | |||
71. | Описание действий. | 1 | Урок развития речи | Уметь анализировать тексты, описывающие процессы труда , и определять роль наречий в них, самостоятельно описывать процессы труда | Устное сочинение | Упр.240, написать сочинение о труде в стенгазету ,в рубрику « Учимся работать» ( репортаж, интервью). | |||
72. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового материала | Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий Уметь применять правила правописания гласных после шипящих в корне , суффиксе и окончании в разных частях речи. | Творческий диктант | Выучить правило орф.60,п.40, упр.243 | |||
73. | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать условия выбора гласных о и а на конце наречий. Уметь определять способ образования наречий, пользоваться алгоритмом выбора гласных. | Работа с текстом | Выучить правило на с.115 орф.61, п.41; составить тест или карточку с пропусками для соседа по парте по теме «Наречие» ( не мене 20слов) | |||
74. | Изложение с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, находить в тексте слова , выражающие отношение автора к персонажам, писать изложение близко к тексту, выполнять творческое задание к тексту. | Изложение с элементами сочинения. | Повторить правила | |||
75-76. | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний | Знать условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Уметь определять способ образования наречий | Объяснительный диктант. | Выучить таблицу , слова в рамке с.119-122, упр.254 | |||
77. | Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова « Друзья» | 1 | Урок развития речи | Знать творческую историю картины друзья(кратко), особенности работы над сочинением по картине. | Сочинение. | Составить тест по изученному материалу на тему «Наречие» | |||
78. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях , образованных от существительных и количественных числительных | 1 | Урок изучения нового материала | Знать условия слитного написания наречий. Уметь определять способы образования наречий, обозначать графически данную орфограмму, различать наречия и омонимичные им слова других частей речи. | Словарный диктант | Выписать и выучить наречия в рамках с.120-121, упр.261,262 | |||
79. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Знать правило правописания мягкого знака на конце наречий после шипящих. Уметь обозначать данную орфограмму графически. | Объяснительный диктант | Упр.266, ответить на в-сы с.123-124, составить диктант для соседа по парте по теме : « Наречие» | |||
80. | Повторение по теме: «Наречие» | 1 | Урок закрепления знаний | Уметь применять изученные правила на письме. Знать теоретический материал | Тест | Подготовиться к контрольному диктанту | |||
81. | Контрольный диктант по теме : « Наречие». | 1 | К.Д. | Уметь применять изученные правила на письме. | Диктант с грамматическим заданием | Подготовить карточку для соседа из словарных слов, с пропусками орфограмм | |||
Категория состояния- 4 часа : р.р-2. | |||||||||
82. | Категория состояния как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятие категория состояния, общее грамматическое значение , морфологический признак и синтаксическую роль категории состояния. Уметь распознавать и отличать от наречий | Работа с текстами упражнений учебника. | Упр.282. | |||
83. | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь выполнять морфологический разбор | Комплексный анализ текста | Подготовить ответы на вопросы с.132, упр.283. | |||
84. | Сжатое изложение с описанием состояния природы К.Г.Паустовский « Обыкновенная земля» | 2 | Уроки развития речи | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле . | Изложение. | ||||
Самостоятельные и служебные части речи-1 час | |||||||||
85. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок изучения нового материала | Знать отличие самостоятельных частей речи от служебных. Уметь конструировать предложения, используя служебные части речи | Беседа, работа с учебником, объяснительный диктант | Проштудиро- вать теоретический материал с.133,134, упр.288 | |||
Предлог-12 часов: к.д.- 1, р.р.-2 | |||||||||
86. | Предлог как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению, владеть терминологией (отыменные, наречные, отглагольные предлоги) Уметь находить предлоги. | Работа с учебником, объяснительный диктант | Упр.289 | |||
87. | Употребление предлогов | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь определять , какие смысловые отношения выражают предлоги, употреблять предлоги в устной и письменной речи, писать предлоги с другими словами раздельно | Словарный диктант | Упр.294,п.49 | |||
88-89. | Непроизводные и производные предлоги | 2 | 1)Урок изучения нового материала 2)Урок закрепления знаний | Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь находить непроизводные и производные предлоги в тексте | Комплексный анализ текста | П.50, упр.301, 302 | |||
90. | Простые и составные предлоги | 1 | Урок изучения нового материала | Знать простые составные предлоги. Уметь различать предлоги и синонимичные части речи | Самостоятельная работа | Упр.304 | |||
91. | Морфологический разбор предлога | 1 | Урок изучения нового материала | Знать порядок морфологического разбора, уметь выполнять морфологический разбор предлогов | Игра « Кто больше?» , работа с учебником | Выучить порядок морфологического разбора предлога, п.52, упр.305 | |||
92-93. | Репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной« Детская спортивная школа» по данному началу. | 2 | Уроки развития речи | Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу | Работа с текстом учебника | Повторить словарные слова, материал о производных предлогах | |||
94-95. | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | 1)Урок изучения нового материала 2)Урок закрепления знаний | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов | Словарный диктант, работа с учебником | П.53, с.144-145, упр.309,310 | |||
96. | Повторение по теме: « Предлог» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи. | Тренировочные упражнения учебника | Подготовиться к контрольному диктанту,индивидуальное задание: написать рассказ о том какие орфографические умения и навыки получают учащиеся при изучении темы « Предлог» | |||
97. | Контрольный диктант по теме: « Предлог» | 1 | К.Д. | Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант | Повторить материал « Говори правильно» с.216 | |||
Союз- 13: к.д.- 1 ,р.р.- 2 | |||||||||
98. | Союз как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем | Работа по орфоэпии, самостоятельная работа. | Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева упр.316, упр.317 пис. | |||
99. | Простые и составные союзы | 1 | Урок изучения нового материала | Знать о классификации союзов по строению на простые и составные Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению | Тренировочные упражнения, составление плана текста о Ф.И.Буслаеве | Сочинить грамматическую сказку « Союз-служебная часть речи»; подобрать из текста 10 предложений с составными союзами | |||
100 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать классификацию союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи, уметь различать соч. и подчин. союзы | Объяснительный диктант | П.56, упр.322 | |||
101 | Запятая между простыми предложениями в составе сложного. | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных | Тренировочные упражнения | Упр.325,п.37 | |||
102 | Сочинительные союзы | 1 | Урок изучения нового материала | Знать классификацию сочинительных союзов. Уметь находить и различать сочинительные союзы по значению | Тренировочные упражнения, объяснительный диктант. | Упр.336, п.58 | |||
103 | Подчинительные союзы | 1 | Урок изучения нового материала | Знать группы подчинительных союзов по значению Уметь определять значения подчинительных союзов | Орфографическая диктовка, тестирование, тренировочные упражнения | П.59,упр.338 | |||
104 | Морфологический разбор союза | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи, выполнять морфологический разбор, производить синонимичные замены в предложениях | Словарный диктант, работа с учебником | П.60, подобрать пословицы, загадки, высказывания писателей о книге | |||
105-106 | Сочинение « Книга- наш друг и советчик» | 2 | Урок развития речи | Уметь составлять план , строить рассуждения с использованием литературного материала | Сочинение | Подготовиться к словарному диктанту | |||
107-108 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | 2 | Урок изучения нового материала | Знать правила написания союзов, уметь правильно применять союзы в речи, отличать их от наречий и местоимений | Орфографическая диктовка, беседа, составление таблицы | П.61, правило с.162, упр.344 | |||
109 | Повторение по теме «Союз» | 1 | Урок повторения и обобщения изученного материала | Знать и применять на письме изученные орфограммы, уметь давать развернутые ответы на поставленные вопросы. | Тренировочные упражнения, работа с текстом, объяснительный диктант | Подготовиться к диктанту, упр.356 | |||
110 | Контрольный диктант по теме : « Союз» | 1 | К.Д. | Знать морфологические признаки союза, уметь применять изученные правила на письме. | Диктант с грамматическим заданием | ||||
Частица -15: к.д.-1, р.р.-4 | |||||||||
111 | Частица как часть речи. Работа над ошибками , допущенными в диктанте. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь находить частицы в тексте, анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками, объяснительный диктант | П.62, упр.357 | |||
112 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | Урок изучения нового материала | Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов, правила речевого этикета. Уметь применять изученные орфограммы. | Тренировочные упражнения, составление таблицы | П.63, таблицу выучить, упр.362,363 | |||
113-114 | Смысловые частицы | 2 | 1)Урок изучения нового материала 2)Урок закрепления знаний | Знать разряды частиц.уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц | Выборочный диктант, тренировочные упражнения, тестирование | П.64, слова в рамках на с.172-174, упр.372 (письменно), 374 (устно) . | |||
115 | Сочинение на тему» Как мне стать чемпионом»(упр.374) | 1 | Урок развития речи | Знать признаки текста Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения, выражать свое мнение. | Сочинение | Упр.374 дописать , выполнить морфологический разбор указанных слов. | |||
116 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм | Работа с текстом учебника | П.65 с.176-177, упр.381 | |||
117-118 | Сочинение по картине К.Ф.Юона« Конецзимы.Полдень.» | 2 | Уроки развития речи | Уметь составлять текст-рассказ по картине, владеть речью, осваивать сложные конструкции | Сочинение | Подготовиться к словарному диктанту | |||
119 | Морфологический разбор частицы | 1 | Урок изучения нового материала | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор | Творческое списывание, тренировочные упражнения, словарный диктант | Составить карточку из 20 слов на дефисное и раздельное написание слов разных частей речи | |||
120 | Отрицательные частицы не и ни | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятия о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях. Уметь определять смысл положительных и отрицательных значений | Работа с учебником | П.67, правило, упр.390, 391(устно), выяснить лексическое значение слов карикатура и сатира | |||
121 | Различие приставки и частицы не | 1 | Урок изучения нового материала | Знать разряды частиц по значению и употреблению. Уметь опознавать языковые единицы и явления, проводить различные виды их анализа, правильно писать слова разных частей речи с не | Орфографическая диктовка, объяснительный диктант | П.68, с.182, упр.399 | |||
122 | Сочинение- рассказ по данному сюжету | 1 | Урок развития речи | Уметь выстраивать схемутекста- повествования , определять основную мысль рассказа, составлять текст –рассказ по данному сюжету от лица одного из героев | Работа по тексту учебника | Закончить работу | |||
123 | Частица ни, приставка ни, союз ни-ни | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь различать приставку ни-, частицу ни, союз ни-ни, графически обозначать условия выбора | Работа по учебнику, словарный диктант, тест | П.69, выучить правило, упр.406 | |||
124 | Повторительно –обобщающий урок по теме : « Частица» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц. Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи | Объяснительный диктант, тестирование, контрольные вопросы с.187 | Упр.413 устное выступление на тему « Моя природа» | |||
125 | Контрольный диктант по теме : « Частица» | 1 | К.Д. | Знать морфологические признаки , орфографию предлога, союза,частицы Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант с грамматическим заданием | Повторить сведения о служебных частях речи, составить карточку для соседа из 20 слов по теме : « Служебные части речи» | |||
126 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | Урок изучения нового материала | Знать информацию о междометии как части речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи. | Работа с учебником | Выучить правило на с.190, п.70, упр.416 | |||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах-10 часов:к.д.-1,р.р.-2 | |||||||||
127 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | 1 | Урок развития речи | Знать разделы науки о языке и единицы языка, разные виды разборов, средства художественной выразительности, особенности текстов различных стилей. Уметь выполнять разные виды разборов, создавать тексты разных видов и стилей. | Работа с учебником, работа над текстами разных стилей, беседа | Упр.423, 427(устно) | |||
128 | Контрольное сочинение «Удивительное рядом» | 1 | Урок развития речи | Уметь связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | Повторить словарные слова | |||
129 | Фонетика и графика | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Знать теоретический материал по теме Уметь писать без ошибок, выполнять фонетический разбор слов | Текущий контроль | Упр.430 | |||
130 | Лексика и фразеология | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Знать теоретический материал. Уметь определять лексическое значение слов, определять стили речи, работать со словарями | Тест | Упр.433 | |||
131 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Знать теоретический материал. Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разборы слов | Тестирование | П.76, 439(устно). | |||
132 | Морфология | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Знать теоретический материал. Уметь различать части речи, соблюдать морфологические нормы, выполнять морфологический разбор слов | Тестирование | П.77, упр.444 | |||
133 | Орфография и пунктуация | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Знать теоретический материал. Уметь применять изученные орфограммы, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях | Предупреди- тельный диктант , тест | П.78,упр.453 | |||
134 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Знать теоретический материал. Уметь применять изученные пунктуационные правила | Самостоятельная работа | П.79, упр.463 | |||
135 | Итоговый тест за курс 7 класса. | 1 | Контрольный тест | Знать теоретический материал по разделам русского языка, изученные в 7 классе. Уметь применять на практике полученные знания, умения, навыки. | Тест | ||||
136 | Урок-игра «Знай и люби русский язык» | 1 | Урок обобщения изученного | Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях | Игра |
Всего уроков за год -136 ; из них развития речи- 25 ; контрольных работ- 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....